Платонов К.И.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Контент-анализ слов, обозначающих цвета, у пациентов
с алкогольной зависимостью

Перегуда С.Н. (Курск, Россия)

 

 

Перегуда Сергей Николаевич

Перегуда Сергей Николаевич

–  дипломированный психолог; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Карла Маркса, 3, Курск, 305001, Россия. Тел.: 8 (471) 258-77-37.

E-mail: Pereguda.serega2016@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема соотношения процесса категоризации цвета и функций программирования, контроля и регуляции психической деятельности (исполнительных функций). Цель исследования — рассмотреть уровень функционирования процесса категоризации у больных алкогольной зависимостью (алкоголизм 2 стадии). Проанализированы научные достижения в области психолингвистики и нейролингвистики, касаемо проблемы процесса категоризации и категоризации цвета. Рассматриваются теоретические и эмпирические данные о методе контент-анализа. В исследовании использованы методы: клиническая беседа; пробы из нейропсихологического альбома Лурии А.Р. (проба «кулак — ребро — ладонь», проба Озерецкого, пробы на реакцию выбора и модифицированный вариант стимульного материала на эффект Струпа); эмпирический приём по типу называния слов в ответ на предъявления стимула в виде названия определённого цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий, серый) за ограниченное время (в течение одной минуты); метод контент-анализа. Результаты: метод контент-анализа может быть эффективно использован для анализа процесса категоризации у больных с алкогольной зависимостью. В ходе анализа были выявлены: частота называния слов в ответ на определённый цвет и преимущественное использование пациентами с алкогольной зависимостью слов с высоким семантическим размахом (имеющим в большинстве случаев неопределённые значения по отношению к цветам). Эмпирический приём в виде называния слов в ответ на предъявление стимула в виде называния определённого цвета за ограниченное время (в течение одной минуты) с целью изучения функций программирования, контроля и регуляции психической деятельности на речевом уровне указывает на перспективность его использования в рамках дополнительного диагностического инструментария для оценки исполнительных функций и их взаимоотношений с процессом категоризации цвета. Были выявлены значимые различия у больных алкогольной зависимостью и испытуемых из контрольной группы по тематической направленности называния слов, что, вероятно, говорит о функционировании разных стратегий процесса категоризации у данных групп и о специфическом вкладе в их осуществление лобных отделов головного мозга.

Ключевые слова: процесс категоризации; категоризация цвета; исполнительные функции; алкогольная зависимость; лобная кора головного мозга; нейропсихология; нейролингвистика; психолингвистика; метод контент-анализа.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Эффективность взаимоотношений между психологией и лингвистикой в целом и психологическими и лингвистическими методами исследования показана и подтверждается многочисленными исследованиями ([2; 18; 29] и др.). Изучением психологических и лингвистических аспектов речевой деятельности занимается психолингвистика. Она тесно соприкасается с разными дисциплинами и пытается решить такие проблемы, как проблема соотношения языка и сознания, проблема восприятия и порождения речи и др. [1; 7]. Благодаря появлению и развитию современных методов и возникновению революционных идей в науке, учёные стали рассматривать взаимоотношения языка и мозга как единую сложноорганизованную систему, требующую появления новых подходов к пониманию данной проблемы. Появилась такая дисциплина, как нейролингвистика, в настоящее время бурно развивающаяся и показывающая высокий потенциал в решении имеющихся на данный момент проблем [11].

Одним из традиционных и эффективных подходов к рассмотрению специфики функционирования психики и речевой сферы человека является клинический подход в нейропсихологии и нейролингвистике. Данный подход привнёс многое в понимание порождения речи и её восприятия, процесса категоризации, специфики речевых процессов при обширном и локальном поражениях головного мозга, определённых нозологиях и т. д. Но до сих пор является актуальной проблема процесса категоризации цвета в целом и проблема соотношения процесса категоризации цвета и функций программирования, контроля и регуляции психической деятельности в частности ([8; 9; 11; 17; 23] и др.).

В нашем исследовании делается попытка продвинуться в решении проблемы соотношения процесса категоризации цвета и функций программирования, контроля и регуляции психической деятельности (исполнительных функций). Если конкретно, каким образом влияет изменение работы функций программирования, контроля и регуляции психической деятельности (при алкогольной зависимости) на функционирование процесса категоризации цвета. В частности, в данном случае интерес также заключается в возможности применения метода контент-анализа для психолингвистического анализа процесса категоризации цвета при алкогольной зависимости.

