Кассирский И.А.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Значение наследия Л.С. Выготского для современной
клинической (медицинской) психологии

Зверева Н.В., Рощина И.Ф. (Москва, Россия)

 

 

Зверева Наталья Владимировна

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник отдела медицинской психологии; федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья», Каширское шоссе, 34, Москва, 115522, Россия. Тел.: 8 (495) 109-03-94;

профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской психолого-педагогический университет», ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Россия. Тел.: 8 (495) 632-91-99.

E-mail: nwzvereva@gmail.com

Рощина Ирина Федоровна

Рощина Ирина Федоровна

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник отдела гериатрической психиатрии; федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья», Каширское шоссе, 34, Москва, 115522, Россия. Тел.: 8 (495) 109-03-94;

профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской психолого-педагогический университет», ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Россия. Тел.: 8 (495) 632-91-99.

E-mail: ifroschina@mail.ru

 

Аннотация. Статья написана по одноименному докладу, представленному на V Международной научно-практической конференции «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика», состоявшейся 11—13 октября 2018 в г. Курск. Лев Семенович Выготский (1896—1934) — выдающийся российский советский психолог, крупнейший специалист в области возрастной психологии, методологии науки, основатель культурно-исторической психологии в России. Уточнение роли Л.С. Выготского для развития современной медицинской (клинической) психологии в ее методологическом, научном, практическом и образовательном аспектах является целью работы. В статье представлены основные вехи биографии Л.С. Выготского, определившие его связь с клинической (медицинской) психологией, дан краткий обзор ведущих научно-практических разделов и направлений медицинской психологии с точки зрения вклада методологии и теории Л.С. Выготского (нейро- и патопсихология, психология аномального развития). Упомянуты его ученики, участники «кружка Л.С. Выготского», оказавшие серьезное влияние на развитие ветвей общей, возрастной и, особенно, клинической психологии, являвшиеся своего рода проводниками культурно-исторического подхода в отечественную медицинскую психологию. В статье показано значение методологии и понятийного аппарата культурно-исторического подхода для научно-практической работы в современной медицинской (клинической) психологии. Обсуждаются наиболее значимые работы с точки зрения их вклада в медицинскую психологию и ракурсы ее развития. Обсуждаются базовые понятия, введенные Л.С. Выготским: высшие психические функции, зона актуального и ближайшего развития, социальная ситуация развития, первичный и вторичный дефект и другие, способствовавшие бурному росту клинической психологии, определяющие преемственность и интеграцию различных разделов психологии.

Ключевые слова: Л.С. Выготский; клиническая (медицинская) психология; методология исследования; высшие психические функции; зона актуального и ближайшего развития; социальная ситуация развития; первичный и вторичный дефект; аномальное развитие.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Лев Семёнович Выготский

Л.С. Выготский (17 ноября 1896 — 11 июня 1934) — ключевая фигура отечественной психологии, выдающийся ученый, один из основоположников культурно-исторического подхода и далее культурно-исторической теории в психологии, один из самых цитируемых за рубежом отечественных авторов, «Моцарт в психологии» по мнению американского ученого С. Тулмена (1981) [17], «Дарвин в психологии» по мнению В.В. Лучкова и М.С. Певзнер (1981) [11]. Значение Л.С. Выготского для разных областей психологии чрезвычайно велико, невозможно обойтись без этой темы и в клинической (медицинской) психологии.

К сожалению, большинство трудов Льва Семеновича Выготского были недоступны для специалистов до середины 50-х гг. ХХ века. Несколько изданий при жизни, несколько посмертных и потом только в 1956 году — «Избранные психологические исследования» [3]. В 80-е гг. издано шеститомное собрание сочинений, и в настоящее время регулярно публикуются материалы о Л.С. Выготском и переиздаются его работы с комментариями современных специалистов [4].

