РћСЃРёРїРѕРІ Р’.Рџ.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Применение методики «Способность понимать модель психического» в норме и при шизофрении

Румянцева Е.Е. (Москва, Россия)

 

 

Румянцева Екатерина Евгеньевна

–  кандидат психологических наук, младший научный сотрудник отдела медицинской психологии; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья», Каширское шоссе 34, Москва, 115522, Россия. Тел.: 8 (499) 615-93-38.

E-mail: rumyantsewa@gmail.com

 

Аннотация. Cтатья посвящена применению полуструктурированного интервью «Способность понимать модель психического» («СПМП») в группах психически здоровых взрослых испытуемых и больных шизофренией. Известно, что нарушения общения устойчиво регистрируются при шизофрении. В статье данная проблема рассматривается в рамках современного подхода т.н. «модели психического» («theory of mind»), то есть способности человека понимать свой собственный «ментальный» мир, свои мысли, намерения и чувства и «ментальный» мир другого человека. В исследовании принимали участие 86 больных шизофренией (F20 по МКБ-10; 24 женщины и 62 мужчины). Все больные были в клинически стабильном состоянии, обследовались на этапе становления ремиссии. Средний возраст больных шизофренией — 23,1 ± 3,8 лет у мужчин, 23,1 ± 3,6 лет у женщин. Контрольной группой выступали психически здоровые испытуемые — 157 человек (67 мужчин и 90 женщин). Средний возраст психически здоровых испытуемых составил 21,2 ± 3,1 лет у мужчин, 20,5 ± 1,6 лет у женщин. Для обследования модель психического были использованы следующие методики: тест «Чтение психического состояния другого по взгляду» («Reading the mind in the eyes») и полуструктурированное интервью «Способность понимать модель психического» (СПМП). Структура «модели психического» была описана в схеме, позволившей отдельно рассмотреть то, как испытуемый выстраивает свою собственную «модель психического» и то, как испытуемый выстраивает «модель психического» другого человека. Данная схема была проверена с помощью конфирматорного факторного анализа (КФА). Согласно результатам КФА, полуструктурированное интервью «СПМП» является адекватным инструментом для обследования разных модальностей «модели психического» у психически здоровых испытуемых (χ² = 15,515; p = 0,217) и у больных шизофренией (χ² = 10,871; p = 0,540). Таким образом, с помощью полуструктурированного интервью «Способность понимать модель психического» («СПМП»), можно исследовать разные аспекты «модели психического»: и то, как испытуемые выстраивают свою собственную «модель психического», и то, как они выстраивают «модель психического» другого человека. Применение полуструктурированного интервью «Способность понимать модель психического» является адекватной методикой для исследования функционирования «модели психического» в группах психически здоровых испытуемых и при эндогенной патологии в молодом возрасте. В статье приводится текст русскоязычной версии полуструктурированного интервью «Способность понимать модель психического» («СПМП») и ключ к обработке интервью.

Ключевые слова: шизофрения; социальное познание; модель психического; theory of mind; полуструктурированное интервью «Способность понимать модель психического».

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

При шизофрении устойчиво регистрируются нарушения общения. Такие специфические расстройства, как аутизм, нарушения понимания эмоций, нарушения мышления, нарушения поведенческих реакций, считаются облигатными при шизофрении [9]. Согласно данным отечественных исследователей, изучавших нарушения общения при шизофрении с позиции патопсихологии, нарушения общения являются важной составляющей патопсихологического синдрома шизофренического дефекта [4; 5; 6]. Больные шизофренией склонны формально и рационально воспринимать эмоциональные стимулы. При выполнении менее структурированных и более неопределенных заданий на распознавание эмоций больные шизофренией совершают больше ошибок [6]. Понимание ситуаций, в которых присутствует эмоциональный компонент, снижено у больных шизофренией по сравнению со здоровыми испытуемыми, в том числе потому, что в определенной степени ослаблена ориентация на внутренний мир другого человека, на его состояние. Исследователями [18] обнаружены следующие особенности, которые они отнесли к аутизму больных шизофренией: 1) ослабление ориентации на эмоциональные состояния других людей; 2) ослабление направленности на анализ взаимодействия между другими людьми. Таким образом, психологическую основу аутизма при шизофрении составляют нарушение потребности в общении, снижение социальной направленности и социальной регуляции действия и поведения. Следствием этого является снижение социальной активности, недостаточное развитие социальных эмоций, снижение социальной перцепции [5]. Отмечено, что чем более грубыми оказываются нарушения социального интеллекта у больных шизофренией, тем сильнее снижается социальное функционирование [8; 16].

