Кабанов М.М.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Психология курительного поведения студентов-медиков

Корнеева Н.В., Сысоева О.В. (Хабаровск, Россия)

 

 

Сысоева Ольга Владимировна

Сысоева Ольга Владимировна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Муравьева-Амурского, 35, Хабаровск, 680000, Хабаровский край, Россия. Тел.: 8 (4212) 30-53-11.

E-mail: Olga-mail2005@mail.ru

Корнеева Наталья Вячеславовна

Корнеева Наталья Вячеславовна

кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской терапии с курсом эндокринологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Муравьева-Амурского, 35, Хабаровск, 680000, Хабаровский край, Россия. Тел.: 8 (4212) 30-53-11.

 

Аннотация

Врачи являются центральными фигурами в формировании здорового образа жизни среди населения, поэтому табакокурение в их среде может являться одним из главных барьеров на пути снижения распростра-ненности курения в Российской Федерации. Интерес к выяснению причин, побуждающих курить врачей и студентов-медиков, будущих врачей, имеющих глубокие профессиональные знания о вреде курения для организма человека, развитии и прогрессировании целого ряда заболеваний под влиянием курения, послужил основанием к пилотажному исследованию, целью которого явилось изучение типов курительного поведения и прекращения курения среди студентов–медиков.

Материалы и методы. Углубленное изучение типов курительного поведения и никотиновой зависимости проведено у 48 студентов медицинского ВУЗа. Для работы исользовались валидизированная анкета Д. Хорна, в переводе А. Леонова, тест Фагерстрема, тест мотивации прекращения курения, а также анализ смысловых единиц в заданиях с открытым завершением проективных по своему характеру предложений, с обработкой результатов по методике Б.А. Еремеева.

Результаты. Выявлена умеренная степень никотиновой зависимости среди студентов-медиков. Высокая степень заинтересованности к отказу от курения — 78,26% в прошлом предпринимали безуспешные попытки бросить курить, которые закончились рецидивом, что указывает на необходимость разработки индивидуальных программ отказа от курения, включающих методы направленные на снижение нервно-психического напряжения и повышения адаптивных функций организма.

Ключевые слова: курительное поведение; контент-анализ; причины отказа от курения; студенты-медики; никотиновая зависимость.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Курение табака является общеизвестным, доказанным и полностью предотвратимым фактором риска развития более 40 различных заболеваний и патологических состояний и смертей от них. Российская Федерация относится к странам с высокой распространенностью табакокурения [20]. Так, в 2015 году в РФ курили 22,8% женщин и 59,0% мужчин, и, по прогнозам ВОЗ, к 2025 году будут курить 24,0% женского населения и 54,6% мужского [Там же]. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению распространенности курения среди молодежи и более раннему началу регулярного табакокурения, особенно это заметно среди молодых женщин. По данным [8; 9] в возрастной группе 20—29 лет процент курящих женщин в 10 раз больше, чем в возрасте старше 60 лет.

Обеспокоенность вызывает значительное распространение курения среди врачей, не отличающееся от такового среди остального населения [8; 10]. Врачи являются центральными фигурами в формировании здорового образа жизни среди населения, и табакокурение в их среде может являться одним из главных барьеров на пути снижения этого показателя среди населения [9].

Проводимые на государственном уровне антитабачные мероприятия дают первые позитивные результаты. Так, к середине 2014 г., по данным Минздрава России, после принятия закона «Об охране здоровья граждан от окружающего табачного дыма и потребления табака» число курящих россиян снизилось на 16—17% по сравнению с 2010 г. [11]. В августе 2014 г., по данным ВЦИОМ, курили 35% россиян, 20% из них выкуривали в день одну пачку сигарет и более. По данным на 2016 г., 69% россиян не курят, 28% сообщили, что за последний год снизили объемы потребления сигарет (прежде всего люди пенсионного возраста, среди которых эта доля достигает 41%) [14].

Целенаправленных эпидемиологических исследований по изучению курения среди врачей и будущих врачей (студентов-медиков) не предпринималось, поэтому точные сведения о распространенности табакизма в этой категории населения отсутствуют. В то же время вызывают интерес причины, побуждающие курить врачей и студентов-медиков, которые имеют глубокие профессиональные знания о вреде курения для организма человека, развитии и прогрессировании целого ряда заболеваний под влиянием курения. Психология рассматривает курение как форму аддиктивного поведения, на которое оказывают влияние множество факторов (экономические, социальные, психологические, генетические и фармакологические) [2; 5; 12]. Какие причины и факторы могут послужить стимулом к прекращению курения, какие преобладающие типы курительного поведения присутствуют среди этой категории граждан? Все эти вопросы послужили основанием к настоящему исследованию, целью которого было изучение курительного поведения и прекращения курения на примере студентов медицинского вуза.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 48 студентов Дальневосточного государственного медицинского университета, 4—6 курсов, которые добровольно изъявили желание участвовать в анкетировании. Все студенты прошли диспансеризацию и были признаны практически здоровыми, на момент исследования они курили и продолжали курить. У всех было проведено углубленное изучение курительного поведения. Для определения никотиновой зависимости участникам исследования предлагали три опросника: первый включал фиксацию анамнестических данных о возрасте, поле, времени начала курения, количестве выкуриваемых сигарет, попытках прекращения курения в прошлом, их количестве и т.д.; второй — анкета Д. Хорна, в переводе А. Леонова [19], рекомендованная МЗ РФ для определения типа курительного поведения. Она состоит из 18 вопросов и позволяет выявить роль отдельных факторов в пристрастии к курению, таких как потребность в получении стимулирующего эффекта, потребность в манипуляции сигаретой, расслабляющий эффект, потребность в снятии нервного напряжения, психологическая зависимость и привычка. Наиболее вероятным считается такой тип курительного поведения, при котором сумма баллов составляет 11 и более. В нашем исследовании мы учитывали только преобладающие типы. Третий — тест Фагерстрема [4; 17] для определения степени никотиновой зависимости по следующей шкале: 0—2 балла — очень слабая зависимость, 3—4 балла — слабая зависимость, 5 баллов — умеренная зависимость, 6—7 баллов — сильная и 8—10 баллов — очень сильная зависимость. Тест мотивации прекращения курения состоит из двух вопросов: «Бросили бы Вы курить, если бы это было легко?» (варианты ответов: 0 баллов — определенно нет; 1 балл — вероятнее всего, нет; 2 балла — возможно, да; 3 балла — вероятнее всего, да; 4 балла — определенно да) и «Как сильно Вы хотите бросить курить?» (варианты ответов: 0 — не хочу вообще; 1 балл — слабое желание; 2 балла — умеренное желание; 3 балла — сильное желание; 4 балла — однозначно хочу бросить). Общий балл суммируется, результат варьируется от 0 до 8 баллов.

