Никольская И.М.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Эмоциональное выгорание у преподавателей клинических и теоретических кафедр медицинского ВУЗа

Жилина А.Н., Лысенкова Н.О. (Ярославль, Россия)

 

 

Жилина Анна Николаевна

Жилина Анна Николаевна

–  кандидат медицинских наук, врач-кардиолог, ассистент кафедры терапии педиатрического факультета; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Революционная, 5, Ярославль, 150000, Россия. Тел.: (4852) 79-29-05.

E-mail: zhilina-1979@mail.ru

Лысенкова Наталья Олеговна

Лысенкова Наталья Олеговна

–  кандидат медицинских наук, врач-кардиолог, ассистент кафедры терапии педиатрического факультета; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Революционная, 5, Ярославль, 150000, Россия.
Тел.: (4852) 79-29-05.

 

Аннотация. Цель исследования: изучить сущность феномена эмоционального выгорания у специалистов, которые совмещают два вида деятельности, а именно — у преподавателей медицинских вузов, которые одновременно являются и педагогами, и врачами. Необходимость данного исследования возникла в связи с дефицитом научных знаний о наличии синдрома эмоционального выгорания у специалистов данной категории и отсутствием надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции. Необходимость проведения исследования обусловлена тем, что наличие выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии отдельных работников, но также и на здоровье всей организации и психическом развитии воспитанников. Методы. Исследование проведено с помощью 2 групп респондентов — преподавателей клинических и теоретических кафедр Ярославского государственного медицинского университета (ЯГМУ). Преподаватели анкетированы с использованием специальной анкеты (опросника). Респонденты, выделенные в составе групп А и Б, были сопоставимы по полу и возрасту. Данный опросник используется для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек — человек». Авторы этой методики — американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Проведенный вариант методики адаптирован Н.Е. Водопьяновой. Опросник содержит три шкалы: «Эмоциональное истощение» (9 утверждений), «Деперсонализация» (5 утверждений) и «Редукция личных достижений» (8 утверждений). О тяжести выгорания можно судить по сумме баллов всех шкал. Все вычисления производились на персональном компьютере в программе «Статистика 9» в Windows ХР. Для межгрупповых сравнений использовался  критерий  t  Стьюдента  и  U-критерий Манна — Уитни, хи-квадрат. Различия считали достоверными при р<0,05. Использовался также корреляционный анализ. Выводы. Установлено, что феномен эмоционального выгорания формируется у представителей кафедр и теоретического, и клинического направления. Значимые различия характерны по выраженности такого проявления эмоционального выгорания, как деперсонализация. При этом наибольшая выраженность и длительность данного феномена характерна для молодых преподавателей клинических кафедр. Выявлена прямая зависимость выраженности степени тяжести выгорания от общего стажа работы, стажа работы на кафедре и стажа работы врачом (клинические кафедры).

Ключевые слова: эмоциональное выгорание; преподаватели медицинских вузов; специалисты клинических и теоретических кафедр; педагоги; врачи.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром — непосредственное проявление всё возрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации [1; 9; 20]. Выгорание развивается у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, причём от качества коммуникации зависит результат деятельности. Установлено, что особенно часто синдром выгорания развивается у специалистов «помогающих» профессий, к которым относятся педагоги, врачи, общественные деятели [5; 10]. Работа педагога высшего медицинского учебного заведения связана с значительным психоэмоциональным напряжением и высоким уровнем стресса [11; 22]. Профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью [7; 19]. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока [2; 12; 21]. Больше всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе [4; 15; 18]. В их представлении настоящий педагог — это образец профессиональной неуязвимости и совершенства [13]. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью. Наиболее тесную взаимосвязь с выгоранием имеют такие личностные особенности, как возраст и стаж. Специфика трудовой деятельности преподавателей высшей медицинской школы, особенно совмещенной с клинической практикой, содержание и условия труда предъявляют значительные требования к организму работающего [14; 16], его физическому состоянию, способности противостоять основным вредным профессиональным, а также биологическим, психоэмоциональным и эргономическим факторам [3; 6]. Поэтому актуальным становится изучение особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания, уточнение его симптомов и факторов, обуславливающих его формирование в профессиональном развитии преподавателей медицинских вузов. До настоящего времени открытым остается вопрос о профилактике и коррекции данного синдрома у преподавателей, так как наличие выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии отдельных работников, но также и на здоровье всей организации и психическом развитии воспитанников.