В последние годы в мировой клинической психологии нарушения общения при шизофрении активно изучаются в рамках подхода т.н. «модели психического» (theory of mind). «Модель психического» — это способность человека понимать как свой ментальный мир (мысли, намерения, чувства, желания), так и ментальный мир другого человека (мысли, намерения, чувства, желания) [17].

Больные шизофренией хуже психически здоровых испытуемых справляются с задачами на понимание «модели психического» [1; 19; 22; 23; 24; 27]. Обнаруживается связь между искажением понимания «модели психического» и поведенческими нарушениями у больных шизофренией [25]. Существует мнение, что больные шизофренией, скорее, не понимают, как пользоваться социальными навыками, чем не имеют представления о них [20; 21].

Таким образом, для больных шизофренией свойственно снижение понимания внутреннего мира себя и другого, что связано с дефицитарностью функционирования «модели психического».

В мировой и отечественной клинической психологии существует большая батарея методик для оценки функционирования «модели психического» у детей в норме и при психической патологии [17]. Однако методик для оценки функционирования модели психического у взрослых испытуемых существенно меньше. И в настоящий момент в психологической науке и практике существует потребность в появлении новых методик для оценки функционирования модели психического у взрослых испытуемых.

Было обнаружено снижение понимания «модели психического» другого по выражению глаз, взгляду другого человека у взрослых, больных шизофренией [10], у подростков, больных шизофренией [15], у больных депрессией [3; 7]. Нами (автор Румянцева Е.Е., редактор Зверева Н.В.) были выпущены методические рекомендации по применению методики «Reading the mind in the eyes» («Чтение психического состояния другого по взгляду») [13], что частично покрывает потребность в методиках для обследования модели психического у взрослых испытуемых. Однако потребность в расширении методического инструментария для исследования функционирования «модели психического» у взрослых испытуемых в норме и при психической патологии сохраняется.

В данном исследовании применялась методика для оценки функционирования модели психического у взрослых испытуемых — полуструктурированное интервью «Способность понимать модель психического». Данное полуструктурированное интервью было переведено с английского языка (оригинальное англоязычное название: «The theory of mind assessment scale» (Th.o.m.a.s.)) [26; 28]. Производилась адаптация интервью на группе нормативных испытуемых, затем производилась экспертная оценка ответов испытуемых [12].

Материалы и методы

Было обследовано 86 больных заболеваниями круга шизофрении (F20 по МКБ-10; 24 женщины и 62 мужчины), находящихся на излечении в ФГБНУ НЦПЗ и ГБУЗ ПКБ № 15 ДЗМ. Все больные были в клинически стабильном состоянии, обследовались на этапе становления ремиссии. Все больные получали индивидуально подобранную медикаментозную терапию. Средний возраст больных — 23,1 ± 3,8 лет у мужчин, 23,1 ± 3,6 лет у женщин. Группа больных шизофренией была поделена на подгруппы по ведущему психопатологическому синдрому. Группа больных шизофренией с ведущим аффективно-бредовым синдромом (А-Б с-м) включала в себя 26 человек. Группа больных шизофренией с ведущим галлюцинаторно-бредовым синдромом (Г-Б с-м) включала в себя 60 человек.

Контрольной группой выступали психически здоровые испытуемые — 157 человек (67 мужчин и 90 женщин). Средний возраст психически здоровых испытуемых составил 21,2 ± 3,1 лет у мужчин, 20,5 ± 1,6 лет у женщин.

Критерии включения в экспериментальную группу исследования: перенесенный первый или второй эндогенный приступ; манифестация первого приступа в период юношеского возраста; состояние становления ремиссии.

Критерии исключения испытуемых из исследования: начало заболевания (шизофрении) в детском возрасте; наличие выраженных изменений личности и продуктивных расстройств на доманифестном этапе заболевания; наличие тяжелой сопутствующей патологии, затрудняющей исследование; травмы головы в анамнезе с потерей сознания дольше 5 минут.

Для оценки функционирования «модели психического» были использованы тест «Чтение психического состояния другого по взгляду» («Reading the mind in the eyes») и полуструктурированное интервью «Способность понимать модель психического» (СПМП).

