Никольская И.М.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Методологические проблемы консультирования
в психосоциальной работе

Арпентьева М.Р. (Калуга, Россия),
Золотарева Т.Ф. (Москва, Россия)

 

 

Арпентьева Мариям Равильевна

Арпентьева Мариям Равильевна

–  доктор психологический наук, доцент, профессор кафедры психологии развития и образования; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», ул. Ст. Разина, 26, Калуга, 248023, Россия. Тел.: 8 (4842) 57-61-20.

E-mail: mariam_rav@mail.ru

Золотарева Татьяна Филипповна

Золотарева Татьяна Филипповна

–  кандидат философских наук, профессор, профессор кафедры теории и истории социальной работы; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет», ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1, Москва, 129226, Россия. Тел.: 8 (495) 255–67–67.

 

Аннотация. Статья посвящена различным целям и моделям психосоциального консультирования. Авторы рассматривают методологические и теоретические принципы практики психосоциального консультирования, а также его этапы и проблемы в практике социальной работы, различные средства и исследования психосоциального консультирования, эклектических и систематических результатов. Психосоциальное консультирование есть технология оказания социальной помощи путем целенаправленного психологического воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации иди ресоциализации: формирования и развития, восстановления и оптимизации их социальных функций и ориентиров, выработки и развития социальных норм взаимодействия с другими людьми, обществом в целом. Основными компонентами консультирования как технологического процесса являются целеполагание, сбор, анализ и систематизация информации, уточнение целей и задач, выбор варианта действий и инструментария, организационно-процедурные меры по реализации принятого решения. Консультант принимает клиента как уникального, автономного субъекта, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью и свойство изменяться в процессе поиска и реализации новой стратегии жизнедеятельности.

Ключевые слова: психосоциальное консультирование; стадии консультирования; социальная ситуация; клиент; консультант; теория консультирования.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Психосоциальное консультирование как практика и профессия среди других профессией группы «социальная работа» является в России относительно новой. Однако психосоциальное консультирование выступает и как область консультативной психологии и практики психологического консультирования, сферы хотя и менее развитой, чем за рубежом, но достаточно традиционной [2; 3; 23; 24; 38; 40; 53; 54]. Различия между психосоциальным консультированием (консультированием в психосоциальной работе) и психологическим или, точнее, социально-психологическим консультированием невелики и во многом условны:

1)

различия акцентов (первое акцентирует социальный контекст жизни человека, социальные причины страданий, второе – психологические причины и контекст страданий, выражающийся в деформациях социальных отношений);

2)

различия организационных структур (первое реализуется в рамках центров и организаций социальной, комплексной поддержки населения, второе — в рамках специализированных психологических центров, служб, а также в педагогических, медицинских и иных учреждениях, нуждающихся в помощи психолога);

3)

различия проблем клиентов (в первом случае — трудная жизненная социальная ситуация, во втором — внутриличностный или межличностный конфликт, выражающийся не только в деформациях социальных связей и статусе человека, группы, но и его медицинском статусе, психическом и физическом здоровье);

4)

подготовка академическая и практическая (специалистов в сфере психосоциального консультирования учат в вузах и иных учреждениях системы социальной защиты, готовящих социальных работников, а специалистов в сфере психологического или социально-психологического — в учреждениях, практикующих подготовку психологов).

Однако, как мы отметили выше, границы эти весьма условны, и на практике психосоциальное консультирование выступает как вид консультирования психологического, дополненного «фрагментами» социально-педагогического, социально-медицинского, социально-экономического и других форм консультирования. В этом контексте можно сказать, что психосоциальное консультирование обладает интегративным статусом. Оно смещает внимание социального работника в контексте социальной, медицинской, педагогической профилактики и диагностики, коррекции и реабилитации на внутренние аспекты проблем клиентов: переживание и осознание клиентами трудных и трансординарных жизненных ситуаций [1; 4; 5; 23; 28; 34; 35; 37; 41; 45; 55]. Иногда это смещение происходит почти «механически»: в сферу деятельности социального работника включаются знания и умения клинико-психологического и собственно медицинского типа. Однако в большинстве случае целью выступает именно интегративное, многоуровневое и многокомпонентное осмысление проблем специалистом и клиентом в диалоге друг с другом.

