Яроцкий А.И.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Формирование познавательных процессов школьников и студентов в цифровой учебной среде

Ефременко И.О., Малкова Е.Е. (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Ефременко Илья Олегович

Ефременко Илья Олегович

аспирант кафедры клинической психологии и психологической помощи; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», наб. реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия. Тел.: 8 (812) 570-14-12.

E-mail: ilia-efremencko@yandex.ru

Малкова Елена Евгеньевна

Малкова Елена Евгеньевна

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психологической помощи; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», наб. реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия.
Тел.: 8 (812) 570-14-12.

E-mail: helen_malkova@mail.ru

 

Аннотация

В данный момент проблема развития познавательной деятельности поднимается на государственном уровне, так, например, 23 мая 2015 года Д.А. Медведевым утверждена «Федеральная целевая программа развития образования на 2016—2020 годы». В данной программе особое внимание обращено не столько на количество учебных заведений, сколько на качество образования и необходимость его реорганизации, начиная со школ, заканчивая вузами. Данная необходимость возникает вследствие изменения культурно-исторической эпохи и широкого распространения технологий и средств массовой информации. Таким образом, появляется закономерный вопрос, какое влияние оказывают цифровые технологии на образовательный процесс школ и вузов?

Статья представляет собой анализ проведенных зарубежных исследований на тему существования феномена «цифрового поколения», которое является информационно компетентным на том только основании, что представители этого поколения никогда не знали «нецифрового» мира, и анализ тенденций «оцифровки» знаний и методов предоставления данных знаний в современном мире.

В результате анализа имеющейся на эту тему зарубежной литературы мы приходим к выводу, что феномен «цифрового эмигрантства» является скорее преждевременным заблуждением. Навыки использования и освоения цифровой среды развиваются у людей, которые столкнулись с технологиями в юношеском и зрелом возрасте, ничуть не хуже, а в некоторых ситуациях и превосходят навыки людей, выросших в информационной среде.

Ключевые слова: цифровое поколение; цифровые эмигранты; онлайн-образование; цифровая грамотность; образовательная среда.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Особенности 21 века, заключающиеся в колоссальном развитии технического прогресса, приводят к появлению больших потоков информации, создающих информационное поле для человечества, без которого довольно сложно представить жизнь в современном обществе. Развитие средств массовой информации, появление огромного количества социальных сетей, а также средств, упрощающих общение посредством мгновенной отправки сообщений, как текстовых, так и звуковых, значительно упрощают и расширяют возможности контактов между людьми. В результате подобных изменений вполне целесообразно задаться вопросом: каким образом это может повлиять на формирование познавательных процессов современных школьников и студентов?

Таким образом, целью настоящей работы является изучение влияния цифровых технологий на образовательный процесс школ и вузов.

Задачами данной статьи являются:

Во-первых, анализ современной иностранной литературы, касающейся этого вопроса.

Во-вторых, сопоставление полученных знаний со знаниями о современной образовательной ситуации в России.

Основным методом в данной работе выступает изучение литературы и других источников информации.

Дискуссии на темы образовательной политики и практики часто включают в себя точку зрения о том, что студенты, рождённые в эпоху мультимедийной среды, фундаментальным образом отличаются от предыдущих поколений студентов.

Когда обсуждаются образовательные инновации, необходимость более эффективных педагогических подходов, а также вопрос проблемы мотивации, на арене неизбежно появляется термин digital natives — «цифровое поколение» [8; 9].

Ряд учёных отмечают наличие «разрыва между высшим образованием и навыками 21 века»: «Хотя эти навыки естественны для цифрового поколения, они не учитываются в системе образования» [8]. По мнению Ламберта Купера, «учителям следует использовать мультимедийные технологии в контексте насыщенной технологиями среды обитания учеников» [13].

Термин «цифровое поколение» был введён Марком Пренски в 2001 году и описывает группу детей, подростков и молодых взрослых (рождённых после 1984 года), которые включены в цифровые технологии с рождения. Этот факт, по мнению автора, наделяет данную группу специфическими и даже уникальными характеристиками, не присущими предыдущим поколениям. В свою очередь, группа людей, рождённых до 1984 года — года возникновения 8-битной видео-игры, — или, в соответствии с другой точкой зрения, до 1980 года, носит название «цифровых эмигрантов» [9].