Методика «Чтение психического состояния другого по взгляду» [13] включает в себя 36 карточек непосредственно для тестирования и одну карточку «пример», с помощью которой испытуемому дается инструкция. За каждый правильный ответ испытуемый получает балл, в конце баллы подсчитываются психологом-экспериментатором. Данный тест позволяет оценить, насколько верно испытуемые выстраивают «модель психического» другого человека на основании ограниченной информации (взгляд человека).

Полуструктурированное интервью включает в себя 39 открытых вопросов, которые позволяют испытуемому свободно выражать и формулировать свою мысль. Вопросы интервью направлены на выявление способности понимать и выражать свое ментальное состояние и понимать ментальное состояние другого. Для получения более полного ответа экспериментатор может попросить испытуемого привести примеры и на основании них оценить, насколько испытуемому доступно понимание своего «внутреннего», ментального мира и ментального мира других людей — способность выстраивать «модели психического» себя и другого человека.

Ответам испытуемых присваивались баллы от 0 до 4 в зависимости от адекватности и репрезентативности их ответов. Ноль баллов присваивался, если ответ отсутствовал или был неверен, четыре балла присваивалось, если ответ был адекватным, репрезентативным, с адекватными примерами. Баллы по ответам суммировались по исследуемым шкалам. Текст интервью и информация по подсчету баллов приведены в приложении к статье.

Вопросы интервью были поделены на шкалы для измерения различных аспектов «модели психического» в соответствии с идеями авторов оригинальной версии методики.

Согласно авторской идее, вопросы интервью относятся к четырем шкалам, разным аспектам модели психического.

• 

Шкала 1 «Я — о себе» направлена на исследование знания испытуемого о собственных психических состояниях, своем ментальном мире.

• 

Шкала 2 «Другие — о себе» направлена на исследование представлений испытуемого о том, как другие люди представляют себе свой ментальный мир, как они регулируют свою ментальную жизнь.

• 

Шкала 3 «Я — о других» направлена на выявление представлений испытуемого о том, как сам испытуемый представляет себе ментальный мир других людей.

• 

Шкала 4 «Другие — обо мне» направлена на исследование того, как испытуемый представляет себе то мнение о его ментальном мире, которое есть у окружающих. Эта шкала — своего рода метавзгляд на свою модель психического.

Каждая шкала состояла из трех разделов:

1.

«Осознание» («Awareness») — направлен на исследование способности испытуемого воспринимать и дифференцировать свои убеждения, желания, эмоции и убеждения, желания, эмоции других людей.

2.

«Отношение» («Relation») — исследует способность интервьюируемого распознавать причинно-следственные отношения между различными психическими состояниями и их проявлениями, поведением.

3.

«Реализация» («Realization») — исследует способность интервьюируемого использовать эффективные стратегии для достижения своих целей.

Для статистического анализа использовалась программа Statistica 10, моделирование структурными уравнениями делалось с помощью модуля SEPATH.

Результаты и их обсуждение

Для анализа того, насколько интервью СПМП является адекватным инструментом в диагностике функционирования «модели психического» относительно ее направленности на себя, свой ментальный мир или на другого человека и его ментальный мир, была разработана схема (таблица 1), в которую были включены шкалы интервью СПМП и тест «Reading the mind in the eyes».

 

Таблица 1

Схема компонентов «модели психического» в зависимости от их направленности
на себя или на другого человека

 

Конфирматорный факторный анализ (КФА), проведенный методом моделирования структурными уравнениями, проводился с целью оценки согласованности используемых шкал методики. Были предложены 3 фактора модели психического со следующими переменными: фактор 1 — понимание себя: интервью СПМП, Шкала 1 («Я — о себе»); фактор 2 — понимание другого: интервью СПМП, Шкала 2 («Другие — о себе») и «Чтение психического состояния другого по взгляду»; фактор 3 — понимание себя и другого: интервью СПМП, Шкала 3 («Я — о других») и Шкала 4 («Другие — обо мне»). В связи с большим массивом данных в настоящей статье приводятся результаты только по двум методикам, больший объем статистического анализа предоставлен в диссертационном исследовании автора [11]. Модель КФА хорошо согласовывалась с данными (χ² = 15,515; p = 0,217). В результате проведения КФА получены следующие нагрузки факторов (таблица 2).

 

Таблица 2

Конфирматорный факторный анализ для группы нормы

 

Полученные данные позволяют утверждать, что в измерении функционирования «модели психического» в группе нормы основная роль принадлежит интервью СПМП, что видно по высоким значимым факторным нагрузкам его показателей. Факторная нагрузка теста показателей теста «Чтение психического состояния другого по взгляду» ниже, но тоже значима.