Психосоциальное консультирование как сфера деятельности возникла в ответ на потребности людей, не имеющих серьезных психологических и клинических нарушений, но ищущих социальной, воспитательной, образовательной, медицинской и педагогической помощи. Однако, поскольку психологические аспекты страданий, поражений и успехов, побед, пронизывают всю жизнедеятельность человека, постольку любая серьезная проблема так или иначе требует психологической помощи и, значит, качественной психологической подготовки социальных работников, а также работников педагогических, медицинских, экономических, работников юстиции и других сфер. Эффективная и продуктивная психосоциальная реабилитация, а также медицинская, педагогическая и иные виды реабилитации личности и группы осуществляются на пересечении тех или иных собственно профессиональных для каждой из групп специалистов знаний и умений со знаниями и умениями, приобретаемыми и передаваемыми специалисту в контексте изучения клинической, социальной, педагогической, экономической, юридической психологии. Психологическая подготовка становится все более значимой в контексте подготовки специалистов иных профессий: особенно там, где специалисты реализуют посредническую, представительскую, обучающую, диагностическую, управляющую (руководяющую) и собственно консультативную работу с людьми.

Консультирование в психологии выступает как профессиональная помощь человеку в принятии оптимального решения, восстановления или повышения качества жизни. В клинической психологии акцентируется восстановительный модус работы, в иных сферах психологической науки и практики значимы оба аспекта [3; 4; 18; 19; 21].

Консультирование в социальной работе также является восстановительным и развивающим [5; 7; 8; 9; 20; 22]. Оно также может быть юридическим, медицинским, психологическим, социально-психологическим, социально-педагогическим в зависимости от ситуации, в которой необходимо принять решение. Наиболее разработанным является психосоциальное консультирование — технология оказания социальной помощи путем целенаправленного психологического воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации иди ресоциализации: формирования и развития, восстановления и оптимизации их социальных функций и ориентиров, выработки и развития социальных норм взаимодействия с другими людьми, обществом в целом. Основными компонентами консультирования как технологического процесса являются целеполагание, сбор, анализ и систематизация информации, уточнение цели и задач, выбор варианта действий и инструментария, организационно-процедурные меры по реализации принятого решения. В психосоциальном консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни: эти трудности порой приобретают характер трансординарных, дистрессовых. Дистрессы, множественные, длительные и сверхсильные травмирующие ситуации, переживания и представления, возникающие в их результате, формируют целый спектр реакций: от отказов и избеганий ситуаций, попыток «разрубить гордиев узел» и избавиться от проблем до совладания, сознательной и бессознательной, активной и пассивной переработки проблемной ситуации в самостоятельном режиме или с помощью сети «ближайших помощников» и до мощного, необычайно выраженного развития человека (группы людей) как личности, партнера, профессионала. Часто данные варианты выступают как этапы преобразования травмирующих ситуаций и сопровождаются — при попытках избегания и совладания — более или менее выраженными проблемами психологического и соматического функционирования, болезнями и болезненными состояниями. И здесь клиенту, а также специалисту (как бы он себя ни называл и как бы его ни называли другие: социальный работник, социальный педагог, психолог-консультант, медицинский работник и т.д.) необходимы знания и умения в сфере клинической психологии и психологии в целом.

