Психологические аспекты онкологических заболеваний: жизнеутверждение
vs жизнеотрицание
Арпентьева М.Р. (Калуга, Россия)
|
Арпентьева Мариям Равильевна
– доктор психологический наук, доцент, старший научный
сотрудник кафедры психологии развития и образования; Калужский
государственный университет им. К.Э. Циолковского,
ул. Ст. Разина, 26, Калуга, 248023, Россия.
Тел.: +7 (4842) 57-80-38.
E-mail: mariam_rav@mail.ru
|
Аннотация.
В статье отмечается важность исследования психологических и социальных
проблем онкологических пациентов в медицинских учреждениях и оказания
им психологической помощи. Диагноз «рак» часто становится
одним из тяжелейших моментов жизни, рождающих многочисленные страхи.
Многие больные раком полагают, что диагноз «рак» —
это конец их жизни. Конечно, этот диагноз, так или иначе, означает
изменения в жизни. Они начинаются с момента постановки диагноза,
продолжаются в период лечения и потом на протяжении всей жизни.
Лечение рака может быть очень трудным и, возможно, одним из наиболее
стрессовых периодов в жизни. Поэтому с онкобольными могут и должны
работать специалисты в области психологии и психиатрии, имея дело
как непосредственно с такими больным, так и их семьями. Эта
специализация называется психоонкология, психосоциальная онкология
или поведенческая онкология. Она рассматривает психологические,
социальные и поведенческие аспекты рака. Процесс исцеления включает
решение ряда проблем и преодоление серии препятствий. Взрослые и даже
дети начинают понимать, что не может быть краткосрочной и простой
«коррекции», напротив, все неоднозначнее и труднее, чем
они думали. Большинство исследований указывают на то, что значительная
часть взрослых и детей на самом деле являются психологически устойчивыми
в борьбе с раком. Однако симуляция оптимизма может стать дополнительным
стрессовым фактором. Вполне естественно грустить и злиться, а также
радоваться и жить обычной жизнью, стремясь к достижимым целям. Для
многих людей хорошей копинг-стратегией является выяснить как можно
больше информации о раке. Кроме того, важна поддержка окружающих и
специалистов.
Ключевые слова:
рак; здоровье; больной раком; психосоциальная онкология; рецидив;
ремиссия; устойчивость.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
Психологическая онкология, онкопсихология — область знаний,
начинающая активное развитие. Это развитие во многом связано со
спецификой раковых заболеваний: полиэтиологичностью их возникновения,
непредсказуемостью течения, отсутствием гарантий исцеления [50; 66; 67;
68; 70; 72; 92]. В этих неопределенных, малопредсказуемых, разрушающих
привычное стабильное существование и сопровождающихся терминальной
угрозой ситуациях, контроль над которыми снижен или отсутствует вовсе,
у человека, наряду с активными и продуктивными, реализуются пассивные и
деструктивные формы жизнедеятельности, отношений к себе и миру.
Обыденные и даже профессиональные представления об онкологических
заболеваниях часто напоминают мифы. Неосведомленность о прогрессе в
лечении рака, незнание приемов раннего выявления и типов
новообразований, небрежное отношение к своему здоровью (физическому и
психологическому) способствуют сохранению страха перед этой болезнью и
перед больными. Стигматизация в целом связана с тем, что онкологический
больной часто и независимо от стадии заболевания воспринимается как
умирающий человек: окружающие боятся «заразиться»
этой болезнью и интенсивными негативными переживаниями больного,
испытывают страх соприкоснуться с переживаниями, опытом смерти,
умирания. Нередки и моменты, связанные с «упрощенной»
психологической моделью рака в быту: «сам виноват»
(«неправильно жил»), что разрушает отношения пациентов с
окружающими. Эти отношения осложняются переживаниями больным обиды и
раздражения, вины и стыда, одиночества и отчуждения, непонимания и
бесплодного, вне осознания смысла болезни и смысла жизни в целом,
переориентации с жизнеотрицания на жизнеутверждение, стремления
отстоять правоту. Это еще более обостряет изоляцию и стигматизацию в
целом [51; 80; 83; 85; 87; 91; 95].
Среди этих мифов особенно опасны те, которые причисляют данные
заболевания к однозначно смертельным или неизлечимым: диагноз является
серьезным стрессогенным фактором для пациента и его семьи даже в том
случае, когда возникает лишь намек на его возможность [3; 38; 39; 89].
Человек, так или иначе, переживает состояние растерянности перед лицом
нового этапа своей жизни, нового экзистенциального кризиса. Однако
сегодня общество в целом и профессионалы в частности воспринимают
болезнь менее угрожающей и в большей мере готовы видеть в болезни не
только «зло»; налицо и общее снижение стигматизации
онкологических больных, активизация большинством пациентов поиска
стратегий совладания-исцеления, оказывающих меньшее травмирующее
воздействие и позволяющее достигнуть внутренней согласованности
переживаний и осмыслений личностью себя и мира, смысла болезни и
исцеления [64; 79]. Более того, активно ставятся вопросы
психологического, социального и духовно-нравственного сопровождения
онкологический больных [4; 5; 6; 7; 8; 9; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 25;
26; 27; 28; 29; 36; 37; 40; 41; 42; 44; 48], отмечается важность
исследований проблем стратегий совладания и качества жизни
онкологических пациентов и их семей; однако мало исследований,
посвященных роли жизнеутверждения и благоговения перед жизнью в
контексте лечения и исцеления больных [50; 66; 70; 87; 92; 95].
Метод и цель исследования
Метод исследования — теоретический анализ психологических
аспектов онкологических заболеваний и возможностей коррекции
психологических состояний и особенностей личности в процессе
профилактики и лечения онкологических заболеваний. Особое внимание
уделяется такой характеристике личности, как жизнеотрицание и/или
жизнеутверждение. Выбор той или иной характеристики является важнейшим
условием исцеления. Цель работы — исследование
психологических аспектов онкологических заболеваний и возможностей
коррекции психологических состояний и особенностей личности в процессе
профилактики и лечения онкологических заболеваний, в том числе
посредством развития жизнеутверждающих тенденций в отношении личности
к себе и миру.
Основные результаты исследования и их обсуждение
В контексте проблем организации и осуществления психологического
сопровождения онкологических больных наиболее распространены исследования,
посвященные изучению психологических трудностей и психических нарушений
у больных [21; 22; 38; 39; 55; 58]. Целый ряд практиков и теоретиков
отмечает не только влияние факта заболевания и лечения онкологической
патологии на психическое состояние пациента и его семьи, но и влияние
психических факторов на возникновение, течение и исход заболевания
[63; 70; 90; 99]. На основе разных исследований можно составить
психологический профиль онкологического больного, который включает
ряд черт: доминирующая детская позиция в общении, тенденция к
экстернализации локуса контроля, высокая нормативность в ценностной
сфере, высокий порог осмысления негативных ситуации, сложность
понимания сущностных признаков происходящего, часто —
присутствие доминантной/отчужденной/потерянной матери и негативные,
жизнеотрицающие семейные концепции. Особенно негативны семейные
концепции типа «Что с того?» или «Все это все равно
не имеет смысла», «Нужно принимать все так, как есть»,
«Здоровье — это все, жизнь без здоровья — это
ничто», которые приводят к тому, что больные видят будущее
закрытым и безнадежным, они не отличают желания и потребности (нужды)
и обычно вообще не воспринимают или игнорируют потребности, при этом
проблемы будто «въедаются» в них [53; 54; 57; 61; 62; 77;
82; 88; 89]. Часты исследования, предметом которых являются способы
совладающего поведения пациентов с онкологическими заболеваниями [56;
71; 78; 81; 84] и исследования качества жизни онкологических больных,
в том числе их удовлетворенности жизнью, жизнеутверждения и
жизнеотрицания [42; 56; 63; 86].
Уже в русской медицине XVIII века указывалось, что «дальняя
причина рака есть долгая печаль», которая провоцирует негативное
отношение к жизни, жизнеотрицание в его самых разных формах, включая
психосоматические и психические реакции, суицид и самоизоляцию и т.д.
[19]. Дж. Педжет констатировал, что депрессия и присущее ей
жизнеотрицание, недовольство жизнью играют главную роль в возникновении
рака [76]. Психические факторы в развитии злокачественных
новообразований отмечал и Н.И. Пирогов, который писал о влиянии
«угнетающих душевных переживаний» на развитие данной
патологии [19]. Современные исследователи [15; 17; 20; 24; 31; 38; 40;
59; 79; 86; 88] часто отмечают роль стресса и отношений к нему в
профилактике и лечении онкологии, а также, говоря о наличии в
организме «спящих» опухолевых клеток у относительно
здоровых людей и прогрессирования опухолевого процесса у пациентов со
сниженным иммунитетом (в случае стрессов или направленного медицинского
воздействия), подчеркивают этот факт как доказательство причастности
иммунитета к патогенезу опухолевого роста: иммунная система играет
критическую роль в возникновении, прогрессировании онкологического
заболевания, а также в качестве жизни онкологических больных. В
многочисленных исследованиях онкологических больных показана
взаимосвязь психологических особенностей их личности и состояния и
физиологических состояний, в том числе состояния иммунной системы:
человек перестает защищаться от болезней и смерти на психологическом,
духовном и телесном уровнях.