Такая же модель КФА была использована в группе больных шизофренией. Модель согласовывалась с данными (χ² = 10,871; p = 0,540). Полученные факторные нагрузки представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Конфирматорный факторный анализ для группы больных шизофренией

 

В целом результаты КФА в группе больных шизофренией аналогичны результатам в группе нормы.

Таким образом, была рассмотрена структура т.н. «модели психического» в зависимости от вектора ее направленности, который в настоящее время выделяют исследователи. Это или направленность на свой ментальный мир, понимание своих эмоций, намерений, желаний, или направленность на ментальный мир других людей, понимание их эмоций, представление об их картине мира [17; 26].

В данном исследовании только один фактор измерял направленность на свой ментальный мир — это шкала интервью СПМП «Я — о себе».

У психически здоровых испытуемых в понимание другого человека наибольший вклад вносила шкала интервью СПМП «Другие — о себе». То есть способность человека рассуждать о «модели психического» другого человека в ходе полуструктурированного интервью СПМП напрямую указывает, как субъект может выстраивать «модель психического» других людей. Также значимым оказался тест «Чтение психического состояния другого по взгляду». Представляется интересным, что именно этот тест вносит значимый вклад в понимание «модели психического» другого. Вероятно, глаза человека (взгляд) оказываются элементарной базовой единицей, позволяющей субъекту понимать состояние другого. Это также может указывать на то, что восприятие части лица дает субъекту более точное представление, чем восприятие целого лица, которое является избыточной информацией [2]. Было обнаружено, что в понимание более сложного ментального конструкта — понимание своей модели психического и «модели психического» другого человека — одновременно вносят вклад шкалы интервью СПМП «Я — о других» и «Другие — обо мне».

Результат в группе больных шизофренией, в целом, аналогичен результату в группе нормы, но вклад теста «Чтение психического состояния другого по взгляду» оказывается не имеющим статистически достоверной значимости. Это может свидетельствовать о том, что больные шизофренией меньше опираются на мимику человека при выстраивании его «модели психического» [18].

Ранее были опубликованы данные о снижении понимания «модели психического» больными шизофренией, полученные с помощью интервью СПМП [14]. В группе больных шизофренией наблюдалось снижение понимания «модели психического» — как в рамках своего собственного знания о своем ментальном мире, так и в понимании модели психического других людей. Было обнаружено, что изменение структуры модели психического неоднородно внутри группы больных шизофренией, внутригрупповые различия определяются ведущим психопатологическим синдромом. Больные с ведущим аффективно-бредовым синдромом более успешны в понимании ментального мира других людей, чем больные шизофренией с ведущим галлюцинаторно-бредовым синдромом.

Выводы

1.

Больные шизофренией больше опираются на вербальную информацию при построении «модели психического» другого человека и меньше — на мимику другого человека.

2.

Применение методики полуструктурированного интервью «Способность понимать модель психического» является адекватным для исследования функционирования «модели психического» в группах психически здоровых испытуемых и при эндогенной патологии в молодом возрасте.

3.

Использование методики полуструктурированного интервью «Способность понимать модель психического» позволяет диагностировать то, как человек понимает свой собственный ментальный мир.

 

 

Приложение 1. Полуструктурированное интервью «Способность понимать модель психического»

Данное приложение включает в себя полный текст полуструктурированного интервью «Способность понимать модель психического». Текст интервью разделен на подразделы в соответствии с тем, на обследование какой части «модели психического» они направлены.

Непосредственно при проведении тестирования авторы рекомендуют задавать вопросы в следующей последовательности: 1.1 – 1.1а – 1.2 – 4.1 – 4.1a – 4.2 – 2.1 – 2.1a – 2.2 – 3.1 – 3.1a – 3.2 – 1.3 – 1.3а – 1.4 – 1.5 – 1.6 – 1.6a – 4.3 – 4.3a – 4.4 – 4.5 – 4.5a – 4.6 – 4.7 – 2.3 – 2.3a – 2.4 – 2.5 – 2.5a – 2.6 – 2.6a – 3.3 – 3.3а – 3.4 – 3.5 – 3.5а – 3.6 – 3.7 – 3.8 – 1.7 – 1.7а – 1.8 – 1.8a – 1.9 – 1.10 – 4.8 – 3.9 – 2.7 – 2.7a – 2.8 – 2.8a – 2.9 – 2.10.  

