Сеченов И.М.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Производственная практика в клинической психологии
как этап формирования профессиональной идентичности

Киреева Т.И. (Самара, Россия)

  English version  

 

 

Киреева Татьяна Ивановна

Киреева Татьяна Ивановна

кандидат медицинских наук, доцент кафедры медицинской психологии и психотерапии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Чапаевская, 89, Самара, 443099, Россия.
Тел.: 8 (846) 260-78-29.

E-mail: kireevatatjana@lenta.ru

 

Аннотация

Формирование профессиональной идентичности специалистов социономических профессий представляет собой одну из первостепенных задач высших учебных заведений. Ошибки в образовании профессионала в сфере «человек — человек» дорого обходятся будущим клиентам и приводят к разочарованию молодого специалиста в выбранной профессии. Эффективная профессиональная деятельность невозможна, если человек не видит себя в профессии, не представляет своей будущей деятельности, не имеет необходимой мотивации и не разделяет соответствующих ценностей. Но все это не дается студенту автоматически при поступлении на выбранный факультет, а длительно, систематически и целенаправленно формируется в течение всего срока обучения благодаря правильной организации процесса обучения и грамотным педагогам.

Задача высшего учебного заведения состоит не в том, чтобы «наполнить» студента профессиональными знаниями, умениями и навыками, а в том, чтобы создавать условия, наиболее способствующие его личностному самоопределению и формированию профессиональной идентичности. Период профессионального обучения — это время развития самоидентификации, формирования личностной зрелости, освоения базовых ценностных представлений, определяющих выбранную специальность.

Значимую роль в формировании профессиональной идентичности играют производственные практики, на которых студент имеет возможность познакомиться со своей специальностью, скорректировать свой профессиональный образ, принять ценности и нормы профессии и реализовать их в реальной профессиональной ситуации. В период обучения студент проходит несколько практик, каждая из которых соответствует изученному за год материалу и имеет свои задачи: ознакомительная, психодиагностическая, психокоррекционная, супервизорская, научно-исследовательская. Их итогом должно стать формирование профессиональной идентичности студента.

Педагог, отвечающий за прохождение практики, должен уделять особое внимание ее организации. Нередки случаи, когда студент лишь «отсиживает» положенное время, не приобретая ничего нового. При формальном отношении, отсутствии интереса руководителя практики и других преподавателей к результатам самостоятельной работы студента он также перестает относиться к этому процессу с ответственностью, разочаровывается в нем, подменяет сознательную аналитическую деятельность специалиста механическим выполнением требований.

Ключевые слова: клиническая психология; профессиональная идентичность; производственная практика; психодиагностика; психокоррекция; супервизия.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

27.09.2016

21.10.2016

02.11.2016

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Профессиональная идентичность — это широкое понятие, характеризующее, по мнению И.И. Родичкиной, ту категорию людей, для которых основой идентификации является профессиональный труд [10].

Т.В. Бугайчук отмечает, что профессиональная идентичность включает три компонента структуры: когнитивный, мотивационный и ценностный. Когнитивный компонент отражает отношение человека к себе как к будущему и действующему профессионалу. Мотивационный компонент характеризует отношение субъекта профессиональной деятельности к содержанию, условиям труда и профессионализации в целом. Ценностный компонент связан с оценкой отношения человека к системе ценностей и норм, характерных для каждой профессиональной общности. На основе сопоставления ценностей происходит принятие решения об уровне профессиональной идентичности [1].

Профессиональная идентичность не возникает в один момент с окончанием учебного учреждения. По мнению Е.П. Ермолаева, она представляет собой продукт длительного личностного и профессионального развития, который формируется на достаточно высоких уровнях овладения профессией и представляет собой устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса [5]. При этом не стоит недооценивать тот факт, что основы профессиональной идентичности закладываются именно в период обучения, и от того, в каких условиях они будут заложены, зависит их дальнейшее развитие.

В структуру профессиональной идентичности входит профессиональное самосознание — представление о себе как о специалисте, представителе конкретной профессии. Становление целостного профессионального самосознания будущего специалиста особенно важно для профессий «помогающего» типа, где инструментом выполнения профессиональных функций становится сама личность субъекта труда [14].

Адекватное профессиональное самоопределение и достигнутая профессиональная идентичность подтверждают правильный выбор профессии и обеспечивают успешное функционирование в ней [1].

