Никольская И.М.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Эмоциональное выгорание у преподавателей клинических и теоретических кафедр медицинского ВУЗа

Жилина А.Н., Лысенкова Н.О. (Ярославль, Россия)

 

 

Жилина Анна Николаевна

Жилина Анна Николаевна

–  кандидат медицинских наук, врач-кардиолог, ассистент кафедры терапии педиатрического факультета; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Революционная, 5, Ярославль, 150000, Россия. Тел.: (4852) 79-29-05.

E-mail: zhilina-1979@mail.ru

Лысенкова Наталья Олеговна

Лысенкова Наталья Олеговна

–  кандидат медицинских наук, врач-кардиолог, ассистент кафедры терапии педиатрического факультета; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Революционная, 5, Ярославль, 150000, Россия.
Тел.: (4852) 79-29-05.

 

Аннотация. Цель исследования: изучить сущность феномена эмоционального выгорания у специалистов, которые совмещают два вида деятельности, а именно — у преподавателей медицинских вузов, которые одновременно являются и педагогами, и врачами. Необходимость данного исследования возникла в связи с дефицитом научных знаний о наличии синдрома эмоционального выгорания у специалистов данной категории и отсутствием надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции. Необходимость проведения исследования обусловлена тем, что наличие выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии отдельных работников, но также и на здоровье всей организации и психическом развитии воспитанников. Методы. Исследование проведено с помощью 2 групп респондентов — преподавателей клинических и теоретических кафедр Ярославского государственного медицинского университета (ЯГМУ). Преподаватели анкетированы с использованием специальной анкеты (опросника). Респонденты, выделенные в составе групп А и Б, были сопоставимы по полу и возрасту. Данный опросник используется для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек — человек». Авторы этой методики — американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Проведенный вариант методики адаптирован Н.Е. Водопьяновой. Опросник содержит три шкалы: «Эмоциональное истощение» (9 утверждений), «Деперсонализация» (5 утверждений) и «Редукция личных достижений» (8 утверждений). О тяжести выгорания можно судить по сумме баллов всех шкал. Все вычисления производились на персональном компьютере в программе «Статистика 9» в Windows ХР. Для межгрупповых сравнений использовался  критерий  t  Стьюдента  и  U-критерий Манна — Уитни, хи-квадрат. Различия считали достоверными при р<0,05. Использовался также корреляционный анализ. Выводы. Установлено, что феномен эмоционального выгорания формируется у представителей кафедр и теоретического, и клинического направления. Значимые различия характерны по выраженности такого проявления эмоционального выгорания, как деперсонализация. При этом наибольшая выраженность и длительность данного феномена характерна для молодых преподавателей клинических кафедр. Выявлена прямая зависимость выраженности степени тяжести выгорания от общего стажа работы, стажа работы на кафедре и стажа работы врачом (клинические кафедры).

Ключевые слова: эмоциональное выгорание; преподаватели медицинских вузов; специалисты клинических и теоретических кафедр; педагоги; врачи.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром — непосредственное проявление всё возрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации [1; 9; 20]. Выгорание развивается у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, причём от качества коммуникации зависит результат деятельности. Установлено, что особенно часто синдром выгорания развивается у специалистов «помогающих» профессий, к которым относятся педагоги, врачи, общественные деятели [5; 10]. Работа педагога высшего медицинского учебного заведения связана с значительным психоэмоциональным напряжением и высоким уровнем стресса [11; 22]. Профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью [7; 19]. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока [2; 12; 21]. Больше всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе [4; 15; 18]. В их представлении настоящий педагог — это образец профессиональной неуязвимости и совершенства [13]. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью. Наиболее тесную взаимосвязь с выгоранием имеют такие личностные особенности, как возраст и стаж. Специфика трудовой деятельности преподавателей высшей медицинской школы, особенно совмещенной с клинической практикой, содержание и условия труда предъявляют значительные требования к организму работающего [14; 16], его физическому состоянию, способности противостоять основным вредным профессиональным, а также биологическим, психоэмоциональным и эргономическим факторам [3; 6]. Поэтому актуальным становится изучение особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания, уточнение его симптомов и факторов, обуславливающих его формирование в профессиональном развитии преподавателей медицинских вузов. До настоящего времени открытым остается вопрос о профилактике и коррекции данного синдрома у преподавателей, так как наличие выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии отдельных работников, но также и на здоровье всей организации и психическом развитии воспитанников.

