Яроцкий А.И.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

А.И. Яроцкий — основоположник отечественной клинической психосоматики

Маркова И.П. (Самара, Россия)

 

 

Маркова Ирина Петровна

Маркова Ирина Петровна

врач-психиатр, психотерапевт психотерапевтического кабинета; государ-ственное бюджетное учреждение здравоохранения «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина», ул. Ташкентская, 159, Самара, 443095, Россия. Тел.: 8 (846) 956-38-77.

E-mail: markova1609@gmail.com

 

Аннотация. Основные этапы жизненного пути, научной и практической деятельности выдающегося отечественного ученого, профессора, терапевта Александра Ивановича Яроцкого (1866—1944), рассматриваются как творческая работа, положившая начало отечественной клинической психосоматике. На протяжении всех лет научной и практической деятельности А.И. Яроцкий оставался сторонником физиологического направления, разрабатывал целый ряд физиологических идей И.П. Павлова применительно к клинике внутренних болезней. Показаны выдающиеся заслуги А.И. Яроцкого в создании новых методов диагностики и лечения в клинике внутренних болезней. Широта и глубина взглядов А.И. Яроцкого, эрудиция, неудовлетворенность результатами лечения вели к неутомимому поиску новых путей в лечении тяжелых соматических заболеваний. А.И. Яроцкий подробно рассмотрел вопрос «о влиянии высших сторон душевной жизни на возникновение и течение внутренних болезней». Он первым обосновал необходимость применения психотерапии в лечении болезней внутренних органов. Рассматриваются рекомендации А.И. Яроцкого для врачей по воздействию на «идеалистические стороны душевной жизни» пациентов для осознанного включения в процесс восстановления здоровья. Александр Иванович считал, что для пробуждения могучих целебных сил в душе больного важно не просто «поднять дух на самые высшие ступени», а настаивать на нравственном перерождении личности. Рассмотрены основные положения аретотерапии — метода психотерапии, созданного А.И. Яроцким. Для преодоления болезненных обстоятельств А.И. Яроцкий рекомендовал находить цели жизни вне себя, в общественной пользе, в науке, искусстве и т.п. Разъясняется необходимость разностороннего и гармоничного развития личности. «Идеалистическое настроение» А.И. Яроцкий определял «залогом выздоровления от серьезной болезни». Рассматривается разнообразие содержания «идеалистического настроения». Выработку глубокого, совершенного миросозерцания А.И. Яроцкий обозначал как создание главного оружия в борьбе за жизнь. Рассматривая болезнь как несоответствие между человеком и окружающей средой, Александр Иванович предлагал видеть в тяжелой болезни движущую силу, которая может направить человека к дальнейшему совершенствованию. Приводятся цитаты, имеющие отношение к клинической психотерапии психосоматических расстройств, из работ А.И. Яроцкого. Показана необходимость идеалистического воспитания подрастающего поколения для большей устойчивости не только к сложностям жизни, но и к различным заболеваниям.

Ключевые слова: А.И. Яроцкий; клиническая психотерапия; психосоматические расстройства; психотерапия в клинике внутренних болезней; аретотерапия.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Александр Иванович Яроцкий
в 1930-е годы

Имя Александра Ивановича Яроцкого — выдающегося отечественного ученого, терапевта, профессора — занимает особое место в ряду известных имен ученых-медиков ХIХ—ХХ веков благодаря не только значительному вкладу в разработку различных вопросов диагностики и лечения заболеваний внутренних органов, но и обоснованию им необходимости применения психотерапевтического воздействия на больных при лечении соматических заболеваний.

Александр Иванович Яроцкий родился в 1866 году в Петербурге, в семье чиновника. В 1884 г. он поступил в Императорскую Военно-медицинскую академию, которую окончил с отличием в 1889 г. [10].

Огромное влияние на становление взглядов А.И. Яроцкого как сторонника физиологического направления оказали занятия у великого клинициста С.П. Боткина. Во время учебы в академии А.И. Яроцкий занимался научной работой по гистологии [7; 10].

Императорская Военно-медицинская академия

 

А.И. Яроцкий в 1890-е годы

В студенческие годы совместно с Н.В. Чеховым и др. он организовал кружок для подготовки молодежи к земской работе. В то же время А.И. Яроцкий занимался общественной деятельностью в кружке народной литературы Д.И. Шаховского и А.М. Калмыкова.