Задача профессиональных учебных заведений заключается в том, чтобы создавать благоприятные условия для личностного самоопределения учащихся и формирования их профессиональной идентичности. Время обучения в университете, как отмечает Ж.Т. Тощенко, — это период самоидентификации, освоения студентами системы основных ценностных представлений, определяющих данную профессию, овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками, важными для будущей трудовой деятельности [13].

Е.Н. Руднева полагает, что становление высококвалифицированного специалиста может считаться завершенным, если он обрел профессиональную идентичность:

1)

осуществлено ситуативное и инструментальное самоопределение (получен опыт);

2)

произошла интеграция в профессиональное сообщество (налажено общение);

3)

сформировано на сознательном уровне представление о себе как о специалисте в конкретной сфере деятельности [11].

Профессиональная идентичность подразумевает экзистенциальное и функциональное слияние профессии и человека, которое включает понимание содержания профессии, принятие себя как представителя профессии, умение на высоком уровне и с пользой для других осуществлять свои профессиональные функции. Важно понимать, что данный процесс протекает не сам по себе, а нуждается в планомерной активной организации.

С.А. Дружилов отмечает, что около 40% выпускников высших учебных заведений говорят о себе как о несложившемся профессионале, а 30% полагают, что их развитие в профессии остановилось [4]. Обычно это связано с низким уровнем профессиональных умений и навыков, а также с недостатком профессиональной практики в период обучения.

Профессионально-личностное развитие клинического психолога, пишет Е.В. Буренкова, отличается многофакторностью, неравномерностью, противоречивостью. Разрешение внешних и внутренних противоречий обеспечивает формирование необходимых эмоционально-волевых, интеллектуальных и других профессионально значимых качеств, соответствия будущего специалиста условиям, целям, требованиям социокультурной среды. Указанные противоречия выявляются через расхождение основополагающих компонентов личностного потенциала учащегося и построенного образовательного процесса. Преодоление несоответствий возможно благодаря эмпирическому опыту в интериоризации профессиональных знаний и умений [2]. Получение такого эмпирического опыта осуществляется в ходе учебной и производственной практики.

Производственная практика — незаменимая составляющая процесса обучения и формирования будущего специалиста. Именно на конкретном месте работы теоретический материал получает реальную оболочку, возникает соответствие между теорией и практикой, происходит осознание того, чему и зачем учился студент. Производственная практика вносит в формирование профессионального самосознания личности больший вклад, чем теоретическая подготовка [12].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, учебная и производственная практика проводится образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей. В ходе практик реализуются такие профессиональные компетенции, как умение разрабатывать дизайн психологического исследования, владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, владение навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик и многие другие.

И.И. Родичкина отмечает, что интеграция студентов в конкретную профессиональную деятельность во время производственной практики, а также ситуация реальной ответственности за свою деятельность позволяют им корректировать свой профессиональный образ, подкрепляя его требующимися знаниями, умениями, навыками. Производственная практика представляет собой двусторонний канал, позволяющий студентам принимать ценности и нормы профессии и реализовывать их в моделируемой ситуации [10].

Выделяют несколько уровней адаптированности студента в структуре профессиональной адаптации в период производственной практики [8]:

зрелость как готовность к профессиональному обучению;

обученность как готовность к профессиональной деятельности;

знакомство с медицинским учреждением;

общая осведомленность о практической профессиональной деятельности;

переход к самостоятельной деятельности;

профессиональная самостоятельность на этапе деятельности в медицинских учреждениях.

Два последних уровня чрезвычайно важны для профессиональной самоидентификации медицинского психолога и могут быть сформированы только в условиях производственной практики в лечебных учреждениях.

В.В. Овсянникова пишет, что для студентов медицинских вузов лечебные учреждения являются неким тренировочным полем, где будущие профессионалы в сфере медицинской психологии оттачивают свои умственные способности, приобретают и развивают практические навыки, осваивают нормы поведения и общения, морали и нравственности, принятые в медицинской среде. Они представляют собой базу практической подготовки будущих специалистов и выполняют профессионально-адаптивные функции [9].

В результате опроса студентов Е.К. Кардовская выявила, что студенты с первого по заключительный курсы обучения испытывают трудности в постановке самостоятельных профессиональных целей, а связь между целями и профессионально-ценностными ориентациями снижается в процессе обучения. Полученные данные говорят о том, что в результате прохождения практики в «полевых условиях» у студентов возрастает значимость мотивов избегания и снижается значимость мотивов профессионального роста, что вызвано неудовлетворенностью студентов организацией и прохождением практики. Низкая удовлетворённость обусловлена трудностями, с которыми сталкиваются студенты. После завершения практики у студентов может усугубляться рассогласование между профессионально-ценностными ориентациями и целями [6].