Материалы и методы

В исследование были включены 2 группы респондентов (табл. 1 и 2) — преподаватели клинических и теоретических кафедр Ярославского государственного медицинского университета (ЯГМУ). Респонденты, выделенные в составе групп А и Б, были сопоставимы по полу и возрасту (р>0,05). 1. Преподаватели клинических кафедр (группа А) — 65 человек. 2. Преподаватели теоретических кафедр (группа Б) — 35 человек.

 

Таблица 1

Возрастно-половая характеристика респондентов

Примечание: * — р<0,05 при сравнении количества женщин и мужчин в группах.

 

Таблица 2

Характеристика респондентов в зависимости от стажа работы

 

Анкетирование респондентов проведено с использованием специальной анкеты (опросника), который заполнялся автором при личной беседе с опрашиваемыми (респондентами). Для обеих групп респондентов проводился опрос по методике (опроснику) для измерения степени выгорания в профессиях типа «человек — человек». Авторами данной методики являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Проведенный вариант методики адаптирован Н.Е. Водопьяновой. Опросник содержит три шкалы: «Эмоциональное истощение» (9 утверждений), «Деперсонализация» (5 утверждений) и «Редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов — "никогда", 1 балл — "очень редко", 3 балла — "иногда", 4 балла — "часто", 5 баллов — "очень часто", 6 баллов — "каждый день". Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны выгорания [17]. О тяжести выгорания можно судить по сумме баллов всех шкал. Все вычисления производились на персональном компьютере в программе «Статистика 9» в Windows ХР. Данные в таблицах приводятся в виде M ± m. Для межгрупповых сравнений использовался критерий t Стьюдента и U-критерий Манна — Уитни, хи-квадрат. Различия считали достоверными при р<0,05. Использовался также корреляционный анализ.

Изложение и анализ результатов исследования

Согласно полученным результатам, установлено, что для преподавателей как клинических, так и теоретических кафедр в равной степени характерно проявление таких сторон эмоционального выгорания, как эмоциональное истощение и редукция личных достижений (достоверной разницы при этом не выявлено). Наличие эмоционального истощения является «запускающим механизмом» в формировании развернутых симптомов эмоционального выгорания. Редукция профессиональных достижений опасна тем, что приводит к возникновению у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Значимые различия между преподавателями из групп А и Б существуют только по выраженности такого показателя, как деперсонализация (личностная отстраненность) и сумме баллов всех шкал (по которой можно судить о тяжести выгорания). Наибольшие значения этих показателей характерны для преподавателей клинических кафедр ЯГМУ, что свидетельствует о большей степени тяжести эмоционального выгорания у представителей клинических кафедр (табл. 3).

В составе группы А и Б были выделены подгруппы респондентов, которые набрали максимальную сумму баллов по каждой шкале в отдельности, характеризующей синдром эмоционального выгорания. Обращает на себя внимание то, что максимальную сумму баллов по каждой шкале в отдельности набрали преподаватели клинических кафедр ЯГМУ (табл. 4). При этом максимальная сумма баллов по шкале «Эмоциональное истощение» отмечалась в 37 случаях у преподавателей клинических кафедр, а у преподавателей теоретических кафедр — в 8 случаях. По шкале «Редукция личных достижений» эмоциональное истощение выявлено у 35 преподавателей клинических кафедр и у 6 преподавателей теоретических кафедр, по шкале «Деперсонализация» максимальное количество баллов было набрано 10 преподавателями клинических кафедр и не отмечалось ни у одного преподавателя теоретических кафедр (табл. 4). Это свидетельствует о большей степени тяжести эмоционального выгорания у представителей клинических кафедр.

 

Таблица 3

Проявления синдрома эмоционального выгорания у преподавателей
клинических и теоретических кафедр

Примечание: * — р<0,05 при сравнении значений шкал по группам А и Б.

 

Таблица 4

Частотные различия между группами преподавателей клинических и теоретических кафедр в зависимости от степени выраженности проявлений синдрома эмоционального выгорания по максимальной сумме баллов по шкалам

Примечание: * — статистически значимые различия между группами преподавателей клинических и теоретических кафедр по максимальной сумме баллов по каждой шкале.

