Кассирский И.А.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Исследование качества жизни детей в контексте привязанности
к матери

Куфтяк Е.В. (Москва, Россия)

 

 

Куфтяк Елена Владимировна

Куфтяк Елена Владимировна

доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», проспект Вернадского, д. 84, Москва, 119571, Россия.
Тел.: (499) 956-96-45.

E-mail: elena.kuftyak@inbox.ru

 

Аннотация

Цель исследования. В статье представлены результаты изучения оценки качества жизни младших школьников с разными типами привязанности.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 177 младших школьников (52,5 % девочек; средний возраст — 10,4). В исследовании использовался опросник оценки типа привязанности к матери и опросник Pediatric Quality of Life Inventory (PedsQLтм 4.0).

Результаты. Соотношение младших школьников с надежной и ненадежной привязанностью в выборке составляло 71,3 и 28,7 %. Установлены межполовые различия проявления качества привязанности у младших школьников: у мальчиков чаще встречается избегающий тип привязанности, а у девочек — амбивалентный. Младшие школьники с ненадежным типом привязанности оценивают состояние своего здоровья и качество жизни на уровне, соответствующем детям с третьей группой здоровья (т. е. имеющим хронические показатели) вне периода обострения. Ненадежно привязанные дети в большей степени имеют снижение оценки качества жизни в аспекте оценки социального функционирования, что позволяет рассматривать качество привязанности как фактор риска в отношении развития психосоматических расстройств.

Обсуждение результатов. На основе результатов исследования делается вывод о том, что у детей с ненадежной привязанностью предиктором улучшения эмоционального состояния выступает безусловное принятие матерью ребенка и близкая эмоциональная связь между ними. Показано, что принятие ребенка матерью определяет успешность его социальной адаптации. Обсуждается, что одним из факторов нарушения качества жизни детей является качество привязанности к матери.

Ключевые слова: привязанность к матери; качество жизни; младшие школьники.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке грантов РФФИ, проект № 18-013-01101 и проект № 18-413-440001.

 

Введение

По данным официальной статистики, за последние десятилетия в Российской Федерации произошло снижение числа практически здоровых детей, сформировались устойчивые негативные тенденции — рост распространенности факторов риска формирования нарушенного здоровья детей, снижение уровня психического здоровья, ухудшение физического развития и других критериев здоровья [19]. Факторы риска нарушения здоровья оказывают влияние не только на физические аспекты здоровья, но и на психологическое, эмоциональное и социальное функционирование детей, а эффективный контроль за всеми аспектами их здоровья невозможен только на основании клинико-лабораторных обследований. Поэтому исследование качества жизни, связанного со здоровьем, позволяет дать оценку комплексу физических, психических, эмоциональных и интеллектуальных характеристик человека [2]. По мнению ряда авторов, качество жизни ребенка является интегральной характеристикой здоровья ребенка, основанной на его субъективном восприятии [1].

В настоящее время недостаточно известно об отношении детей к своему здоровью. В то же время без понимания внутренней картины здоровья невозможно понять внутреннюю картину болезни. Исследования здоровья посредством изучения качества жизни у детей представляются весьма перспективными, поскольку такой подход позволяет анализировать состояние оптимального здоровья с позиций самого ребенка [5; 6; 8; 11].

По данным ВОЗ, растущий организм ребенка в силу особенностей обмена, наличия критических периодов роста и развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды. Исследователями показано, что нарушения здоровья чаще отмечаются у детей, которые находятся в неблагоприятной семейной среде [7; 10]. Именно в детстве состояние здоровья человека имеет прямую связь с окружающей его обстановкой, в отличие от других возрастных периодов. Обеспечение безопасности и защищенности в окружающей ребенка среде устанавливается благодаря привязанности ребенка к родителю [3; 21].

В рамках классической трактовки привязанности в зарубежной психологии и отечественного подхода изучения взаимодействия взрослого и ребенка привязанность определяется как индивидуально направленная устойчивая эмоциональная связь, в которой чувство безопасности человека связывается с отношениями [13; 17]. Так, основная функция привязанности заключается не в удовлетворении физиологических потребностей, а в обеспечении чувства безопасности. Реакция ребенка на стресс и готовность обратиться к матери за утешением зависит от его опыта отношений и того, чего он ожидает от матери. Качество привязанности напрямую зависит от родителя, который может различным образом проявлять свою заботу о ребенке [13; 15; 21]. По мнению исследователей, паттерн привязанности оказывает пожизненное влияние на познавательное и социальное развитие, регуляцию стресса, личную и общественную жизнь, профессиональные отношения, а также психическое здоровье [4; 9; 14; 17; 20; 23].