Спектр собственно социальных проблем-дистрессоров достаточно широк: проблемы в общении с государственными структурами у мигрантов, осужденных, психически больных и их семей, проблемы нищеты и бесправия, проблемы безработицы и трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), проблемы сиротства, бездомности и одиночества и трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений, неустроенность личной жизни, неурядицы в семье и многое другое. При этом психосоциальное консультирование, как молодая область социальной практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы, требующие самых разных знаний и умений. Некоторая неопределенность предмета психосоциального консультирования отражается в разнообразии определений. Так, опираясь на существующую практику, можно дать следующее определение: консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно социальной жизни, ее компонентов: профессиональной карьеры, местожительства, брака и семьи, развития личности в разных возрастах и ее проблемы (девиации детского и подросткового возраста, девиантное поведение и стратегии жизни у взрослых и пожилых людей и т.д.), преодоления проблем личности и межличностных отношений. Можно предложить несколько более широкое определение консультирования: «Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем активно участвует социум как в виде общества в целом, так и в виде других людей. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и времени, осмысленно и гармонично достичь поставленной цели на основе осознанного выбора в процессе разрешения социальных проблем и их проекций в виде нарушений психического и соматического, личностного и межличностного характера. Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:

1.

Консультирование помогает человеку выбирать стратегию поведения и действовать по собственному усмотрению. Консультирование помогает обучаться новому поведению и способам переживания и осознания (осмысления) себя и мира.

2.

Консультирование способствует социальному оздоровлению человека, его жизни, коррекции его социального статуса Консультирование способствует психологическому и соматическому оздоровлению человека, коррекции его психического и соматического статуса.

3.

Консультирование способствует развитию личности и отношений человека, что в свою очередь повышает его социальный и психологический статус.

4.

В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид или группа способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют автономное и компетентное, осознанное поведение клиента (человека или группы).

5.

Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на более или менее общепринятых постулатах помощи [25; 29; 31; 33; 37; 43; 47; 52; 53]. Это такие постулаты как:

 

а)

каждая личность и группа обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения. В отношениях человека и общества нет неважных людей и неважных ситуаций: гармоничное и счастливое общество заботится обо всех своих членах, включая мигрантов, психически больных, осужденных и т.д. Ведущим ракурсом осмысления проблем является императив взаимопомощи и социального служения, развития человека и общества в отношениях служения и взаимопомощи.

 

б)

каждая личность и группа обычно в состоянии быть ответственной за себя. Если человек или группа не могут отвечать за себя, то помощь должна быть в первую очередь направлена на формирование, восстановление, развитие этой способности. Клиент обладает способностью помогать себе сам, помогать другим, самопомощь клиента — это основная цель работы консультанта.

 

в)

каждая личность и группа имеют право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения, согласованные с их внутренними и внешними отношениями. Рассогласование, возникающее как результат травмирующих, трансординарных, дистрессовых ситуаций, будучи направлено на возможно более глубокое и полное согласование, как этап развития человека и группы ведет к развитию их отношений с собой и миром, развитию общества [27; 28; 32; 36; 39; 45; 50].

Таким образом, определения психосоциального консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека и группы, общества в целом. Консультант принимает клиента как уникального, автономного субъекта, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью и свойство изменяться в процессе поиска и реализации новой стратегии жизнедеятельности. Тем более важно признать, что любое давление или недостаток информации мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы. Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку цели зависят от потребностей общества и потребностей клиентов, обращающихся за социальной помощью, а также от теоретической ориентации самого консультанта. Вслед за Р. Кочюнасом можно выделить несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ [6; 10; 11; 12]:

1.

Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения, стрессы и дистрессы, проблемные и трансординарные ситуации.

2.

Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми, неизвестными и/или трудными или хронически травмирующими и деформирующими жизнь человека жизненными обстоятельствами и требованиями.

3.

Обеспечить продуктивное и эффективное принятие человеком и группой жизненно важных решений: успех и самоэффективность — залог здоровья соматического и психологического. Неуспех и самонеэффективность — ситуации, вызывающие нарушения психологического и соматического здоровья, побуждающие к преобразованию отношений с собой и миром.

4.

Развивать и корректировать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения в семье, на работе и других сферах жизни: отношения взаимопомощи, социального служения, любви.

6.

Облегчить реализацию и повышение социального и личностного потенциала человека: его социальной эффективности, развития как личности, как партнера и профессионала (в том числе облегчить карьерный и профессиональный рост, развитие семейных и дружеских связей, активизацию участия группы и личности в социальной жизни — волонтерство и т.д.) [30; 44; 46; 48; 49; 51].