Материалы и методы

В исследование были включены 2 группы респондентов (табл. 1 и 2) — преподаватели клинических и теоретических кафедр Ярославского государственного медицинского университета (ЯГМУ). Респонденты, выделенные в составе групп А и Б, были сопоставимы по полу и возрасту (р>0,05). 1. Преподаватели клинических кафедр (группа А) — 65 человек. 2. Преподаватели теоретических кафедр (группа Б) — 35 человек.

 

Таблица 1

Возрастно-половая характеристика респондентов

Примечание: * — р<0,05 при сравнении количества женщин и мужчин в группах.

 

Таблица 2

Характеристика респондентов в зависимости от стажа работы

 

Анкетирование респондентов проведено с использованием специальной анкеты (опросника), который заполнялся автором при личной беседе с опрашиваемыми (респондентами). Для обеих групп респондентов проводился опрос по методике (опроснику) для измерения степени выгорания в профессиях типа «человек — человек». Авторами данной методики являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Проведенный вариант методики адаптирован Н.Е. Водопьяновой. Опросник содержит три шкалы: «Эмоциональное истощение» (9 утверждений), «Деперсонализация» (5 утверждений) и «Редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов — "никогда", 1 балл — "очень редко", 3 балла — "иногда", 4 балла — "часто", 5 баллов — "очень часто", 6 баллов — "каждый день". Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны выгорания [17]. О тяжести выгорания можно судить по сумме баллов всех шкал. Все вычисления производились на персональном компьютере в программе «Статистика 9» в Windows ХР. Данные в таблицах приводятся в виде M ± m. Для межгрупповых сравнений использовался критерий t Стьюдента и U-критерий Манна — Уитни, хи-квадрат. Различия считали достоверными при р<0,05. Использовался также корреляционный анализ.

Изложение и анализ результатов исследования

Согласно полученным результатам, установлено, что для преподавателей как клинических, так и теоретических кафедр в равной степени характерно проявление таких сторон эмоционального выгорания, как эмоциональное истощение и редукция личных достижений (достоверной разницы при этом не выявлено). Наличие эмоционального истощения является «запускающим механизмом» в формировании развернутых симптомов эмоционального выгорания. Редукция профессиональных достижений опасна тем, что приводит к возникновению у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Значимые различия между преподавателями из групп А и Б существуют только по выраженности такого показателя, как деперсонализация (личностная отстраненность) и сумме баллов всех шкал (по которой можно судить о тяжести выгорания). Наибольшие значения этих показателей характерны для преподавателей клинических кафедр ЯГМУ, что свидетельствует о большей степени тяжести эмоционального выгорания у представителей клинических кафедр (табл. 3).

В составе группы А и Б были выделены подгруппы респондентов, которые набрали максимальную сумму баллов по каждой шкале в отдельности, характеризующей синдром эмоционального выгорания. Обращает на себя внимание то, что максимальную сумму баллов по каждой шкале в отдельности набрали преподаватели клинических кафедр ЯГМУ (табл. 4). При этом максимальная сумма баллов по шкале «Эмоциональное истощение» отмечалась в 37 случаях у преподавателей клинических кафедр, а у преподавателей теоретических кафедр — в 8 случаях. По шкале «Редукция личных достижений» эмоциональное истощение выявлено у 35 преподавателей клинических кафедр и у 6 преподавателей теоретических кафедр, по шкале «Деперсонализация» максимальное количество баллов было набрано 10 преподавателями клинических кафедр и не отмечалось ни у одного преподавателя теоретических кафедр (табл. 4). Это свидетельствует о большей степени тяжести эмоционального выгорания у представителей клинических кафедр.

 

Таблица 3

Проявления синдрома эмоционального выгорания у преподавателей
клинических и теоретических кафедр

Примечание: * — р<0,05 при сравнении значений шкал по группам А и Б.

 

Таблица 4

Частотные различия между группами преподавателей клинических и теоретических кафедр в зависимости от степени выраженности проявлений синдрома эмоционального выгорания по максимальной сумме баллов по шкалам

Примечание: * — статистически значимые различия между группами преподавателей клинических и теоретических кафедр по максимальной сумме баллов по каждой шкале.