Кроме того, у раковых больных часто обнаруживаются ранняя утрата
важных лиц близкого окружения, а также сохранение «пуповины»
с кем-либо из родителей, которая приводит к неспособности больного
открыто выражать враждебные чувства, к сексуальным и репродуктивным
нарушениям. Часто незадолго до начала болезни многие из больных раком
теряют значимые для них связи, будучи склонны к привязанностям и
связям с ограниченным кругом людей, жизненных ситуаций и ориентиров,
не развивающими собственную индивидуальность. Поэтому при угрозе потери
или при потере пациенты оказываются в одиночестве и в состоянии
отсутствия навыков, позволяющих справляться с подобными ситуациями
[55; 56; 71; 74; 75; 76; 86; 90]. Больной часто психологически
«не родился» или «не созрел», он существует
между утверждением и отрицанием жизни. В качестве «психологических
канцерогенов», запускающих или активизирующих раковые болезни,
исследователями выделены травмирующие жизненные события, трудности в
связи с утратой объекта и обусловленные этим страхи, нарушение
способности к выражению переживаний и трудности в преодолении
конфликтов, длительно существующее состояние безнадежности,
подавленности и отчаяния, отрицания жизни, ее ценности и ее
целостности. Многие ученые связывают риск онкологии с наличием
отягощающих переживаний в детстве: утраты одного из родителей,
отчуждённым отношением со стороны близких и жестокостью окружающих.
Часто рак свидетельствует о том, что есть «нерешенные
проблемы», усилившиеся из-за серии стрессовых ситуаций, которые
человек прошел в период 0,5—1,5 года до возникновения/активизации
рака. Бывает, что такие стрессы накапливаются, и человек заболевает не
сразу: после серии «жизнеотречений» и
«богоборчества». Типичная реакция больного на эти проблемы
и стрессы связана с переживанием беспомощности, отказа от борьбы, что
подавляет естественные защитные механизмы организма и создает условия
для возникновения и развития опухоли.
В.Д. Тополянский и М.В. Струковская [41] также развивают
классическую психоаналитическую концепцию «утраты объекта»
(«object loss») как фактора, снижающего толерантность
личности к стрессу и повышающего вероятность психосоматического
заболевания. Л. ЛеШан пишет, что юность многих пациентов была
отмечена чувством одиночества, покинутости, отчаяния, а близость с
другими людьми вызывала трудности и казалась опасной; в ранний период
зрелости пациенты либо установили глубокие, значимые для них отношения
с каким-то человеком, иногда перераставшие в сильную ревность, либо
получали большое удовлетворение от своей работы, гордились ею. Работа
или отношения такого типа становятся смыслом их существования, заслоняя
иную жизнь, Бога. Затем эти отношения и работа были потеряны: смерть
любимого человека, переезд на новое место жительства, уход на пенсию,
начало самостоятельной жизни ребенка и т.д., в результате чего вновь
возникло отчаяние, которое не имело выхода, они переживали его «в
себе» и были не способны излить свою боль, в том числе гнев потери
или враждебность невозможности прежней жизни [50; 51; 66; 72; 73; 80;
83]. При этом сами по себе личностные особенности, психотравмирующие
ситуации не являются пусковым механизмом опухолевых заболеваний. Они
являются лишь факторами риска, причем при длительном взаимодействии
между собой и в сочетании со средовыми влияниями (воздействие стрессоров
окружающей среды). Защитные силы организма ослабляются душевными
травмами, безнадежность пациента может быть преодолена при обсуждении
вопросов типа «Откуда я / Зачем я?» и вопросов о смысле
жизни, смысле болезни. Социальную изоляцию легче преодолеть, если
настроить пациента на общение — в зависимости от конкретной
ситуации. Стрессовую ситуацию можно преодолеть и/или уменьшить ее
негативные последствия, осмыслив травматически влияющие на пациента
актуальные аспекты. Стабилизацию физического состояния можно, с одной
стороны, обеспечить медицинскими методами, в том числе релаксационными
методиками и правильным образом жизни, с другой —
сбалансированностью отношений в психологической и социальной сферах.
Рак, как и многие другие иммунные заболевания, связан с желанием
самоуничтожения, стремлением человека «поедать» самого
себя; он отражает противостояние его способностей (бороться или
сдаваться, раскрывать себя миру или прятать себя). Пациент обычно
понимает заболевание как угрозу всему своему существу. Он боится не
только болей, угасания и ранней смерти, но и физических дефектов
(например, удаления части тела или органа, облысения из-за
химиотерапии), а также социальной изоляции вследствие длительного
пребывания в больнице и тревоги у близких, ограничения контактов.
Для пациентов типичны фрустрация (переживания и поведение, вызванные
непреодолимым препятствием на пути к цели), ригидность (затрудненность
в изменении стиля поведения), низкий уровень социальной
чувствительности и саморефлексии, нерациональные способы самозащиты,
фрустрационная интолерантность, бегство «в работу»
и «болезнь», поиск виновных и социальная дезадаптация
[10; 94]. Отмечается неконгруэнтность смыслов личности, проявляющаяся
в несоответствии декларируемых и глубинных смыслов личности, при этом
наблюдается противоречие между повышенным самоуважением, граничащим
с конформностью, и зависимостью от социальных норм, аутосимпатией и
самоуничижением [35].
Б. Хеллингер и его школа отмечают важность завершения
незавершённых «объектных» отношений: важно простить и
принять друга друга на уровне души, испытать чувства солидарности
(единства). Иногда этого достаточно для благополучного завершения
отношений и исцеления. Однако в некоторых случаях необходимы
дополнительные меры, например, если отношения резко оборвались, в том
числе закончились переживаниями душевной боли: обиды, вины или страха,
мести, осталась неуравновешенность или в отношениях «замешаны»
дети. Тогда желательны помощь специалиста или кропотливая работа семьи
по изучению и осмыслению родовых сценариев. Важно, что по так
называемому «закону равновесия» потомки призваны завершить
незавершённое их предками, прожить что-то за кого-то, то есть часто
заниматься решением не своих жизненных задач, а решением задач предков
(«кармой»), которые перекрывают доступ к собственному
предназначению («дхарме»). Указаниями на продуктивность
расстановки или иных процедур исследования семейного опыта являются:
• |
наличие повторяющихся сценариев, в том числе тяжелый «рок»,
передающийся из поколения в поколение;
|
• |
неустроенные партнёрские отношения, в том числе супружеские
(одиночество, неполный брак), бесплодие/бездетность;
|
• |
постоянные конфликты супругов, измены, «любовные
треугольники», разводы);
|
• |
тяжелые заболевания, психосоматические и психологические нарушения и
травмы, несчастные случаи, инвалидность, наркомания;
|
• |
конфликтные и напряжённые отношения, проблемы с родителями, детьми,
в том числе проблемы близости/дистанции, насилия, нарушения иерархии
семейных отношений;
|
• |
переживания безнадежности, уныния, необъяснимые с точки зрения реальности;
|
• |
нарушения социального взаимодействия — семьи и окружающего мира
(судимость, нетрадиционные браки, например, «гражданский»,
гомосексуальный, полигамный);
|
• |
наличие в семье родственников с тяжелой судьбой (рано умершие члены
семьи, аборты, самоубийства, инцесты и т.д.).
|
Препятствуют психологическому завершению проблемных отношений:
1) |
отсутствие опыта завершений;
|
2) |
нежелание завершения по причине привязанности — к человеку или
к тому, что приносят или «должны» приносить отношения;
|
3) |
негативные переживания (обида, злость, страх) и стремление к мести,
реваншу или сублимация, игнорирование проблем отношений;
|
4) |
смерть человека, страх ответственности и уход от ответственности.
|
Часто завершение отношений с помощью создания других отношений приводит
к хождению «по кругу» одних и тех же проблем. Рак —
повод «разомкнуть круг» взаимных претензий и обид, какими
бы тяжелыми они не были: инцест или измена, убийство или оговор и т.д.
