Кассирский И.А.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Рецензия
на коллективную монографию
«Средовые экспрессивные психотерапии: природосообразная теория и практика»

под научной редакцией доктора медицинских наук А.И. Копытина,
доктора философии М. Ру,
Нью-Йорк: Routledge/Taylor&Francis, 2017. — 266 с.

Федотова А.В. (Кливленд, шт. Огайо, США)

 

 

Федотова Анна Валерьевна

Федотова Анна Валерьевна

магистрант; Jack, Joseph and Morton Mandel School of Applied Social Sciences, Case Western Reserve University, 11235 Bellflower Road, Cleveland, Ohio 44106-7164, USA.

E-mail: avf11@case.edu

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Обложка книги «Средовые экспрессивные психотерапии: природосообразная теория и практика»

Публикация коллективной монографии «Средовые экспрессивные психотерапии: природосообразная теория и практика» ("Environmental expressive therapies: nature-based theory and practice") под научной редакцией А.И. Копытина и М. Ру крупнейшим международным англоязычным издательством Routledge — знаменательное событие в научном мире, вносящее существенный вклад в развитие новых здоровьесберегающих подходов, видов психологической помощи на основе альянса природы и искусства. В США монография вызывает широкий интерес читателей и находится во многих библиотеках страны, в том числе в библиотеке университета Case Western Reserve University, где я в течение последних двух лет прохожу обучение в магистратуре при факультете прикладных социальных наук. Представление о многообразии форм арт-терапии я получила, изучив и опробовав её методы в России. Прочтение монографии значительно расширило мои представления об использовании средового и экологического подходов в экспрессивной психотерапии при осуществлении программ лечебно-профилактической и реабилитационной направленности.

В англоязычной среде экспрессивными терапиями (expressive therapies) называют целый класс различных направлений психологической помощи, психотерапии, основанных на использовании искусства, творческой и игровой деятельности. К экспрессивным психотерапиям относят арт-терапию (психотерапию на основе занятий изобразительным искусством), музыкальную терапию, драматерапию, танцевально-двигательную терапию, креативную повествовательную терапию, игровую терапию, песочную терапию, полимодальную терапию выразительными искусствами. На их развитие оказали влияние разные направления психотерапии, включая психоанализ, поведенческую, когнитивную, гуманистическую и иные психотерапевтические школы.

Становление средового и экологического подходов в экспрессивной психотерапии тесно связано с общими тенденциями развития современного общества и научного знания, формированием комплекса новых научно-практических дисциплин, в частности психологии среды и экопсихологии. Они занимаются изучением психологии взаимодействия людей с окружающей средой, с новых методологических позиций поддерживают создание прогрессивных методик образования, воспитания и лечебно-профилактической работы, позволяющих повысить эффективность и качество взаимодействия людей со средой обитания как условие сохранения их здоровья и психологического благополучия, устойчивого развития, безопасности природных экосистем и социальных структур.

Одним из существенных факторов формирования средового и экологического подходов в экспрессивной психотерапии, а в более широком контексте — в системе оказания медицинских услуг, в образовании и социальной работе, также является осознание того, что экологические проблемы глобального и регионального масштабов не могут быть решены только естественнонаучными и техногенными средствами. Решение этих проблем неизбежно требует изменения позиции человека по отношению к природной и социокультурной среде, а также к природе самого человека. В частности, необходимо формирование экоцентрического общественного экологического сознания, составляющего альтернативу более привычному антропоцентрическому экологическому сознанию, ставящему во главу угла интересы человека в его отношениях с природой и обусловливающему утилитарно-потребительскую, объектно-прагматическую модальность взаимодействия с миром природы. Для этого требуется изменение экологической культуры и экологического сознания современного человека, а также типов и методов субъект-средовых взаимодействий с разными видами окружающей среды (природной, информационной, образовательной, профессиональной и т.д.).