После окончания академии Александр Иванович начал работать земским врачом в Тверской губернии, продолжая научную работу, тщательно анализируя результаты практической деятельности. Первую научную работу «О сифилисе в деревне» А.И. Яроцкий опубликовал в 1892 г. в журнале «Врач». Известность ему принес доклад «Задачи земской медицинской статистики», сделанный на ХI Губернском съезде тверских врачей, после чего последовало приглашение на работу в Херсонское земство. В первые годы работы А.И. Яроцкий налаживал связи в заграничных кругах по практической и научной работе, стажировался в клиниках Шарко и Эвальда, а также вел активную общественную деятельность, чем вызывал неприязнь со стороны администрации Херсонского уезда [7; 12].

Диссертация А.И. Яроцкого

Вернувшись в 1894 г. в Петербург, А.И. Яроцкий занялся научной работой и в 1898 г. защитил докторскую диссертацию «Об изменениях величины и строения клеток поджелудочной железы при некоторых видах голодания». Он впервые в своей работе показал, что островки Лангерганса являются самостоятельными органами внутренней секреции, и во многом определил направление научного поиска для открытия инсулина. Диссертационная работа послужила началом для разработки целого ряда физиологических идей И.П. Павлова применительно к клинике внутренних болезней. Одновременно с научной работой А.И. Яроцкий занимался литературно-публицистической деятельностью, был членом Союза писателей, «Вольного экономического общества». Его статьи публиковались в журналах «Новое слово», «Начало», «Северный курьер», «Вестник Европы», «Русская мысль» и др. Активная общественная позиция привела А.И. Яроцкого на антиправительственную демонстрацию на Казанской площади 2 марта 1901 года, за участие в которой и за подписание протеста Союза писателей он был выслан из столицы. Благодаря своим связям с заграничными научными кругами А.И. Яроцкий продолжал научную работу в институте имени Л. Пастера у И.И. Мечникова. По возвращении в Россию Александр Иванович последовательно был профессором госпитальной, затем факультетской терапевтической клиники Юрьевского университета, профессором терапии Крымского университета, 1-го МГУ, а позднее — Московского областного клинического института [7; 16].

Изучая труды И.П. Павлова, А.И. Яроцкий подчеркивал превосходство русской физиологической школы. Опираясь на положения И.П. Павлова о пищеварении, он разработал основные принципы построения лечебной диеты при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки и при гиперстенических желудочных диспепсиях, применил большие дозы соляной кислоты в качестве заместительной терапии при желудочной ахилии. Диета А.И. Яроцкого для лечения язвенной болезни получила всеобщее признание и применялась во многих клиниках Советского Союза и за рубежом. Многочисленные работы, посвященные лечению язвенной болезни, были опубликованы в немецких, французских, американских, швейцарских журналах [7].

Научные разработки А.И. Яроцкого не ограничивались вопросами гастрологии. О широте научных и практических интересов Александра Ивановича можно судить по работам об изучении наследственных заболеваний и конституции, деятельности сердца и органов кроветворения, этиологии атеросклероза. Он первым предложил хирургическое лечение митрального стеноза. А.И. Яроцкий рекомендовал измерять среднее артериальное давление как постоянную физиологическую величину и применил для этого осциллографический метод. Уделяя большое внимание лечению болезней органов кровообращения, он разработал творожную диету для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. В сферу интересов А.И. Яроцкого входили вопросы лечения инфекционных заболеваний. Он впервые описал лихорадку с пятидневными волнами, занимался лечением туберкулеза, брюшного тифа, сифилиса, а в 1931 г. предложил лечить дифтерию введением антитоксической сыворотки [3; 7].

Работы А.И. Яроцкого были широко известны не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Знаком признания заслуг Александра Ивановича стал юбилейный номер журнала «Клиническая медицина», вышедший в августе 1930 г. в честь 40-летия врачебной и научной деятельности. В журнале опубликован список трудов А.И. Яроцкого (до 1928 г.), включающий около 70 работ. Всего же за годы деятельности им было написано около 100 работ, относящихся к областям биологии, педагогики и публицистики [8; 11].