Цель исследования — рассмотреть уровень функционирования процесса категоризации у больных алкогольной зависимостью (алкоголизм 2 стадии). Для этого, во-первых, проанализируем научные достижения в области психолингвистики и нейролингвистики касаемо проблемы процесса категоризации и категоризации цвета. Во-вторых, рассмотрим некоторые теоретические и эмпирические данные о методе контент-анализа. В-третьих, приведём результаты эмпирического исследования и их обсуждение.

Проблема соотношения языка и мышления, других психических процессов и функций всегда являлась и является точкой внимания многих исследователей. На протяжении долгого времени такие исследователи, как Выготский Л.С., Лурия А.Р., Фрумкина Р.М., Вежбицкая А., Уорф Б.Л., Сепир Э. и многие другие рассматривали и рассматривают данную проблематику с различных точек зрения [2; 3; 12; 18; 20; 22]. Изначально подход к проблеме был достаточно прямым — язык определял мышление и в целом наше восприятие, то есть язык создавал нам определённые рамки, в пределах которых мы могли осмысливать и осознавать реальность [20; 22]. Далее благодаря более углубленному изучению данного вопроса многие исследователи пришли к выводам неоднозначным, но рассматривающим проблему соотношения языка и мышления как имеющую более сложноорганизованные опосредованные связи [2; 11; 12; 18]. Выготский Л.С., Лурия А.Р. и др. в исследованиях показали всю сложность и опосредованность связей между речью и мышлением, развитием этой связи в онтогенезе, изменения при патологии. Авторы заключили, что ребёнок осваивает речь и вместе с тем культуру не только под влиянием организованного обучения, но и через разнообразную деятельность. Ребёнок не просто пассивно перенимает опыт, он его активно приобретает [3; 12]. Эта важная особенность прослеживается и на примере этнопсихологических исследований: Уорф Б.Л., изучая племя хопи, заключил прямое ограничение языком восприятия мира, грубо говоря, какова грамматика языка — таковы и возможности функционирования процесса категоризации и восприятия в целом [22]. Лурия А.Р. доказывал идеи культурно-исторического подхода, изучая восприятие иллюзий у узбеков, и в итоге делал противоречащие предыдущим авторам выводы. А.Р. Лурия в научных изысканиях пришёл к заключению, что зрительное восприятие имеет сложное системное и смысловое строение, меняющееся в историческом развитии, включает при этом в свой состав различную по содержанию переработку зрительной информации: от непосредственного впечатления, через призму практического предметного опыта и опосредствуясь языком. Таким образом, «…по мере перехода к более сложным историческим условиям формирования познавательных процессов меняются и отдельные явления зрительного восприятия» [10, с. 54].

Если рассматривать конкретно процесс категоризации, то можно особо отметить таких авторов, как Rosh E., Вежбицкая А. и др. Rosh E. в работах выделяет семантические и природные категории, при этом цвет относит именно ко вторым. Вывод автора, по сути, сводится к тому, что категория цвета имеет некое ядро, которому соответствует некоторый образец цвета, и чем далее от центра к периферии, тем соотнесение категории к образцу цвета становится более дифференцируемым. И на это влияет культурный аспект, хотя содержание универсально для всех языков [29]. Вежбицкая А., основываясь на собственных исследованиях, выделила так называемые слова-примитивы, составляющие смысловые и лексические единицы языка примитивов, в том числе и те, которые универсальны практически для всех языков [2]. Более подробно изучая семантический аспект языка, Фрумкина Р.М. указывает на наличие наравне с категоризацией процесса концептуализации — процесса поиска смысла; вместе они функционируют как единая система [18]. Выготский Л.С., Лурия А.Р. и др., рассматривая связи речи и мышления многосторонне (с позиции нормы и патологии), определили категорию предметной «отнесённости», содержательно рассмотрели путь развития языка от симпрактического к синсемантическому и др. [3; 12]. Так, Лурия А.Р. и др. утверждают, что при различных вариантах патологии (включая поражения лобных отделов) появляются тенденции к искажению сложных семантических связей между категориями, что ведёт к называнию слов не относительно их значения и категориальной принадлежности, а, например, по их звучанию [13].

