Трошин Г.Я.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Рецензия
на учебное пособие Кельмансона И.А.
«Методология исследования в клинической психологии»

Соловьева С.Л. (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Соловьева Светлана Леонидовна

Соловьева Светлана Леонидовна

доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей, медицинской психологии и педагогики; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015, Россия. Тел.: (812) 543-39-90.

E-mail: S-Solovieva@ya.ru

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Обложка книги «»

Методология обеспечивает единообразие и достоверность исходных данных, подлежащих теоретическому осмыслению и интерпретации на уровне частнонаучных теорий. Методология, функционируя в качестве общей системы объяснительных принципов, носит всеобщий характер, но конкретизируется применительно к конкретным сферам деятельности, одной из которых является психика. Методология изменяется соответственно своеобразию ее предмета, что требует разработки специальной конкретно-научной методологии. В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования. В психологии понимание методологии предполагает выделение системы методов, направленных на достижение цели познания и реконструкций психологической реальности. Уровень методики и техники исследования наиболее близко примыкает к исследовательской практике, поскольку связан с описанием способов, конкретных приемов получения релевантной информации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных, учета погрешностей.

Современное научное знание опирается на принципы доказательной медицины как системы научно обоснованных подходов, направленных на оптимизацию диагностических и лечебно-профилактических мероприятий в отношении конкретных пациентов, требующую четкой постановки вопросов, использования доказательной доступной медицинской информации и ее критичного осмысления. Принципы доказательной медицины получают применение и в клинической психологии. Область методологии включает комплекс конкретных научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др., которые, в свою очередь, преломляются во множестве специальных процедур — методиках получения научных данных. Реализация принципа моделирования предполагает на практике применение клинического, клинико-психологического, экспериментально-психологического методов исследования пациента, направленных на изучение когнитивных, эмоциональных, мотивационно-волевых особенностей пациентов, психологических и поведенческих реакций на заболевание, личностных характеристик, выступающих в качестве «факторов риска» патопсихологических нарушений. В процессе математико-статистической обработки полученных в исследовании данных между выявленными характеристиками устанавливаются взаимосвязи, позволяющие конструировать некоторую теоретическую модель, которая выполняет две основные функции научного познания: объяснения и прогнозирования.

Учебное пособие Кельмансона И. А. «Методология исследования в клинической психологии» посвящено изложению методологии, которая опирается на принципы доказательной медицины и реализуется в специальных процедурах — конкретных методиках получения научных данных. Автор последовательно останавливается на всех этапах научного исследования, формируя, таким образом, своеобразный универсальный алгоритм его проведения. Рассматриваются особенности реализации каждого этапа в традиционной последовательности, включающей в себя: обзор литературы (или введение для статей); материал и методы исследования; результаты исследования; обсуждение результатов; заключение; выводы; практические рекомендации; приложения (если есть); список литературы.

Рассматривается подготовительный этап исследования, уделяется внимание поиску, отбору и систематическому анализу литературных источников. В качестве итога подготовительного этапа выступает литературный обзор, который должен показать результат знакомства исследователя со специальной литературой, умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

Обосновывается обязательность выделения таких элементов научного исследования, как его актуальность, объект исследования — процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения, а также предмет исследования — то, что находится в границах объекта. С учетом объекта и предмета исследования, сформулированной проблемы и доказательства, что та часть проблемы, которая является темой исследования, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, устанавливается цель исследования — то, что в общем виде нужно достигнуть в итоге всей работы. Как отмечает автор, в идеальном случае теоретическая стадия анализа проблемы начинается с выдвижения и обоснования гипотезы, которая призвана дать пробное решение проблемы. Формулируется гипотеза, которая должна дать шанс приблизиться к правильному решению поставленной проблемы или показать несостоятельность предпринятой попытки.

В пособии подробно обсуждаются возможные виды дизайна исследования, в том числе описательные и аналитические исследования и их разновидности. Автором рассматриваются особенности простого слепого исследования (single blind design), двойного слепого исследования (double blind design) и тройного слепого исследования (triple blind design).

Излагаются основные группы методов психологической диагностики, к которым автор относит: методы измерения функциональных показателей, использования психофизиологических индикаторов психических явлений; методы наблюдения и самонаблюдения; праксиметрические методы, основанные на анализе продуктов деятельности; субъективно-оценочные, основанные на анализе ответов испытуемых на вопросы опросников, на анализе выборов альтернативных суждений, выборов градаций шкал и т.п.; проективные, связанные с анализом особенностей интерпретации внешне неопределенного материала, становящегося объектом проекции; ассоциативные, основанные на анализе ассоциативных ответов и выборов испытуемых.

Описывается процесс измерения, его надежность и валидность. Рассматриваются вопросы валидности исследования, подходы к снижению угроз валидности. Приводятся сведения о подходах к анализу данных и об оценке выраженности эффекта, оптимизации письменного представления сведений об исследовании в научных публикациях. Как отмечается, несмотря на многообразие указанных форм, на сегодняшний день выработана некая общая схема представления сведений, имеющая ряд нюансов в отдельных случаях.

Итогом проведенного в соответствии с предлагаемым алгоритмом научного исследования становятся журнальная статья, научный отчет, дипломная работа, диссертационная работа по специальности. Таким образом, учебное пособие Кельмансона И. А. «Методология исследования в клинической психологии» может быть рекомендовано студентам, обучающимся по специальности «Клиническая психология», аспирантам, научным сотрудникам и практическим клиническим психологам.

 

Ссылка для цитирования

Соловьева С.Л. Рецензия на учебное пособие Кельмансона И.А. «Методология исследования в клинической психологии» // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2018. – T. 10, № 4(51) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год