Список работ А.И. Яроцкого (до 1928 г.)

 

Но заслуги А.И. Яроцкого не ограничивались изучением клиники внутренних болезней. Широкие интересы А.И. Яроцкого в терапии, клиницизм, блестящая эрудиция, глубокий анализ практической деятельности, неудовлетворенность практическими результатами современной медицинской науки, постоянная самокритика привели к необходимости применения новых подходов в терапии внутренних болезней. Рассматривая развитие науки и медицины в ХIХ веке, А.И. Яроцкий высказал неудовлетворенность схематизацией, упрощением взгляда на больного человека как «на машину, у которой испортился насос». Результатом схематизации строения и функций тела явилось вытеснение «из сознания врачей доминирующего значения в жизни человека высших духовных сил». Он назвал недопустимой «логической ошибкой» такие упрощенные подходы, когда всю систему лечения выстраивают только для исправления «испорченной части механизма» [13, с. 109].

В 1908 г. в свет вышла книга А.И. Яроцкого «Идеализм, как физиологический фактор», в которой автор рассказывает о важнейшей биологической роли «идеализма» («идеалистического настроения», «альтруистического подъема духа», «альтруистического мироощущения», «нравственного подъема личности»), повышающего устойчивость организма не только по отношению к трудным обстоятельствам жизни, но и к болезнетворным факторам. Александр Иванович разъясняет, что понимает «идеализм» не в философском значении этого термина (т.е. идеалистическое миросозерцание, как противоположность материалистическому), а как душевное состояние, лечебную охваченность пациента и врача высокими духовными переживаниями. В своей книге «Идеализм, как физиологический фактор» и в более поздних работах А.И. Яроцкий приводит доказательства влияния душевных переживаний на деятельность желез внутренней секреции и мышц, изменение химических процессов в организме. А.И. Яроцкий убедительно показывает роль душевных факторов в возникновении заболеваний внутренних органов, опираясь на положения физиологического учения И.П. Павлова [13; 14; 15].

«Идеализм, как физиологический
фактор» А.И. Яроцкого

Рассматривая связи души и тела, А.И. Яроцкий приводит в пример исследования И.П. Павлова, обнаружившие огромную разницу в процессах пищеварения у человека, находящегося в спокойном состоянии, и у человека, озабоченного чем-то. Ученый пишет о подавляющем влиянии угнетенного состояния духа, особенно чувства тоски и горя, на интенсивность протекания «жизненных процессов всех клеток организма», о регулировании нервной системой (посредством психики) не только работы пищеварительных органов, но и дыхательных движений, деятельности печени и желез внутренней секреции, тонуса мышечной системы, деятельности сердца и всего сосудодвигательного механизма. Он приводит примеры из практики блестящего клинициста С.П. Боткина об улучшении состояния больных с заболеваниями сердца «от деревенской покойной обстановки, при отсутствии различных раздражений для нервной системы» [13, с. 119; 130].

А.И. Яроцкий отмечает огромную роль психотерапевтических приемов в практической медицине вплоть до середины XIX века, когда существенно уменьшился интерес к ним со стороны научной медицины [15]. Научные психотерапевтические трактаты тех времен были посвящены воздействию «на тело сравнительно элементарных и низших сторон душевной жизни», они говорили «о лечебном значении ощущений, внимания, интеллекта, воли, душевных движений, как то надежды, страха и т.д. Но самых высших проявлений душевной жизни, в которых объединяются в одно все ее стороны — а именно области этических процессов, нравственных сторон человеческой личности, они не затрагивают» [13, с. 142–143].