В рамках отечественной психофизиологии интересен подход к проблеме категоризации цвета с позиции векторной психофизиологии [6; 21]. Измайлов Ч.А. и др. в исследованиях указывают, что средовых различий в цветоразличении надпороговых стимулов не имеется, так же как и цветоразличения пороговых стимулов [4]. Это, вероятно, указывает не на столь прямое и ограничивающее влияние процесса категоризации (а в целом языка) на восприятие цвета.

В нейронауке имеется обширное число работ, в которых отражается роль разных областей головного мозга в категоризации цвета, но часто такие исследования имеют хоть и доказательный, но достаточно однотипный характер, поскольку используют ограниченные методы для изучения такой многосторонней и сложноорганизованной функции как речь. В то же время исследователями были сделаны значимые выводы относительно функционирования процесса категоризации в зависимости от вклада определённого полушария головного мозга, лобных и других зон мозга и т. д. [24; 25; 26; 27; 28; 31]. В нашем исследовании мы стараемся придерживаться методологических оснований отечественной нейропсихологии, так как, по нашему мнению, верное применение этого подхода способствует более всестороннему и многоаспектному рассмотрению психических функций и процессов [8; 9; 14; 16; 23]. В рамках данного подхода по изучению восприятия цвета и процесса категоризации цвета имеются работы Хомской Е.Д., Николаенко Н.Н., Федоровской Е.А. и др. Хомская Е.Д. и Федоровская Е.А. выявили у больных с поражениями головного мозга (односторонним/двусторонним и с разной локализацией очага) тенденцию чаще использовать простые названия для обозначения цвета. При этом при поражении правого полушария пациенты чаще использовали отвлечённые понятия, в то время как при поражении левого полушария доминировали простые названия [23].

В науке контент-анализ (анализ содержания) определяется как метод сбора данных и анализа содержания текста [15]. Этот качественно-количественный метод анализа содержания относится и к рисункам, словам, символам, понятиям и т. д. Данный метод является популярным как в психолингвистике, так и в других областях науки, имеет множество контент-аналитических систем и может применяться в качестве основного метода, параллельного и дополнительного [5; 15; 19].

Методическое оснащение

В исследовании использовали экспериментальное воздействие по типу называния слов в ответ на предъявления стимула в виде названия определённого цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий, серый) за ограниченное время (в течение одной минуты). Заданием для испытуемого было назвать в течение одной минуты как можно больше слов, явлений и так далее, что по его мнению окрашено в названный экспериментатором цвет. При этом нужно называть предметы в порядке от тёмного к светлому по отношению к заданному цвету (например, задаётся зелёный, возможный правильный ответ испытуемого: хвоя, ива, листья салата и т. п.). Специфика задания заключалась в том, что, во-первых, сам факт ограничения времени и необходимость выполнить задание способствовали активизации ЦНС с одной стороны, и с другой стороны, позволяли проявлению более стереотипных стратегий психической деятельности. Во-вторых, дополнительных усилий требовало удержание программы выполнения последовательности называния слов. Описанные воздействия были созданы с целью рассмотреть в целом уровень функций программирования, контроля и регуляции, и в частности функционирование процесса категоризации цвета на данной уровне.

Главным образом для анализа полученных в исследовании данных использовался метод контент-анализа. Единицей анализа являлись ответы испытуемых. Оценивались характеристики содержания текста: частота и направленность. Направленность здесь — это тематическая направленность названных испытуемым слов, которая понимается как названия предметов одной тематической группы по содержанию, преимущественно расположенных в одном из трёх направлений: перечисление слов из одной группы (например, малина, клубника, ежевика (группа «Ягоды»); конкретизация (машины, автобус, синий автобус); обобщение (красный свитер, свитер, одежда). Дополнительно рассматривался показатель «форма построения ответа» — она была либо односложной, либо двух- и многосложной.

В исследовании приняли участие 48 человек, большей частью правши (на основе данных нейропсихологических проб на «скрытое левшество» А.Р. Лурии [9]), из которых контрольная группа — 23 человека (здоровые испытуемые: не имеется поражения головного мозга, нет наличия в анамнезе травм головного мозга и потери сознания, средний возраст — 28,6 года) и экспериментальная группа — 25 человек (пациенты с алкогольной зависимостью, диагнозы: F10.4 и F10.3 по МКБ-10, средний возраст — 39,1 года). Для оценки уровня функций программирования контроля и регуляции психической деятельности использовались пробы из нейропсихологического альбома Лурии А.Р.: проба «кулак — ребро — ладонь», проба Озерецкого, пробы на реакцию выбора [Там же] и модифицированный вариант стимульного материала на эффект Струпа [30].