В соответствии с этим целью проведенного нами исследования стало изучение оценки качества жизни младших школьников с разным типом привязанности. Общая гипотеза исследования состояла в том, что одним из факторов нарушения качества жизни детей возможно рассматривать тип привязанности к матери.

Материалы и методы исследования

Выборка составила 177 детей (52,5% девочек) — младших подростков 10—12 лет (средний возраст — 10,4). Исследование проводили в г. Костроме (N = 95) и Новосибирске (N = 82). Детям предлагали опросник на оценку типа привязанности к матери (Е.В. Пупырева, Г.В. Бурменская, 2007) [3; 16]. Методика позволяет определить тип привязанности (надежный, ненадежный), степень эмоциональной близости с матерью и принятие матерью, аспекты взаимодействия с матерью и др.

Субъективное качество жизни детей изучалось с использованием опросника Pediatric Quality of Life Inventory (PedsQLтм 4.0), апробированного в мультицентровых исследованиях с участием нескольких стран (США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Китая) и зарекомендовавшего себя как надежный и чувствительный метод изучения качества жизни детей на разных этапах развития [2]. Качество жизни оценивали по физическому и психосоциальному здоровью, включающему эмоциональный, социальный аспекты и умственное функционирование. Общее количество баллов рассчитывали по 100-балльной шкале: чем выше итоговая величина, тем лучше качество жизни ребенка.

Обработка результатов исследования осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS 19.0, с помощью которого осуществлялись критериальный (критерий Манна—Уитни) и корреляционный (коэффициент корреляции Спирмена) виды анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате изучения типа привязанности в группе детей младшего школьного возраста были выделены две группы детей с учетом типа привязанности к матери, условно названные как дети с надежным и ненадежным типами привязанности (табл. 1). Большинство (чуть более двух третей) выборки обследованных школьников (71,8 %) составили дети с надежным типом привязанности (тип В) к матери. Чуть менее трети (28,2 %) имели ненадежный тип привязанности: избегающий — тип А (10,2 %) и амбивалентный — тип С (18,1 %). В сравнении с данными других исследований, общая картина диагностированных типов привязанности сопоставима с ними. По данным И. А. Симоненко, надежный тип привязанности обнаружился у 67 % детей дошкольного возраста, ненадежный — у 33 % [17].

 

Таблица 1

Распределение детей в зависимости от типа привязанности, %

 

Интересны данные о том, что у мальчиков, по сравнению с девочками, чаще встречается избегающий тип привязанности, а у девочек, по сравнению с мальчиками, — амбивалентный. Исследователи избегающую привязанность считают условно патологической, так как она может возникать и в норме при высокой активности ребенка и развитом у него образе Я [22]. Так, дошкольники с избегающим типом, по сравнению с детьми с ненадежным типом привязанности, демонстрируют большую осведомленность в оценке тонких эмоциональных состояний, умеют не проявлять свои отрицательные чувства при определенном социальном контексте.

На следующем этапе исследования мы провели сравнительный анализ качества жизни детей с разным типом привязанности к матери, здоровых детей и детей, имеющих различные группы здоровья (табл. 2) (по данным организации-разработчика, ГУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, авторы Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В., 2010) [2].

 

Таблица 2

Показатели качества жизни (КЖ) младших школьников в зависимости от
типа привязанности и состояния здоровья

Примечание: * — р≤0,05 (критерий Манна—Уитни).
M — среднее значение, SD — стандартное отклонение;
курсивом выделены различия на уровне тенденции — р≤0,1.

 

Анализ параметров качества жизни в зависимости от типа привязанности продемонстрировал статистически значимые различия по шкалам эмоционального функционирования  (U = 2577; р = 0,07), социального функционирования  (U = 2413; р = 0,02) и по суммарному баллу качества жизни (U = 2396; р = 0,018). По шкалам физического и школьного функционирования показатели качества жизни в зависимости от типа привязанности достоверно не различаются. Это свидетельствует о том, что тип привязанности в меньшей степени влияет на физический и школьный аспекты функционирования.

При сопоставлении данных качества жизни детей с разным типом привязанности со средними российскими показателями здоровых детей и детей, имеющих группу здоровья, обнаружены интересные тенденции. Показатели детей с надежным типом привязанности сопоставимы с российскими показателями здоровых детей. Интересно, что показатели физического и эмоционального функционирования, общего качества жизни детей с ненадежным типом привязанности ближе к российским показателям детей с третьей группой здоровья (т.е. имеющих хронические показатели) вне периода обострения. Так, дети с третьей группой здоровья вне периода обострения имеют более низкие значения качества жизни, по сравнению с детьми, не имеющими хронических заболеваний. Отметим, что снижения уровня социальной адаптации у таких детей не выявлено, хотя тенденция к более низкому его значению отмечается. Следовательно, как и наличие хронического заболевания даже вне периода обострения, так и тип эмоциональной связи с матерью сказываются на некоторых параметрах качества жизни ребенка, снижая их.

