Богданов А.А.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

«Чужой среди своих»:
рецензия на книгу
«А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития»*

Мазилов В.А. (Ярославль, Россия)

 

 

Мазилов Владимир Александрович

Мазилов Владимир Александрович

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», Республиканская, 108/1, Ярославль, 150000, Россия.
Тел.: 8 (4852) 32-92-87.

профессор кафедры психологии и педагогики; федеральное государст-венное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Революционная, 5, Ярославль, 150000, Россия.

E-mail: vladimir.mazilov@gmail.com

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

_______________________

* А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития / сост. В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева; под ред. В.Ю. Слабинского; вступ. ст. В.Ю. Слабинского, закл. ст. С.А. Подсадного. СПб: Невский Архетип, 2017. 490 с. (Серия «Классики психотерапии и психологии»)

 

 

Обложка книги «А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития»

Петербургская школа психотерапии и психологии отношений приступила к изданию книжной серии «Классики психотерапии и психологии». Начинание замечательное, поскольку более доступными для интересующихся психологией и психотерапией становятся труды классиков петербургской психологии: сколько их не издавай, все равно на прилавках книжных магазинов эти труды не только не залеживаются, но и не задерживаются. Обилие психологических книг парадоксальным образом уживается с дефицитом серьезной литературы для психологов и психотерапевтов. Новое поколение психологов и психотерапевтов должно иметь качественную литературу, поэтому инициатива издателей однозначно заслуживает одобрения.

Выбор книги практически безупречен. Издатели, конечно же, хотели начать серию с представления работ Петербургской школы, с тех, кто был «у истоков». Одна из таких фигур, вызывающих безусловное уважение, Александр Федорович Лазурский (1874—1917). Блестящий ученый и организатор науки, талантливый педагог и популяризатор психологии прожил короткую жизнь, основные вехи которой в данном тексте уместно напомнить. Корней Иванович Чуковский говорил, что в России надо жить долго. У Лазурского так не получилось, поэтому возникло вероятно главное противоречие его жизни: работал и творил он в одних условиях, а его наследию выпало быть актуализированным в другие времена, к каким и пытались его работы адаптировать…

Впрочем, этого мы еще коснемся. Сейчас приведем несколько штрихов из биографии А.Ф. Лазурского. Подробные биографии и анализ творчества А.Ф. приведены в статье в рецензируемой книге [7] и статье В.А. Журавеля, опубликованной в журнале «Медицинская психология в России» [4].

Родился А.Ф. Лазурский 12 апреля 1874 года (по новому стилю) в семье священника в Полтавской губернии. Сегодня, когда я пишу эти строки, за окном День Космонавтики, 12 апреля 2019 года, а значит классику исполнилось бы 145 лет…

Фото 1. Церемония торжественного открытия
памятной доски А.Ф. Лазурскому в стенах
психоневрологического института имени
В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург)
22 марта 2019 года.
На фото — Заслуженный деятель науки РФ,
директор ФГБУ «НМИЦ ПН им. Б.М. Бехтерева»,
Президент Российского общества психиатров,
профессор Н.Г. Незнанов (слева),
кандидат медицинских наук, доцент
научно-клинического и образовательного центра
«Психотерапия и клиническая психология»
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский
государственный университет» В.Ю. Слабинский.

Окончив с золотой медалью гимназию, поступил в Военно-медицинскую академию в Петербурге, которую окончил в 1897 г. со степенью «лекаря с отличием».

После окончания обучения в 1897 году был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В.М. Бехтеревым Клинике душевных и нервных болезней. Со времени окончания академии он принимал активное участие в работе «Петербургского общества психиатров и невропатологов», в 1899 году А.Ф. Лазурский был избран его действительным членом. В 1897 году А.Ф. Лазурскому В.М. Бехтерев поручил руководство Психологической лабораторией в клинике душевных и нервных болезней [4; 7].