Ответственность за организацию производственной практики возлагается на руководителя. Работа студента должна быть распланирована так, чтобы каждый день практики давал студенту возможность попробовать что-то новое. Время студента должно быть заполнено не скучным ожиданием окончания рабочего дня, а интересной работой, оттачивающей его знания, умения и навыки. Грамотное руководство производственной практикой влияет на сокращение периода адаптации выпускника к конкретным условиям работы [7].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения, студенты факультета медицинской психологии СамГМУ за время обучения проходили учебно-ознакомительную (1 курс), психодиагностическую (4 курс), психокоррекционную (4 курс) и преддипломную (5 курс) практики.

Основной целью учебно-ознакомительной практики является знакомство студентов с реальной практической деятельностью профессиональных психологов. Ознакомительный процесс помогает студенту в выборе дальнейшей специализации, в определении методов и стиля работы практического психолога.

Задачи практики:

– 

получение информации о просветительской, диагностической, консультативной, коррекционной, научно-исследовательской и других видах деятельности психолога в зависимости от конкретной проблемы, ситуации, заказа;

– 

знакомство со стилями деятельности практических психологов, работающих в ключе разных направлений и теорий личности;

– 

знакомство с типичными психологическими проблемами, встречающимися в конкретной сфере клинической психологии: патопсихология, нейропсихология, психосоматика;

– 

приобщение студентов к непосредственной практической деятельности;

– 

формирование профессионально важных качеств будущего специалиста, развитие аналитических способностей, умения выделять актуальные проблемы;

– 

формирование навыка установления контактов с работающими в организациях психологами, администрацией и клиентами;

– 

укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами при изучении базовых психологических курсов, и практических умений;

– 

формирование адекватного представления о профессиональной деятельности медицинского психолога;

– 

знакомство с принципами этики и деонтологии в деятельности медицинского психолога.

После окончания ознакомительной практики студент должен иметь представление о:

– 

сферах работы медицинского психолога;

– 

контингенте больных, нуждающихся в психологической помощи;

– 

стилях взаимодействия психолога и пациента;

– 

профессионально важных качествах медицинского психолога;

– 

морально-этических принципах работы психолога в конкретных ситуациях.

Психодиагностическая практика обеспечивает закрепление знаний и умений, полученных студентами в процессе изучения общей психологии, социальной психологии, возрастной психологии, психологии личности, психодиагностики, клинической психологии, этики и деонтологии, патопсихологии, нейропсихологии.

Цель производственной психодиагностической практики — формирование профессионального опыта, стимулирование личностного и профессионального роста студентов, развитие способности к самостоятельной работе, повышение уровня ответственности и совершенствование психодиагностических навыков.

В ходе практики решаются следующие задачи:

– 

отработка навыков проведения психодиагностики клинико-психологическими методами в условиях медицинского стационара в непосредственном контакте с пациентами, их родственниками, медицинским персоналом;

– 

осмысление и совместное обсуждение студентами под контролем руководителя практики результатов их практической психодиагностической деятельности, возникающих трудностей, приобретаемых персональных умений и навыков.

Основными методами, применяемыми в ходе прохождения психодиагностической практики, являются:

– 

совместное обсуждение теоретической проблематики на практических занятиях;

– 

осмысление различных практических ситуаций;

– 

освоение психологических навыков исследования;

– 

отработка навыков проведения диагностики в условиях медицинского стационара в непосредственном контакте с медицинским персоналом;

– 

совместное обсуждение результатов практической работы студентов, возникающих трудностей, приобретаемых персональных навыков и умений.

Цель психокоррекционной практики — формирование профессионального опыта, стимулирование личностного и профессионального роста студентов, развитие способности к самостоятельной работе, повышение уровня ответственности и совершенствование психокоррекционных навыков.

В ходе практики решаются следующие задачи:

– 

отработка навыков проведения психокоррекции в условиях медицинского стационара в непосредственном контакте с пациентами, их родственниками, медицинским персоналом;

– 

закрепление навыков взаимодействия с пациентом, его родственниками, медицинским персоналом;

– 

совместное обсуждение результатов практической работы студентов, возникающих трудностей;

– 

коррекция приобретаемых профессиональных навыков и умений.

Целью преддипломной практики является формирование у студентов профессиональной идентичности, навыка организовывать и осуществлять психодиагностическую, психокоррекционную и исследовательскую деятельность.