Предполагается, что цифровое поколение обладает продвинутыми техническими цифровыми навыками и учебными предпочтениями, которым не соответствует традиционная модель образования.

Помимо этого, стоит учитывать, что еще два-три десятилетия назад ребёнок развивался в основном в условиях малого или определённого конкретного социума: семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, пионерской, комсомольской организаций, но всегда при чёткой привязанности к конкретному взрослому. Сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию — ситуацию разорванных связей, когда уже с дошкольного, младшего школьного возраста находится в огромном развёрнутом социальном пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий. Причём эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно, ломано вписывается в жизнь ребёнка и в процесс его развития.

Вим Вин, Бен Враккинг в 2006 году используют термин homo zappiens для определения нового поколения учеников, которые без помощи других научились таким метакогнитивным навыкам, как научение, основанное на открытии, опытное научение, активное научение, самоорганизация и саморегуляция, решение проблем, преобразование своего имплицитного (например, неявного) и эксплицитного знания в эксплицитное для других [8].

Другие термины — net generation — «сетевое поколение» [5; 12], GenerationI, или iGeneration — «поколение I» [10; 11], Google Generation — «Google-поколение» [14], App Generation — «поколение приложений» [6] и так далее. Нельзя не согласиться, что такой подход имеет определённую привлекательность, поскольку часто представители этого поколения помогают взрослым разобраться с современными технологиями [3].

Ряд исследований [4; 13; 15] ставят вопрос о существовании цифрового поколения и необходимости преобразования образовательной системы с учётом этого поколения. Исследователи обнаружили, что люди, рождённые после 1984 года, умеют использовать такие приложения, как Facebook и некоторые другие, включая использование интернета, при этом не обладают глубоким знанием технологий. Людям, родившимся до 1984 года, чаще требуются более глубокие знания в области работы той или иной технологии, недостаток этих знаний может снижать уровень работоспособности с цифровыми технологиями.

По данным исследования, проведённого рядом учёных в 2011 году, хотя студенты и используют технологии для обучения и социальной жизни, набор этих технологий ограничен [14].

М. Буллен и его коллеги полагают, что они не в полной мере знают возможности технологий, которые используют, и необходимо дальнейшее изучение этих возможностей для полноценного их использования в обучении и решении проблем. Исследование, проведённое в 2013 году, показало, что старшая группа студентов (>30 лет, рождённые до 1984 года) в большей степени продемонстрировала характеристики, приписываемые цифровому поколению: 58% таких компетентных в этой области студентов принадлежало к группе старше 30 лет [13].

Что касается учителей, то в отчёте, опубликованном в 2014 году, авторы утверждают, что учителя используют технологии в объёме, сопоставимом с объёмом технологий, используемых учениками, и даже превосходят учеников — как в школе, так и за её пределами [10; 11].

На данный момент набирает популярность такой феномен, как дистанционное, или онлайн-образование. Ряд социальных тенденций сформировал благоприятную среду для развития и распространения онлайн-обучения. Интернет становится основой повседневной жизни большинства людей, а разработчики в сфере IT-технологий предлагают различные программы, позволяющие пользователям бесплатно стать участником разнопрофильных образовательных сервисов (telegram-каналы; подкасты на iOS, iTunes U). В условиях ускорения темпов жизни мегаполисов для большинства людей возможность дистанционного обучения становится ключом к постоянному профессиональному и личностному развитию [2].

Но при этом остаётся открытым актуальный вопрос, как цифровые технологии в образовании могут влиять на формирование высших психических функций учеников школ и студентов.

Обобщив вышесказанное, можно выделить следующие важные моменты, выявленные в ходе анализа литературы.

Во-первых, данные исследований позволят учителям избавиться от ошибочного мнения о том, что ученики более осведомлены в современных технологиях, чем сами учителя и старшие студенты.

Во-вторых, они позволят преодолеть суждение о том, что есть «цифровые иммигранты», не обладающие способностями, которые приписываются цифровому поколению.

В-третьих, «цифровая грамотность» является необходимой для студентов, учителей и будущих учителей.

Таким образом, понимание позитивных и негативных эффектов цифровой образовательной среды предполагает необходимость использования правильного инструмента в нужное время для конкретной цели, с ключевым участием преподавателя в определении того, какие методики должны использоваться и когда.