В начале века (1901—1902) А.Ф. Лазурский находился в зарубежной командировке, во время которой практи-ковался в Психологическом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге, работал в лаборатории экспериментальной психологии Эмиля Крепелина в Гейдельберге, а также слушал лекции Карла Штумпфа в Берлине. Как отмечает В.А. Журавель, «Становлению А.Ф. Лазурского как психолога способст-вовала работа в психиатрической клинике с психологической лабораторией Эмиля Крепелина в Гейдельберге и Психологи-ческом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге во время двухгодичной научной командировки, куда он был направлен в 1901 г. Однако первые психологические исследования, выполненные экспери-ментальными методами, были начаты А.Ф. Лазурским еще в 1896 г. Первое из них было посвящено изучению влияния мышечных движений на скорость психических процессов, результаты которого были доложены собранию врачей клиники В.М. Бехтерева… В последующие годы А.Ф. Лазурский выполнил ещё ряд экспериментальных лабораторных исследований, обогативших классическую экспериментальную психологию…» [4].

«С момента основания В.М. Бехтеревым журнала «Вестник психологии» А.Ф. Лазурский являлся редактором раздела экспериментальной психологии. (Впоследствии он фактически возглавил это периодическое издание). Он принимал активное участие в редактировании русского перевода многотомных «Основ физиологической психологии» В. Вундта…. Поэтому не было случайным избрание А.Ф. Лазурского профессором по кафедре экспериментальной психологии Психо-Неврологического института в 1907 г. В создании этого высшего учебного и исследовательского учреждения он принял активное участие как ученый секретарь Русского общества нормальной и патологической психологии… На основе лекций студентам этого института А.Ф. Лазурский создал интересный учебник «Психология общая и экспериментальная», выдержавший ряд изданий, в том числе и в советское время… В ПНИ он организовал и возглавил в 1909 г. психологическую лабораторию, занимавшуюся исследованием волевого процесса экспериментальным методом… Признанием заслуг А.Ф. Лазурского в области экспериментальной психологии явилось избрание его почетным членом Московского общества экспериментальной психологии, созданного в 1910 г. под руководством психиатра и психолога А.Н. Бернштейна при участии видных врачей и психологов Г.И. Россолимо, А.П. Нечаева и др.» [Там же].

В феврале 1913 года на заседании «Петербургского философского общества» он сделал доклад, изложив свою «новую классификацию личностей». До последних дней жизни именно эта проблема оставалась центральной в его творчестве. «Занимаясь разработкой острейших для своего времени вопросов психологии, Лазурский постоянно сталкивался с негативным отношением к себе со стороны как метафизических психологов, так и некоторых психиатров, которые находили его психологические исследования надуманно-умозрительными» [Там же].

Еще раз процитируем эту информативную статью В.А. Журавеля: «В конце 1913 г. А.Ф. Лазурский был избран штатным клиническим ассистентом Женского медицинского института и окончательно перешел из военного в гражданское ведомство. С этого времени наряду с преподаванием психологии он начал вести в больнице Николая Чудотворца клинические занятия по психиатрии со слушательницами выпускного курса, а вскоре стал читать систематический курс психиатрии. Объединение преподавания психологии и психиатрии в руках выдающегося ученого обеспечило глубокие познания будущих врачей как в общей и клинической психологии, так и в психиатрии. Лекции А.Ф. Лазурского по общей и экспериментальной психологии слушали также студенты медицинского факультета Психо-Неврологического института, и периодически — участники курсов повышения квалификации невропатологов и психиатров, которые организовывались при институте…

Фото 2. Памятная доска А.Ф. Лазурскому в стенах психоневрологического института им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург). Открыта в рамках проведения Международного конгресса «Психотерапия, психология, психиатрия — на страже душевного здоровья!» 22 марта 2019 года.

 

Таким образом, А.Ф. Лазурскому удалось претворить в жизнь свои идеи совершенствования медицинского образования введением преподавания психологии в трех высших учебных заведениях. Однако начавшаяся в 1914 г. война помешала дальнейшему распространению этого важного начинания.

16 (3) марта 1917 г. тяжелая болезнь оборвала жизнь выдающегося ученого-новатора, которому не было еще и 43 лет. По словам Владимира Николаевича Мясищева, улица, где жил А.Ф. Лазурский, в дни Февральской революции простреливалась пулемётом и больному не была оказана своевременная помощь. (Недавно нами было установлено, что это дом № 12-а по Ординарной улице в Санкт-Петербурге, в котором А.Ф. Лазурский с женой снимал квартиру). Детей у А.Ф. Лазурского не было.

А.Ф. Лазурский чрезвычайно много сделал для развития психологии, особенно в деле создания на естественнонаучной основе собственно психологической теории личности и адекватных ей методов исследования. Он явился одним из пионеров внедрения идей научной психологии в клиническую медицину через клинику психиатрии и заложил теоретические основы психотерапии благодаря концепции отношений личности. В целом творческие достижения блестящего ученого-психолога и клинициста показывают его выдающуюся роль в создании основ отечественной медицинской психологии» [Там же].