Задачами преддипломной практики являются следующие:

– 

развитие самостоятельности мышления;

– 

актуализация творческого потенциала, потребности в познании нового;

– 

привитие вкуса к исследовательской деятельности;

– 

формирование умения применять полученные теоретические знания и практические навыки в решении конкретных задач;

– 

разрабатывать в рамках изучаемой проблемы конкретные рекомендации, обосновывать и защищать их.

В ходе преддипломной (научно-исследовательской) практики студент должен использовать все знания, умения и навыки, полученные во время учебно-ознакомительной, психодиагностической и психокоррекционной практик. Итогом является написание выпускной квалификационной работы студента.

С 2016 года появилась производственная квалификационная практика (супервизорская). Супервизия — это процесс взаимодействия студента и супервизора, целью которого являются профессиональная идентификация и профессионально-личностный рост будущего специалиста. Это не личный анализ и не психотерапия, но в ходе систематических занятий происходят изменения, затрагивающие также личность студента. Супервизия запускает неосознаваемые механизмы, в результате которых происходит эмоциональная перестройка и становится возможным осознание своих личностных качеств и их изменение.

Динамика профессионального развития студентов-клинических психологов, проходящих супервизию в течение последнего года обучения, ярко отражается в вербальных отчетах и форме взаимодействия с супервизором. Если в первые месяцы работы студент фиксирует внимание на внешней стороне взаимодействия с пациентом, описывая его внешность и воспроизводя фразы, и при этом активно вступает в конфронтацию с супервизором, то уже к середине года в его комментариях к вербальному отчету появляются признаки рефлексивной работы, а к концу обучения возникают довольно зрелая профессиональная позиция и понимание необходимости постоянного самосовершенствования.

В ходе годичной индивидуальной и групповой супервизии у студентов-психологов возрастает показатель рефлексии, формируется навык контроля своих и чужих эмоций, экспрессии. В результате супервизии, благодаря формированию профессиональной рефлексии медицинские психологи получают возможность повышения уровня своего профессионализма за счет положительной динамики профессионально важных качеств [3].

Преподаватели должны уделять особое внимание тому, как протекает производственная практика, есть ли у студентов реальная возможность применить знания, полученные в ходе академических занятий, отработать и закрепить профессиональные навыки (установления доверительного контакта, сбора информации, применения приемов консультирования и т.д.), не сталкиваются ли они с ограничением своей активности, формальным подходом к организации самостоятельной работы на базе практики. При формальном отношении, отсутствии интереса руководителя практики и других преподавателей к результатам самостоятельной работы студента он также перестает относиться к этому процессу с ответственностью, разочаровывается в нем, подменяет сознательную аналитическую деятельность специалиста механическим выполнением требований.

 

Литература

1.   Бугайчук Т.В. Профессиональная идентификация будущего преподавателя на современном этапе развития образования: структура и характеристика // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 8–2 (15). – С. 126–128 [Электронный ресурс]. – URL: http://research-journal.org/psycology/professionalnaya-identifikaciya-buduyushhego-prepodavatelya-na-sovremennom-etape-razvitiya-obrazovaniya-struktura-i-xarakteristika/ (дата обращения: 16.05.2016).

2.   Буренкова Е.В. Формирование профессиональной идентичности психолога: телесно-двигательный аспект // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2009. – № 12(16). – С. 101–108.

3.   Взорова (Чернышова) Л.А. Роль клинической супервизии в подготовке студентов факультета медицинской психологии к успешной профессиональной деятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т. 17, № 1(2). – С. 371–373.

4.   Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования // Сибирь. Философия. Образование. Альманах СО РАО, ИПК. – Новокузнецк, 2001. – Вып. 5. – С. 46–56.

5.   Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психологический журнал. – 1998. – Т. 19, № 4. – С. 80–86.

6.   Кардовская Е.К. Развитие профессионального самосознания студентов в процессе учебной и производственной практик: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Краснодар, 2011. – 26 с.

7.   Михайлова М.Н. Руководство производственной практикой студентов на предприятиях туризма // Псковский регионологический журнал. – 2009. – № 7. – С. 146–155.

8.   Назифуллин В.Л., Насретдинова Л.М., Аглямова Д.В. Профессиональная адаптация студентов в условиях производственной практики – составляющая профессионализма будущих медицинских работников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12, № 5(2). – С. 376–377.

9.   Овсянникова В.В. Производственная практика как средство профессионального развития студентов медицинского вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции (14 апреля 2014 г.) [Электронный ресурс]. – URL: http://sibac.info/14358 (дата обращения: 28.04.14).