[45; 46; 47]. Б.А. Хеллингер полагает, что «переплетения
внутри рода могут вести к раку. Тяжелые, частые или неизлечимые болезни
при исследовании в расстановке нередко оказываются следствием особой
роли заболевшего внутри его семьи. Люди с диагностированными
онкологическими болезнями часто полны ярости и гнева. В бессознательном
монологе этих больных появляется утверждение, что «прежде чем
сделаю что-то кому-то другому, сам себя убью»: болеющий человек
защищает других людей. При этом при опасных и смертельных болезнях,
включая аутоимунные и им подобные (болезни почек, сахарный диабет и
т.д.), у человека возникает стремление к смерти, желание воссоединиться
с умершими близкими людьми. Душа ждет заболевания, которое окажется
смертельным: однако путем к избавлению от подобных мыслей является
выявление личности умершего человека из семьи, после чего нужно принять
этого человека в свое сердце, отдав ему дань уважения, принять, что у
мертвого — своя судьба, у живого — своя, а происходящее
предопределено судьбой. Нужно признать величие смерти, так же, как и
величие жизни. Часто также онкологический больной представляет кого-то
из своей семьи, например, какую-то жертву. Если эта жертва не получила
уважения в семье, то больной хочет искупить эту вину или стать таким
же, как эта жертва. С одной стороны, это действие коллективной совести,
которая не осознаваема. С другой стороны, коллективная совесть действует
рука об руку с личной совестью». По его мнению, многие раковые
больные отрезаны от «Великой Души»: эта душа выходит за
пределы души рода, и для ракового больного важно снова прийти в гармонию
с чем-то большим, чем семья и род, — с Богом. И тогда эта связь
выступает как духовное измерение — ощущение связи с чем-то
большим и принадлежности к нему. На пути к такому воссоединению
полагается необходимым остановить внутренний диалог: пациент становится
тихим, спокойным, а защитные механизмы, которые работают через
традиционное описание проблемы, отступают. Душа человека получает
пространство и время, чтобы открыть себя и вывести наружу истинно
важное. Это можно назвать так: «сдаться важнейшей истине»
или «отдать себя важнейшей истине», в результате которой
человек приходит к глубокой собранности и покою. Специалист при этом
выступает как посредник, который остается внутренне собранным,
осознавающим, что что-то происходит. Контакт с Великой Душой исцеляет
изнутри, человек просто возвращается к Бытию. При этом многие вопросы
связаны с матерью, но не столько реальной, сколько символической: мать
в этом контексте — это образ большего, она — символ жизни,
врата жизни. Когда глубокая связь с нею внутренне достигнута, когда
человек смог внутренне поклониться матери, увидеть ее и отца, стоящий
за ними род и принять их как данность, как источник своей жизни и ее
часть, тогда налаживается связь с Великой Душой. Это нельзя назвать
«работой души», скорее, речь идет о «наблюдении за
душой», благоговении (немецкое «andacht», английское
«awe»), которое вводит душу в пространство глубокой
преданности: за переделами активности и пассивности, «добра»
и «зла» [9, с. 31–38; 11; 45; 46; 47; 71; 73].
С. и К. Саймонтоны сформулировали психофизиологическую модель развития
онкологических заболеваний, указав психологические характеристики
пациентов: выраженная склонность таить обиду и заметная неспособность к
прощению; тенденция к самосожалению и самооплакиванию,
самонеэффективности и беспомощности; неспособность к поддержанию долгих
и значимых отношений; неприятие себя (например, ощущение своей
греховности у религиозных людей). Основа онкологии — его
«единая матрица» — фундаментальное отрицание,
которая особенно сильно проявляется из-за утраты горячо любимого,
значимого человека в период 16—18 месяцев до диагностирования
заболевания. Помимо утраты близкого человека (развод, разлука, смерть
и т.д.), важным «пусковым» моментом являются и неприятности
на работе или судьбе в целом, а также выраженное неблагополучие в жизни
детей и внуков у взрослых, родителей и прародителей — у детей.
Они выделяют пять этапов развития психологического процесса,
предшествующего возникновению рака [37].
1. |
Детские переживания, приводящие к формированию особого типа личности,
который мы могли бы назвать жизнеотрицающим.
|
2. |
На человека обрушиваются интенсивные и длительные драматические события,
вызывающие у него стресс или, точнее, дистресс.
|
3. |
Возникшие стрессовые ситуации ставят перед человеком проблему, с
которой он не может справиться — ни внешними, ни внутренними
ресурсами, но должен «сходить в лес жизни и смерти», чтобы
приобрети новые ресурсы, выбрав то или иное.
|
4. |
Не видя возможности изменить правила своего поведения, человек чувствует
свою беспомощность и неразрешимость создавшейся ситуации. Он не готов
к долгому и утомительному путешествию, активному поиску и добыче ресурсов
совладания, он ленится, откладывает на потом и избегает решения,
перекладывая их на врачей и саму болезнь.
|
5. |
Человек отказывается от решения проблемы, теряет гибкость, способность
изменяться и развиваться: он выбирает жизнеотрицание, не требующее
усилий и развития.
|
С. Фанти, создатель микропсихоанализа, рассматривает рак и психоз
как проявления «танатоса», инстинкта разрушения и смерти:
при психозе осуществляется перемещение «танатоса» на
«психический полюс», при раке — на «соматический
полюс» [43]. Рак — проявление аутодеструкции,
сопровождающееся потерей интереса к миру и к себе, к жизни. Потеря
интереса к жизни играет решающую роль в воздействии на иммунную систему
и может привести к повышенному производству атипичных клеток. Человек,
выбирающий позицию жертвы, придает повышенное значение событиям,
которые подтверждают безнадежность его положения. Поэтому такие
социальные факторы (профессиональная стабильность, постоянство
взаимоотношений), в отличие от психических, характерных для
«раковой личности», имеют большое значение для выживания,
ремиссии и реабилитации. А такие психосоциальные стрессоры, как
социальная неустроенность, изменения социального статуса, места
жительства, недовольство работой, урбанизация, географическая и
социальная мобильность, неблагоприятная ситуация трудовой занятости,
драматические жизненные события и жизненные кризисы, включая кризисы
потери близких, скорбь, отчаяние, депрессию и безнадежность, у таких
людей часто становятся пусковыми факторами в развитии онкологических
заболеваний. Рост заболеваемости наблюдается при смещении
психологического равновесия пациентов, при котором они воспринимают
свою жизненною ситуацию как неудовлетворительную, угрожающую,
невыносимую, конфликтную и не в состоянии самостоятельно справиться с
ней [53]. Заболевают раком преимущественно люди, обладающие высокой
подверженностью стрессу и/или находящиеся в длительном и интенсивном
стрессе («длительный пассивный стресс»), который
они не в состоянии принять и переработать: провоцируется развитие
переживаний беспомощности, покинутости и страха потери источника
удовлетворения. Стрессовые ситуации («длительный пассивный
стресс») сопровождаются возбуждением гипоталамуса и
лимбической системы, что связано с ростом активности коркового и
мозгового слоев надпочечников, способствует выбросу катехоламинов и
глюкокортикоидов. Иммунодепрессивный эффект этого роста приводит к
повышению вероятности нарушений деструкции бластогенных клеток.
В целом, качественный анализ взаимосвязей психологических параметров
личности больных злокачественными новообразованиями позволил учёным
выделить совокупность значимых предикторов онкологической патологии:
1) сохранение зависимости от значимого человека («пуповинная
связь» с кем-либо из родителей, созависимость либо инфантильность,
личностная незрелость); 2) ранняя/тяжело переживаемая
(как «предательство», крах жизни, «смерть
личности» и т.д.) утрата значимого близкого человека,
являющегося объектом глубокой привязанности и любви, значимым
«объектом» незавершенных отношений; 3) неспособность
открыто выражать враждебные и иные чувства, наряду с общей
озлобленностью, мстительностью и недоброжелательностью, подавляемыми
внешними «добротой» и «воспитанностью»;
4) сексуальные и репродуктивные нарушения и проблемы близких
отношений, страх включения в глубокие отношения из-за опасности
«предательства», «использования», «крушения
иллюзий», чрезмерности материально-физических и духовных желаний
и т.д. Таким образом, пациент живет «на границе» жизни и
смерти, балансируя, но не приближаясь ни к тому, ни к другому полюсу.
Он боится и хочет узнать их, но ему «запрещено»: культурой,
родом (семьей) и обстоятельствами. Он не инициирован, потому что
инициацию — опыт смерти-возрождения — не прошли его родители.
В результате они не выбрали между жизнеутверждением и жизнеотрицанием:
жизнь их неполна, духовно бедна [51; 80; 85; 91; 95].