Выбор книги, опять же, по мнению рецензента, совершенно правилен. Конечно, «Классификация личностей» — главная книга зрелого А.Ф. Лазурского, поэтому включение в рецензируемый том ее полностью оправдано. Теория личности А.Ф. Лазурского, по авторитетному свидетельству Д.А. Леонтьева, «является не только первой отечественной теорией личности, но, пожалуй, первой полноценной теорией личности в мировой академической психологии» [6]. У книги непростая судьба. А.Ф. Лазурский начал публиковать результаты своих исследований частями. Безвременный уход из жизни в 1917 году прервал работу над рукописью, поэтому книгу к печати готовили В.Н. Мясищев и М.Я. Басов — ученики Александра Федоровича. Как совершенно справедливо подчеркивает В.Ю. Слабинский, «работа Александра Федоровича над авторской теорией личности прекратилась в 1917 году. Опубликованная после его смерти книга «Классификация личностей» — это структурированный его учениками В.Н. Мясищевым и М.Я. Басовым материал» [9, с. 10].

Совершенно уместно, что кроме статьи В.Я. Басова, помещенной в качестве послесловия к третьему изданию книги в 1924 году, представлены дополнительные материалы.

Сначала о статье М.Я. Басова. Статья называется «Новые идеи в учении о личности» [1] и посвящена характеристике подхода А.Ф. Лазурского в контексте исследований по психологии личности в современной психологии. Это важная для понимания исследования А.Ф. Лазурского работа, так как вписывает его труд в контекст эпохи, сопрягает с исследованиями, проводившимися в то время.

Дополнительные материалы включены в книгу с целью показать и доказать, что в последующие 100 лет со дня завершения А.Ф. Лазурским работы над теорией личности, происходили такие процессы: теорию забывали, но тем не менее она развивалась.

Задумка редакторов очень интересна и заслуживает одобрения: включенные в книгу тексты позволяют не только прочесть труд классика, но вместе с авторами статей проделать анализ концепции А.Ф. Лазурского.

Фото 3. На открытии памятной доски, посвященной А.Ф. Лазурскому. На переднем плане слева-направо: В.А. Журавель — исследователь творчества А.Ф. Лазурского и проблем становления медицинской психологии в России, Н.М. Воищева — кандидат психологических наук, заведующая учебной частью АНО ДПО «Петербургская школа психотерапии и психологии отношений», В.Ю. Слабинский — кандидат медицинских наук, директор АНО ДПО «Петербургская школа психотерапии и психологии отношений», инициировавшей издание серии книг «Классики психотерапии и психологии»

 

Необходимо отметить, что совершенно уместно включение в сборник статьи В.Н. Мясищева и В.А. Журавеля [7], подготовленной к 100-летию А.Ф. Лазурского. Как мы помним, В.Н. Мясищев готовил к изданию рукопись книги А.Ф. Лазурского, поэтому его свидетельства очень важны. На взгляд рецензента важна статья. В.А. Журавель — известный историк психологии, знаток архивов, в их статье приводится значительный массив биографических данных о Лазурском.

Представляется, что очень важна статья известного специалиста по психологии личности Д.А. Леонтьева, в которой дается анализ эволюции концепции А.Ф. Лазурского, выделяются различные исследовательские программы в изучении личности [6]. Интересной представляется статья В.А. Урываева, в которой анализируются уровни развития личности в концепции А.Ф. Лазурского [10]. Представляется, что это важные аспекты анализа творчества ученого.

Значимы и другие статьи, включенные в сборник. Они убедительно свидетельствуют, что идеи А.Ф. Лазурского живы и отдельные стороны его учения развиваются и сегодня. Могу предположить, что популярность А.Ф. Лазурского в предстоящие годы будет только возрастать, так как он будет признан автором оригинальной концепции способностей в отечественной психологии…

Однако пора дать ответ на главный вопрос. Эта рецензия озаглавлена «Чужой среди своих». Для этого есть некоторые основания. Собственно говоря, сама рецензируемая книга имеет символическое название — 100 лет забвения и развития. С одной стороны, идеи А.Ф. Лазурского живы и развиваются, что совершенно очевидно.