В консультировании часто необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные отношения и реакции, провоцируемые окружением и провоцируемые им у своего окружения. А также — к его максимальной осознанности и заинтересованности в результатах изменений. Цели психосоциального консультирования как его желательные результаты составляют континуум, на одном полюсе которого — общие, глобальные, перспективные цели, а на другом — специфические, конкретные, более краткосрочные цели. Цели консультирования в рамках разных школ внешне иногда находятся в противоречии, однако, на самом деле, например, в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям. Цели консультанта и клиента в конечном счете либо идентичны, либо соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные или групповые цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии, при изменении трудной жизненной ситуации, при включении в консультирование третьих лиц (включая членов семьи, специалистов смежных профессий и т.д.) [6; 11; 12].

Теория консультативной психологии и ее ответвления в психологии клинической, кризисной, социальной, личностной, педагогической и т.д. помогают консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяют чувствовать себя компетентно при столкновении с хаотичным, дезорганизованным полем проблем или неструктурированным внутренним миром некоторых клиентов. Консультант, не усвоивший теоретические основы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента, кроме применения частных техник.

Каждая дисциплина и ее теории выполняют четыре основные функции: обобщают накопленную информацию; делают более понятными сложные явления; предсказывают последствия разных обстоятельств; способствуют поиску новых фактов. Эти функции реализуются любой теорией, лежащей в основе психосоциальной консультативной практики. Теория помогает консультанту обобщить опыт работы с самыми разными клиентами, понять природу большинства их проблем и формы проявления конфликтов, она способствует эффективному применению конкретных методов. Благодаря теоретической подготовке консультант может выдвигать гипотезы в своей практической работе и предвидеть результаты консультирования. Кроме того, каждый консультант на основе практики создает свою собственную теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы, или ориентации (психоаналитическую, поведенческо-когнитивную, экзистенциально-гуманистическую, социальную и т.д.). С накоплением опыта постоянно происходит корректировка, расширение, укрепление теоретической и, соответственно, технологической (практической) базы социального консультирования [13; 14; 15]. От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего, его определяет точка зрения консультанта на природу человеческой жизни, общества и отношений в нем. От этого зависит характер ответов на принципиальные вопросы: что есть человек и общество — в целом и в настоящее время, в настоящем месте? Какие врожденные и приобретенные черты и тенденции их развития им свойственны? Свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или же он определяется обществом: человек делает себя сам, или его формирует и трансформирует общество? Существуют ли предпосылки и условия изменения человека и как он может изменяться в данном сообществе? Возможны ли и какой ценой преобразования в жизни человека? Ответы на эти вопросы определяют то, как консультант понимает структуру личности и группы, причины и следствия отношений и поведения клиента, генезис и стадии возникновения преодоления и коррекции нарушений, перспективу нормального развития и коррекции. Результаты многочисленных исследований показывают, что в практике при ориентации на любое направление можно добиться сходной эффективности и успешности консультирования. Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая высокую интеграцию теоретических знаний и практических умений в практике психосоциальной работы. В настоящее время в мире распространяется эклектичное консультирование, представляющее собой попытку интеграции лучших сторон различных школ. Конечно, имеется в виду не набор разных теоретических принципов или накопление методов и методик, доказавших практическую эффективность независимо от контекста возможного применения. Эклектичное, включающее достижения разных подходов, консультирование предполагает опору на системную интеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система «работает» на практике [7; 8; 16; 17].

Можно сказать, что создание эклектического подхода в психосоциальном консультировании стремится к систематизации и является итогом всей профессиональной деятельности. Большинство специалистов, продолжительное время работающих в области психосоциального консультирования, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них. Однако, консультирование — находящаяся в процессе становления область социальной работы, вследствие чего ни одна из теоретических ориентаций или школ психосоциального консультирования не отражает всех возможных ситуаций взаимодействия консультанта и клиента, врача и пациента. Поэтому самая общая модель структуры консультативного процесса является не столько системной, сколько эклектической, хотя и двигающейся по направлению к интеграции. Эта модель отражает универсальные черты социального консультирования любой ориентации и охватывает ряд тесно связанных между собой стадий:

1.

Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает доверия в отношениях с ним: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить искренность, эмпатию и принимающую заботу, не прибегая к избыточному оцениванию и манипулированию. Важно поощрять клиента к углубленному и многостороннему рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его переживания и поведение.

2.

Многомерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая поведенческие, эмоциональные и когнитивные их аспекты до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут более или менее единого понимания в конкретных и принятых обоими субъектами понятиях. Определение проблем позволяет локализовать их причины, указывает способы их разрешения.

3.

Идентификация альтернатив. На этой стадии обычно выясняются и обсуждаются возможные альтернативы решения социальных проблем и ситуаций. Консультант обычно побуждает клиента исследовать в беседе с ним возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы интерпретации и преобразования ситуации, не навязывая своих решений. Важно найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно и в будущем.

4.

Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы являются реалистичными с точки зрения социальной ситуации, предыдущего опыта и настоящей готовности клиента и его окружения измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы и что существуют социальные условия, которые в данный момент изменить невозможно. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность и эффективность выбранного решения.

5.

Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить план поведения и конкретную деятельность с учетом обстоятельств, времени, затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что при частичной неудаче следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью и корректируя свое понимание реальности и себя, своего поведения и понимания социума и его законов.

6.

Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели и степень преобразования проблемной ситуации, обобщает результаты изменений или вмешательства в ситуацию. В случае необходимости организуется уточнение плана решения. Выделение этих стадий достаточно условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими: важны не столько схемы и правила консультирования, сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта и готовность клиента меняться.

Важно помнить следующие моменты:

1.

Не бывает одинаковых клиентов и ситуаций консультирования, социальные проблемы только извне могут казаться схожими, однако они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих общностей и жизней, поэтому и сами проблемы в действительности являются уникальными, в том числе по своим психологическим проявлениям, причинам и следствиям.

2.

В процессе социального консультирования клиент, его жизнь и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психосоциальном консультировании нет статичных ситуаций.

3.

Понимание собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта. Еще важнее — согласованность видений и точек зрения на ситуацию у клиента, консультанта и общности.

4.

В процессе консультирования чувство безопасности и компетентности клиента важнее, чем требования и удовлетворенность консультанта: неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на состояние клиента и особенности ситуации его жизни.

5.

Стремясь помочь клиенту, консультант может активизировать все свои профессиональные и личностные возможности, однако в конкретном взаимодействии он не должен забывать, что не может и не должен отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

6.

Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи — решение проблем, а также успех консультирования имеют свои спады и подъемы: изменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

7.

Компетентный консультант стремится осознавать уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики, поддерживая профессиональные и социальные стандарты правового и этического уровней.

8.

Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы как различные теоретические подходы, так и их совокупности.

9.

Некоторые проблемы — это сущностные человеческие или общественные дилеммы, которые, в принципе, почти неразрешимы. В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность или ограничения ситуации и смириться с ней, а также показать двойственность «плохого» и «хорошего» в каждой из ситуаций, раскрыть ее потенциал для клиента.

10.

Эффективное консультирование — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

 

Литература

1.   Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009. — 363 c.

2.   Арпентьева М.Р. Консультирование в социальной работе: аспекты и проблемы развития // Актуальные проблемы психологического знания. – 2015. – № 1. – С. 108–118.

3.   Арпентьева М.Р. Психологическое консультирование и супервизия: вопросы теории и практики. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2016. – 430 с.

4.   Арпентьева М.Р. Психологическое консультирование и супервизия: практикум. – Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2016. – 618 с.

5.   Арпентьева М.Р. Теоретические и практические вопросы психологического консультирования и супервизии. – Калуга: КГУ, 2016. – 430 с.

6.   Арпентьева М.Р., Золотарева Т.Ф. Социальная работа в России: историософия подготовки социальных кадров. – Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского, 2017. – 313 с.