Дети с небезопасной привязанностью имеют достоверно более низкий уровень социальной адаптации по сравнению с детьми с надежной привязанностью. По данным исследователей, нарушение привязанности является фактором риска развития психосоматических расстройств у детей [18]. Наиболее выражена взаимосвязь качества привязанности со способностью детей адаптироваться. Так, дети с ненадежной привязанностью испытывают трудности при адаптации к социальной среде. Психосоматические расстройства возникают вследствие нарушений социальной адаптации, которые длятся на протяжении длительного времени и служат запускающим механизмом [12].

Далее были выявлены половые различия между группами детей с учетом типа привязанности в аспектах качества жизни (табл. 3).

 

Таблица 3

Показатели качества жизни (КЖ) детей школьного возраста в зависимости от
типа привязанности и состояния здоровья

Примечание: * — р≤0,05 (критерий Манна—Уитни).
M — среднее значение, SD — стандартное отклонение.

 

Обнаружено, что у девочек с ненадежным типом привязанности более низкий уровень эмоционального функционирования (U = 630; p = 0,05) и общего показателя качества жизни (U = 616; p = 0,04) по сравнению с девочками с надежным типом привязанности. Между мальчиками с надежным и ненадежным типами привязанности отмечались различия на уровне тенденции по шкале социального функционирования (U = 523,5; p = 0,06). Таким образом, девочки с ненадежным типом привязанности чувствовали себя хуже, чем девочки с надежным типом привязанности, в эмоциональном плане, а мальчики с ненадежной привязанностью имеют проблемы социальной адаптации по сравнению с мальчиками с надежной привязанностью.

В ходе исследования также были выявлены корреляционные взаимосвязи показателей эмоциональной привязанности ребенка к матери с показателями качества жизни на выборке детей с учетом типа привязанности (табл. 4, 5).

 

Таблица 4

Значимые корреляции между показателями эмоциональной привязанности к матери и качества жизни на выборке младших школьников с надежным типом привязанности

Примечание: * — р≤0,05; ** — р≤0,01 (критерий Спирмена).

 

Показатель привязанности к матери положительно связан с социальным функционированием (p = 0,038). Показатель эмоциональной чуткости матери положительно связан с физическим (p = 0,02) и социальным (p = 0,002) функционированием, а также суммарным показателем качества жизни (p = 0,015).

 

Таблица 5

Значимые корреляции между показателями эмоциональной привязанности к матери и качества жизни на выборке младших школьников с ненадежным типом привязанности

Примечание: * — р≤0,05; ** — р≤0,01; *** — р≤0,001 (критерий Спирмена).

 

Показатель привязанности к матери положительно связан с физическим (p = 0,013) и эмоциональным (p = 0,000) функционированием, а также суммарным показателем качества жизни (p = 0,006). Показатель эмоциональной близости с матерью связан с эмоциональным функционированием (p = 0,004) и общим показателем качества жизни (p = 0,045). Показатель принятия матерью положительно связан с эмоциональным (p = 0,027) и социальным функционированием (p = 0,032). Показатель эмоциональной чуткости матери положительно связан с физическим функционированием (p = 0,05).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей с ненадежной привязанностью предиктором улучшения эмоционального состояния выступает безусловное принятие матерью ребенка и близкая эмоциональная связь между ними. Установлено, что в группе детей с надежным типом привязанности проявление матерью эмоциональной чуткости к ребенку повышает уровень социальной адаптации ребенка. Наши данные показали, что принятие ребенка матерью определяет успешность его социальной адаптации.

Выводы

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

Соотношение младших школьников с надежной и ненадежной привязанностью в выборке составляло 71,3 и 28,7 %. Установлены межполовые различия проявления качества привязанности у младших школьников: у мальчиков чаще встречается избегающий тип привязанности, а у девочек — амбивалентный.

Младшие школьники с ненадежным типом привязанности оценивают состояние своего здоровья и качество жизни на уровне, соответствующем детям с третьей группой здоровья (т.е. имеющим хронические показатели) вне периода обострения. Существенного снижения оценки качества жизни в аспекте оценки физического компонента здоровья и ролевого (школьного) поведения у детей с ненадежной привязанностью в сравнении с детьми с надежным типом привязанности не обнаружено.