Яроцкий призывает врачей включить воздействие на сознание больного человека в арсенал лечебных средств. Он подчеркивает, что достижения медицины позволили разработать такие сложные системы лечебных мероприятий, диеты, что пациент для проведения их в жизнь должен обладать значительной степенью осознанности, силы духа, доверием к точке зрения врача. Поскольку устойчивость человека будет зависеть от его способности уловить болезненные воздействия окружающей среды и правильно на них ответить, понятной становится сложная задача, стоящая перед врачом-клиницистом по изучению условий устойчивости данного больного по отношению к среде, в которой он живет. «Нельзя ограничивать изучение условий устойчивости человека, как это обычно делают врачи при внутренних болезнях, изучением лишь низших физиологических отправлений; нельзя игнорировать деятельность и состояние и высших отделов нервной системы, т.е. психическую жизнь в высших ее проявлениях (нравственную устойчивость, идеалы, политические, социальные и религиозные стремления  и т.п.). Такое игнорирование высших сторон душевной жизни человека совершенно недопустимо, ибо воздействовать на что-либо совершенно нецелесообразно, и с успехом можно лишь в том случае, если явление изучено нами всесторонне; неполное его изучение, умышленное закрывание глаз на его важные стороны роковым образом влечет за собой применение нецелесообразных мер, бессилие устранить нежелательные явления; это значит неминуемо обрекать себя на неуспех» [15, с. 437].

А.И. Яроцкий убеждает врачей добиваться такого сознательного отношения к болезни и процессу лечения, чтобы больной мог «в значительной степени сделаться сам своим доктором». Для осознанного включения пациента в дело восстановления здоровья, для поддержания личности больного в спокойном, жизнерадостном настроении он рекомендует врачам прежде всего обращаться к интеллекту больного, излагая подробно всю сложную систему предписаний, выполняя которые пациент сможет рассчитывать на успех. Врач должен «войти во всякую мелочь повседневной жизни больного, урегулировать пищу, движения, занятия больного до мелочей», подробно доносить до пациента информацию о характере заболевания и плане лечения с тем, чтобы «ни одно, мелочное само по себе, но крайне важное в общем плане лечения обстоятельство не ускользнуло от его внимания». Во-вторых, для создания у пациента мотивации к выполнению лечебного режима Александр Иванович советует объяснять больному всю опасность его положения, учитывая при этом душевные особенности пациента во избежание ятрогенного воздействия. Самой трудной задачей взаимодействия врача с пациентом А.И. Яроцкий считает воспитание в больном твердой воли, без которой «в большинстве случаев выздоровление немыслимо» [13, с. 100–101; 106].

Для достижения самых благородных душевных движений, благотворно влияющих на физическое состояние больных, А.И. Яроцкий предлагает врачам «включить в круг своих интересов идеалистические стороны душевной жизни своих пациентов». Поскольку душевное состояние оказывает благотворное влияние на течение физиологических процессов, больному необходимо «обладать и сохранить в себе спокойствие духа, ясный взгляд на свое положение и твердую волю», «поднять дух на самые высшие ступени, до которых только способен подняться человек». Александр Иванович считает, что важно не просто достигать приподнятого душевного состояния у пациентов, а настаивать на нравственном перерождении личности, которое явится рычагом, пробуждающим в душе больного могучие целебные силы [13, с. 82; 147; 279].

А.И. Яроцкий считает, что главными ударами судьбы, которые могут подорвать жизненные силы человека, понизить сопротивляемость организма, становятся несчастная любовь, разочарование, неудачи. Однако они воспринимаются крайне болезненно, «если речь идет об оскорбленном самолюбии… Если человек ставит свою личность центром своей душевной жизни, то ход событий его жизни легко может доказать ему тщетность его усилий и непрочность для него всех его завоеваний. Поставив же цели жизни вне себя, в общественной пользе, в науке, искусстве и т.п., он стремится к благам, с точки зрения судьбы отдельного человека совершенно неразрушимым и вечным» [15, с. 438].

Понятно, что для осознанного включения в лечебный процесс, для работы над нравственным совершенствованием больному понадобится опора на собственные душевные силы, твердую волю. Учитывая, что душевные силы каждого отдельного человека ограничены,  А.И. Яроцкий советует пациентам примыкать «к другим людям, к какому-нибудь широкому, интенсивному идеалистическому движению», чтобы чувствовать себя полезным членом общества, «маленькой частью грандиозного целого». Александр Иванович пишет: «…силы человека растут по мере того, как он начинает себя ощущать единицей, входящей в состав более или менее обширной коллективной группы и работающей для пользы последней». Стремление приносить благо обществу, нахождение интересов вне себя обогащают внутреннюю жизнь человека, помогают найти больше духовных опор в смысле жизни, не связанном с собственным здоровьем, легче переносить страдания и ограничения, связанные с болезнью. Несомненно, верность общественному делу будет придавать человеку бодрость, силу духа, энергию, необходимые для преодоления болезненных обстоятельств [13, с. 104; 107; 246].