Вопросы следует задавать в свободной разговорной форме, на том языке, понимание которого доступно испытуемому. Важно учитывать, что ответы испытуемого могут предвосхищать некоторые вопросы интервью, которые обсуждаются на более позднем этапе. А также испытуемый может сам спонтанно приводить примеры. То есть вопросы, содержащиеся в интервью, служат, скорее, ориентиром для психолога-экспериментатора, способным помочь ему узнать всю необходимую информацию.

Приложение 1.1. Инструкция

Сейчас я задам Вам несколько вопросов о том, как Вы понимаете свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей. На эти вопросы нет правильных или неправильных ответов, постарайтесь ответить на них, опираясь на свой опыт. Ответы на вопросы не должны быть чересчур подробными, когда Вас просят привести примеры, основанные на личном опыте, это делается только для того, чтобы понять, что именно Вы имеете в виду. Вы можете отказаться отвечать на любой вопрос, если Вы этого хотите. Не стесняйтесь задавать любые уточняющие вопросы, которые могут у Вас возникнуть.

Приложение 1.2. Вопросы интервью «Способность понимать модель психического»

Шкала 1 «Я — о себе».

1.1.

Вам случалось испытывать эмоции, от которых Вам становилось хорошо? Какие? В каких случаях? Можете ли Вы привести пример?

1.1a

(если ответ отрицательный). Почему Вы не можете привести пример?

1.2.

Когда Вы чувствуете себя хорошо, Вы замечаете, что при этом меняется в Ваших эмоциях и поведении? Какие это изменения? Можете ли Вы привести пример того, что Вы делаете или думаете, или того, что с Вами происходит, когда Вы чувствуете себя хорошо?

1.3.

Вам случалось испытывать эмоции, от которых Вам становилось плохо? Какие? В каких случаях? Можете ли Вы привести пример?

1.3a

(если ответ отрицательный). Вы когда-нибудь задавались вопросом — почему?

1.4.

Когда Вы чувствуете себя плохо, Вы замечаете, что при этом меняется в Ваших эмоциях и поведении? Какие это изменения? Можете ли Вы привести пример того, что Вы делаете или думаете, или того, что с Вами происходит, когда Вы чувствуете себя плохо?

1.5.

Когда вам плохо, Вы чувствуете, что понимаете причину этого? Можете ли Вы привести пример?

1.6.

Можете ли Вы сами изменить Ваше настроение, когда захотите? Как? В каких случаях? Можете ли Вы привести хоть один пример?

1.6a

(если ответ отрицательный). Почему не можете?

1.7.

Бывали ли у Вас какие-либо пожелания, что Вы при этом знали, чего Вы хотели? Что это было? В каких случаях? Можете ли Вы привести пример?

1.7a

(если ответ отрицательный). Вы когда-нибудь спрашивали себя — почему?

1.8.

Вы пытаетесь исполнять Ваши пожелания? Как? В каких случаях? Можете ли Вы привести пример?

1.8a

(если ответ отрицательный). Почему Вы не пытаетесь?

1.9.

Вам удается получить то, чего Вы хотите? Как? В каких случаях? Можете ли Вы привести пример?

1.10.

Можете ли Вы объяснить, почему Вы успешны/неуспешны (в исполнении своих пожеланий)?

Шкала 2 «Другие — о себе».

2.1.

Другие люди испытывают эмоции, от которых им становится хорошо? Какие? В каких случаях? Можете ли Вы привести пример?

2.1a

(если ответ отрицательный). По вашему мнению, почему не могут?

2.2.

Когда другие люди чувствуют себя хорошо, они замечают, что при этом меняется в их эмоциях и поведении? Какие это изменения? Можете ли Вы привести пример того, что они делают или думают, или того, что с ними происходит, когда они чувствуют себя хорошо?

2.3.

Другим людям случается испытывать эмоции, от которых им становится плохо? Какие? В каких случаях? Можете ли Вы привести пример?

2.3a

(если ответ отрицательный). По Вашему мнению, почему не случается?

2.4.

Когда другие люди чувствуют себя плохо, они замечают, что при этом меняется в их эмоциях и поведении? Какие это изменения? Можете ли Вы привести пример того, что они делают или думают, или того, что с ними происходит, когда они чувствуют себя хорошо?

2.5.

По Вашему мнению, когда другие чувствуют себя плохо, они понимают, почему это происходит? Можете ли Вы привести пример?