А.Б. Холмогорова в одной из своих работ, связанных с разработкой понятия «социальное познание как высшая психическая функция», обращается к фигуре Льва Семеновича: «Л.С. Выготский уделял большое внимание проблеме мозговых основ высших психических функций… ему принадлежат ключевые идеи, оттолкнувшись от которых А.Р. Лурия заложил основы нейропсихологии… базовые для высших психических процессов функциональные системы мозга формируются прижизненно и огромную роль в их формировании играет язык и другие орудия или инструменты цивилизации» [18]. Мы не будем цитировать значительный пласт публикаций, посвященных наследию Выготского для разных отраслей психологии. Остановимся на разборе его наследия (и печатного, и теоретического, и практического), его роли в формировании команды учеников и последователей, для становления, развития и современного состояния медицинской (клинической) психологии. Многие труды Л.С. Выготского увидели свет только спустя десятилетия после его смерти.

Л.С. Выготский с семьей

 

Если обозначить те места работы, связанные с медициной, в которых служил, преподавал, занимался исследованиями Лев Семенович за свою недолгую жизнь, то получится весьма внушительный список:1

1927 —

руководитель Медико-педагогической станции Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР;

1928 —

начало публикаций по психологии;

1929 —

внештатный научный консультант, руководитель психологических лабораторий в Экспериментальном дефектологическом институте (преобразованная Медико-педагогическая станция);

1929—1931 —

Клиника нервных болезней 1-го МГУ, заведующий психологической лабораторией;

1929—1934 —

Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ им. М.С. Эпштейна), научный руководитель исследовательской лаборатории;

1930—1934 —

2-й Московский государственный медицинский институт (МГМИ), заведующий кафедрой общей и возрастной педологии;

1930,

9 октября — доклад о психологических системах, сделанный в Клинике нервных болезней 1-го МГУ, заявлено начало новой исследовательской программы, нацеленной на изучение психологических систем; фактический отказ от изучения изолированных «психологических функций»;

1930—1934 —

Московский педагогический государственный университет, заведующий кафедрой педологии трудного детства;

1931 —

Государственный научный институт охраны здоровья детей и подростков имени 10-летия Октябрьской революции;

1931 —

Л.С. Выготский поступил на учёбу на медицинский факультет в Украинскую психоневрологическую академию в Харькове, где учился заочно вместе с А.Р. Лурией;

1934

(зима) — Л.С. Выготский получает приглашение и начинает работу над созданием специализированного психологического отдела во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (ВИЭМ) в Москве.

 

А.Р. Лурия (1902—1977)

Большое значение для отечественной психологии имело знакомство Л.С. Выготского с А.Р. Лурией в 1924 г. В историко-психологической литературе принято говорить о «круге Л.С. Выготского — А.Р. Лурии», который существовал десяток лет и объединял многих выдающихся людей, составлявших цвет отечественной науки. Это были молодые люди, которые в дальнейшем были связаны с медициной и медицинской психологией, дефектологией и специальной психологией (Ф.В. Бассин, А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, Э.С. Бейн, Г.В. Биренбаум, Б.В. Зейгарник, В.М. Коган, М.С. Лебединский, Н.Г. Морозова, М.С. Певзнер, Л.С. Сахаров, И.М. Соловьев и другие) [9]. Многие идеи их будущих исследований рождались из общения членов этого круга. Можно утверждать, что «круг Л.С. Выготского» реализовывал одну из первых попыток мультидисциплинарного изучения человека в норме и патологии. Влияние методологии Л.С. Выготского мы видим в профессиональной деятельности нескольких поколений отечественных медицинских (клинических) психологов.

Л.С. Выготский был лично знаком с выдающимися отечественными и зарубежными психологами лично (Курт Коффка, Курт Левин) [20]. Ему принадлежит разработка современной методологии психологии, не потерявшей актуальность до настоящего времени, принятая и отечественными, и зарубежными учеными. С именем Льва Семеновича Выготского связывают важнейшие новые для психологии понятия:

• 

высшие психические функции (ВПФ);

• 

закономерности формирования ВПФ;

• 

первичные, вторичные и третичные симптомы в структуре нарушений психической деятельности;

• 

структура дефекта;

• 

зона актуального и зона ближайшего развития;

• 

кризисные периоды развития;

• 

социальная ситуация развития.