 

В проведенном исследовании между показателями выраженности степени тяжести выгорания (по суммам баллов всех шкал) и возрастом преподавателей до 35 лет (молодых преподавателей) выявлена отрицательная взаимосвязь средней силы (r = −0,62; р<0,001) и сильная отрицательная взаимосвязь с возрастом преподавателей более 35 лет (r = −0,78, р<0,001). Это свидетельствует об обратной зависимости выраженности степени эмоционального выгорания с возрастом молодых преподавателей (до 35 лет) — чем моложе преподаватели, тем более выражена степень эмоционального выгорания. Для преподавателей в возрасте более 35 лет с тяжестью эмоционального выгорания отмечается также отрицательная взаимосвязь, т.е. чем старше преподаватели, тем менее выражено эмоциональное выгорание (таблица 6). Такая же зависимость отмечается и для преподавателей теоретических кафедр (таблица 5). Установлено, что распространенность и структура симптомов синдрома эмоционального выгорания различаются в зависимости от возраста преподавателей. Для преподавателей в возрасте более 35 лет характерной является высокая стойкость к стрессогенным факторам в профессиональной деятельности. Кроме того, профессиональный рост, происходящий с увеличением возраста, обеспечивает человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям.

 

Таблица 5

Корреляционный анализ зависимости синдрома выгорания от возраста преподавателей (теоретические кафедры)

Примечание: r — коэффициент корреляции.

 

Таблица 6

Корреляционный анализ зависимости синдрома выгорания от возраста преподавателей (клинические кафедры)

Примечание: r — коэффициент корреляции.

 

Как для преподавателей клинических, так и для преподавателей теоретических кафедр выявлена прямая зависимость (положительные корреляции) выраженности степени тяжести выгорания (по суммам баллов всех шкал) от общего стажа работы, стажа работы на кафедре и стажа работы врачом (клинические кафедры). Взаимоотношения между полом и выгоранием не так однозначны. В ряде исследований отмечается, что мужчины в большей степени подвержены процессу выгорания, чем женщины [8; 23], в то время как другие исследователи приходят к совершенно противоположным заключениям. Не выявлено зависимости развития синдрома выгорания от пола анкетируемых для представителей кафедр из обеих групп (таблицы 7 и 8).

 

Таблица 7

Корреляционный анализ зависимости показателей синдрома выгорания от пола анкетируемых и стажа работы (клинические кафедры)

Примечание: r — коэффициент корреляции.

 

Таблица 8

Корреляционный анализ зависимости показателей синдрома выгорания
от пола анкетируемых и стажа работы (теоретические кафедры)

Примечание: r — коэффициент корреляции.

 

В связи с тем, что в результате исследования были получены данные о прямой зависимости выраженности степени тяжести выгорания (по суммам баллов всех шкал) от общего стажа работы, стажа работы на кафедре и стажа работы врачом (клинические кафедры) и данные о большей степени выгорания молодых преподавателей (возраст менее 35 лет), в составе групп А и Б были выделены подгруппы сотрудников старше 35 лет со стажем работы на кафедрах, сопоставимым со стажем работы молодых (до 35 лет) преподавателей. Было выявлено большее эмоциональное выгорание по каждой шкале в отдельности и по сумме баллов всех шкал для молодых преподавателей по сравнению с преподавателями в возрасте более 35 лет, имеющими небольшой, сопоставимый со стажем молодых, стаж работы на кафедре (таблица 9).

 

Таблица 9

Взаимосвязь возраста и стажа работы преподавателей с синдромом
эмоционального выгорания

Примечание: * — статистически значимые различия между группами преподавателей клинических и теоретических кафедр по каждой шкале.

 

В составе групп А и Б были выделены подгруппы сотрудников старше 35 лет со стажем работы на кафедрах, сопоставимым со стажем работы молодых (до 35 лет) преподавателей. Было выявлено большее эмоциональное выгорание по каждой шкале в отдельности и по сумме баллов всех шкал для молодых преподавателей по сравнению с преподавателями в возрасте более 35 лет, имеющими небольшой, сопоставимый со стажем молодых, стаж работы на кафедре (таблица 9).