10.   Родичкина И.И. Условия развития профессиональной идентичности в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 12(88). – С. 226–229.

11.   Руднева Е.Н. Проблемы, возникающие в процессе формирования профессиональной идентичности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: психолого-педагогические науки. – 2008. – № 2. – С. 20–24.

12.   Семыкин В.А., Лебедчук П.В. Значение производственной практики в формировании будущего специалиста АПК и пути ее совершенствования в контексте использования зарубежного опыта // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2012. – № 9. – С. 2–4.

13.   Тощенко Ж.Т. Профессиональная некомпетентность как фактор риска жизнеспособности и устойчивости общества // Образование и социальное развитие региона. – 1995. – № 3–4. – С. 35–37.

14.   Эннс Е.А. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность как системообразующий фактор развития интегральной индивидуальности студентов помогающих профессий // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – № 4. – С. 169–175.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:61:378.147-388

Киреева Т.И. Производственная практика в клинической психологии как этап формирования профессиональной идентичности // Медицинская психология в России. – 2016. – Т. 8, № 5. – С. 9. doi: 10.24411/2219-8245-2016-15091

 

 

Industrial practice in clinical psychology as a stage of formation of professional identity

Kireeva T.I. (Samara, Russia)

 

Kireeva Tatiana Ivanovna

Kireeva Tatiana Ivanovna

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Medical Psychology and Psychotherapy; Samara State Medical University, 89 Chapaevskaya str., 443099, Samara, Russia.
Phone: +7 (846) 260-78-29.

E-mail: kireevatatjana@lenta.ru

 

Abstract

Formation of professional identity specialists socionomic professions is one of the primary tasks of higher education institutions. Errors in professional education in the field of "man — man" costly future customers and lead to frustration of young professionals in their chosen profession. Effective professional activity is impossible, if the person does not see himself in the profession does not constitute its future work, it does not have the necessary motivation and does not share the relevant values. But all this is not automatically given to the student for admission to the selected faculty, and long-term, systematic and deliberately formed during the learning period, thanks to the proper organization of the learning process and competent teachers.

The task of higher education institutions is not to "fill" the student's professional knowledge, abilities and skills, and to create the conditions most conducive to his personal self-determination and the formation of professional identity. training period — a time of self-identity, the formation of personal maturity, mastering basic value concepts that define the chosen specialty.

Significant role in the formation of professional identity playing field trips in which the student has the opportunity to become acquainted with his specialty, to adjust their professional image, to accept the values and norms of the profession and to implement them in a real professional situation. During the period of study, students have several practices, each of which corresponds to the material studied for a year and has its own problems: a study, psycho-diagnostic, psycho, supervizorskoy, research. They are the result should be the formation of professional identity of students.

The teacher responsible for practical training, should pay special attention to its organization. There are cases when a student only "sit out" due time, without having to buy anything new. In formal terms, the lack of interest supervisors and other teachers to the results of independent work of the student, he also ceases to apply to this process with responsibility, disappointed in it, substitute a conscious analytical work specialist mechanical compliance with the requirements.

Key words: clinical psychology; professional identity; production practices; psychological testing; psycho-correction; supervision.

 

Received:
September 27, 2016

Accepted:
October 21, 2016

Publisher:
November 2, 2016

  For citation  

 

 

Professional identity — is a broad concept, referring, in the opinion of I.I. Rodichkina to the category of people for whom it is the basis for identifying professional work [10].

T.V. Bugaychuk notes that professional identity structure consists of three components: cognitive, motivational and value. Cognitive component reflects the relationship of man to himself as the future and acting professional. The motivational component is the ratio of the subject of professional activity to the content, conditions of labor and professionalization in general. Component values associated with the assessment of man's relationship to the system of values and norms specific to each professional community. Based on a comparison of values takes place to decide on the level of professional identity [1].

Professional identity does not arise at one point with the end of the academic institution. According to E.P. Ermolaev, it is the product of a long personal and professional development, which is formed at a sufficiently high level of mastering a profession and represents a stable negotiation process, professional main elements [4]. We should not underestimate the fact that the foundations of professional identity was laid during the training period and on the conditions in which they are embedded, depending of their further development.

The structure is part of professional identity professional identity — an idea of themselves as experts, representatives of a particular profession. Becoming a holistic professional consciousness of the future specialist is especially important for professionals to "help" type, where the instrument of execution of professional functions becomes the personality of the subject [4].