Включение этической стороны душевной личности человека в борьбу с болезнью важно не только для проявления сильных качеств человека, необходимых для осознанного осуществления всей системы лечения. Есть «более глубокие причины, выдвигающие важность этих сторон душевной жизни» — только «идеалистическое возвышенное душевное настроение» дает спокойствие и бодрость духа, необходимые для нормального функционирования жизненно важных органов [13, с. 114].

Именно духовную силу, «идеалистическое настроение» А.И. Яроцкий определяет «залогом выздоровления от серьезной болезни» при всяких обстоятельствах. Под «идеалистическим настроением» он подразумевает «чувство беззаветной преданности, охватывающее всего человека, с необыкновенной яркостью и интенсивностью». Конечно, беззаветная преданность какому-то идеалу, стремление к какой-то высокой цели будут придавать человеку веру в собственные силы. Человек же, не имеющий каких-либо высоких идеалов, будет испытывать лишь панический страх смерти перед лицом болезни [13, с. 108; 216].

Опираясь на учение И.П. Павлова об условных рефлексах, на идеи о ведущей роли коры головного мозга в патогенезе болезней внутренних органов, А.И. Яроцкий обосновал необходимость психотерапевтического воздействия на пациента в лечении заболеваний внутренних органов. Он первым начал применять психотерапевтическое воздействие в клинике внутренних болезней, став основателем отечественной клинической психосоматики. А.И. Яроцкий предложил новый психотерапевтический метод, с помощью которого можно воздействовать на этические стороны душевной жизни человека. Название приема происходит от греческого слова arête — аретотерапия, что включает в себя понятия добродетели, доблести, стремления к нравственному совершенству, служения обществу на основе альтруистического мироощущения [1; 2; 4; 5; 6; 13; 14].

Остановимся здесь на основных положениях аретотерапии А.И. Яроцкого, поднимающей дух до самых интенсивных, благородных движений, поддерживающих идеалистическое настроение в людях.

Александр Иванович рассматривает разнообразие содержания «идеалистического настроения» — от самого элементарного до самого сложного: «начиная с чувства обожания одного человека и кончая самыми сложными философскими, политическими и религиозными построениями. Самым существенным является яркость, цельность, интенсивность этого чувства, содержание же его может быть самым разнообразным, смотря по людям, которых оно одушевляет и по эпохе. Эта непохожесть, различие в каждом частном случае не мешает тому, что, когда имеется налицо действительно яркое и чистое чувство, оно во всех случаях сыграет свою великую роль». Он отмечает, что «…круг идей, могущих одушевлять человека, может быть самым разнообразным по своему содержанию, <…> только бы лишь убеждения делали его искренним, благородным и сильным». Однако, подчеркивает А.И. Яроцкий, при всей «широте рамок, допускающих разнообразное содержание, для судьбы людей и чувств, их одушевляющих, является совсем не безразличным то содержание, которое лежит в основе этого чувства». Обязательным условием, которому должно удовлетворять идейное содержание, является строгое соответствие культуре, развитию, воспитанию, наклонностям, прошлому человека. Александр Иванович отмечает, что в случае неполного соответствия идейного содержания человеку, оно будет «не в состоянии овладеть всем человеком, поднять его на подвиг, осветить всю его жизнь» [13, с. 216–217].

Вторым необходимым условием, удовлетворяющим идейное содержание, является выработка максимально глубокого, совершенного миросозерцания. Обозначая миросозерцание как главное оружие в борьбе за жизнь, А.И. Яроцкий убеждается в необходимости приобретения самых современных знаний и достижения самых высоких моральных основ, доступных определенному человеку [13, с. 220].