2.5a

(если ответ отрицательный). По Вашему мнению, почему они не понимают этого?

2.6.

И, по Вашему мнению, могут ли другие люди изменять свое настроение, когда они того захотят? Как? В каких случаях? Можете ли Вы привести пример?

2.6a

(если ответ отрицательный). По Вашему мнению, почему не могут?

2.7.

У других людей бывают какие-либо пожелания, что они при этом знают, чего они хотят? Какого рода желания у них есть? Можете ли Вы привести пример?

2.7a

(если ответ отрицательный). По Вашему мнению, почему не могут?

2.8.

Другие люди пытаются исполнять свои пожелания? Как? В каких случаях? Можете ли Вы привести пример?

2.8a

(если ответ отрицательный). По Вашему мнению, почему не могут?

2.9.

По Вашему мнению, другие люди успешно достигают того, чего они хотят? Как? В каких случаях? Можете ли Вы привести пример?

2.10.

По Вашему мнению, почему они достигают/не достигают успеха (в исполнении своих пожеланий)?

Шкала 3 «Я — о других».

3.1.

Вы замечаете, когда другие чувствуют себя хорошо? Когда это происходит? Можете ли Вы привести пример?

3.1a

(если ответ отрицательный). Почему Вы не замечаете?

3.2.

Когда Вы замечаете, что другой человек чувствует себя хорошо, что-нибудь изменяется в Ваших эмоциях и поведении? Какие это изменения? Можете ли Вы привести пример того, что Вы делаете или думаете, или того, что с Вами происходит, когда они чувствуют себя хорошо?

3.3.

Вы замечаете, когда другие люди чувствуют себя плохо? Когда Вы замечаете это? Можете ли Вы привести пример?

3.3a

(если ответ отрицательный). Почему Вы не замечаете этого?

3.4.

Когда Вы замечаете, что другой человек чувствует себя плохо, что-нибудь изменяется в Ваших эмоциях и поведении? Какие это изменения? Можете ли Вы привести пример того, что Вы делаете или думаете, или того, что с Вами происходит, когда они чувствуют себя плохо?

3.5.

Когда другие люди чувствуют себя плохо, Вы понимаете, почему это происходит? Можете ли Вы привести пример этого?

3.5a

(если ответ отрицательный). Почему Вы не можете объяснить, почему другие люди чувствуют себя плохо?

3.6.

Вы когда-нибудь хотели влиять на настроение других? Как? В каких случаях? Можете ли Вы привести пример этого?

3.7.

Вы успешны в этом? Как? В каких случаях? Можете ли Вы привести пример?

3.8.

Как Вы объясните тот факт, что вам удалось/не удалось это сделать (повлиять на настроение других)?

3.9.

Как Вы думаете — Вы понимаете желания других людей? Какие желания у них есть? Можете ли Вы привести пример?

Шкала 4 «Другие — обо мне».

4.1.

Замечают ли другие люди, когда Вы чувствуете себя хорошо? Когда они замечают это? Можете ли Вы привести пример?

4.1a

(если ответ отрицательный). Почему они не замечают этого?

4.2.

Когда другие люди замечают, что Вы чувствуете себя хорошо, меняет ли это их эмоции и поведение? Какие это изменения? Можете ли Вы привести пример того, что они делают или думают, когда замечают, что Вам хорошо?

4.3.

Замечают ли другие люди, когда Вы чувствуете себя плохо? Когда они замечают это? Можете ли Вы привести пример этого?

4.3a

(если ответ отрицательный). Почему они не замечают этого?

4.4.

Когда другие люди замечают, что Вы чувствуете себя плохо, меняет ли это их эмоции и поведение? Какие это изменения? Можете ли Вы привести пример того, что они делают или думают, когда замечают, что вам плохо?

4.5.

Когда Вам плохо, другие люди понимают причину этого? Можете ли Вы привести пример?

4.5a

(если ответ отрицательный). Почему они не понимают этого?

4.6.

Могут ли другие люди влиять на Ваше настроение? Как? В каких случаях? Можете ли Вы привести пример?

4.7.

Как Вы объясните, что им удается/не удается это?

4.8.

Как Вы думаете, другие люди понимают Ваши желания? По Вашему мнению, какие желания они Вам приписывают? Можете ли Вы привести пример этого?

Приложение 2. Критерии оценки ответов испытуемых по интервью «Способность понимать модель психического»

Ответы испытуемых на интервью записываются, затем оцениваются психологом-экспериментатором. Каждый ответ оценивается, и ему выставляются соответствующие баллы.

