Эмоциональное выгорание у преподавателей клинических и теоретических
кафедр медицинского ВУЗа
Жилина А.Н., Лысенкова Н.О. (Ярославль, Россия)
|
Жилина Анна Николаевна
– кандидат медицинских наук, врач-кардиолог, ассистент
кафедры терапии педиатрического факультета; федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ярославский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Революционная,
5, Ярославль, 150000, Россия. Тел.: (4852) 79-29-05.
E-mail: zhilina-1979@mail.ru
|
|
Лысенкова Наталья Олеговна
– кандидат медицинских наук, врач-кардиолог, ассистент
кафедры терапии педиатрического факультета; федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ярославский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Революционная,
5, Ярославль, 150000, Россия. Тел.: (4852) 79-29-05.
|
Аннотация.
Цель исследования: изучить сущность феномена эмоционального
выгорания у специалистов, которые совмещают два вида деятельности, а
именно — у преподавателей медицинских вузов, которые одновременно
являются и педагогами, и врачами. Необходимость данного исследования
возникла в связи с дефицитом научных знаний о наличии синдрома
эмоционального выгорания у специалистов данной категории и отсутствием
надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции.
Необходимость проведения исследования обусловлена тем, что наличие
выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом
самочувствии отдельных работников, но также и на здоровье всей
организации и психическом развитии воспитанников. Методы.
Исследование проведено с помощью 2 групп респондентов —
преподавателей клинических и теоретических кафедр Ярославского
государственного медицинского университета (ЯГМУ). Преподаватели
анкетированы с использованием специальной анкеты (опросника).
Респонденты, выделенные в составе групп А и Б, были сопоставимы по
полу и возрасту. Данный опросник используется для измерения степени
«выгорания» в профессиях типа
«человек — человек». Авторы этой методики
— американские психологи К. Маслач и С. Джексон.
Проведенный вариант методики адаптирован
Н.Е. Водопьяновой. Опросник содержит три шкалы:
«Эмоциональное истощение» (9 утверждений),
«Деперсонализация» (5 утверждений) и «Редукция
личных достижений» (8 утверждений). О тяжести выгорания
можно судить по сумме баллов всех шкал. Все вычисления производились
на персональном компьютере в программе «Статистика 9»
в Windows ХР. Для межгрупповых сравнений использовался критерий
t Стьюдента и U-критерий Манна — Уитни,
хи-квадрат. Различия считали достоверными при р<0,05. Использовался
также корреляционный анализ. Выводы. Установлено, что феномен
эмоционального выгорания формируется у представителей кафедр и
теоретического, и клинического направления. Значимые различия характерны
по выраженности такого проявления эмоционального выгорания, как
деперсонализация. При этом наибольшая выраженность и длительность
данного феномена характерна для молодых преподавателей клинических
кафедр. Выявлена прямая зависимость выраженности степени тяжести
выгорания от общего стажа работы, стажа работы на кафедре и стажа
работы врачом (клинические кафедры).
Ключевые слова:
эмоциональное выгорание; преподаватели медицинских вузов; специалисты
клинических и теоретических кафедр; педагоги; врачи.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем,
что этот синдром — непосредственное проявление всё возрастающих
проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда
и стабильностью деловой жизни организации [1; 9; 20]. Выгорание
развивается у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться
с другими людьми, причём от качества коммуникации зависит результат
деятельности. Установлено, что особенно часто синдром выгорания
развивается у специалистов «помогающих» профессий, к
которым относятся педагоги, врачи, общественные деятели [5; 10].
Работа педагога высшего медицинского учебного заведения связана с
значительным психоэмоциональным напряжением и высоким уровнем стресса
[11; 22]. Профессиональный труд педагогов отличается очень высокой
эмоциональной напряженностью [7; 19]. Известно большое количество
объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают
негативное воздействие на педагога, вызывая сильное эмоциональное
напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий
альтруистического типа, где вероятность возникновения психического
выгорания достаточно высока [2; 12; 21]. Больше всего риску
возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица,
предъявляющие непомерно высокие требования к себе [4; 15; 18]. В их
представлении настоящий педагог — это образец профессиональной
неуязвимости и совершенства [13]. Входящие в эту категорию личности
ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них
стирается грань между работой и частной жизнью. Наиболее тесную
взаимосвязь с выгоранием имеют такие личностные особенности, как
возраст и стаж. Специфика трудовой деятельности преподавателей
высшей медицинской школы, особенно совмещенной с клинической практикой,
содержание и условия труда предъявляют значительные требования к
организму работающего [14; 16], его физическому состоянию, способности
противостоять основным вредным профессиональным, а также биологическим,
психоэмоциональным и эргономическим факторам [3; 6]. Поэтому актуальным
становится изучение особенностей проявления синдрома эмоционального
выгорания, уточнение его симптомов и факторов, обуславливающих его
формирование в профессиональном развитии преподавателей медицинских
вузов. До настоящего времени открытым остается вопрос о
профилактике и коррекции данного синдрома у преподавателей, так как
наличие выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом
самочувствии отдельных работников, но также и на здоровье всей
организации и психическом развитии воспитанников.