Дети с ненадежной привязанностью в большей степени имеют снижение оценки качества жизни в аспекте оценки социального функционирования, что позволяет рассматривать качество привязанности как фактор риска в отношении развития психосоматических расстройств.

В группе детей с ненадежной привязанностью для мальчиков характерны более низкие показатели социального функционирования, для девочек — эмоционального аспекта качества жизни в сравнении со сверстниками с надежным типом привязанности.

Результаты работы позволяют сделать обоснованный вывод о своеобразной связи между качеством привязанности и показателями здоровья ребенка, хотя конкретные механизмы их взаимодействия нуждаются в дальнейшем исследовании.

 

Литература

1.   Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в медицине и педиатрии // Вопросы современной педиатрии. – 2005. – Т. 4, № 2. – С. 7–12.

2.   Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. – М.: Союз педиатров России, 2010. – 231 с.

3.   Бурменская Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2009. – № 4. – С. 17–31.

4.   Василенко Т.Д., Воробьева М.Е. Качество взаимодействия матери и ребенка как фактор формирования здоровья // Педиатрия. – 2016. – Т. 7, № 1. – С. 151–155.

5.   Горьковая И.А., Микляева А.В. Характеристика качества жизни подростков с нарушениями зрения в контексте их жизнестойкости // Клиническая и специальная психология. – 2017. – Т. 6, № 4. – С. 47–60. doi: 10.17759/cpse.2017060404

6.   Горьковая И.А., Микляева А.В. Качество жизни подростков с ограниченными возможностями здоровья // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2018. – T. 10, № 4(51). – C. 3 [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 01.10.2018).

7.   Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия / пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Триада-Х, 2008. – 408 c.

8.   Журавлева А.Е. Структурная модель качества жизни современных подростков и юношей // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2015. – № 1(7) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 01.10.2018).

9.   Задорова Ю.А., Куфтяк Е.В. Трансляция паттернов привязанности в поколениях семьи // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2017. – T. 9, № 2(43). – C. 10 [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 02.10.2018).

10.   Козлова Е.А., Слободская Е.Р., Ахметова О.А. Индивидуальные особенности и социально-экономические характеристики семьи как факторы психического здоровья детей // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т. 10, № 3. – С. 46—53.

11.   Критические факторы качества жизни подростков / А.Н. Корденко, В.И. Ковылова, В.И. Попов [и др.] // Гигиена и санитария. – 2015. – № 9. – С. 20–21.

12.   Кулаков С.А. Психосоматика. – СПб.: Речь, 2010. – 320 с.

13.   Куфтяк Е.В. Привязанность ребенка к матери и отношения привязанности близких взрослых // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2015. – № 1(86). – С. 78–83.

14.   Куфтяк Е.В. Семейно-поколенческое исследование: теория и практика // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2014. – T. 20, № 1. – С. 64–68.

15.   Куфтяк Е.В., Задорова Ю.А. Привязанность и взаимодействие матери с ребенком дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58(2). – С. 335–340.

16.   Пупырева Е.В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2007.

17.   Симоненко И.А. Привязанность и ее влияние на здоровье и развитие ребенка. Психотерапия привязанности в детском возрасте. – Курск: Курск. гос. мед. университет, 2014. – 242 с.

18.   Симоненко И.А. Системно-генетическая модель психотерапии ребенка с психосоматическим расстройством: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – СПб., 2015.

19.   Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков – проект Всемирной организации здравоохранения в России / О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова, Т.В. Попова  [и др.]  //  Профилактическая  и  клиническая  медицина.  –  2014. – № 3(52). – С. 6–11.

20.   Bloom K.C. The development of attachment behaviors in pregnant adolescents // Nursing Research. – 1995. – Vol. 44, № 5. – P. 284–289.

21.   Bowlby J. Attachment and Loss. – N.Y: Basic Books, 1982. – Vol. 1: Attachment. – 326 p.

22.   Kouvo A.M., Silven M. Finnish mother’s and father’s attachment representations during child’s first year predict psychosocial adjustment in preadolescence // Attachment and Human Development. – 2010. – Vol. 12, № 6. – P. 529–549.

23.   Tüzün O., Sayar K. Attachment Theory and Psychopathology // Düsünen Adam: The Journal of Psychiatry and Neurological Sciences. – 2006. – Vol. 19, № 1. – P. 24–39.

 

 

Ссылка для цитирования

Куфтяк Е.В. Исследование качества жизни детей в контексте привязанности к матери // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2018. – T. 10, № 6(53) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год