В философско-религиозной концепции «благоговения перед
жизнью» А. Швейцера жизнь как реальность требует от человека
недюжинных способностей не только в понимании себя и мира, особенно в
отношении к тем трудным жизненным ситуациям, с которыми он сталкивается
в своей жизни, но и жизни окружающих его людей. Она требует от него
жизнеутверждения как глубоко разделяемого и транслируемого окружающим
нравственного идеала и целостной жизненной стратегии «благоговения
перед жизнью». Понятие жизнеутверждения и дополнительное к нему
понятие жизнеотрицания помогают раскрыть глубинные процессы и диалектику
взаимодействия человека с окружающим миром. Обращаясь к понятию
«жизнеутверждение», А. Швейцер, в рамках концепции
«благоговения перед жизнью», выделяет его как компонент
благоговения, наряду со смирением (принятием жизни) и нравственным
отношением к ней. Говоря о структуре жизнеутверждения, А. Швейцер
отмечает, что оно этично, то есть опирается на важнейшие ценностные
основания жизни человека и общества, а также «содержит в себе
оптимистические волю и надежду, которые никогда не могут быть утрачены.
Поэтому оно не боится повернуться лицом к мрачной реальности и увидеть
ее такой, какова она на самом деле» [1; 2; 49]. Жизнеутверждение,
согласно А. Швейцеру, — зависящая от ценностей личности
тенденция к самореализации, к развитию («воля к прогрессу»),
а также конкретное событие духовного акта, в момент которого человек
перестает жить бездумно и посвящает себя жизни, служению ей, с
благоговением возвышая жизнь до истинной ценности, углубляя и расширяя
одухотворенную и усиленную волю к жизни. Нравственные основы жизни
придают субъекту проницательность, позволяющую отличить истинно ценное,
преобразующее, развивающее — каждого в отдельности и всех людей.
В психологии жизненных кризисов близкими понятию жизнеутверждения
являются понятия жизнестойкости и совладания, самоактуализации,
противостоящие жизни текущего по течению и тайно или явно отрицающего
жизнь потребителя, отрицающего сакральные, вечные ценности человеческой
жизни и значимость жизни и человека, склонного отчаиваться и
отказываться от саморазвития. Вслед за ними и А. Швейцером мы
полагаем, что основы жизнеутверждения (нравственные, содержательные,
инструментальные) человек черпает из опыта семьи, развития в семье.
Развитие личности предполагает конструирование определенной модели
своей жизни, включающей в себя ценности и цели жизни, представления
о себе и окружающих, способы их достижения в общении и деятельности,
опыт защитного, совладающего и самореализационного поведения, его
диахроническую и синхроническую трансмиссию. Потенциал жизнеутверждения
определяет особенности профилактики, проживания и преобразования
повседневных и кризисных трудных жизненных ситуаций, возможности
помогать себе и другим. Феномен этот связан с принятием-отвержением
человеком как себя и других людей, с оказанием и принятием помощи и
поддержки, пониманием себя и мира, с открытостью опыту и риску, с
рефлексией опыта и взаимоотношений, с переживанием себя как субъекта,
контролирующего свою жизнь и участвующего в жизни [1]. В понятиях
жизнеотрицания и жизнеутверждения выражены пафос страданий человечества
и мощь человеческого духа, развивающегося и реализующего себя там, где
даже «просто» выживание кажется невозможным, открывающего
новые горизонты и возможности там, где, как кажется, нет ничего,
кроме «стен» и тупиков, ограничений «конца»
жизни. Жизнь требует от пациента, стремящегося исцелиться,
жизнеутверждения как глубоко разделяемого и транслируемого окружающим
нравственного идеала и целостной жизненной стратегии «благоговения
перед жизнью». Помогая самому себе, а также другим людям, обучая
их и самообучаясь, воспитывая себя и других в процессе
«сражения» за жизнь, человек развивает ресурсы собственной
личности и делится ими с людьми, вольно или невольно транслирует свое
отношение к себе и миру, свою склонность так или иначе вести себя в
трудных жизненных ситуациях, свою веру в Бога, его любовь и заботу,
милость и прощение, всеприсутствие и в гармонию жизни, ее уроки и
вызовы: развиваться и утверждать жизнь, ее ценность, казалось бы,
вопреки обстоятельствам, или отчаиваться и отрицать ценность своей
жизни и жизни окружающих. Человек, благоговеющий перед жизнью,
выздоравливая сам, также стремится помогать другим людям жить, учить
их и воспитывать так, чтобы они могли справляться с невзгодами и
проблемами. Это — насущная необходимость и потребность человека,
обладающего глубокой верой в Бога и высоким потенциалом жизнеутверждения.
Напротив, люди неверующие или верующие формально — часто люди
с низким потенциалом жизнеутверждения, склонные отчаиваться и отрицать
жизнь, ее ценность, — часто нуждаются в помощи и/или создают
ситуации, приводящие к тому, что в этой помощи нуждаются окружающие,
они не решают проблемы, заложенные в диагнозе «рак», но
оставляют их решать своим близким. Поэтому, как пишут К. и С. Саймонтоны,
«физическая болезнь — это только проявление лежащих в ее
основе психосоматических процессов, которые вызываются различными
психологическими и социальными проблемами. Пока эти проблемы не будут
решены, пациент не излечится, несмотря на то, что рак может со временем
пройти» ([33; 37, с. 34] и др.).
Однако не все психологические реакции при онкологии являются
негативными: многие больные, особенно в ремиссии, находят особый
смысл в своем заболевании, например, новое понимание жизни,
повышение самопринятия и чувство превосходства [35; 52]. Происходит
«смыслостроительство», обнаружение новых жизненных
смыслов — наиболее эффективное копинг-поведение, которое
существенным образом способствует улучшению адаптации к болезни и
качества жизни пациента.
Еще У. Уолш в середине XIX века писал: «Моральные эмоции
вызывают дефективную иннервацию, что, извращая трофику, в свою очередь,
приводит к образованию рака» [99]. И. Тен-Бойл отмечает роль
религиозности или духовности в процессе совладания со стрессом:
религиозность или духовность влияют как на когнитивный (восприятие
пациентом болезни как части божественного плана), так и на
поведенческий (молитвы или обращение в церковь) аспекты копинга [97].
Эффективный религиозный копинг — выражение поддерживающих
отношений с Богом. Он позволяет найти значение болезни, обрести чувство
контроля и комфорта в ситуации заболевания. Обращение к Богу за
поддержкой является значимым ресурсом для пациентов. Заболевание
приводит к изменению жизненной позиции человека, трансформации мотивов:
на диагностическом этапе смыслообразующим мотивом становится мотив
выживания; на этапе лечения часто доминирует мотив сохранения здоровья
и выживания; в дальнейшем — мотивы социального выживания и
социального становления [30; 96].
С. Филимонов пишет: «Каждая болезнь имеет свой смысл.
Господь посылает болезнь, а вернее, попускает, в том месте, органе
или системе, где страсть, поражающая душу человека, проявляется
максимально. Болезнь же тогда является лекарством, пресекающим
дальнейшее развитие страсти» [45, с. 3]. «Онкологическое
заболевание… с религиозных позиций имеет своим назначением
«извещение» человека о том, что ему предстоит путь в
Царствие Небесное, время жизни его исчислено, отмерено… При
этом неважно, сколько времени … Важно, что свыше прозвучал
удар в колокол, призывающий к покаянию за всю прожитую жизнь.»
[Там же. С. 4]. По его мнению, «для неверующих людей диагноз
«рак» … как правило, становится настоящей трагедией
жизни. …Человек… может пойти по одному из трех путей:
1) разгульный: взять за оставшееся время от жизни все, что только
возможно… 2) рациональный: больной приходит к врачу,
осуществляет попытку излечения, … т.е. стремится помочь своему
телу; 3) духовный: больной воспринимает свое заболевание именно
как извещение о времени подготовки к вечности, не как наказание, а
как милость Божию, как предупреждение Божие о грядущей вечности»
[Там же. С. 6]. При этом он отмечает, что, поскольку «неясность
этиологии онкологических заболеваний, сомнения больных в возможности
излечимости рака, калечащий характер многих видов лечения, угрожающая
инвалидность, наконец, истинные трагедии, которые переживают больные
и близкие им люди… создает в любом онкологическом учреждении…
особенную психологическую атмосферу, предъявляющую свои исключительные
требования к искусству общения с больным», — постольку
необходимо особенно внимательно строить отношения с больными и их
семьями на всех этапах лечения. Кроме того, поскольку «это
положение усугубляется тем, что сдвиги в душевном состоянии пациентов,
реакции страха, гнева и т.д. являются проявлениями самой болезни,
которые врач должен понимать и стараться снимать всеми доступными
средствами», нужно отделять проблемы и поступки больных,
возникшие в связи с лечением и последствиями заболевания, и те,
которые явились причиной заболевания [Там же. С. 20];
«неоправданный оптимизм и запугивание, резко пессимистическое
отношение врача к возможному исходу болезни…не должно иметь
места, особенно при разговорах с больными» [Там же. С. 22].