Ни один из разделов современной медицинской (клинической) психологии не обходится без обращения к этой методологии и этой терминологии.

В отечественной нейропсихологии общепсихологический базис нейропсихологии — концепция Л.С. Выготского о строении и формировании ВПФ — лежит в основе теории системной динамической локализации ВПФ в головном мозге (совместно с А.Р. Лурией). Синдромный подход к оценке результатов нейропсихологического обследования (выделение первичных симптомов, непосредственно связанных с нарушенным нейропсихологическим фактором, и вторичных симптомов, возникающих по законам системной организации ВПФ, оценка не только нарушенных, но и сохранных звеньев психической деятельности) с качественным анализом симптомов нарушений ВПФ А.Р. Лурия разрабатывал также с опорой на принцип системного строения ВПФ [10].

Б.В. Зейгарник
(1900—1988)

Рассуждения о методологии научного поиска в психиатрии и психологии мы находим в работе Л.С. Выготского «К проблеме психологии шизофрении» (1932) [2]. Б.В. Зейгарник вспоминала, что ее интерес к проблематике патопсихологии и исследованию нарушений мышления при шизофрении возник под влиянием общения с Л.С. Выготским. Именно эта статья была внесена Б.В. Зейгарник в «Хрестоматию по патопсихологии» (1981) [19], благодаря чему она стала доступна широкой профессиональной общественности и студентам-психологам. Как хорошо известно, помимо дипломной работы, выполненной под руководством К. Левина в Берлинском университете, все остальные научные труды и учебники Б.В. Зейгарник были посвящены клинической психологии и патопсихологии, создание которой в нашей стране прочно связано с ее именем [5]. Блюма Вульфовна разрабатывала культурно-исторический подход при исследовании психической патологии. Ее классификация нарушений мышления и памяти, а также известные исследования нарушений восприятия являются выдающимися достижениями отечественной медицинской (клинической) психологии. Так же как и Лев Семенович, Блюма Вульфовна сопоставляла патологию и норму, анализировала общепсихологические проблемы личности и динамику ее развития, в том числе при патологических состояниях.

Ю.Ф. Поляков (1927—2002)

Интересно, что методика Выготского — Сахарова связана с именем еще одного выдающегося клинического психолога, ученика Б.В. Зейгарник — Ю.Ф. Полякова. Его интерес к нарушениям мышления при шизофрении, выросший впоследствии в известную каждому студенту — клиническому психологу гипотезу Ю.Ф. Полякова о нарушении избирательности мышления (и других познавательных процессов) у больных шизофренией, начинался в том числе с экспериментальных исследований с применением этой методики [14].

Значение Л.С. Выготского и его круга для развития отечественной медицинской (клинической) психологии и смежных наук можно проиллюстрировать, обратившись к некоторым отдельным участникам «круга Л.С. Выготского».

Н.А. Бернштейн
(1896—1966)

Н.А. Бернштейн (1896—1966) — выдающийся отечественный физиолог и психолог, внес неоценимый вклад в развитие психологии, предложил свою концепцию построения движений с выделением собственно психологических параметров, разрабатывал идеи рефлекторного кольца, обратной связи. Его вклад в современную психологию сравнивали с вкладом Л.С. Выготского [6].

Ф.В. Бассин (1905—1992)

Ф.В. Бассин (1905—1992) — известный отечественный советский психолог и нейрофизиолог, крупный специалист по психологии бессознательного, входил также в круг Л.С. Выготского. Самая ранняя значительная его научная работа — кандидатская диссертация «Нарушение значения слов при шизофрении» (1935, рукопись). Ф.В. Бассин обладал также хорошими организаторскими способностями. В 1960—1970 гг. он участвовал в организации нескольких междисциплинарных конференций по проблемам сознания и бессознательного, в которых приняли участие философы, медики, психологи, биологи. Он был среди инициаторов и организаторов проведения уникального для СССР широко известного Международного Конгресса «Психология бессознательного» (Тбилиси, 1979) [1].