С другой стороны, они не представлены в современной отечественной науке так, как этого, опять же очевидно, заслуживают.

В статье В.Н. Мясищева и В.А. Журавеля есть фраза, которая все проясняет. Приведем ее. Она является ключевой. Лазурский был талантливым человеком, энергичным, свободным. Наступили времена, когда свободным быть уже не получалось, надо было активно и энергично приспосабливаться к новым обстоятельствам. А Александра Федоровича уже не было, оставались лишь его тексты. Хорошие, умные, добротные, свободные, но не учитывающие изменений атмосферы. Приведем эту фразу наконец: «Работы А.Ф. Лазурского не имели той ясной определенной основы, которую мы ждем и требуем от ученого, особенно современного. Его взгляды определялись широким научным кругозором, разнообразным клиническим опытом и результатами собственных клинических исследований» [7, c. 36–37]. «Прогрессивным для того времени был подход А.Ф. Лазурского к изучению психики с естественнонаучных позиций, то есть рассмотрение психических феноменов как реально существующих и изучение их индуктивными методами в противовес еще господствовавшему в различных психологических системах явному идеалистическому и метафизическому направлению» [7, c. 387].

Его считали своим. Его пытались приспособить к меняющимся обстоятельствам. Известно, что А.Ф. Лазурский в свое время написал очень хороший учебник психологии. В 1920-х годах Л.С. Выготский и его соратники столкнулись с проблемой. Студенты должны учиться, а современных учебников психологии нет. Решили для этого приспособить учебник А.Ф. Лазурского «Общая и экспериментальная психология».

А.Ф. Лазурский как свободно мыслящий человек, естественно, в своем учебнике упоминает о душе. Но это уже не ко двору, хотя на дворе всего лишь 1924 год. Третье издание оказалось уже «бездушным». В 1924 году, переиздавая учебник Лазурского (по второму изданию 1915 года), Л.С. Выготский как редактор выбрасывает упоминания о душе. Он поясняет в своем предисловии, перечисляя купюры и вставки в труд Лазурского: «еще выпущена одна страница из главы I — «Предмет и задачи», где автор вразрез с общей своей точкой зрения защищает право науки на введение гипотез и утверждает, что в этом смысле понятие души как основы наблюдаемых нами психических процессов имеет полное право на существование. Это отбрасывает нас так далеко назад в прошлое даже по сравнению с эмпирической психологией, этой психологией без души, что прозвучало бы несомненным и резким диссонансом в курсе научной психологии» [2, с. 65].

А дальше — больше. Уже не ко двору и указания на эндопсихику. Явственно слышно, что роль среды важнее, социальное побеждает. И теория личности А.Ф. Лазурского теряет свою привлекательность в глазах идущих в ногу со временем. Первая теория личности становится неудобной. К тому же примеры в классификации (Иван Грозный, Петр Первый и др.) не слишком политкорректны, а рассуждения о власти сомнительны в свете новой идеологии… И при всех позитивных моментах, А.Ф. Лазурский вроде бы уже не совсем свой. А раз не совсем свой, значит немного «чужой».

 

Рецензия в обязательном порядке предполагает наличие замечаний и/или пожеланий. Как уже упоминалось,  выбор редакционного совета и автора и книги представляется безупречным. К сказанному стоит добавить, что и полиграфическое исполнение на высшем уровне. Издание отлично оформлено, книга отпечатана на хорошей бумаге. Опечатки редки и они есть по большей части воспроизведение опечаток оригинала. Скажем, при печати в сборнике ИП РАН допущена опечатка, она транслируется в перепечатке статьи в настоящем сборнике [10, с. 418], и тиражируется в статье В.Ю. Слабинского [9, с. 11], где автор ссылается на эту статью В.А. Урываева. Как на грех, замена одной буквы существенно затрудняет понимание глубокой мысли автора…1 Имеются также досадные опечатки в инициалах В.Н. Мясищева [9, с. 10], в написании фамилии самого Лазурского (см. заднюю крышку книги). Это, конечно, мелочи, но на фоне прекрасной печати они бросаются в глаза.

Пожелание касается будущего. Что-то подсказывает автору настоящих строк, что пройдет пора изданий классиков петербургской школы психологии и психотерапии, начнутся и переиздания. Так вот, это грядущее теоретическое переиздание очень бы украсило включение в корпус издаваемых текстов той книги Лазурского, которая вышла в 1912 году на немецком языке [11]. В настоящее время она практически не известна большинству отечественных читателей. Да и, как представляется, не все специалисты с этой книгой знакомы. Текст этой работы чрезвычайно важен и для понимания развития взглядов А.Ф. Лазурского и истории психологии в целом. Представляется, что многие сказали бы за это большое человеческое спасибо.