Спектр инновационных методов субъект-средовых взаимодействий, используемых в последние годы в медицине, образовании и социальной сфере на основе применения искусства и доступных видов творческой активности, постепенно расширяется. Однако они остаются плохо известными большинству специалистов, в частности, занимающихся вопросами психического здоровья. Как отмечает S. Conn: «…многие специалисты в сфере психического здоровья озабочены необходимостью изменения отношений человека с миром природы и хотели бы затрагивать эту тему в их работе с клиентами, но не знают, как это можно сделать. Нас никто не учил выходить за пределы терапевтического кабинета, и как работать с проблемами экологического сознания ни в теории, ни на практике…» [4].

Такое новое направление психологической науки, как экопсихология, рассматривает психическую деятельность в неразрывной связи с природной средой. Она признает, что вне природного контекста ни успешное психическое развитие, ни здоровье и нормальное функционирование человека невозможны. Экопсихология составляет общетеоретическую базу для методов экотерапии, используемых с целью лечения и профилактики разных заболеваний, в частности расстройств психической деятельности и нарушений адаптации, а также для повышения качества жизни людей на основе укрепления их позитивных связей с природой. В качестве синонимов слова «экотерапия» в англоязычной литературе иногда используются такие понятия, как «зеленая терапия» и «природоцентрированная терапия», «природосообразная терапия».

Методы экотерапии разнообразны и предполагают активные и пассивные формы взаимодействия с природной средой, характерные для садовой терапии, или гарденотерапии, терапии погружением в природную среду, терапии на основе восстановления природной среды, терапии с участием животных — анималотерапии — и других методов. Особое значение экотерапия придает перестройке поведенческих стереотипов, представлений и ценностей, связанных с отношениями человека с природой. В процессе экотерапии культивируются скромность и умеренность, корректируется распорядок дня, поддерживается экологический активизм, преодоление навязчивых потребительских установок, изменение домашней и рабочей среды [3].

Отдельную группу экотерапевтических методов составляют методы, использующие разные виды искусства и творческой активности на основе взаимодействия с природной средой. Эти методы связаны с арт-терапией и иными направлениями терапии искусством, экспрессивной терапии, использующими характерные для них виды творческой экспрессии. Однако это происходит на новой основе, которая характеризуется иной системой представлений о человеке и его отношениях к природе, механизмах и направленности творческой деятельности, функциях искусства, факторах и условиях оздоровления, а также специфическими средствами и технологиями работы. Для обозначения этих методов в настоящем издании используется термин «средовая экспрессивная психотерапия».

Искусству, наряду с наукой, производственной, прагматической деятельностью, принадлежит особая роль в процессе отражения и преобразования человеком природной среды и объектов. Разные виды художественно-эстетической деятельности, связанные с взаимодействием с природной средой, принимают активное участие в формировании индивидуального и общественного экологического сознания, субъективного отношения людей к природе [2]. Искусству может также принадлежать особая миссия по изменению позиции человека с антропоцентрической на экоцентрическую. Формирующаяся при этом экологическая установка выражает ценностное отношение человека к объектам природы, которое возникает в процессе художественно-эстетической деятельности человека, направленной на эти объекты.

Искусство обладает своими средствами обозначения и решения экологических проблем. Оно в меньшей степени основано на логике и научных доводах, зато мощно влияет на сенсорные, эмоциональные и ценностно-смысловые компоненты опыта, касающиеся отношения человека к природе. Оно также позволяет устанавливать и выражать связь между природной средой и системой потребностей человека, и на этой основе постигать и передавать внутренние процессы человеческой психики через образы природных объектов. Искусство зачастую творит субъектность природных объектов в аспекте ее отражения личностью художника (писателя, музыканта и т.д.), т.е. их «отражаемую субъектность», [1] и тем самым поддерживает субъектный модус восприятия природы, без которого никакие реальные изменения экологического общественного сознания как основное условие преодоления экологического кризиса невозможны. Искусство и связанные с ним специальные методы экосистемного оздоровления и образования позволяют активно использовать перцептивно-эмоциональный канал развития субъективного отношения к природе, дополняющий когнитивный и практический каналы [2].