0 баллов ставятся:

– 

когда испытуемый отказывается отвечать, или же дает ответ «не знаю»;

– 

когда ответ непонятным образом спутан или не имеет абсолютно никакого отношения к вопросу.

1 балл ставится:

– 

когда испытуемый тратит много времени на незначительный ответ;

– 

когда испытуемый дает только односложные ответы «да» или «нет», не добавляя ничего больше, несмотря на наводящие вопросы;

– 

когда испытуемый дает тавтологический ответ, по сути, перефразирует вопрос и повторяет его;

– 

когда испытуемый приводит пример (спонтанно или после просьбы экспериментатора), который не связан с его ответом.

2 балла ставятся:

– 

когда вопрос вызывает замешательство у испытуемого, ответы на вопрос экспериментатора сформулированы неясно или непоследовательно;

– 

когда испытуемый отвечает о физическом самочувствии вместо эмоциональных переживаний (и не исправляется после наводящих вопросов экспериментатора);

– 

когда испытуемый путается в эмоциональной модальности, приводит пример об эмоциях, которые не согласуются с эмоциями в вопросе (например, отвечает о положительных эмоциях на вопрос о негативных эмоциях);

– 

когда ответ не совсем соответствует вопросу, например, когда вопрос касается эмоциональных состояний другого человека (аллоцентрическая точка зрения), а испытуемый дает ответ относительно своих эмоций (эгоцентрическая точка зрения).

3 балла ставятся:

– 

когда испытуемый может дать ясный и последовательный ответ только после нескольких наводящих вопросов экспериментатора;

– 

когда испытуемый предлагает к ответу на вопрос обобщенный и стереотипный пример (например: «Всем людям свойственно…»), бессмысленный, или пример, который относится только к поведению, а не к ментальным состояниям;

– 

когда испытуемый предлагает к ответу на вопрос пример, который относится только к поведенческой сфере, а к не эмоциональной сфере.

4 балла ставятся:

– 

когда ответ испытуемого строится на его непосредственном опыте или его опыте наблюдения за другими людьми и знаниях об их эмоциональной жизни, и испытуемый приводит к своему ответу хорошо подходящий по контексту, последовательный и детальный пример.

Приложение 3. Таблицы для подсчета баллов интервью «Способность понимать модель психического».

Это приложение содержит таблицу для кодирования и записи баллов за ответы испытуемых (таблица 4). Баллы по каждому вопросу следует вносить в соответствующие ячейки. Это позволяет провести оценку разных аспектов функционирования «модели психического» испытуемых.

 

Таблица 4

Сетка для подсчета баллов по шкалам интервью СПМП

 

Литература

1.   Ассоциация генов COMT и DRD2 со способностью больных шизофренией к пониманию психического состояния других людей / М.В. Алфимова, В.Е. Голимбет, Г.И. Коровайцева [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. – 2013. – Т. 113, № 8. – C. 50–56.

2.   Барабанщиков В.А. Тенденции восприятия индивидуально-психологических особенностей человека по частично открытому лицу // Психология. – 2006. – № 1. – С. 127–134.

3.   Депрессия и «модель психического» (theory of mind): проблема нозологической специфичности депрессивного синдрома / В.А. Солдаткин, Е.Е. Румянцева, А.М. Каргина [и др.] // Армянский журнал психического здоровья. – 2015. – Т. 6, № 2. – С. 11–17.

4.   Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Юрайт, 2014. – 367 с.

5.   Критская В.П., Мелешко Т.К. Патопсихология шизофрении. – М.: ИП РАН, 2015. – 389 с.

6.   Курек Н.С. Психологическое исследование когнитивного аспекта эмоциональных процессов у больных шизофренией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1988. – № 7. – С. 109–113.

7.   Модель психического и ее особенности у женщин с депрессиями / Е.Е. Румянцева, В.А. Ломакина, Н.В. Зверева [и др.] // Психиатрия. – 2014. – № 2. – С. 53–60.

8.   Руденко С.Л., Рычкова О.В. Нарушение социального познания у больных шизофренией как условие снижения уровня их социального функционирования // Вестник ТГПУ. – 2012. – № 6. – С. 141–147.

9.   Руководство по психиатрии: в 2 т. / под ред. А.С. Тиганова. – М.: Медицина, 1999. – Т. 1. – 705 с.