Другой вариант (хотя возможно и их объединение) состоит в следующем. Интуиция подсказывает рецензенту, что очень скоро А.Ф. Лазурский займет достойное место, в частности, как пионер в области исследования способностей (в двадцатом столетии в отечественной психологии). Поэтому было бы во всех отношениях хорошо и правильно, чтобы его статьи, опубликованные в 1909—1910 гг. в знаменитом в те годы журнале «Вопросы философии и психологии» были перепечатаны под одной обложкой с основными его работами. Речь идет о статьях «Теория способностей в современной психологии», «Душевные способности как основания биологических функций» и «Значение гипотезы способностей для эмпирической психологии».

Впрочем, книгу нужно судить по тому, что в ней есть. Скажем, что однозначно — опыт удался. Книга хорошо издана, полезна, оригинальна по подбору текстов для публикации. Хочется пожелать книжной серии доброго пути, а редакторам и составителям удачи в представлении классиков психологии и психотерапии современному читателю.

 

_______________________

1 На стр. 418, второй абзац сверху, правильно следует читать так: «Следуя логике А.Ф. Лазурского, мы на первом уровне в виде системообразующего фактора видим «конфликтные» (по С. Мадди) отношения «человек–организм», при повышении психического  уровня  можно переходить к модели «согласованности» в диалоге «человек–общество», наконец, на третьем уровне – эффективна модель «самореализации» развития личности в оппозиции «человек и мир».

 

Литература

1.   Басов М.Я. Новые идеи в учении о личности // А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития / сост. В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева; под ред. В.Ю. Слабинского; вступ. ст. В.Ю. Слабинского; закл. ст. С.А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – C. 339–382.

2.   Выготский Л.С. Предисловие к книге А.Ф. Лазурского "Психология общая и экспериментальная" // Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1. – C. 63–77.

3.   Дамте Д.С. А. Ф. Лазурский и его вклад в отечественную психологию религии // А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития / сост. В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева; под ред. В.Ю. Слабинского; вступ. ст. В.Ю. Слабинского; закл. ст. С.А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – C. 463–483.

4.   Журавель В.А. Создание А.Ф. Лазурским основ медицинской психологии и преподавание её в России (к 140-летию со дня рождения) // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – № 6(29) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 12.04.2019).

5.   Кульгавин Л.М., Подсадный С.А., Чехлатый Е.И. О значении концепции А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева для развития методов исследования личности и психотерапии // А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития / сост. В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева; под ред. В.Ю. Слабинского; вступ. ст. В.Ю. Слабинского; закл. ст. С.А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – C. 403–410.

6.   Леонтьев Д.А. Теория личности А.Ф.Лазурского: от наклонностей к отношениям // А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития / сост. В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева; под ред. В.Ю. Слабинского; вступ. ст. В.Ю. Слабинского; закл. ст. С.А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – C. 423–442.

7.   Мясищев В.Н., Журавель В.А. На пути создания психологической теории личности. (К столетию со дня рождения А.Ф. Лазурского) // Вопросы психологии. – 1974. – № 2. – С. 32–42.

8.   Подсадный С.А. Послесловие // А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития / сост. В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева; под ред. В.Ю. Слабинского; вступ. ст. В.Ю. Слабинского; закл. ст. С.А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – C. 484–485.

9.   Слабинский В.Ю. Предисловие // А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития / сост. В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева; под ред. В.Ю. Слабинского; вступ. ст. В.Ю. Слабинского; закл. ст. С.А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – C. 10–11.

10.   Урываев В.А. «Классификация личностей» А.Ф. Лазурского. Теория личности, опередившая время // А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития / сост. В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева; под ред. В.Ю. Слабинского; вступ. ст. В.Ю. Слабинского; закл. ст. С.А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – C. 411–422.

11.   Lazurskiy A.F. Ueber das Studium der Individualitat. – Leipzig, 1912.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9(092)

Мазилов В.А. «Чужой среди своих»: рецензия на книгу «А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития» // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019. – T. 11, № 3(56) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 год

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год