Необходимость выработки глубокого миросозерцания с опорой на проверяемые факты Александр Иванович объясняет иллюзорностью защит внутреннего мира человека, связанных с узкой точкой зрения, не подвергаемой критике и совершенствованию. Именно при таком миросозерцании человек, по мнению А.И. Яроцкого, совершает ошибки в своем поведении. С течением времени человек начинает видеть разницу между полученным результатом и своими ожиданиями. Самым страшным для человека будет крах его миросозерцания, построенного на отживших основах, финалом которого может стать тяжелое соматическое заболевание [13, c. 224]. «На многих людях можно с несомненностью проследить, что они заболевают острыми заболеваниями (фибринозным воспалением легких, выпотным плевритом и т.п.) лишь в моменты тяжелых душевных кризисов. Жизнь человека можно представить себе в таком виде. Он самостоятельно избирает себе жизненный путь. Допустим, что он отклонился от верного направления на ничтожную величину и что отклонение это в первое время совсем не заметно; но, чем дальше, тем больше накапливается жизненных противоречий, и, наконец, человек чувствует себя окруженным непреодолимыми препятствиями. Тогда наступает душевный кризис, который и разрешается тяжелым соматическим заболеванием, во время которого человек зачастую перестраивает свою духовную личность, начинает как бы новую жизнь, иногда до нового жизненного кризиса и до нового заболевания» [15, с. 443].

Для того чтобы справляться с самыми сложными обстоятельствами жизни, человеку необходимо разностороннее и гармоничное развитие. Обязательными факторами, способствующими достижению побед в жизненной борьбе, А.И. Яроцкий называет богатство личности, сильный интеллект, сильную волю, наполненность верой в свои силы и чувство собственного достоинства, чувство долга, широту интересов, любовь к искусству и науке [13, c. 228; 15, c. 441]. «Альтруистические стремления, несомненно благоприятствующие социальным отношениям, — подчеркивает Александр Иванович, — являются одним из существеннейших факторов, обусловливающих богатство и яркость душевного содержания» [14, с. 211].

А.И. Яроцкий сетует на отсутствие у людей знаний об идеалах и нравственных основах жизни — главных опорах в борьбе с болезнью. «Человек, воодушевленный высокими идеалами, — утверждает Александр Иванович, — будет устойчивее в борьбе с внешними факторами, вредно воздействующими на его здоровье. Заболев тяжелой болезнью вследствие стечения неблагоприятных обстоятельств, он будет иметь больше шансов достичь при прочих равных условиях выздоровления» [13, с. 250].

А.И. Яроцкий критикует современные для того времени взгляды на необходимость обеспечения для больного лишь спокойного настроения, уверенности в выздоровлении. Важным условием для выздоровления А.И. Яроцкий считает глубокое, искреннее нравственное перерождение человека. Будучи атеистом, он находит поддержку своим взглядам в ряде религиозных учений, согласно которым «болезнь есть следствие нарушенных нравственных законов, возложенных на человечество». С позиций материалистического мировоззрения А.И. Яроцкий рассматривает болезнь как несоответствие между человеком и окружающей его средой. В постоянно происходящем изменении, усложнении окружающей среды в процессе эволюции Александр Иванович предлагает видеть призыв природы к дальнейшей эволюции человека, а в тяжелой болезни — толчок к дальнейшему совершенствованию человека, ту движущую силу, которая может направить к глубокому искреннему перевороту в душе, к поднятию личности на высшие ступени личностного духовного развития [13, с. 251; 256].

Говоря о необходимости душевного переворота, альтруистического подъема духа, А.И. Яроцкий совсем не отрицает достижений современной науки, необходимости выполнения лечебных мероприятий. Он говорит об аретотерапии как о дополнительном лечебном факторе, который необходимо включить в целостную систему лечебных предписаний. В этом случае следует ждать от пациента выполнения всех подробностей лечебного процесса не столько из страха за свою жизнь, а из чувства собственной личностной ценности, ответственности за выполнение того общественного дела, частью которого он является [13, с. 280].

Признание могущественного влияния душевных сторон жизни человека на физиологические процессы тела помогает человеку запустить могучий фактор, оказывающий благотворное влияние на процессы тела. С точки зрения материалистического мировоззрения А.И. Яроцкий объясняет регуляторную функцию этических, идеалистических сторон человеческой жизни тем, что «группы клеток мозговой коры, строением и жизнедеятельностью которых обусловливаются сознательные процессы нашей нравственной жизни и наши отношения к окружающим людям и всему человечеству, в то же время регулируют и ход жизненных процессов всех остальных клеток нашего организма» [13, с. 170–171].