При этом «обычно излечение связано с внутренними изменениями
человека, наступающими в Таинстве Покаяния. Очищение души ведет к
выздоровлению тела» ([Там же. С. 40] и др.).
Я. Гоулер пишет: «Диагноз «рак» не означает,
что нужно готовиться к смерти. Он означает, что нужно учиться жить
полноценно, используя весь заложенный природой потенциал здоровья.
Для начала следует понять, что рак — не нелепая случайность,
не причуда жестокой судьбы, а длительный процесс, имеющий свою историю
и свои причины. …первоочередную роль в интересующем нас
процессе играют именно духовные факторы. Большинство мыслящих людей, а
тяжелобольные в особенности, задумываются рано или поздно над главными
вопросами бытия: «Кто я? Что есть жизнь? Откуда я пришел?
Куда я иду?» Для онкологического больного эти фундаментальные
духовные проблемы нередко выступают на первый план» [19,
с. 3–4].
С.Н. Лазарев и Л. Виилма, рассматривая духовно-нравственные
и психологические аспекты онкологических заболеваний, отмечают наличие
сделанных больными ошибок осмысления себя и мира. Это, в первую
очередь, ошибки «гордыни» собственным трудом и достижениями,
привязанностью к труду в ущерб другим аспектам и ценностям жизни.
При столкновении с ситуацией «ненужности» и
«бесполезности» усилий по исправлению мира она перерастает
в жизнеотрицание и самоотрицание: человек не смог или не захотел понять
гармонию «несовершенного» мира и принять его таким, какой
он есть, без ненужных «исправлений» и жертв». Это
часто приводит к депрессиям, суицидам или — особенно при наличии
длительного стресса «несправедливости» и фрустрации иных
желаний пациента (контролировать мир и себя, быть любимым и получать
благодарность, быть продуктивным и «строить на века» и т.д.)
— к онкологии. Человек теряет любовь по дороге труда и успеха:
смысл последних выхолащивается, отрывается от жизни, человек находится
в состоянии недовольства собой и миром, особенно если его работа
оказалась «разрушенной», «ненужной», его
«несправедливо» оклеветали, отстранили, перевели на новый
участок, вызывающий у него негативное отношение и ощущение тупика и
бессмысленности, оскорбленности его «лучших намерений» и
т.д. Человеческая воля вступает в конфликт с волей Бога, и, вместо
того чтобы принять жизненный урок с любовью и «отпустить
ситуацию», человек пытается настаивать «на своем»,
упорствует, задерживая в себе и негативные переживания, и сами
«бесплодные» намерения. Кроме того, в возникновении и
развитии раковых заболеваний большую роль играют и ошибки
«ревности», привязанности, со временем перерастающей в
ненависть из-за «слишком большой» любви к ближнему,
ушедшему, изменившему или умершему, не оправдавшему «надежд»
на вечность и «безусловность» любви. Эти ошибки связаны с
нежеланием и неумением постичь и принять противоречивость и временность
жизни и отношений людей как спутников, стремление поставить отношения с
людьми выше отношений с Богом и жизнью, стремление реализовать желание
любить и быть любимым вместо способности осознавать и реализовывать
нужды любви, что препятствует потоку любви как естественной части
жизни, оставляя человека наедине с иллюзией ненужности, отверженности
и страха близких отношений [13; 24]. Как пишет Л. Виилма,
«болезнь, физическое страдание человека, есть состояние, при
котором негативность энергии превысила критическую черту, и организм,
как целое, вышел из равновесия. Тело информирует нас об этом, чтобы
мы могли исправить ошибку… Прощение — это единственная
возможность освободиться от плохого и открыть себя для хорошего. Это
наивысшая освобождающая сила» [13, т. 1, с. 6–10,
55, 334; 13, т. 2, с. 5–8].
Первопричиной каждой болезни является стресс, степень которого
определяет характер болезни. Чем больше накопилось стрессов, тем
серьезнее болезнь. Главные триггеры и «враги» здоровья
человека — страх и злоба, перерастающие в ненависть, чувство
вины и критицизм, ревность и горделивость, обиду и завистливость,
стремление обладать и властвовать, чрезмерные желания быть хорошим,
нужным, любимым, сильным и т.д. Осознаваемые и неосознаваемые, они
создают «клетки» напряжения — стресса, —
так что тело и душа человека теряют способность развиваться свободно,
а, значит, оставаться полными жизни, здоровья. Чтобы выпустить стресс
на волю, необходимо найти и понять, какой именно стресс возник в
результате той или иной ситуации, какое переживание/проблема или,
в терминах психоанализа, — «объект»,
«удерживаются», а затем простить себя и людей и попросить
прощения — у себя (в том числе своего тела) и мира. Гордыня,
пробивание себе дороги ценой любых усилий и настаивание на своем
вопреки окружению, а также высокомерие и стыд за ошибки
«пробивания», самообвинение и непрощение от того, что
«сам изгадил себе жизнь», огромная злоба против себя и
других, презрение и обвинения вместе с недобрыми намерениями —
пожеланиями зла («плохим» и «хорошим» людям),
передающимися из рода в род, переходящими из ситуацию в ситуацию,
наряду со «смиренным», горделивым страданием и
озлобленностью, самоуверенностью и доказыванием превосходства,
переживанием нелюбви и недостаточного «качества»
окружения; либо выраженная зависть к тем, у кого «получается
лучше», разочарованность и униженность и стремление доказать,
что пациент — идеален, что он
«личность»/«настоящий мужчина/женщина» и т.д.,
огромность желаний и переживаний стыда и вины, долга и ответственности,
гордости и неполноценности — основные психологические
«предикторы» онкологических заболеваний разных органов.
Прощение, как пишет Л. Виилма, не означает, что человек оправдывает
произошедшее. Оно означает освобождение, а освобождается только тот,
кто понимает, что он совершил ошибку, и через это понимание развивается.
Человек не владеет даром совершенной любви, а значит, делает ошибки и
поэтому нуждается в прощении…» [Там же. Т. 1,
с. 325–327]. Важно понимать, что прощение есть весомая
и серьезная, святая работа, которая лечит душевные и телесные раны,
а также дает жизненный опыт или мудрость, если человек научается
«пропускать» через себя все переживания: осмысливать
их, но не задерживать и не игнорировать.
Важно понимать, что, если человек создал болезнь, то он же может
ее преодолеть [18; 37]. Для этого нужно понимать, как человек ее
создал. Рак — одна из наиболее трудно осмысляемых болезней
потому, что требует открытия в себе и мире «слишком многих»
тайн и признания «слишком многих ошибок: начиная с базового
жизнеотрицания, закрепившегося в семейном сценарии, и заканчивая
повседневными обидами и мелкими «грехами»,
переполняющими «кармический сосуд», опустошение
которого позволяет человеку сохранять иммунитет и общее здоровье.
«Опустошение» жизнеотрицания возможно лишь там, где
человек стремится понимать себя и мир, исправлять ошибки, занимая
позицию «вечного ученика», радующегося и благоговеющего
перед жизнью» [1; 2; 49]. Там, будучи взрослым и ответственным,
он готов рисковать и терпеть, проявлять упорство и отказываться от
самосожалений повседневной лени, развиваться и реализовывать данное
ему, помогая реализовывать себя окружающим.
Рак называют иногда болезнью печали, при которой человек никак не
может или не хочет отпустить что-то, ему совсем не нужное, что приводит
к формированию парадоксального состояния: с одной стороны, человек
продолжает внешне жить преимущественно духовными ценностями, снаружи
становится нежнее и печальнее, а внутри нарастают озлобление, уныние
и недовольство собой и судьбой, самоедство и неприятие окружающего мира.
«Зацепленность за способности» и чрезмерная ориентация на
будущее рождают высокомерие и презрение к менее способным, ревность
как повышенное чувство собственности, «зацепленность» за
отношения с близкими ведет к зависти, презрению и ненависти. Любовь к
земному, при которой внутренняя наполненность любовью умирает и ведет
к осуждению, презрению и ненависти, а также чрезмерное пестование
духовных «начал» и гордыня ведут к раку. С.Н. Лазарев
полагает, что гордыня и неприятие травмирующей ситуации —
основной принцип жизни раковой клетки. Клетка же обязана подчиняться
организму. Рак возникает, когда неверная, жизнеотрицающая —
отрицающая или искажающая жизненные ценности — ориентация
человека сталкивается с «волей» Вселенной, Бога. Жесткое
неприятие ситуации или человека внутри — будущая тяжелая болезнь.