 

В проведенном исследовании между показателями выраженности степени тяжести выгорания (по суммам баллов всех шкал) и возрастом преподавателей до 35 лет (молодых преподавателей) выявлена отрицательная взаимосвязь средней силы (r = −0,62; р<0,001) и сильная отрицательная взаимосвязь с возрастом преподавателей более 35 лет (r = −0,78, р<0,001). Это свидетельствует об обратной зависимости выраженности степени эмоционального выгорания с возрастом молодых преподавателей (до 35 лет) — чем моложе преподаватели, тем более выражена степень эмоционального выгорания. Для преподавателей в возрасте более 35 лет с тяжестью эмоционального выгорания отмечается также отрицательная взаимосвязь, т.е. чем старше преподаватели, тем менее выражено эмоциональное выгорание (таблица 6). Такая же зависимость отмечается и для преподавателей теоретических кафедр (таблица 5). Установлено, что распространенность и структура симптомов синдрома эмоционального выгорания различаются в зависимости от возраста преподавателей. Для преподавателей в возрасте более 35 лет характерной является высокая стойкость к стрессогенным факторам в профессиональной деятельности. Кроме того, профессиональный рост, происходящий с увеличением возраста, обеспечивает человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям.

 

Таблица 5

Корреляционный анализ зависимости синдрома выгорания от возраста преподавателей (теоретические кафедры)

Примечание: r — коэффициент корреляции.

 

Таблица 6

Корреляционный анализ зависимости синдрома выгорания от возраста преподавателей (клинические кафедры)

Примечание: r — коэффициент корреляции.

 

Как для преподавателей клинических, так и для преподавателей теоретических кафедр выявлена прямая зависимость (положительные корреляции) выраженности степени тяжести выгорания (по суммам баллов всех шкал) от общего стажа работы, стажа работы на кафедре и стажа работы врачом (клинические кафедры). Взаимоотношения между полом и выгоранием не так однозначны. В ряде исследований отмечается, что мужчины в большей степени подвержены процессу выгорания, чем женщины [8; 23], в то время как другие исследователи приходят к совершенно противоположным заключениям. Не выявлено зависимости развития синдрома выгорания от пола анкетируемых для представителей кафедр из обеих групп (таблицы 7 и 8).

 

Таблица 7

Корреляционный анализ зависимости показателей синдрома выгорания от пола анкетируемых и стажа работы (клинические кафедры)

Примечание: r — коэффициент корреляции.

 

Таблица 8

Корреляционный анализ зависимости показателей синдрома выгорания
от пола анкетируемых и стажа работы (теоретические кафедры)

Примечание: r — коэффициент корреляции.

 

В связи с тем, что в результате исследования были получены данные о прямой зависимости выраженности степени тяжести выгорания (по суммам баллов всех шкал) от общего стажа работы, стажа работы на кафедре и стажа работы врачом (клинические кафедры) и данные о большей степени выгорания молодых преподавателей (возраст менее 35 лет), в составе групп А и Б были выделены подгруппы сотрудников старше 35 лет со стажем работы на кафедрах, сопоставимым со стажем работы молодых (до 35 лет) преподавателей. Было выявлено большее эмоциональное выгорание по каждой шкале в отдельности и по сумме баллов всех шкал для молодых преподавателей по сравнению с преподавателями в возрасте более 35 лет, имеющими небольшой, сопоставимый со стажем молодых, стаж работы на кафедре (таблица 9).

 

Таблица 9

Взаимосвязь возраста и стажа работы преподавателей с синдромом
эмоционального выгорания

Примечание: * — статистически значимые различия между группами преподавателей клинических и теоретических кафедр по каждой шкале.

 

В составе групп А и Б были выделены подгруппы сотрудников старше 35 лет со стажем работы на кафедрах, сопоставимым со стажем работы молодых (до 35 лет) преподавателей. Было выявлено большее эмоциональное выгорание по каждой шкале в отдельности и по сумме баллов всех шкал для молодых преподавателей по сравнению с преподавателями в возрасте более 35 лет, имеющими небольшой, сопоставимый со стажем молодых, стаж работы на кафедре (таблица 9).