Adequate professional self-determination and to achieve professional identity confirm the right choice of profession and ensure the successful functioning in it [1].

The task of vocational schools is to create favorable conditions for personal self-determination of students and shaping their professional identity. Training time in the university as Z.T. Toshchenko, — a period of self-identification, the development of the system the students the basic concepts of values that define the profession, the mastery of professional knowledge, skills, skills that are important for future work [13].

E.N. Rudneva believes that the emergence of a highly qualified specialist can be considered complete if it gained professional identity [11]:

1)

carried situational and instrumental self-determination (to gain experience);

2)

there was integration into the professional community (established communication);

3)

formed on a conscious level view of himself as a specialist in a particular field of activity.

Professional identity implies existential and functional fusion of human occupation and that includes an understanding of the content of the profession, acceptance of oneself as a representative of the profession, the ability at the highest level and for the benefit of others to carry out their professional duties. It is important to understand that this process is not in itself, but needs systematic active organization.

S.A. Druzhilov notes that about 40% of university graduates speak of themselves as not developed a professional, and 30% — believe that their development in the profession has stopped [3]. This is usually associated with low levels of professional skills, as well as the lack of professional practice during the training period.

Professional-personal development of a clinical psychologist — says E.V. Burenkova — different multifactorial, uneven, contradictory. Resolution of internal and external contradictions of formation of provides the necessary emotional and volitional, intellectual and other professionally significant qualities of future specialist compliance conditions, objectives, requirements of social and cultural environment. These contradictions are identified through discrepancy fundamental component of personal student's building and construction of educational process. Overcoming the inconsistencies is possible thanks to the empirical experience in internalization of professional knowledge and skills [2]. Obtaining such empirical experience made in the course of training and work experience.

Industrial practice — an essential component of the learning process and the formation of the future expert. It is in particular the place of work the theoretical material gets real shell, there is a correspondence between theory and practice, there is the awareness of what and why the student studied. Industrial practice contributes to the formation of professional consciousness of the individual contribution of more than theoretical training [12].

According to the federal state educational standards, curriculum and practical training conducted by the educational institution at studying the development of professional competencies in professional modules. During the practices implemented such professional competence as the ability to develop the design of psychological research, knowledge of analysis techniques, evaluation and interpretation of the results of psychological research, possession of skills planning psycho-diagnostic research based on clinical entities, syndromes, socio-demographic, cultural and individual psychological characteristics, and many others.

I.I. Rodichkina notes that the integration of students in a particular professional activity during manufacturing practices, as well as the situation of real responsibility for their activities allow them to adjust their professional image, reinforcing it requires knowledge and skills. Practical training is a two-way channel, which allows students to take the values and norms of the profession and to implement them in a simulated situation [10].

There are several levels of adaptability of students in professional adaptation of the structure during manufacturing practices [8]:

– The maturity of a commitment to vocational training;

– Education as the readiness for professional activities;

– Familiarity with the medical institution;

– General awareness of the practice of professional activities;

– The transition to self-employment;

– Professional independence at a stage of activities in medical institutions.

The last two levels are very important for the professional identity of medical psychology and can be formed only in industrial practice in hospitals.

V.V. Ovsyannikov says that for medical students medical institutions are a kind of training ground, where future professionals in the field of medical psychology sharpen their mental skills, acquire and develop skills, learn rules of behavior and communication, morality and ethics, adopted in the medical environment. They are the base of the practical training of future specialists and perform professional-adaptive functions [9].

The survey of students E.K. Kardovsky revealed that students from the first to the final courses are experiencing difficulties in the production of independent professional goals, and the relationship between goals and professional value orientations is reduced in the process of learning. The findings suggest that as a result of practice in the "field" of the students increases the importance of avoidance motivation and decreases the importance of professional, which is caused by the dissatisfaction of students and the organization of practical training. Low satisfaction is due to the difficulties faced by the students. After the practice the students can be exacerbated by the mismatch between the vocational value orientations and objectives [6].

Responsibility for the organization of production practices rests with the manager. Student work should be laid out so that each day of practice gave students the opportunity to try something new. time student must be completed no boring waiting the end of the working day, and interesting work, to hone his knowledge and skills. Proper management of the production practices to reduce the impact of the graduate period of adaptation to the specific conditions of work [7].

According to the federal state educational standards of the second generation, the students of the Faculty of Medical Psychology SSMU during training were training and evaluation (1 year), psycho-diagnostic (4th year), psychocorrectional (4 year) and pre-degree (5 year) practice.