Определяя «идеалистическое настроение», альтруистический подъем духа как важный фактор для здоровья человека, А.И. Яроцкий говорит о необходимости вступления «в жизнь с большим запасом идеализма, который явится одним из самых важных факторов в его борьбе за существование, понимаемой даже в узком смысле борьбы за его здоровье» [13, с. 250].

А.И. Яроцкий убежден в необходимости идеалистического воспитания подрастающего поколения. Он обозначает ступени такого воспитания. Первой ступенью должно быть развитие способности видеть красивое в окружающем мире, любить природу. Александр Иванович подчеркивает необходимость эстетически-художественного воспитания, так как оно учит человека находить неиссякаемый источник наслаждения во всем, что его окружает. Следующей ступенью идеалистического воспитания должно стать развитие интереса к людям, к происходящему в их душах для преодоления эгоистического миросозерцания. Еще одной ступенью идеалистического воспитания А.И. Яроцкий называет наполнение душ подрастающего поколения «величавыми идеальными образцами мировой литературы и истории». Этим задачам идеалистически-эстетического воспитания должны служить все отрасли искусства: литература, живопись и скульптура, музыка. А.И. Яроцкий подчеркивает громадную роль интеллектуального развития, разностороннего и серьезного образования, заинтересованного отношения к науке — не только для успешной борьбы с возможными тяжелыми болезнями, но и для обогащения своей жизни, осознанного окружения себя здоровой обстановкой, людьми, умеющими ценить и наслаждаться жизнью [13, с. 261–263].

Профессор А.И. Яроцкий
в 1920-е годы*

Результатом идеалистического воспитания должно стать формирование альтруистического мироощущения, служащего неисчерпаемым источ-ником духовных сил. Однако А.И. Яроцкий видит опасности для устойчивости альтруистического мироощущения, возможность его крушения, могущего стать роковым для жизни человека. Устойчивость альтруистического мироощущения заключается не только в «благородном душевном подъеме», но и в разностороннем развитии личности человека, позволяющем заложить глубокий фундамент непоколебимости личности в самые сложные моменты жизни. Устойчивость душевного подъема будет зависеть и от того, насколько широкие нравственные основы его обеспечивают [13; 14].

Отталкиваясь от знания о влиянии высших «идеалистических сил», альтруистического миро-ощущения на физиологические процессы в организме человека, А.И. Яроцкий допускает, что это влияние распространяется и на продолжи-тельность жизни человека, состояние и степень изнашиваемости его важнейших органов, большую или меньшую подверженность его заболеваниям. Он предполагает, что продолжительность жизни человека может быть связана с тем запасом идеализма, который он взял с собой из юности или выработал в дальнейшей взрослой жизни. «Этот идеализм, — размышляет А.И. Яроцкий, — поддерживает его, осмысливает каждый его шаг, проводит его невредимым через трудные моменты жизни, не дает ему отчаиваться, какие бы мрачные явления его ни окружали. Если же человек не вынес с собою на жизненную дорогу такого запаса идеализма или это идеалистическое настроение было столь не глубоко, что оно скоро исчезло, то человек остается без существенной поддержки в тяжелой жизненной борьбе, и мы можем представить себе его историю как быстрый процесс разрушения его тела под влиянием тех вредных влияний и ударов, которым он подвергается в жизни и которым он не в состоянии противопоставить ни сознательного отпора, — ведь для последнего необходим подъем на высшие ступени душевной жизни, — ни простого сопротивления тканей своего тела, так как и клетки организма направляются в своих жизненных процессах импульсами, источник которых — в высших проявлениях душевной жизни» [13, с. 169–170].