Статистическая обработка полученного материала проводилась на основе U-критерия Манна — Уитни. Значимыми считались результаты при p≤0,01.

Результаты и их обсуждение

Данные по частоте ответов испытуемых контрольной и экспериментальной групп относительно определённого цветового стимула представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Частота ответов на определённые цветовые стимулы

 

Было выявлено, что испытуемые из контрольной группы намного чаще используют слово «кровь» на красный цвет, слово «солнце» на жёлтый цвет и слово «море» на синий цвет. Испытуемые из экспериментальной группы чаще используют в качестве ответа на различные цветовые стимулы такие слова, как «стул», «машина», то есть слова, имеющие обширное количество значений по отношению к цвету. В целом для обеих групп характерно частое называние на синий цвет слов «небо», «море»; на зелёный цвет — «лист», «трава»; на жёлтый цвет — «солнце»; на красный цвет — «кровь». При этом наименьшая частота называния слов обнаруживалась на серый цвет. Третьим словом по частоте было слово «машина», цвет которой для контрольной группы был в рамках красного, синего и серого, а для экспериментальной группы в рамках всех использованных цветов. В целом можно сделать вывод, что пациенты с алкогольной зависимостью чаще в ответах используют слова высокого семантического размаха (то есть слова, имеющие неопределённое значение по отношению к цвету: «машина», «стол», «стул», «ручка» и др.), чем испытуемые из контрольной группы, которые чаще использовали слова с более определённым значением по отношению к цвету: «небо», «кровь», «огонь», «снег» и др.

Далее рассмотрим показатели «форма построения ответа» и «тематическая направленность называния слов» (см. таблицу 2). Выявлено, что двух/многосложная структура ответа наблюдалась как у испытуемых из контрольной группы, так и у пациентов с алкогольной зависимостью. Это были выражения «красная площадь», «осенняя листва», «побережье океана» и др. в основном для контрольной группы и «красный помидор», «зелёное яблоко» и т. п. преимущественно для экспериментальной группы. Часто для обеих групп характерно называние односложных структур. Статистически значимых различий по данному показателю выявлено не было.

В то же время критерий тематической направленности называния слов в сравнении испытуемых из контрольной и экспериментальной групп показывает статистически значимый результат. Для испытуемых контрольной группы характерно явное предпочтение в перечислении слов из одной тематической группы без использования конкретизации и/или обобщения в рамках группы: высохший асфальт — мокрый асфальт — бетон и др. Испытуемые из экспериментальной группы чаще используют конкретизацию: одежда — свитер — красный свитер и др. Называние слов в порядке обобщения (красный стул — стулья — мебель и др.) использовали нечасто как экспериментальная, так и контрольная группы.

 

Таблица 2

Результаты статистической обработки эмпирических данных контрольной и экспериментальной групп

 

В итоге исследования были сформулированы следующие выводы:

•   Метод контент-анализа может быть эффективно использован для анализа процесса категоризации у больных алкогольной зависимостью. В ходе анализа были выявлены: частота называния слов в ответ на определённый цвет и преимущественное использование пациентами с алкогольной зависимостью слов с высоким семантическим размахом (имеющим в большинстве случаев неопределённые значения по отношению к цветам).

•   Применение экспериментального воздействия в виде называния слов в ответ на предъявление стимула (называние определённого цвета за ограниченное время — в течение одной минуты) с целью изучения функций программирования, контроля и регуляции психической деятельности на речевом уровне указывает на перспективность этого приема в рамках дополнительного диагностического инструментария для оценки исполнительных функций и их взаимоотношений с процессом категоризации цвета.

•   Были выявлены значимые различия у больных алкогольной зависимостью и испытуемых из контрольной группы по тематической направленности называния слов, что, вероятно, свидетельствует о функционировании разных стратегий процесса категоризации у данных групп и о специфическом вкладе в их осуществление лобных отделов головного мозга.

 

Литература

1.   Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики (краткий очерк). – М.: Просвещение, 1966. – 301 с.

2.   Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / пер. с англ.; отв. ред. М.А. Кронгауз; вступ. ст. Е.В. Падучевой. – М.: Pусские словари, 1996. – 416 с.

3.   Выготский Л.С. Мышление и речь. – 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.