Немаловажно для понимания влияния цифровых технологий на образовательный процесс и то, что, как показали зарубежные исследования, дети, росшие в эпоху огромного информационного развития, в овладении программами или приборами не превосходят предшественников, которые освоили данные технологии в сознательном возрасте. Это поднимает вопрос о существовании преимущества или, скорее, недостатков «цифрового поколения» перед поколением, выросшим в «традиционной» среде.

Делая вывод, стоит отметить, что результаты зарубежных исследователей могут поспособствовать проработке данной тематики в отечественной психологии, так как эта проблема становится всё более актуальной и начинает развиваться в контексте клипового мышления и псевдопатологий познавательных процессов, изучаемых отечественными психологами и педагогами. В дальнейшем теоретические знания, полученные в ходе данного исследования, смогут стать подспорьем для экспериментального исследования школьников и студентов на предмет особенности формирования познавательных процессов в информационной среде.

 

Литература

1.   Ефременко И.О., Малкова Е.Е. Влияние цифровых технологий на образовательный процесс школ и вузов // Актуальные вопросы психологии в исследованиях студентов, аспирантов и молодых ученых: сб. науч. ст. – СПб., 2018. – С. 41–45.

2.   Синева А.Ю. Виртуальный профессор: новая модель организации учебного процесса в высшем образовании // Менеджмент XXI века: возможности и пределы преобразования университетов: сборник научных статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции. – СПб., 2017. – С. 176–180.

3.   Correa T. Bottom up technology transmission within families: Exploring how youths influence their parents' digital media use with dyadic data // Journal of Communication. – 2014. – Vol. 64, № 1. – P. 103–124.

4.   Ebner M., Schiefner M., Nagler W. Has the Net Generation Arrived at the University? – oder Studierende von Heute, Digital Natives? // Offener Bildungsraum Hochschule. Freiheiten und Notwendigkeiten / hrsg. von Zauchner S., Baumgartner P., Blaschitz E. [etc.] – Münster: Waxmann, 2008. – S. 113–123. ("Medien in der Wissenschaft", 48).

5.   Educating the net generation / ed. by D.G. Oblinger, J.L. Oblinger. – Educause, 2005. – Available at: https://www.educause.edu/ir/library/PDF/pub7101.PDF (accessed 13 May 2018).

6.   Gardner H., Davis K. The app generation: How today's youth navigate identity, intimacy, and imagination in a digital world. – New Haven, CT: Yale University Press, 2013.

7.   Kirschner P.A., De Bruyckere P. The myths of the digital native and the multitasker // Teaching and Teacher Education. – 2017. – № 67. – P. 135–142.

8.   Prensky M. Digital natives, digital immigrants Part 1 // On the Horizon. – 2001. – Vol. 9, № 5. – P. 1–6.

9.   Prensky M. Don't bother me mom – I'm learning! How computer and video games are preparing your kids for 21st century success and how you can help! – New York, NY: Paragon House, 2006.

10.   Rosen L.D. Me, MySpace, and I: Parenting the net generation. – New York, NY: Palgrave Macmillan, 2007.

11.   Rosen L.D., Carrier L.M., Cheever N.A. Facebook and texting made me do it: Media-induced task-switching while studying // Computers in Human Behavior. – 2013. – Vol. 29, № 3. – P.948–958.

12.   Tapscott D. Growing up digital: The rise of the net generation. – New York, NY: McGraw-Hill, 1997.

13.   The digital learner at BCIT and implications for an e-strategy / M. Bullen, T. Morgan, K. Belfer [et al.] – 2008. – Available at: https://app.box.com/s/fxqyutottt (accessed 13 May 2018).

14.   The Google generation: The information behaviour of the researcher of the future / I. Rowlands, D. Nicholas, P. Williams [et al.] // Aslib Proceedings. – 2008. – Vol. 60, № 4. – P. 290–310.

15.   The Net Generation are not big users of Web 2.0 technologies: preliminary findings / G. Kennedy, B. Dalgarno, K. Gray [et al.] // Annual Conference of the Australasian Society for Computers in Learning in Tertiary Education / ed. by R. Atkinson, C. McBeath, S. Soong [et al.]. – Singapore: Nanyang Technology University, 2007. – P. 517–525.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.922.7: 316.77:004

Ефременко И.О., Малкова Е.Е. Формирование познавательных процессов школьников и студентов в цифровой учебной среде // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019. – T. 11, № 2(55) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 год

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год