М.С. Лебединский
(1896—1980)

Врач-психиатр М.С. Лебединский (1896—1980), также принадлежавший к «кругу Л.С. Выготского», занимался исследованием нарушений речевой деятельности при психической патологии. Эта тема оставалась в его научном творчестве долгие годы. Он был среди сторонников мультидисциплинарного подхода к психической патологии. Во время руководства (1956—1962 гг.) лабораторией патопсихологии Института психиатрии АМН СССР (ныне ФГБНУ НЦПЗ) М.С. Лебединский организовывал совместные обсуждения пациентов «бригадой» специалистов, в которой участвовали психиатры, неврологи, биохимики, нейрофизиологи, психологи. Он один из первых написал учебник по медицинской психологии (1966 г., совместно с В.Н. Мясищевым) [8].

Целая плеяда дефектологов и специальных психологов связана с «кругом Л.С. Выготского». Выдающиеся дефектологи СССР входили в этот круг. Л.С. Выготский определил предмет, цели, задачи методы работы дефектологов. Клинико-психологические исследования и их результаты легли в основу представлений о психическом развитии нормального и аномального ребенка. М.С. Певзнер (1901—1989) — выдающийся отечественный дефектолог, доктор наук, одна из создательниц клинической дефектологии, автор многочисленных книг по проблемам аномального ребенка [13]. И.М. Соловьев (1902—1986) — выдающийся отечественный психолог и дефектолог, был аспирантом Л.С. Выготского, занимался вопросами развития и обучения детей с сенсорными дефектами (глухих, слепоглухих), опирался на представления Л.С. Выготского о прижизненном формировании ВПФ, описал своеобразие темпов психического развития глухих детей. Н.Г. Морозова (1906—1989) — известный дефектолог, доктор наук, автор книги об изучении познавательной сферы аномальных детей, в которой были представлены методология и конкретные результаты исследования аномального ребенка [12]. В.И. Лубовский (1923—2017) — продолжатель традиций Л.С. Выготского.

С.Я. Рубинштейн
(1911—1990)

Влияние «круга Л.С. Выготского» сказывалось и на профессиональной деятельности С.Я. Рубинштейн (1911—1990). Сусанна Яковлевна была одной из первых специалистов, кто разрабатывал принципы практической патопсихологии, методы и конкретные методики работы патопсихолога. В профессиональном сообществе считаются классическими ее экспериментальные исследования, выполненные с опорой на методологию Л.С. Выготского, посвященные нарушениям развития в детском возрасте, а также изучению нарушений навыков при деменциях в пожилом и старческом возрасте [16]. Существенное значение для психологии аномального развития и детской патопсихологии имеет сформулированное Л.С. Выготским положение о принципиальном сходстве законов развития нормального и аномального ребенка. Не менее важным является разработка понятия кризиса развития и его значения в психологии.

Известный московский психолог В.В. Лебединский (1927—2008), предложивший психологическую классификацию нарушенного психического развития (дизонтогенеза) в детском возрасте, разработал указанную типологию с учетом представлений Л.С. Выготского о нарушенном и нормативном развитии и их движущих силах, о зоне актуального и ближайшего развития, о социальной ситуации развития. Отметим, что для психологии аномального развития в настоящее время большое значение имеет не только тезис о принципиальном сходстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, но и положение о системном строении дефекта. При подробном анализе каждого варианта дизонтогенеза В.В. Лебединский выделял первичные и вторичные дефекты и описывал динамику межфункциональных связей с опорой на системное строение ВПФ [7]. Особенно это важно при психологическом анализе расстройств аутистического спектра, что позволяет выделять как собственно аутистические расстройства, так и сходные с ним по наличию нарушения контактов атипичные виды аутизма и псевдоаутистические расстройства (в этих случаях нарушение общения нередко является вторичным симптомом) [15]. Вышесказанное значимо при проведении дифференциальной диагностики и разработке коррекционных программ психолого-педагогического сопровождения.