7.   Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Корвет, 2011. – 316 с.

8.   Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: учебное пособие. – СПб.: «Ось-89», 2005. – 400 с.

9.   Золотарева Л.К. Социальное консультирование: учебное пособие. – Хабаровск: ДВАГС, 2007. – 196 с.

10.   Золотарева Т.Ф., Минигалиева М.Р. Социально-психологическая помощь в центрах социального обслуживания. – М.: МГСУ, 2000. – 136 с.

11.   Золотарева Т.Ф., Минигалиева М.Р. Основы психологической самопомощи социального работника: учебное пособие для студ. – М.: Изд-во МГСУ, 2001. – 182 с.

12.   Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. – 240 с.

13.   Кузовкин В.В. Психотехника личностного роста. – М.: ИИУ МГОУ, 2014. – 264 с.

14.   Легостаева М. Очерки православной психотерапии. – Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 132 с.

15.   Мастерство психологического консультирования / под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2006. – 240 с.

16.   Меновщиков В. Интернет-консультирование: краткое практическое руководство. – Saarbrucken: LAP Lамберт Academic Publishing, 2011. – 140 с.

17.   Мещерякова Э. Персональный миф в психологическом консультировании. Теоретические и прикладные аспекты. – Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 288 с.

18.   Минигалиева М.Р. Практическая подготовка психосоциального работника. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 508 с.

19.   Минигалиева М.Р. Психологическое консультирование: теория и практика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 609 с.

20.   Потапов О.В. Клинико-антропологическая модель в социальной психиатрии, психотерапии, психологическом консультировании. – LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 404 с.

21.   Теоретические основы безопасности человека: учебное пособие / С.А. Мясников, В.Г. Масюк [и др.]. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 118 с.

22.   Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

23.   Arpentieva M.R. Understanding as a phenomenon of social psychology. – North Carolina, USA: Lilu, Si-press, 2016. – 240 p.

24.   Arpentieva M.R. Peculiarities of clinical-psychological counseling // Биоэтика. – 2017. – № 1(19). – С. 31–39.

25.   Bacal H., Carlto L. The Power of Specificity in Psychotherapy: When Therapy Works — And When It Doesn't. – Lanham, MD: Jason Aronson, 2011. – P. 81–105.

26.   Broderick P.C., Blewitt P. The Life Span: Human Development for Helping Professionals. – 4th Edition. – Lindon: Pearson, 2015. – 720 p.

27.   Clark J. Nobody Dies Alone: Hospice Stories. – New York: Date, 2015. – 65 p.

28.   Corey G. Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. – 9th Edition. – New York: Brooks Cole, 2016. – 490 p.

29.   Coue E. Simple Self-Healing: The Magic of Autosuggestion / edit. by T. Grimes. – London: Cyrus Harry Brooks, 2017. – 210 p.

30.   Cutts L. Integration in counseling psychology: To what purpose? // Counseling Psychology Review. – 2011. – Vol. 26, № 2. – P. 38–48.

31.   Egan G. The Skilled Helper: A Problem-Management and Opportunity-Development Approach to Helping. – Belmont, CA: Brooks Cole, 2013. – 480 p.

32.   Fisher C.B. Decoding the Ethics Code: A Practical Guide for Psychologists. – New York: SAGE Publications, Inc., 2016. – 568 p.

33.   Fletcher T.B., Hinkle S.J. Adventure based counseling: an innovation in counseling  //  Journal  of  Counseling  &  Development.  – 2002. – Vol. 80, № 3. – P. 277–285.

34.   Gelso C.J., Williams E.N., Fretz B. Counseling Psychology. – Washington, DC: American Psychological Association, 2014. – 768 p.

35.   George R.L., Cristiani T.S. Counseling: Theory and Practice. – Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1990. – 368 p.

36.   Gil-Rodriguez E., Hanley T. Editorial: Research methods in Counselling Psychology: What would Wilhelm Wundt think? // Counseling Psychology Review. – 2011. – Vol. 26, № 4. – P. 3–8.