Выводы

Формирование синдрома эмоционального выгорания характерно для сотрудников как клинических, так и теоретических кафедр. Значимые различия характерны по выраженности такого проявления эмоционального выгорания, как деперсонализация.

1.

У преподавателей клинических кафедр синдром эмоционального выгорания имеет бóльшую частоту и степень выраженности соответствующих фаз, чем у преподавателей теоретических кафедр. Этот факт вполне объясним и соотносится с данными аналогичных исследований, т.к. преподаватели клинических кафедр медицинского вуза фактически выполняют двойной объем работы, одновременно являясь и педагогами, и практикующими врачами, таким образом, имеют бóльшую степень напряженности труда, повышенный уровень эмоциональной нагрузки и степень ответственности по сравнению с теми специалистами, которые занимаются только преподавательской деятельностью или же являются только практикующими врачами.

2.

Установлена склонность к эмоциональному выгоранию более молодых по возрасту преподавателей, независимо от профиля кафедры.

3.

Выявлена прямая зависимость выраженности степени тяжести выгорания от общего стажа работы, стажа работы на кафедре и стажа работы врачом (клинические кафедры).

 

Литература

1.   Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.

2.   Глава 5. Синдром сгорания // Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств / пер. с англ.; под редакцией А.Н. Моховикова. – М.: Смысл, 2002. – С. 104–122.

3.   Здоровье населения региона и приоритеты здравоохранения: монография / под ред. акад. РАМН проф. О.П. Щепина, члена-корр. РАМН проф. В.А. Медика. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 384 с.

4.   Кудрина Е.А., Толмачев Д.А. Социально-гигиеническая характеристика здоровья преподавателей медицинского ВУЗа // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6 (приложение "Медицинские науки"). – С. 20.

5.   Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов // Клиническая стоматология. – 2003. – № 4. – С. 82–86.

6.   Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 704 с.

7.   Психология профессионального здоровья: учебное пособие / под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 480 с.

8.   Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 496 c.

9.   Стрельникова А.Н. Зачем медицинской сестре самооценка? // Медицинская сестра. – 2000. – № 1. – С. 42–43.

10.   Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998. – № 8. – С. 84–89.

11.   Урванцев Л.П. Психология в работе врача: учебное пособие. – Ярославль, 1993. – 80 с.

12.   Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 57–64.

13.   Щербо А.П. Больничная гигиена. – СПб.: МАПО, 2000. – 489 с.

14.   Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал практического психолога. – 1998. – № 7. – С. 35–43.

15.   Cordes C.L., Dougherty T.W., Blum M. Patterns of burnout among managers and professionals: a comparison of models // Journal of Organizational Behavior. – 1997. – Vol. 18, № 6. – P. 685–701.

16.   Holloway F., Szmukler G., Carson J. Support systems. 1. Introduction // Advances in Psychiatric Treatment. – 2000. – Vol. 6. – P. 226–235.

17.   Kahill S. Interventions for burnout in the helping professions: A review of the emperical  evidence  //  Canadian  Journal of Counselling. – 1988. – Vol. 22, № 3. – P. 162–169.

18.   Maslach C. Burnout: The Cost of Caring. – Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1982.

19.   Perlman B., Hartman E.A. Burnout: summary and future research // Human relations. – 1982. – Vol. 35, № 4. – P. 283–305.

20.   Poulin J., Walter C. Social worker burnout: A longitudinal study // Social Work Research and Abstracts. – 1993. – Vol. 29, № 4. – P. 5–11.

21.   Rowe M.M. Hardiness as a stress mediating factor of burnout among healthcare providers // American Journal of Health Studies. – 1998. – Vol. 14, № 1. – P. 19–20.

22.   Shirom A. Burnout in work organizations // International Review of Industrial and Organizational Psychology / edit. by C.L. Cooper, I. Robertson. – New York: Wiley, 1989. P. 25–48.

23.   Von Oncuil J. ABC of work related disorders. Stress at work // British Medical Journal. – 1996. – Vol. 313(7059). – P. 745–748.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 616.89-008.19-057

Жилина А.Н., Лысенкова Н.О. Эмоциональное выгорание у преподавателей клинических и теоретических кафедр медицинского ВУЗа // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2017. – T. 9, № 4(45) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год