В монографии «Средовые экспрессивные психотерапии: природосообразная теория и практика» представлены различные формы лечебно-профилактической работы, связанной с использованием здоровьесберегающего потенциала природной среды и творческой активности. Она отражает современное состояние средовой экспрессивной психотерапии как активно развивающегося направления деятельности помогающих специалистов (арт-терапевтов, драматерапевтов, танцевально-двигательных терапевтов, музыкальных терапевтов, психологов, психотерапевтов и др.), работающих с разными категориями людей — как относимых к группе условно здоровых, так и имеющих те или иные нарушения адаптации, проблемы психического и физического здоровья. Книга открывает новые перспективы использования факторов природы и искусства в их тесном альянсе друг с другом в интересах человека и природной среды.

Книга состоит из двух частей. Первая часть — «Формирующаяся парадигма и теоретические конструкты средовой и экологической экспрессивной психотерапии» — посвящена вопросам общетеоретического характера, разработке концептуальных основ нового подхода, обозначению целого ряда его существенных отличий от большинства традиционных направлений психологической и психосоциальной помощи, психотерапии. В трех главах этой части книги А.И. Копытин (РФ), М. Ру (США) и Р. Бергер (Израиль) излагают новую систему взглядов на задачи, терапевтические факторы, условия и принципы работы с позиций природосообразной экспрессивной психотерапии.

Во второй части книги — «Поддерживаемая природой практика экспрессивной психотерапии» — представлено разнообразие форм и методов работы с использованием разных форм творческого самовыражения (изобразительного искусства, музыки, повествовательной активности, игровой деятельности, перформанса и психотерапевтических церемоний) на основе методологии и принципов средовой экспрессивной психотерапии. Впечатляет состав авторского коллектива. Он включает представителей разных стран — Российской Федерации (А.И. Копытин), США (М. Ру, Дж. Дейвис, М. Рейнольдс Томпсон, К. Томпсон, Дж. Кортни, С. Брукер, Д. Шапиро), Израиля (Р. Бергер, Л. Наор), Канады (С. Линдер-Кинг), Великобритании (Б. Э’Корт), Германии (Э. Пфейфер). Они объединили свои усилия для решения одной из важнейших задач современности — формирования экологического сознания и ценностей в интересах сохранения здоровья населения и защиты природы, здоровья окружающей среды.

Книга представляет значительный интерес не только для специалистов в области экспрессивной психотерапии, психотерапии искусством, но и специалистов, занимающихся оказанием психологической и психосоциальной помощи, представителей творческих профессий, педагогических работников, организаторов медицинской службы и социальной работы, всех тех, кто стремится на новой прогрессивной основе использовать целебный потенциал взаимодействия человека с природной средой. Книга открывает новые перспективы использования природных факторов в лечении. Отвечает высоким требованиям научного издания, содержит обстоятельный анализ литературных источников, закладывает фундамент природосообразной теории, методологии и инструментария средовой экспрессивной психотерапии.

Монография будет способствовать активизации профессиональных контактов и обмену идеями и опытом для растущего мирового сообщества специалистов, применяющих факторы природы и искусства в лечебно-профилактической, образовательной и социальной работе. Несомненным достоинством книги является то, что она издана на английском языке одним из ведущих международных издательств литературы в сфере медицины, социальной и психологической помощи. Тем самым обращает внимание международного профессионального сообщества на его ответственность перед лицом экологических вызовов современности и необходимости объединения усилия в интересах здоровья не только человека, но и среды его обитания.

 

Литература

1.   Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов: автореф. дис. … док. психол. наук. – М., 2002.

2.   Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.

3.   Buzzell L., Chalquist C. Psyche and nature in a circle of healing // Ecotherapy: healing with nature in mind / ed. by L. Buzzell, C. Chalquist. – Berkeley: Counterfront, 2009. – P. 17–22.

4.   Conn S. When the Earth hurts, who responds? // Ecopsychology: restoring the Earth, healing the mind / ed. by T. Roszak, M.E. Gomes, A.D. Kanner). – San Francisco: Sierra Club Books, 1995. – P. 156–171.

 

 

Ссылка для цитирования

Федотова А.В. Рецензия на коллективную монографию «Средовые экспрессивные психотерапии: природосообразная теория и практика» под научной редакцией доктора медицинских наук А.И. Копытина, доктора философии М. Ру, Нью-Йорк: Routledge/ Taylor&Francis, 2017. — 266 с. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019. – T. 11, № 1(54) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год