10.   Румянцева Е.Е. Методика оценки психического состояния другого по выражению глаз // Психиатрия. – 2013. – Т. 3. – С. 30–36.

11.   Румянцева Е.Е. Модель психического и когнитивное функционирование у больных молодого возраста после перенесенного эндогенного приступа: дис. … канд. психол. наук. – М., 2014. – 195 с.

12.   Румянцева Е.Е. Модель психического и когнитивное функционирование у больных молодого возраста после перенесенного эндогенного приступа: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб.: 2015. – 24 с.

13.   Румянцева Е.Е. Методические рекомендации. Оригинальная и модифицированная версии теста «Reading the mind in the eyes» (Baron-Cohen S. et al., 2001). – М.: Цифровичок, 2016. – 60 с.

14.   Румянцева Е.Е. Применение полуструктурированного интервью «Способность понимать модель психического» в норме и при шизофрении у лиц юношеского возраста // Вестник Омского Университета. Серия: Психология. – 2016. – № 1. – С. 15–21.

15.   Румянцева Е.Е., Самарина Т.Н. Методика оценки психического состояния другого по выражению глаз у подростков в норме и при шизофрении // Психологическая наука и образование (электронный журнал). – 2014. – № 3. – С. 197–207 [Электронный ресурс]. – URL: http://psyedu.ru/journal/2014/3/
Rumyanzeva_Samarina.phtml (дата обращения: 14.07.2016).

16.   Рычкова О.В., Сильчук Е.П. Нарушение социального интеллекта у больных шизофренией // Социальная и клиническая психиатрия. – 2010. – № 2. – С. 5–15.

17.   Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. – М.: ИП РАН, 2009. – 415 с.

18.   Щербакова Н.П., Хломов Д.Н., Елигулашвили Е.И. Изменение перцептивных компонентов общения при шизофрении // Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении / под ред. Ю.Ф. Полякова. – М.: Изд-во Ин-та психиатрии АМН СССР, 1982. – С. 186–203.

19.   Bora E., Pantelis C. Theory of mind impairments in first-episode psychosis, individuals at ultra-high risk for psychosis and in first-degree relatives of schizophrenia: systematic review and meta-analysis // Schizophrenia research. – 2013. – Vol. 144, N 1. – P. 31–36.

20.   Brune M. Emotion recognition, «theory of mind», and social behavior in schizophrenia // Schizophrenia Research. – 2003. – Vol. 133. – P. 135–147.

21.   Brune M. Theory of mind and the role of IQ in chronic disorganized schizophrenia // Schizophrenia Research. – 2003. – Vol. 60. – P. 57–64.

22.   Brune M., Brune-Cohrs U. Theory of mind – evolution, ontogeny, brain mechanisms and psychopathology (review) // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. – 2006. – Vol. 30. – P. 437–455.

23.   Brunet-Gouet E., Decety J. Social brain dysfunctions in schizophrenia: а review of neuroimaging studies // Psychiatry Research. – 2006. – Vol. 148. – P. 75–92.

24.   Corcoran R. Theory of mind and schizophrenia // Social cognition and schizophrenia / ed. by P.W. Corrigan, D.L. Penn. – Washington, DC: American Psychological Association, 2001. – P. 149–174.

25.   Pickup G.J., Frith C.D. Theory of Mind in schizophrenia: symptomatology, severity and specificity // Psychological Medicine. – 2001. – Vol. 31, N 2. – P. 207–220.

26.   Psychometric Properties of the Theory of Mind Assessment Scale in a Sample of Adolescents and Adults / F.M. Bosco, I. Gabbatore, M. Tirassa [et al.] // Frontiers in Psychology.  –  2016. –  Vol. 7. –  P. 566 [Электронный ресурс].  –  URL: http://journal.
frontiersin.org/article/10.3389/fpsyg.2016.00566/full (дата обращения: 08.07.2016).

27.   «Theory» of mind impairment in patients affected by schizophrenia and in their parents / S. Anselmetti, M. Bechi, M. Bosia [et al.] // Schizophrenia Research. – 2009. – Vol. 115. – P. 278–285.

28.   Th.o.m.a.s.: An exploratory assessment of Theory of Mind in schizophrenic subjects / F.M. Bosco, L. Colle, S. De Fazio [et al.] // Consciousness and Cognition. – 2009. – Vol. 18. – P. 306–319.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:616.895.8

Румянцева Е.Е. Применение методики «Способность понимать модель психического» в норме и при шизофрении // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – N 4(39) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