Материалы и методы
В исследование были включены 2 группы респондентов (табл. 1
и 2) — преподаватели клинических и теоретических кафедр
Ярославского государственного медицинского университета (ЯГМУ).
Респонденты, выделенные в составе групп А и Б, были сопоставимы по
полу и возрасту (р>0,05). 1. Преподаватели клинических кафедр
(группа А) — 65 человек. 2. Преподаватели теоретических кафедр
(группа Б) — 35 человек.
Таблица 1
Возрастно-половая характеристика респондентов
Примечание: * — р<0,05 при сравнении количества женщин
и мужчин в группах.
Таблица 2
Характеристика респондентов в зависимости от стажа работы
Анкетирование респондентов проведено с использованием специальной
анкеты (опросника), который заполнялся автором при личной беседе с
опрашиваемыми (респондентами). Для обеих групп респондентов проводился
опрос по методике (опроснику) для измерения степени выгорания в
профессиях типа «человек — человек».
Авторами данной методики являются американские психологи К. Маслач
и С. Джексон. Проведенный вариант методики адаптирован
Н.Е. Водопьяновой. Опросник содержит три шкалы: «Эмоциональное
истощение» (9 утверждений), «Деперсонализация»
(5 утверждений) и «Редукция личных достижений»
(8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов —
"никогда", 1 балл — "очень редко", 3 балла — "иногда",
4 балла — "часто", 5 баллов — "очень часто", 6 баллов
— "каждый день". Чем больше сумма баллов по каждой шкале в
отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны
выгорания [17]. О тяжести выгорания можно судить по сумме баллов
всех шкал. Все вычисления производились на персональном компьютере
в программе «Статистика 9» в Windows ХР. Данные в
таблицах приводятся в виде M ± m. Для межгрупповых
сравнений использовался критерий t Стьюдента и U-критерий
Манна — Уитни, хи-квадрат. Различия считали достоверными
при р<0,05. Использовался также корреляционный анализ.
Изложение и анализ результатов исследования
Согласно полученным результатам, установлено, что для преподавателей
как клинических, так и теоретических кафедр в равной степени характерно
проявление таких сторон эмоционального выгорания, как эмоциональное
истощение и редукция личных достижений (достоверной разницы при этом
не выявлено). Наличие эмоционального истощения является «запускающим
механизмом» в формировании развернутых симптомов
эмоционального выгорания. Редукция профессиональных достижений опасна
тем, что приводит к возникновению у работников чувства некомпетентности
в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Значимые
различия между преподавателями из групп А и Б существуют только по
выраженности такого показателя, как деперсонализация (личностная
отстраненность) и сумме баллов всех шкал (по которой можно судить о
тяжести выгорания). Наибольшие значения этих показателей характерны для
преподавателей клинических кафедр ЯГМУ, что свидетельствует о большей
степени тяжести эмоционального выгорания у представителей клинических
кафедр (табл. 3).
В составе группы А и Б были выделены подгруппы респондентов, которые
набрали максимальную сумму баллов по каждой шкале в отдельности,
характеризующей синдром эмоционального выгорания. Обращает на себя
внимание то, что максимальную сумму баллов по каждой шкале в отдельности
набрали преподаватели клинических кафедр ЯГМУ (табл. 4). При этом
максимальная сумма баллов по шкале «Эмоциональное истощение»
отмечалась в 37 случаях у преподавателей клинических кафедр, а у
преподавателей теоретических кафедр — в 8 случаях. По шкале
«Редукция личных достижений» эмоциональное истощение выявлено
у 35 преподавателей клинических кафедр и у 6 преподавателей теоретических
кафедр, по шкале «Деперсонализация» максимальное количество
баллов было набрано 10 преподавателями клинических кафедр и не отмечалось
ни у одного преподавателя теоретических кафедр (табл. 4). Это
свидетельствует о большей степени тяжести эмоционального выгорания у
представителей клинических кафедр.
Таблица 3
Проявления синдрома эмоционального выгорания у преподавателей
клинических и теоретических кафедр
Примечание: * — р<0,05 при сравнении значений шкал
по группам А и Б.