А.И. Яроцкий не отрицает вредного влияния различных физических факторов на внутренние органы, однако подчеркивает, что «действие этих факторов подчиняется той более глубокой связи, которая существует между душевной жизнью человека и его телом». По убеждению А.И. Яроцкого, разбитые идеалы, потеря веры в собственные силы, несбывшиеся надежды, обманутая любовь, материальные затруднения вводят человека в подавленное душевное состояние, которое напрямую отражается на течении физиологических процессов, мешая нормальной работе организма, становясь одной из основных причин развития заболеваний. А.И. Яроцкий считает, что каждый новый отягчающий фактор, препятствующей реализации определенного плана действий, закрывающий пути для счастливого исхода мероприятия, дальнейшей деятельности, может привести к взрыву тяжелого острого заболевания. Однако в некоторых случаях такой исход можно считать счастливым, так как человек, «оторванный от мелочных подробностей повседневной жизни, осужденный на вынужденную бездеятельность, может разобраться в своем положении, освободиться от того, что пригнетало его, и найти новые пути для себя» [13, с. 167–169].

На протяжении всего периода своей научно-практической деятельности А.И. Яроцкий активно вводил результаты научных исследований в практику. И.П. Павлов писал А.И. Яроцкому в одном из писем в 1928 г.: «…Я очень рад и удовлетворен, что наши лабораторные факты нашли столь блестящее клиническое применение в ваших работах» [8]. Незадолго до смерти в 1944 г. во время эвакуации Александр Иванович сделал доклад в Самаркандском терапевтическом обществе о своем любимом великом учителе С.П. Боткине [9].

Профессор Е.И. Соколов писал в своей статье: «Большой патриот Родины, обладавший огромной не только клинической, но и общечеловеческой эрудицией, блестящий диагност, но очень скромный человек, — таким был А.И. Яроцкий» [10].

 

_______________________

* Фотография обработана А. Герасимовской.

 

Литература

1.   Арететерапия Яроцкого // Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 34.

2.   Баранова Г.В. Психологическое и медико-психогигиеническое наследие А.И. Яроцкого и его роль в формировании российской психосоматики: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Тверь, 2000. – 24 с.

3.   Брейтман М.Я. К 40-летнему юбилею проф. А.И. Яроцкого // Врачебная газета. – 1930. – № 24. – С. 1862.

4.   Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. – 2-е изд., доп. и перераб. – М: Академический Проект; Деловая книга, 2006. – 800 с.

5.   Бурно М.Е. Клинический театр-сообщество в психиатрии: руководство для психотерапевтов, психиатров, клинических психологов и социальных работников. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009. – 719 с.

6.   Консторум С.И. Опыт практической психотерапии. – М.: Гос. институт психиатрии МЗ РСФСР, 1962. – 224 с.

7.   Литвинов А.В. А. И. Яроцкий (1866–1944) и его роль в становлении и развитии отечественной терапевтической школы (к 135-летию со дня рождения) // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. – 2001. – № 2. – С. 87–90.

8.   Разумов Н.П. Проф. Александр Иванович Яроцкий (К 40-летию научной и врачебной  деятельности)  //  Клиническая медицина. – 1930. – Т. 8, № 15–16. – С. 837–839.

9.   Разумов Н.П. Александр Иванович Яроцкий. (Некролог) // Клиническая медицина. – 1944. – Т. 22, № 7–8. – С. 79.

10.   Соколов Е.И. А. И. Яроцкий (1866–1944) и его роль в клинической медицине // Фельдшер и акушерка. – 1955. – № 12. – С. 25–28.

11.   Тимофеева Н.И., Лобанов А.Ю. Профессор Александр Иванович Яроцкий и его вклад в развитие клинической медицины (к 150-летию со дня рождения) // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. – 2016. – № 2. – С. 354–357.

12.   Цыган В.Н. А. И. Яроцкий: на пороге великих открытий в физиологии. – СПб.: Гуманистика, 2005. – 375 с.

13.   Яроцкий А.И. Идеализм как физиологический фактор. – Юрьев: Типография К. Маттисена, 1908. – 304 с.

14.   Яроцкий А.И. О возможности индивидуалистического обоснования альтруи-стической морали // Вопросы философии и психологии. – 1913. – Кн. 117(II). – С. 174–225.

15.   Яроцкий А.И. О психотерапии при хронических внутренних болезнях // Русский Врач. – 1917. – № 25–28. – С. 433–444.

16.   Яроцкий Александр Иванович // Большая медицинская энциклопедия. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1964. – Т. 35. – С. 1198.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9(092)

Маркова И.П. А.И. Яроцкий — основоположник отечественной клинической психосоматики // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019. – T. 11, № 2(55) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 год

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год