Практически все научные конференции, связанные с именем Л.С. Выготского, включают в программы проблематику клинической психологии и ее разделов. Изменяющаяся социальная ситуация развития влечет за собой появление новых патологических феноменов в обществе и требует от профессиональных медицинских психологов оценки механизмов их происхождения и преодоления.

Д.Б. Эльконин
(1904—1984)

В Институте Л.С. Выготского в РГГУ (Москва) на психологическом факультете готовят специалистов — клинических психологов, ежегодно проходят конференции, посвященные Л.С. Выготскому.

Авторы убеждены в непреходящем значении наследия Л.С. Выготского для современной клинической (медицинской) психологии. Эта убежденность базируется на полученном на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова образовании, где нашими учителями были многие ученые «круга Л.С. Выготского»: А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, Д.Б. Эльконин. Многолетний опыт научно-практической и преподавательской работы авторов позволяет утверждать, что каждый день в работе с пациентами мы применяем методологию исследований и принципы анализа психики, основы которых заложил Л.С. Выготский.

 

_______________________

1 Использованы материалы разных сайтов Интернета.

 

Литература

1.   Бессознательное: природа, функции, методы исследования: коллектив. моногр.: в 4-х т. / под общ. ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассина. – Тбилиси: Мецниереба, 1978. – Т. 2. Сон. Клиника. Творчество. – 690 с.

2.   Выготский Л.С. К проблеме психологии шизофрении // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. – 1932. – Т. 1, вып. 8. – С. 352–364.

3.   Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: АПН РСФСР, 1956. – 519 с.

4.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 433 с.

5.   Зейгарник Б.В. Патопсихология. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Моск. гос. университет, 1986. – 287 с.

6.   Зинченко В.П., Лебединский В.В. Л.С. Выготский и Н.А. Бернштейн: сходные черты мировоззрения // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. Тезисы докладов всесоюзной конференции. – М., 1981. – С. 64–68.

7.   Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. – М.: Моск. гос. университет, 1985. – 167 с.

8.   Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. – Ленинград: Медицина, 1966. – 431 с.

9.   Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.

10.   Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособ. – М.: Моск. гос. университет, 1973. – 384 с.

11.   Лучков В.В., Певзнер М.С. Значение теории Л.С. Выготского для психологии и дефектологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 1981. — № 4. – С. 60–70.

12.   Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой). – М.: Просвещение, 1969. – 280 с.

13.   Певзнер М.С. Дети-олигофрены: Изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения. – М.: АПН РСФСР, 1959. – 484 с.

14.   Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. – М.: Медицина, 1974. – 86 с.

15.   Расстройства аутистического спектра у детей: научно-практическое руководство / под ред. Н.В. Симашковой. – М.: Авторская академия, 2013. – 264 с.

16.   Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

17.   Тулмин С. Моцарт в психологии // Вопросы философии. – 1981. – № 10. – С. 127–137.

18.   Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. – 2015. – Том 11, № 3. – С. 25–43. doi:10.17759/chp.2015110304

19.   Хрестоматия по патопсихологии: учеб. пособие для студентов вузов / сост.: Б.В. Зейгарник, А.П. Корнилов, В.В. Николаева. – М.: Моск. гос. университет, 1981. – 158 с.

20.   Yasnitsky A. A transnational history of "the beginning of a beautiful friendship": the birth of cultural-historical Gestalt psychology of Alexander Luria, Kurt Lewin, Lev Vygotsky, and others // Revisionist Revolution in Vygotsky Studies / ed. by A. Yasnitsky, R. Van der Veer. – London; New York: Routledge. – 2016. – С. 201–226.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9(092)

Зверева Н.В., Рощина И.Ф. Значение наследия Л.С. Выготского для современной клинической (медицинской) психологии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2018. – T. 10, № 6(53) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год