4.   Гарусев А.В., Ван Дань, Измайлов Ч.А. Исследование цветоразличения у представителей российской и китайской популяций // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2011. – № 2. – С. 154–165.

5.   Денисенко В.Н., Чеботарева Е.Ю. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации: учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 258 с.

6.   Измайлов Ч.А., Черноризов А.М. Язык восприятия и мозг // Психология. – 2005. – № 4. – С. 22–52.

7.   Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – С. 226.

8.   Корсакова Н.К. Нейропсихология внимания и «задача Струпа» // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2014. – № 3. – С. 26–33.

9.   Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – 2-е изд., доп. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – 504 c.

10.   Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. – М.: Наука, 1974. – 172 с.

11.   Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Либроком, 2009. – 256 с.

12.   Лурия А.Р. Язык и сознание / под ред. Е.Д. Хомской. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 336 с.

13.   Лурия А.Р., Виноградова О.С. Объективное исследование динамики семантических систем // Семантическая структура слова: Психолингвистические исследования. – М., 1971. – С. 27–63.

14.   Николаенко Н.Н. О роли доминантного и недоминантного полушарий мозга в восприятии и обозначении цвета // Физиология человека. – 1981. – Т. 7. – № 3. – С. 441–448.

15.   Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. – 1998. – № 6. – С. 119–129.

16.   Полонская Н.Н. Случай зрительной агнозии у больной с двусторонним нарушением мозгового кровообращения в задних мозговых артериях. Сообщение 2. Исследование нарушений зрительного узнавания лиц, пространства, цвета и букв // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2010, № 1. – С. 70–83.

17.   Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика. – М.: Лабиринт, 2007. – 224 с.

18.   Семантика и категоризация / Р.М. Фрумкина, А.В. Михеев, А.Д. Мостовая [и др.]. – М.: Наука, 1991. – 168 с.

19.   Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / под ред. В.А. Мансурова. – М.: Институт социологии РАН, 2010. – 324 с.

20.   Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / пер. с англ.; общ. ред и вступ. ст. А.Е. Кибрика. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. – 656 с.

21.   Соколов Е.Н., Измайлов Ч.А. Цветовое зрение. – М.: МГУ, 1984. – 175 с.

22.   Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. – Вып. 1. – М., 1960. – C. 135–168.

23.   Хомская Е.Д., Федоровская Е.А. Уровневая организация цветовых функций (нейропсихологический подход) // Проблема цвета в психологии / отв. ред. Н.Н. Корж, А.А. Митькин. – М.: Наука, 1993. – С. 151–172.

24.   A Comparison of Primate Prefrontal and Inferior Temporal Cortices during Visual Categorization / D.J. Freedman, M. Riesenhuber, T. Poggio [et al.] // The Journal of Neuroscience. – 2003. – Vol. 23, № 12. – Р. 5235–5246.

25.   Badre D. Cognitive control, hierarchy, and the rostro-caudal organization of the frontal lobes // Trends in Cognitive Sciences. – 2008. – Vol. 12, № 5. – P. 193–200.

26.   Badre D., Wagner A.D. Selection, Integration, and Conflict Monitoring: Assessing the Nature and Generality of Prefrontal Cognitive Control Mechanisms // Neuron. – 2004. – Vol. 41, № 3. – P. 473–487.

27.   Newly trained lexical categories produce lateralized categorical perception of color /  Ke Zhou, Lei Mo, Paul Kay [et al.]  //  PNAS.  – 2010. – Vol. 107, № 22. – P. 9974–9978.

28.   Representation and Brain / edit. by S. Funahashi. – Tokyo: Springer. – 2007. – 366 p.

29.   Rosch E. Principles of categorization // Cognition and categorization / edit. by E. Rosch, B. Lloyd. – Hilsdale, NJ: Erlbaum, 1978. – P. 27–48.

30.   Stroop J.R. Studies of Interference in Serial Verbal Reactions // Journal of Experimental Psychology: Generak. – 1992. – Vol. 121, № 1. – P. 15–23.

31.   Whorf hypothesis is supported in the right visual field but not the left / A.L. Gilbert, T. Regier, P. Kay [et al.] // PNAS. – 2006. – Vol. 103, № 2. – Р. 489–494.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:616.89-008.441.13

Перегуда С.Н. Контент-анализ слов, обозначающих цвета, у пациентов с алкогольной зависимостью // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2017. – T. 9, № 5(46) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год