Чем большую любовь к Богу человек может испытывать, тем активнее душа
обращается к Нему, и болезнь становится ненужной. Для облегчения
установки связи с Богом, блокады жизнеотрицающих стратегий помогают
техники остановки сознания: это и наркомания, и болезни, и иные
«неприятности». Однако эффективнее правильное понимание
себя и мира, жизнеутверждение как ограничение деланий и постижение
нужд в процессах уединения и осмысления, поста духовного и физического,
очищающего и помогающего понять происходящее, а также покаяние и
благодарность, медитация и молитва. По мнению С.Н. Лазарева,
люди жизнерадостные, жизнеутверждающие раком, как правило, не болеют.
Наполнение любовью помогает рак исцелить. Погоня за здоровьем без
духовного развития, воспитания чувства любви и благодарности от рака
не спасает [13; 24]. Лечение раковых заболеваний необходимо сопровождать
процедурами (техниками) «перепросмотра» сделанных ошибок
и их «прощения» («отпускания») [Там же].
Чтобы подготовить себя к перепросмотру и осуществить его, нужно
создать определённое намерение, направленное на отслеживание негативных
способов реагирования на трудные ситуации, включая переживания
собственной важности и жалости к себе, гордыни и превосходства,
неприятия и неудовлетворенности и т.д. Нужно быть готовым к различного
рода «опровержениям» понимания самого себя, других людей
и мира в целом, поначалу даже болезненным. Драматические эпизоды
перепросмотра способны вызывать ситуации, символизирующие
смерть/тупик/фрустрацию, которые нужно пережить с любовью, поставив на
первое место жизнеутверждение, отказавшись от отрицания и неприятия.
При глубоком перепросмотре оживляются уроки далёкого прошлого и
предвосхищаются события будущего, и в настоящем это может вызывать
трансформацию и даже ломку (разрывы) обстоятельств и отношений.
Перепросмотр помогает достичь внутреннего безмолвия, отстраненности от
желаний, давая возможность понять истинные нужды и ситуацию, как она
есть в реальности, а не в иллюзиях человека. Внутреннее безмолвие
предполагает изменение уровня сознания (отличающегося от привычного):
прекращение внутреннего навязчивого «диалога», бесконечно
продуцирующего желания, неполноценность и гордыню, озлобленность и
разочарования.
К. и С. Саймонтоны выделяют четыре психологических этапа, выводящих
человека из кризиса к здоровью: 1) когда человек узнает, что болен
и что его заболевание может быть смертельным, он начинает по-новому
видеть свои проблемы; 2) человек принимает решение изменить свое
поведение, стать другим; 3) физиологические процессы, происходящие
в организме, реагируют на вспыхнувшую надежду и вновь появившееся
желание жить; образуется новая, положительная зависимость физиологических
процессов и психологического состояния пациента; 4) выздоровевший
больной чувствует себя «лучше, чем просто хорошо» [38].
Таким образом, изменение часто происходит как результат более или
менее «спонтанного» перепросмотра. В жизни каждого
человека, перед самым важным событием в его жизни — смертью,
перепросмотр становится одним из самых последних занятий. Кроме того,
те, у кого за плечами имеется опыт пребывания на грани жизни и смерти,
отмечают, что перед ними «проносились» эпизоды прошлого
и/или будущего: в сознании мелькают все события жизни — во всей
полноте переживаний и осознаний. Техника целенаправленного, осознанного
перепросмотра и техника «прощения» включают ряд действий:
1) |
выбрать из личной истории событие/переживание/человека для перепросмотра,
на которое человек сначала или постоянно реагирует негативно;
|
2) |
представить эту ситуацию, переживание или человека, других людей, с
которыми они связаны, и вспомнить/ощутить, с какими мыслями и чувствами
они связаны;
|
3) |
понять урок, которому научили ситуация/человек, что мир и тело
хотели/хотят этим уроком сказать;
|
4) |
принять ситуацию и поблагодарить Бога и себя (тело) за этот урок,
выразить это принятие, благодарность — себе и миру;
|
5) |
выбрать отстранённо-любящую, принимающую форму реагирования на
событие/человека и переживание, транслировав ему возможность
«жить своей жизнью» («отпустить его» и/или
выбрать позитивную реакцию на него как на феномен жизни, мира).
|
«Отпустить» имеет два основных модуса: 1) «уйдет
— так уйдет, останется — так останется»; 2)
«уйдет — так уйдет, вернется — так вернется».
В некоторых случаях человеку важно научиться жить с болью,
неопределенностью и двойственностью. Однако, если он потратит время
на ее исследование, сможет увидеть, что может «отпустить»
не только боль и страдание, выбранное им как «центральное»,
но и множество «периферических» болезненных переживаний.
При этом боль, скорее, «не останется», она уйдет, забрав
в собой множество других «спутников»: в результате, начав
с задачи исцеления одного фрагмента жизни, болезни, человек, рискнув
и не поленившись, может исцелить всю жизнь. Таким образом, с одной
стороны, исцеление, будучи центральным феноменом, приводит к
возникновению целого ряда феноменов переферийных, вторичных. С другой
стороны, как отмечает С.Н. Лазарев, отсутствие стремления к избавлению
от страдания ценой дальнейших нарушений истинных ценностей жизни,
отношений любви с миром, Богом помогает преодолеть болезнь: изначально
фокусируясь на «увеличении любви», человек получает как
вторичный результат исцеление от болезни [24]. При этом, как показывает
практика, «исцеляются» стрессы и в семье, послужившие основой
заболевания и казавшиеся непреодолимыми [33].
Если у человека «все рушится», но он не боится
разрушений и знает, что нужен миру и себе, если он способен
почувствовать свою беззащитность, а через неё — любовь к миру,
который «разрушает» его иллюзии и/или жизнь, тогда
ситуация и понимание себя и мира будут трансформироваться как
картинки в калейдоскопе, и в один прекрасный момент, несмотря на
внешние обстоятельства, человек почувствует себя счастливыми,
выздоровеет.
Выводы
Обобщить психологические аспекты онкологических заболеваний мы
можем в таблице № 1.
Таблица 1
Психологические аспекты онкологических заболеваний (начало)
Как видно из таблицы, многие «симптомокомплексы» и
рекомендации по оздоровлению пересекаются друг с другом и совпадают:
лечение рака, с точки рения психолога, предполагает лечение всего
человека и, в первую очередь, его души: первичных и вторичных душевных
ран, нанесенных повседневной жизнью человеку, не сумевшему найти
правильное применение своим способностям, переоценившему фиктивные цели
и поставившему отношения с людьми выше отношений с Богом, жизни и,
таким образом, выбравшему жизнеотрицание. Оно также предполагает
трансформацию родовых (семейных) сценариев, формирование опыта
инициаций, закрытие «незаверенных» отношений и
проблем в жизни человека [51; 66; 82; 83; 94; 96; 97; 98; 99].
Таблица 1
Психологические аспекты онкологических заболеваний (окончание)
Первой задачей психотерапии является необходимость помочь пациентам
поверить в эффективность лечения и способность своего организма
сопротивляться заболеванию, а также развитие жизнеутверждающих аспектов
отношений и бытия. После этого пациентов можно и нужно научить оптимально
справляться со стрессовыми ситуациями. Особенно важно, чтобы они изменили
понимание себя и проблем, с которыми столкнулись. Больные должны поверить
в собственные силы, знать, что они могут разрешить все свои проблемы
более эффективно, в том числе с помощью близких, принимая и оказывая
помощь. Появившаяся у пациента вера в возможность поправиться и новое
отношение к проблемам формируют жизненную позицию, в которой есть место
надежде и вере в будущее: в результате механизмы, которые способствовали
превращению негативных переживаний в онкологическое нарушение, могут быть
использованы для восстановления и развития здоровья [50; 67; 68; 70; 72;
80; 85; 87; 91; 92; 95]. Опыт исцеления рака — важный опыт на пути
развития мудрости и понимания себя и жизни, опыт развития вопреки всему,
опыт внимательности к себе и миру, опыт радости и трансформации к
счастью («cancer with joy») [67; 68; 70], опыт обретения
истинных отношений с людьми и Богом, с собой. Поэтому не случайно, что
этот опыт так востребован пациентами и настолько активно передается и
собирается теми, кто его пережил.
Литература
1. Арпентьева М.Р. Понимание себя и мира в раннем
детстве и жизнеутверждающий потенциал личности // Психолог в детском
саду. – 2014. – № 2. – С. 3–30.
2. Арпентьева М.Р. Клинико-психологическое
консультирование в развитии жизнеутверждающего потенциала личности //
Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение,
практика: электрон. науч. журн. – 2016. –
№ 1(11) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp
(дата обращения: 16.04.2016).