37.   Handbook of Counseling and Psychotherapy in an International Context / edit. by R. Moodley, U. Gielen, R. Wu. – New York: Routledge, 2012. – 464 p.

38.   Handbook of multicultural counseling / edit. by J.G. Ponterotto, J.M. Casas, L.A. Suzuki [et al.]. – Thousand Oaks, CA: Sage. 2010. – 848 p.

39.   Helpful and hindering multicultural events in group supervision / A. Kaduvettoor, T. O'Shaughnessy, Y. Mori [et al.] // The Counseling Psychologist. – 2009. – Vol. 37, № 6. – P. 786–820.

40.   Hill C.E. Helping Skills: Facilitating Exploration, Insight, and Action. – Washington, DC: American Psychological Association, 2014. – 500 p.

41.   Hook J.N., Worthington E.L., Utsey S.O. Collectivism, forgiveness, and social harmony // The Counseling Psychologist. – 2009. – Vol. 37, № 6. – P. 821–847.

42.   Hwang K.-K., Chang J. Self-cultivation: Culturally sensitive psychotherapies in Confucian  societies  //  The  Counseling  Psychologist.  –  2009. – Vol. 37, № 7. – P. 1010–1032.

43.   Imel Z.E., Wampold B.E. The importance of treatment and the science of common factors in psychotherapy // Handbook of Counseling Psychology / edit. by S.D. Brown, R.W. Lent. – New York: Wiley, 2008. – P. 249–266.

44.   Jones St.L., Butman R.E. Modern Psychotherapies: A Comprehensive Christian Appraisal (Christian Association for Psychological Studies Partnership). – New York: IVP Academic, 2011. – 496 p.

45.   Levy K.N., Scala J.W. Transference, Transference Interpretations, and Transference-Focused Psychotherapies // Psychotherapy. – 2012. – Vol. 49, № 3. – P. 391–403.

46.   McCutcheon St.R., Imel Z.E. Valuing Diversity: Implementing Our Best Intentions // The Counseling Psychologist. – 2009. – Vol. 37, № 5. – P. 760–771.

47.   Morsund J. The Process of Counseling and Therapy. – Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1985. – 425 с.

48.   Principles of multicultural counseling and therapy / edit. by U.P. Gielen, J.G. Draguns, J. Fish. – New York: Routledge, 2008. – 488 p.

49.   Pugh D., Coyle A. The construction of counselling psychology in Britain: a discourse analysis of counselling psychology texts // Counselling Psychology Quarterly. – 2000. – Vol. 13, № 1. – P. 85–98.

50.   Romano V., Fitzpatrick M., Janzen J. The secure-base hypothesis: Global attachment, attachment to counselor, and session exploration in psychotherapy // Journal of Counseling Psychology. – 2008. – Vol. 55, № 4. – P. 495–504.

51.   The Meta-Analysis of Clinical Judgment Project: Effects of Experience in Judgment Accuracy / P.M. Spengler, M.J. White, S. Aegisdottir [et al.] // The Counseling Psychologist. – 2009. – Vol. 37, № 3. – P. 350–399.

52.   Turner-Essel L., Waehler Ch. Integrating internationalization in counseling psychology training programs // The Counseling Psychologist. – 2009. – Vol. 37, № 6. – P. 877–901.

53.   Vera E.M. When human rights and cultural values collide // The Counseling Psychologist. – 2009. – Vol. 37, № 5. – P. 744–751.

54.   Vogel D.L., Wade N.G., Hackler A.H. Perceived public stigma and the willingness to seek counseling: the mediating roles of self-stigma and attitudes towards counseling // Journal of Counseling Psychology. – 2007. – Vol. 54. – P. 40–50.

55.   Williams E.N., Hayes J.A., Fauth J. Therapist self-awareness: interdisciplinary connections and future directions // Handbook of Counseling Psychology / edit. by S.D. Brown, R.W. Lent. – New York: Wiley, 2008. – P. 267–283.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9

Арпентьева М.Р., Золотарева Т.Ф. Методологические проблемы консультирования в психосоциальной работе // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2017. – T. 9, № 4(45) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год