The main purpose of teaching and evaluation practices is to familiarize students with the real practical work of professional psychologists. Study process helps the student in the choice of further specialization, the definition of the methods and style of work of the practical psychologist.

Practice Problems:

– 

Obtaining information on educational, diagnostic, counseling, corrective, research and other forms of psychological activity, depending on the specific problem, situation, the order;

– 

Familiarity with the styles of the practical activities of psychologists working in different directions and key theories of personality;

– 

Familiarity with the typical psychological problems occurring in a particular area of clinical psychology: pathopsychology, neuropsychology, psychosomatic medicine;

– 

Familiarizing students for immediate action;

– 

Formation of professionally important qualities of future specialist, development of analytical skills, the ability to highlight topical issues;

– 

The skills to establish contacts with psychologists working in organizations, administration and customers;

– 

Strengthening the link theoretical knowledge acquired by students in the study of basic psychological courses and practical skills;

– 

The formation of an adequate representation of the professional activities of clinical psychologist;

– 

Familiarity with the principles of ethics and deontology in medical psychologist.

After a study of practice the student must have an understanding of:

– 

The areas of the medical psychologist;

– 

Patient population in need of psychological help;

– 

Interaction styles psychologist and patient;

– 

Professionally important qualities of the clinical psychologist;

– 

Moral and ethical principles of psychologists working in specific situations.

Psychodiagnostic practice secures the knowledge and skills acquired by students in the study of general psychology, social psychology, developmental psychology, personality psychology, psycho-diagnostics, clinical psychology, ethics and deontology, abnormal psychology, neuropsychology.

The purpose of the production of psychodiagnostic practice — the formation of professional experience, encouraging personal and professional growth of students, development of the ability to work independently, increasing the level of responsibility and improve psychodiagnostic skills.

During the practice the following tasks:

– 

Development of skills of psychodiagnostics clinical-psychological methods in a medical hospital in direct contact with patients, their relatives, medical personnel;

– 

Reflection and joint discussion by students under the supervision of the head of the practice of the results of their practical psychodiagnostic activity encountered difficulties acquired personal skills.

The main methods used in the course of the passage of psychodiagnostic practice are:

– 

Joint discussion of theoretical problems in practical classes;

– 

Understanding of a variety of practical situations;

– 

The development of psychological research skills;

– 

Development of skills diagnosis in a medical hospital in direct contact with the medical staff;

– 

Joint debate on the results of the practical work of the students encountered difficulties, acquired the personal skills and abilities.

The purpose of the practice of psycho — formation of professional experience, encouraging personal and professional growth of students, development of the ability to work independently, increasing the level of responsibility and improving psycho skills.

During the practice the following tasks:

– 

Development of skills of psychological correction in a medical hospital in direct contact with patients, their relatives, medical personnel;

– 

Consolidation of skills of interaction with the patient, his relatives and medical personnel;

– 

Joint debate on the results of the practical work of the students encountered difficulties;

– 

Correction of the acquired skills and knowledge.

The purpose of pre-diploma practice is to develop students' professional identity and skills to organize and implement psycho-diagnostic, psycho-correction, and research activities.

The objectives of pre-diploma practice are as follows:

– 

The development of independent thinking;

– 

Actualization of creativity in the knowledge of the needs of the new;

– 

Impart a taste for research activities;

– 

The formation of the ability to apply theoretical knowledge and practical skills in solving specific problems;

– 

To develop within the framework of the study problems with specific recommendations, to justify and defend them.

During undergraduate (research) practice the student must use all the knowledge and skills gained during the teaching and study, psychodiagnostic and psycho practices. The result is to write the final qualification of the student.

Since 2016 there was a production qualifying practice (supervisory). Supervision — a process of interaction between student and supervisor, whose goal is the identification of professional and vocational personal development of the future specialist. This is not a personal analysis or psychotherapy, but in the course of systematic studies there are changes that affect the student as a person. Supervision launches unconscious mechanisms that result in emotional adjustment and made possible the realization of their personal qualities and their changes.

The dynamics of professional development of students, clinical psychologists, extending supervision over the last year of study clearly reflected in the form of verbal reports and interaction with the supervisor. If in the first months of the student fixes attention on the outside of the interaction with the patient, describing his appearance and playing phrases, and at the same time actively enter into a confrontation with a supervisor, then by the middle of the year in his comments to the verbal report, there are signs of a reflective work, and to the end of the training there is a fairly mature professional attitude and understanding of the need for continuous improvement.