Таблица 4
Частотные различия между группами преподавателей клинических и
теоретических кафедр в зависимости от степени выраженности проявлений
синдрома эмоционального выгорания по максимальной сумме баллов по шкалам
Примечание: * — статистически значимые различия между
группами преподавателей клинических и теоретических кафедр по
максимальной сумме баллов по каждой шкале.
В проведенном исследовании между показателями выраженности степени
тяжести выгорания (по суммам баллов всех шкал) и возрастом преподавателей
до 35 лет (молодых преподавателей) выявлена отрицательная взаимосвязь
средней силы (r = −0,62; р<0,001) и сильная
отрицательная взаимосвязь с возрастом преподавателей более 35
лет (r = −0,78, р<0,001). Это свидетельствует об
обратной зависимости выраженности степени эмоционального выгорания с
возрастом молодых преподавателей (до 35 лет) — чем моложе
преподаватели, тем более выражена степень эмоционального выгорания.
Для преподавателей в возрасте более 35 лет с тяжестью эмоционального
выгорания отмечается также отрицательная взаимосвязь, т.е. чем старше
преподаватели, тем менее выражено эмоциональное выгорание (таблица
6). Такая же зависимость отмечается и для преподавателей теоретических
кафедр (таблица 5). Установлено, что распространенность и структура
симптомов синдрома эмоционального выгорания различаются в зависимости
от возраста преподавателей. Для преподавателей в возрасте более 35 лет
характерной является высокая стойкость к стрессогенным факторам в
профессиональной деятельности. Кроме того, профессиональный рост,
происходящий с увеличением возраста, обеспечивает человеку повышение
его социального статуса, уменьшает степень выгорания. Склонность
более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным
шоком, который они испытывают при столкновении с реальной
действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям.
Таблица 5
Корреляционный анализ зависимости синдрома выгорания от
возраста преподавателей (теоретические кафедры)
Примечание: r — коэффициент корреляции.
Таблица 6
Корреляционный анализ зависимости синдрома выгорания от
возраста преподавателей (клинические кафедры)
Примечание: r — коэффициент корреляции.
Как для преподавателей клинических, так и для преподавателей
теоретических кафедр выявлена прямая зависимость (положительные
корреляции) выраженности степени тяжести выгорания (по суммам баллов
всех шкал) от общего стажа работы, стажа работы на кафедре и стажа
работы врачом (клинические кафедры). Взаимоотношения между полом и
выгоранием не так однозначны. В ряде исследований отмечается, что
мужчины в большей степени подвержены процессу выгорания, чем женщины
[8; 23], в то время как другие исследователи приходят к совершенно
противоположным заключениям. Не выявлено зависимости
развития синдрома выгорания от пола анкетируемых для
представителей кафедр из обеих групп (таблицы 7 и 8).
Таблица 7
Корреляционный анализ зависимости показателей синдрома выгорания
от пола анкетируемых и стажа работы (клинические кафедры)
Примечание: r — коэффициент корреляции.
Таблица 8
Корреляционный анализ зависимости показателей синдрома выгорания
от пола анкетируемых и стажа работы (теоретические кафедры)
Примечание: r — коэффициент корреляции.
В связи с тем, что в результате исследования были получены данные
о прямой зависимости выраженности степени тяжести выгорания (по суммам
баллов всех шкал) от общего стажа работы, стажа работы на кафедре и
стажа работы врачом (клинические кафедры) и данные о большей степени
выгорания молодых преподавателей (возраст менее 35 лет), в составе
групп А и Б были выделены подгруппы сотрудников старше 35 лет со
стажем работы на кафедрах, сопоставимым со стажем работы молодых
(до 35 лет) преподавателей. Было выявлено большее эмоциональное
выгорание по каждой шкале в отдельности и по сумме баллов всех шкал
для молодых преподавателей по сравнению с преподавателями в возрасте
более 35 лет, имеющими небольшой, сопоставимый со стажем молодых,
стаж работы на кафедре (таблица 9).
Таблица 9
Взаимосвязь возраста и стажа работы преподавателей с синдромом
эмоционального выгорания
Примечание: * — статистически значимые различия между
группами преподавателей клинических и теоретических кафедр по каждой
шкале.
В составе групп А и Б были выделены подгруппы сотрудников старше
35 лет со стажем работы на кафедрах, сопоставимым со стажем работы
молодых (до 35 лет) преподавателей. Было выявлено большее эмоциональное
выгорание по каждой шкале в отдельности и по сумме баллов всех шкал
для молодых преподавателей по сравнению с преподавателями в возрасте
более 35 лет, имеющими небольшой, сопоставимый со стажем молодых,
стаж работы на кафедре (таблица 9).
Выводы
Формирование синдрома эмоционального выгорания характерно для
сотрудников как клинических, так и теоретических кафедр. Значимые
различия характерны по выраженности такого проявления эмоционального
выгорания, как деперсонализация.