3. Березкин Д.П., Зырянова Н.Г. О перспективах
психосоматических исследований в онкологии // Психологические проблемы
психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. – Л.,
1976. – C. 16–18.
4. Блинов Н.Н., Демин Е.В., Чулкова В.А. О качестве
жизни онкологических больных после радикального лечения // Вопросы
онкологии. – 1989. – Т. 35, № 6. –
С. 643–648.
5. Блинов Н.Н., Комяков И.П., Чулкова В.А. Роль
психотерапии в повышении качества жизни онкологических больных:
пособие для врачей. – СПб.: Медицина, 1998. – 19 с.
6. Быкорез А.Н., Рубенчик Б.Л. Причина рака: факты и
гипотезы. – Киев: «Наукова думка», 1997. –
118 с.
7. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А.
Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. – СПб.: Речь,
2010. – 192 c.
8. Васютин А.М. Спасение есть – оно в тебе!
Рак как психосоматоз. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. –
160 с.
9. Вебер Г. Кризисы любви. Системная психотерапия
Берта Хеллингера. – Издательство Института Психотерапии, 2001.
– 304 с.
10. Великолуг А.Н., Дрегало А.А., Великолуг Т.И.
Влияние социальной сферы на личность онкологического больного в
процессе реабилитации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация.
– 2000. – № 1. – C. 6–10.
11. Веселаго Е. Современные системные расстановки:
история, философия, технология. – Киев–Бостон: Толиман,
2013.
12. Сирота Н.А. Совладание с онкологическими
заболеваниями (на модели исследования копинг-поведения больных раком
яичников) // Труды конференции «Клиническая психология
в здравоохранении и образовании».
– М., 2011. –
С. 247–251.
13. Виилма Л. Прощаю себе. – Екатеринбург:
У-Фактория, 2004. – Т. 1. – 720 с.; 2007.
– Т. 2. – 640 с.
14. Врач – пациент: общение и взаимодействия /
пер. с англ. Р.А. Евсегнеева. – Женева–Амстердам–Киев:
Ассоциация психиатров Украины, 1996. – 54 с.
15. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь.
– СПб.: Речь, 1992. – 162 с.
16. Гнездилов А.В. Качество жизни больных пограничными
и психосоматическими расстройствами // Качество жизни в психоневрологии:
тезисы докл. международной конференции. – СПб., 2000. –
C. 42–45.
17. Гнездилов А.В. Психические изменения у онкологических
больных // Практическая онкология. – 2001. – № 1.
– C. 5–13.
18. Гнездилов А.В., Губачев Ю.М. Терминальные состояния
и паллиативная терапия. – СПб.: Речь, 1998. – 57 с.
19. Гоулер Я. Вы можете победить рак. – М.:
Салюс. 1997. – 122 с.
20. Дуброва В.П., Егоров К.Н. Этико-психологические
аспекты работы врача общей практики с онкологическими больными //
Медицинские новости. – 2003. – № 2. –
С. 3–11 [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.mednovosti.by/journal.aspx?article=2274 (дата обращения
10.06.2016)
21. Именитов Е.Н. Спорные аспекты фундаментальной
онкологии // Практическая онкология. – СПб., 2014. –
Т. 15. – С. 49–60.
22. Касимова Л.Н., Жиряева Т.В. Психопатологическая
и социально-психологическая характеристика больных со злокачественными
новообразованиями // Психические расстройства в общей медицине.
– 2009. – № 1. – С. 16–19.
23. Касимова Л.Н., Илюхина Т.В. Результаты
психопатологического и психологического исследования онкологических
больных // Психические расстройства в общей медицине. – 2007.
– № 3. – С. 71–74.
24. Лазарев С.Н. Воспитание родителей. – СПб.:
ИПК ООО «Ленинградское издательство». – 2008. –
Т. 1. – С. 232 с.; 2009. – Т. 2. – 272 с.; 2009.
– Т. 3. – 224 с.; 2010. – Т. 4. – 256 с.;
2010. – Т. 5. – 256 с.; Ответы на вопросы. – 2009.
– 240 с.
25. Левин Т., Киссане В.Д. Психоонкология: состояние
на 2006 г. // Психические расстройства в общей медицине. – 2007.
– № 2 (3). – Р. 10—24.
26. Лекции по фундаментальной и клинической онкологии
/ под ред. В.М. Моисеенко, А.Ф. Урманчеевой, К.П. Хансона. –
СПб.: ООО «Издательство Н – Л», 2004. – 704 с.
27. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф.
Психосоматический больной на приеме у врача. – СПб.: НИПИ им.
В.М. Бехтерева, 1994. – 245 с.
28. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: Эксмо,
2008. – 1024 с.
29. Мерта Дж. Справочник врача общей практики.
– М.: Практика, 1998. – 1230 с.
30. Моисеенко В.М., Чулкова В.А. Психоонкология:
пособие для врачей. – СПб., 2007. – 38 с.
31. Незнанов Н.Г., Карвасарский Б.Д. Клиническая
психотерапия. – СПб.: Питер, 2008. – 523 с.
32. Непомнящая Н.И. О психологическом аспекте
онкологических заболеваний // Психологический журнал. – 1998.
– Т. 19, № 4. – С. 132–145.
33. Николаев В. Из рода в род. – М.: СофтИздат,
2010. – 208 с.
34. Онкопсихология / Н.В. Тарабрина,
О.А. Ворона, М.С. Курчакова [и др.]. — М.: Институт
психологии РАН, 2010. — 176 с.
35. Петровская Л.А., Минигалиева М.Р. Изучение
психологии и самопознание (самопонимание) личности // Личность и
образование: психологическая поддержка развития / под ред.
Е.С. Гуртового, Б.Б. Коссова. – Шуя: Изд-во
«Весть» ШГПУ, 1999. – С. 84–93.
36. Психолог в здравоохранении: вопросы диагностики,
коррекции и супервизии / Н.И. Мельченко, Р.Ф. Исханов, О.С. Исаева
[и др.]. – Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. – 189 с.
37. Русина Н.А. Эмоции и стресс при онкологических
заболеваниях // Мир психологии. – 2002. – № 4. –
С. 152–160.
38. Саймонтон К., Саймонтон С. Психотерапия рака.
– СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
39. Сидоров П.И. Психосоматическая медицина. –
М.: МЕД-пресс-информ, 2006. – 564 с.
40. Смулевич А.Б., Андрющенко А.В., Бескова Д.А.
Психические расстройства в онкологии (результаты мультицентровой
программы «СИНТЕЗ») // Психические расстройства в общей
медицине. – М., 2007. – № 3. – С. 4–11.
41. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические
расстройства. – М., 1986. – 384 с.
42. Урванцев Л.П. Психология в соматической клинике:
учебное пособие. – Ярославль, 1998. – 160 с.
43. Усманова Е.Б. Психологические факторы качества
жизни больных с опухолевым поражением костей: дис. … канд.
мед. наук. – СПБ.: СПбГУ, 2016. – 220 с.
44. Фанти С. Микропсихоанализ. – М.: АО Аслан,
1995. – 351 с.
45. Филимонов С., протоиерей. Православный взгляд на
онкологию. – СПб.: «Свет Христов», Благословение,
2013. – 144 с.
46. Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути.
— М.: Институт консультирования и системных решений, 2005.
– 308 с.
47. Хеллингер Б. Порядки Любви. – М., Изд-во
Института психотерапии, 2007. – 348 с.
48. Хеллингер Б.. Богомысли. Их корни и их воздействие.
– М.: Институт Консультирования и системных решений, 2008.
– 192 с.
49. Чулкова В.А. Психологические исследования
личностных реакций на болезнь при раке молочной железы: автореф. дис.
… канд. психол. наук. – СПб.: СПбГУ, 1999. – 19 c.
50. Швейцер А. Жизнь и мысли. – М.: Республика,
1996. – 528 с.
51. Bauer-Wu S. Leaves falling gently: living fully
with serious and life-limiting illness through mindfulness, compassion,
and connectedness. – New York: New Harbinger Publications, 2011.
– 160 p.
52. Becton R. Everyday strength: a cancer patient's
guide to spiritual survival. – New York: Baker Books, 2006.
– 160 p.
53. Benedict C., Penedo F.J. Psychological interventions
in cancer // Psychological aspects of cancer: A guide to emotional and
psychological consequences of cancer, their causes and their management
/ ed. by D.I. Carr, J. Steel. – Springer science, 2013. –
P. 221–248.
54. Blohmke M. Psychosoziale Faktoren und Krankheit //
Medizin, Mensch, Gesellschaft. – 1976. – № 1. –
Р. 116–121.
55. Carlson L., Speca M. Mindfulness-based cancer
recovery: a step-by-step mbsr approach to help you cope with treatment
and reclaim your life. – N.Y.: New Harbinger Publications, 2011.