During a year of individual and group supervision psychology students increased rate of reflection, formed the control skill of their own and others' emotions, expression. As a result of supervision due to the formation of professional reflection, medical psychologists are able to increase the level of professionalism by the positive dynamics of professionally important qualities [14].

Teachers should pay particular attention to how the proceeds manufacturing practice, whether there is a real opportunity to the students to apply the knowledge gained in the course of academic studies, to work out and fix the skills (to establish trust contact, gather information, use of counseling techniques, etc.) whether they are faced with the restriction of their activity, a formal approach to the organization of independent work on the bases of practice. In formal terms, the lack of interest supervisors and other teachers to the results of independent work of the student, he also ceases to apply to this process with responsibility, disappointed in it, substitute a conscious analytical work specialist mechanical compliance with the requirements.

 

References

1.   Bugaychuk T.V. Professional identification of the future teacher at the present stage of development of education: structure and characteristics. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal, 2013, no. 8–2 (15), pp. 126–128 [in Russian]. Available at: http://research-journal.org/psycology/professionalnaya-identifikaciya-buduyushhego-prepodavatelya-na-sovremennom-etape-razvitiya-obrazovaniya-struktura-i-xarakteristika/ (accessed 16 May 2016).

2.   Burenkova E.V. Formation of professional identity of psychologists: the body-motor aspect. Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo, 2009, no. 12 (16), pp. 101–108 [in Russian].

3.   Druzhilov S.A. Professionals and professionalism in the new reality: psychological mechanisms and problems of formation. Sibir'. Filosofiya. Obrazovanie. Al'manakh SO RAO, IPK, 2001, no. 5, pp. 46–56 [in Russian].

4.   Enns E.A. Professional identity and professional identity as a system-forming factor of integrated individuality of students helping professions. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanii, 2012, no. 4, pp. 169–175 [in Russian].

5.   Ermolaeva E.P. Transforming and identification aspects professiogenesis. Psikhologicheskii zhurnal, 1998, vol. 19, no. 4, pp. 80–86 [in Russian].

6.   Kardovskaya E.K. Razvitie professional'nogo samosoznaniya studentov v protsesse uchebnoi i proizvodstvennoi praktik. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [The development of professional consciousness of students in the educational and industrial practices. Cand. psychol. sci. diss.]. Krasnodar, 2011.

7.   Mikhailova M.N. Manual production practice of students on tourism enterprises. Pskovskii regionologicheskii zhurnal, 2009, no. 7, pp. 146–155 [in Russian].

8.   Nazifullin V.L., Nasretdinova L.M., Aglyamova D.V. Professional adaptation of students in industrial practice – a component of professionalism of the future medical workers. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk, 2010, vol. 12, no. 5(2), pp. 376–377 [in Russian].

9.   Ovsyannikov V.V. Proizvodstvennaya praktika kak sredstvo professional'nogo razvitiya studentov meditsinskogo vuza [Practical training as a means of professional development of medical school students]. Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii: sbornik statei po materialam XXXIX mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (14 aprelya 2014 g.) [The personality, the family and society: questions of pedagogy and psychology. A collection of articles based on XXIXX international scientific-practical conference. (April 14, 2014)]. Available at: http://sibac.info/14358 (accessed 28 April 2014).

10.   Rodichkina I.I. Conditions of development of professional identity in high school. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 2008, no. 88, pp. 226–229 [in Russian].

11.   Rudneva E.N. The problems arising in the process of formation of a professional identity. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: psikhologo-pedagogicheskie nauki, 2008, no. 2, pp. 20–24 [in Russian].

12.   Semykin V.A. Lebedchuk PV The value of production practices in shaping the future of agribusiness specialist and ways of its improvement in the context of the use of foreign experience. Vestnik Kurskoi gosudarstvennoi sel'skokhozyaistvennoi akademii, 2012, no. 9, pp. 2–4 [in Russian].

13.   Toshchenko Zh.T. Professional incompetence as a risk factor for STI viability and stability of the society. Obrazovanie i sotsial'noe razvitie regiona, 1995, no. 3–4, pp. 35–37 [in Russian].

14.   Vzorova (Chernysheva) L.A. The role of the clinical supervision of students in the preparation of medical psychology department for a successful professional activity. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk, 2015, vol. 17, no. 1 (2), pp. 371–373 [in Russian].

 

For citation

Kireeva T.I. Industrial practice in clinical psychology as a stage of formation of professional identity. Med. psihol. Ross., 2016, vol. 8, no. 5, p. 9. doi: 10.24411/2219-8245-2016-15091 [in Russian, in English].

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год