Выводы

Формирование синдрома эмоционального выгорания характерно для сотрудников как клинических, так и теоретических кафедр. Значимые различия характерны по выраженности такого проявления эмоционального выгорания, как деперсонализация.

1.

У преподавателей клинических кафедр синдром эмоционального выгорания имеет бóльшую частоту и степень выраженности соответствующих фаз, чем у преподавателей теоретических кафедр. Этот факт вполне объясним и соотносится с данными аналогичных исследований, т.к. преподаватели клинических кафедр медицинского вуза фактически выполняют двойной объем работы, одновременно являясь и педагогами, и практикующими врачами, таким образом, имеют бóльшую степень напряженности труда, повышенный уровень эмоциональной нагрузки и степень ответственности по сравнению с теми специалистами, которые занимаются только преподавательской деятельностью или же являются только практикующими врачами.

2.

Установлена склонность к эмоциональному выгоранию более молодых по возрасту преподавателей, независимо от профиля кафедры.

3.

Выявлена прямая зависимость выраженности степени тяжести выгорания от общего стажа работы, стажа работы на кафедре и стажа работы врачом (клинические кафедры).

 

Литература

1.   Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.

2.   Глава 5. Синдром сгорания // Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств / пер. с англ.; под редакцией А.Н. Моховикова. – М.: Смысл, 2002. – С. 104–122.

3.   Здоровье населения региона и приоритеты здравоохранения: монография / под ред. акад. РАМН проф. О.П. Щепина, члена-корр. РАМН проф. В.А. Медика. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 384 с.

4.   Кудрина Е.А., Толмачев Д.А. Социально-гигиеническая характеристика здоровья преподавателей медицинского ВУЗа // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6 (приложение "Медицинские науки"). – С. 20.

5.   Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов // Клиническая стоматология. – 2003. – № 4. – С. 82–86.

6.   Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 704 с.

7.   Психология профессионального здоровья: учебное пособие / под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 480 с.

8.   Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 496 c.

9.   Стрельникова А.Н. Зачем медицинской сестре самооценка? // Медицинская сестра. – 2000. – № 1. – С. 42–43.

10.   Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998. – № 8. – С. 84–89.

11.   Урванцев Л.П. Психология в работе врача: учебное пособие. – Ярославль, 1993. – 80 с.

12.   Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 57–64.

13.   Щербо А.П. Больничная гигиена. – СПб.: МАПО, 2000. – 489 с.

14.   Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал практического психолога. – 1998. – № 7. – С. 35–43.

15.   Cordes C.L., Dougherty T.W., Blum M. Patterns of burnout among managers and professionals: a comparison of models // Journal of Organizational Behavior. – 1997. – Vol. 18, № 6. – P. 685–701.

16.   Holloway F., Szmukler G., Carson J. Support systems. 1. Introduction // Advances in Psychiatric Treatment. – 2000. – Vol. 6. – P. 226–235.

17.   Kahill S. Interventions for burnout in the helping professions: A review of the emperical  evidence  //  Canadian  Journal of Counselling. – 1988. – Vol. 22, № 3. – P. 162–169.

18.   Maslach C. Burnout: The Cost of Caring. – Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1982.

19.   Perlman B., Hartman E.A. Burnout: summary and future research // Human relations. – 1982. – Vol. 35, № 4. – P. 283–305.

20.   Poulin J., Walter C. Social worker burnout: A longitudinal study // Social Work Research and Abstracts. – 1993. – Vol. 29, № 4. – P. 5–11.

21.   Rowe M.M. Hardiness as a stress mediating factor of burnout among healthcare providers // American Journal of Health Studies. – 1998. – Vol. 14, № 1. – P. 19–20.

22.   Shirom A. Burnout in work organizations // International Review of Industrial and Organizational Psychology / edit. by C.L. Cooper, I. Robertson. – New York: Wiley, 1989. P. 25–48.

23.   Von Oncuil J. ABC of work related disorders. Stress at work // British Medical Journal. – 1996. – Vol. 313(7059). – P. 745–748.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 616.89-008.19-057

Жилина А.Н., Лысенкова Н.О. Эмоциональное выгорание у преподавателей клинических и теоретических кафедр медицинского ВУЗа // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2017. – T. 9, № 4(45) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