– 200 p.
56. Chronically depressed mood and cancer risk in
older persons / B. Penninx, J.M. Guralnik, R.J. Havlik [et al.] //
Journal of National Cancer Institute. – 1998. – Vol. 90.
– P. 1888–1993.
57. Derogatis L.R., Morrow G.R., Fetting J. The prevalence
of psychiatric disorders among cancer patients // Journal of American
Medicine Association. – 1983. – Vol. 249. –
P. 280–289.
58. Do stress-related psychosocial factors contribute
to cancer incidence and and survival? / Y. Chida, M. Hamer, J. Wardle
[et al.] // National Clinical Practice of Oncology. – 2008.
– Vol. 5. – P. 466–475.
59. Evans E.A. Psychological Study of Cancer. —
New York: Dodd, Mead & Co, 1926. – 326 p.
60. Fagundes C.P., Lindgren M.E., Kiecolt-Glaser J.K.
Psychoneuroimmunology and cancer: Incidence, Progression, and Quality
of life // Psychological aspects of cancer: A guide to emotional and
psychological consequences of cancer, their causes and their management
/ ed. by D.I. Carr, J. Steel. – Springer science, 2013. –
P. 1–11.
61. Felton B.J., Revenson T.A., Hinrischen G.A. Coping
and adjustment in chronically ill adults // Social Science and Medicine.
– 1984. – Vol. 18. – P. 889–898.
62. Folkman S. Stress, coping, and hope // Psychological
aspects of cancer: A guide to emotional and psychological consequences
of cancer, their causes and their management / ed. by D.I. Carr,
J. Steel. – Springer science, 2010. – P. 119–127.
63. Friedman S.H. A problem-solving conceptualization
of coping: Theory, research, and relevance to cancer // Helping cancer
patients cope: A problem-solving approach / ed. by A.M. Nezu, C.M. Nezu,
S.H. Friedman. – Philadelphia University of the Health Sciences,
1998. – P. 26–68.
64. Hamilton А. Intelligence and fertility. –
London, 1999. – 345 p.
65. Heidrich S.M., Forsthoff C.A., Ward S.E.
Psychological adjustment in adults with cancer: The Self as mediator
// Health Psychology. – 1994. – Vol. 13 (5). –
P. 346–353.
66. Hellinger B. On Consciences. 2007. – 18 р.
[Электронный ресурс]. – URL:
http://www.cf-evajacinto.pt/wp-content/uploads/2013/02/On-conciences-Bert-Hellinger-2007.pdf
(дата обращения 10.07.2016).
67. Holland J., Lewis Sh. The human side of cancer:
living with hope, coping with uncertainty. – Harper Perennial.
– 2001. – 368 p.
68. Huber J. Cancer with Joy: how to transform fear
into happiness and find the bright side. – N.Y.: Morgan James
Publishing, 2012. – 174 p.
69. In fluence of psychological response on survival
in breast cancer: a population-based cohort study / M. Watson.,
J. Haviland, S. Greer [et al.] // Lancet. – 1999. –
Vol. 354. – P. 1331–1336.
70. Kabat-Zinn J. Full catastrophe living (revised
edition): using the wisdom of your body and mind to face stress, pain,
and illness. – N.Y.: Bantam, 2013. – 720 p.
71. Kelly A. Radical remission: surviving cancer
against all odds. – N.Y.: HarperOne, 2015. – 336 p.
72. Kübler-Ross E. On Death and Dying. –
Routledge, 1969. – 199 р.
73. Lemole G., McKee D., Mehta P. After cancer care:
the definitive self-care guide to getting and staying well for patients
after cancer. – N.Y.: Rodale Books; 2015. – 304 p.
74. LeShan L.L. You can fight for your life. –
New York: M. Evans & Company, 1977. – 235 p.
75. Murphey C. When Someone You Love Has Cancer:
Comfort and Encouragement for Caregivers and Loved Ones. –
N.Y.: Harvest House Publishers, 2009. – 64 p.
76. Paget J. The Morton Lecture on Cancer
and Cancerous Diseases // British Medical Journal. –
London, Longmans, Green and Company.
– 1887. – № 2. – Р. 1091–1095.
77. Palesh O., Butler L.D., Koopman C. Stress history
and breast cancer recurrence // Journal of Psychosom Resource. –
2007. – Vol. 63. – P. 233–239.
78. Passik S.D., Grummon K.L. Posttraumatic Stress
Disorder // Psychooncology / ed. by J.C. Holland. – N.Y.:
Oxford University Press, 1998. – P. 595–607.
79. Patterns of coping with cancer / C. Dunkel-Schetter,
L.G. Feinstein, S.E. Taylor [et al.] // Health Psychology. –
1992. – Vol. 11(2). – P. 79–87.
80. Porcelli P., Sonino N. Psychological factors
affecting medical conditions: a new classification for DSM-V. –
Basel: Karger Publishers, 2007. – 186 p.
81. Psychological correlates of survival in advanced
malignant disease / B.R. Cassilieth, E.J. Luck, D.S. Miller [et al.] //
National Engl. Journal of Medicine. – 1985. – Vol. 312.
– P. 1551–1555.
82. Psychological depression and 17-year risk and
death from cancer / R.B. Shekele, W.J. Raynor,
A.M. Ostefeld [et al.] // Psychosom.
Med. – 1981. – Vol. 43(1).
– P. 117–125.
83. Psychological Distress in Post-Surgical Women
with Breast Cancer / E.S. Breslau, B.A. Curbow, J.R. Zabore [et al.].
– Baltimore: John Hopkins School of Medicine&Oncology Center,
2001. – 210 р.
84. Quality of life among young women with breast
cancer: Study from a tertiary institute in south India / B. Dubashi,
E. Vidhubala, S. Cyriac [et al.] // Indian Journal of Cancer. –
2010. – Vol. 47. – P. 142–147.
85. Rosenbaum E. Being well (even when you're sick):
mindfulness practices for people with cancer and other serious illnesses.
– N.Y.: Shambhala Publications, 2012. – 144 p.
86. Rosenbaum El. Here For now: living well with
cancer through mindfulness. – N.Y.: Satya House Publications,
2007. – 200 p.
87. Ross K. Mapping pathways from stress to cancer
progression // Journal of National Cancer Institute. – 2008.
– Vol. 100. – P. 914–920.
88. Rossman M.L. Fighting Cancer From Within: How to
Use the Power of Your Mind For Healing. – N.Y.: Holt Paperbacks,
2003. – 288 p.
89. Rowland J.H., Massie M.J. Breast cancer //
Psycho-oncology / ed. by J.C. Holland. – N.Y. – Oxford:
Oxford University Press, 1998. – P. 380–402.
90. Sadock B.J., Virginia A., Ruiz P. Kaplan &
Sadock’s Comprehensive Textbook of Psychiatry. – Lippincott
Williams & Wilkins, 2009. – 420 р.
91. Satin J.R., Linden W., Phillips M.J. Depression
as a predictor of disease progression and mortality
in cancer patients // Cancer. –
2009. – Vol. 115. –
P. 5349–5361.
92. Servan-Schreiber D. Anticancer: a new way of
life hardcover. – N.Y.: Viking, 2009. – 274 p.
93. Shapiro D. And in health: a guide for couples
facing cancer together. – N.Y.: Trumpeter, 2013. – 240 p.
94. Spiegel D., Diamond S. Psychological interventions
in cancer // Psychological interventions for cancer. – Washington,
2001. – P. 215–233.
95. Stressful life events and risk of breast cancer
in 10,808 women: a cohort study / K. Lillberg, P.K. Verkasalo,
J. Kaprio [et al.] // Amirican Journal of Epidemiology. –
2003. – Vol. 157(5). – P. 415–419.
96. Temoshok L. Personality, coping style, emotion
and cancer: towards an integrative model // Cancer Surv. – 1987.
– Vol. 6. – P. 545–567.
97. Thuné-Boyle I.C.V. Religiousness and
Spirituality in coping with cancer // Psychological aspects of cancer:
A guide to emotional and psychological consequences of cancer, their
causes and their management / ed. by D.I. Carr, J. Steel. –
Springer science, 2013. – P. 129–150.
98. Waisman A., Worden J.W. The existential plight
in cancer: Significance of the first 100 days // International Journal
of Psychiatry in Medicine. – 1977. – Vol. 7 (1). –
P. 1–15.
99. Walsh N.H. Nature and Treatment of Cancer.
– London: Taylor and Walton. – 1846. – 210 р.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9:616-006
Арпентьева М.Р. Психологические аспекты онкологических заболеваний:
жизнеутверждение vs жизнеотрицание // Медицинская психология в России:
электрон. науч. журн. – 2016. – N 4(39)
[Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|