1. |
У преподавателей клинических кафедр синдром эмоционального выгорания
имеет бóльшую частоту и степень выраженности соответствующих фаз,
чем у преподавателей теоретических кафедр. Этот факт вполне объясним
и соотносится с данными аналогичных исследований, т.к. преподаватели
клинических кафедр медицинского вуза фактически выполняют двойной
объем работы, одновременно являясь и педагогами, и практикующими врачами,
таким образом, имеют бóльшую степень напряженности труда,
повышенный уровень эмоциональной нагрузки и степень ответственности
по сравнению с теми специалистами, которые занимаются только
преподавательской деятельностью или же являются только практикующими
врачами.
|
2. |
Установлена склонность к эмоциональному выгоранию более молодых по
возрасту преподавателей, независимо от профиля кафедры.
|
3. |
Выявлена прямая зависимость выраженности степени тяжести выгорания
от общего стажа работы, стажа работы на кафедре и стажа работы врачом
(клинические кафедры).
|
Литература
1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания:
диагностика и профилактика. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
– 336 с.
2. Глава 5. Синдром сгорания // Первичная профилактика
психических, неврологических и психосоциальных расстройств / пер. с англ.;
под редакцией А.Н. Моховикова. – М.: Смысл, 2002. –
С. 104–122.
3. Здоровье населения региона и приоритеты
здравоохранения: монография / под ред. акад. РАМН проф. О.П. Щепина,
члена-корр. РАМН проф. В.А. Медика. — М.: ГЭОТАР-Медиа,
2010. — 384 с.
4. Кудрина Е.А., Толмачев Д.А. Социально-гигиеническая
характеристика здоровья преподавателей медицинского ВУЗа // Современные
проблемы науки и образования. – 2011. – № 6 (приложение
"Медицинские науки"). – С. 20.
5. Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального
выгорания у врачей-стоматологов // Клиническая стоматология. –
2003. – № 4. – С. 82–86.
6. Практикум по возрастной психологии / под ред.
Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008.
– 704 с.
7. Психология профессионального здоровья: учебное
пособие / под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь,
2006. – 480 с.
8. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического
исследования. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 496 c.
9. Стрельникова А.Н. Зачем медицинской сестре
самооценка? // Медицинская сестра. – 2000. – № 1.
– С. 42–43.
10. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход
к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998. –
№ 8. – С. 84–89.
11. Урванцев Л.П. Психология в работе врача: учебное
пособие. – Ярославль, 1993. – 80 с.
12. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального
сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя
// Вопросы психологии. – 1994. – № 6. –
С. 57–64.
13. Щербо А.П. Больничная гигиена. – СПб.: МАПО,
2000. – 489 с.
14. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации
// Журнал практического психолога. – 1998. – № 7.
– С. 35–43.
15. Cordes C.L., Dougherty T.W., Blum M. Patterns of
burnout among managers and professionals: a comparison of models //
Journal of Organizational Behavior. – 1997. – Vol. 18,
№ 6. – P. 685–701.
16. Holloway F., Szmukler G., Carson J. Support
systems. 1. Introduction // Advances in Psychiatric Treatment.
– 2000. – Vol. 6. – P. 226–235.
17. Kahill S. Interventions for burnout in the helping
professions: A review of the emperical evidence //
Canadian Journal of Counselling. – 1988. –
Vol. 22, № 3. – P. 162–169.
18. Maslach C. Burnout: The Cost of Caring. –
Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1982.
19. Perlman B., Hartman E.A. Burnout: summary and
future research // Human relations. – 1982. – Vol. 35,
№ 4. – P. 283–305.
20. Poulin J., Walter C. Social worker burnout: A
longitudinal study // Social Work Research and Abstracts. –
1993. – Vol. 29, № 4. – P. 5–11.
21. Rowe M.M. Hardiness as a stress mediating factor
of burnout among healthcare providers // American Journal of Health
Studies. – 1998. – Vol. 14, № 1. –
P. 19–20.
22. Shirom A. Burnout in work organizations //
International Review of Industrial and Organizational Psychology /
edit. by C.L. Cooper, I. Robertson. – New York:
Wiley, 1989. P. 25–48.
23. Von Oncuil J. ABC of work related disorders.
Stress at work // British Medical Journal. – 1996. –
Vol. 313(7059). – P. 745–748.
Ссылка для цитирования
УДК 616.89-008.19-057
Жилина А.Н., Лысенкова Н.О. Эмоциональное выгорание у преподавателей
клинических и теоретических кафедр медицинского ВУЗа // Медицинская
психология в России: электрон. науч. журн. – 2017. – T. 9,
№ 4(45) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru
(дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|