Статистический анализ данных выполнен в Центре «БИОСТАТИСТИКА» с помощью статистических пакетов SAS 9.4 и STATISTICA 12. Критическое значение уровня статистической значимости при проверке нулевых гипотез принималось равным 0,05. Проверка нормальности распределения количественных признаков в группах проводилась с использованием критериев Колмогорова—Смирнова, Шапиро—Уилка, Крамера-фон-Мизеса и Андерсона—Дарлинга [3; 7; 13]. Дескриптивные статистики в тексте представлены как m, где М — среднее, а m — ошибка среднего. Для оценки парных корреляционных связей между количественными показателями, характеризую-щими анамнез курения и преобладающий тип курительного поведения, использовался коэффициент корреляции Пирсона [3]. Кроме того, был использован анализ смысловых единиц в заданиях с открытым завершением проективных по своему характеру предложений, с обработкой результатов по методике Б.А. Еремеева, имеющей психолингвистические основания.

Результаты и их обсуждение

Средний возраст студентов составил 20,0,2 лет, распределение лиц женского и мужского пола: 27:21, что согласуется с данными [9], где в молодой возрастной группе до 30 лет доля курящих женщин была заметно выше, чем среди женщин старше 50 лет, авторы находят соответствие с популяционными тенденциями заметного роста распространенности табакокурения среди молодых женщин. На момент анкетирования 84,62% респондентов курили регулярно, ежедневно, 11,54% — не каждый день, эпизодически, и один из опрошенных указал, что бросил курить (3,85%). Интересным оказался тот факт, что год назад студенты в среднем выкуривали 9,2 сигареты в день, на момент участия в исследовании количество выкуриваемых сигарет увеличилось до 11,1,4 штук в день. Несмотря на год обучения в медицинской вузе, где практически на каждой кафедре обсуждается вред курения для организма человека, студенты продолжили увеличивать интенсивность курения. 38,46% указали, что курят легкие сигареты, т.е. для них важен сам факт курения, сигарета как атрибут взрослости, общения, моды. Примерно столько же студентов — 34,62% — указали, что курят сигареты без уточнения крепости, т.е. для них важна сигарета как таковая, которая может удовлетворить потребность в самоконтроле, помочь расслабиться и т.д., 26,92% студентов указали, что курят крепкие сигареты, возможно, это те респонденты, у которых уже сформировалась физическая зависимость от никотина.

Средний возраст начала курения составил 16,0,6 лет, т.е. молодые люди, будущие медики, начинали курить в старших классах школы и продолжали, обучаясь в университете, соответственно, средняя длительность курения составила 4,0,7 лет. Среди преобладающих причин начала курения 27 человек (57,45%) указали «желание расслабиться с помощью сигареты», 12,77% не помнили причину, по которой начали курить, в 8,51% случаев респонденты отвечали, что начинали курить из-за «любопытства» и «желания выглядеть взрослее», в 6,38% молодые люди «не хотели отставать от курящих приятелей». Эти ответы демонстрируют влияние современной среды, где курение ассоциируется со взрослостью: если ты куришь, то ты можешь находиться в компании взрослых, модных приятелей. Желание быть как все сейчас широко пропагандируется средствами массовой информации, и молодежь верит и признает этот стиль поведения, поэтому им становится любопытно попробовать курить, быть взрослыми.

На вопрос «Собираетесь ли вы бросить курить?» 50% ответили положительно, 19,23% ответили отрицательно и треть — 30,77% — затруднились ответить. С одной стороны, студенты-медики понимают вред курения и высказывают желание отказаться от этой вредной привычки, с другой стороны — если это модно, престижно и приятно, отказываться от курения не хочется, или внутренний конфликт, сформированный под влиянием вышеуказанных установок, не позволяет принять однозначное решение в пользу продолжения или отказа от курения. Однако 78,26% респондентов в прошлом предпринимали попытки бросить курить, и только 21,74% никогда не прекращали курить. В исследованиях [16; 18] установлено, что более 60% курильщиков хотят бросить курить. В исследовании российских ученых [1] сообщается, что 51,1% опрошенных курящих студентов медицинского вуза ранее предпринимали попытки бросить курить. Мы получили более высокие показатели среди студентов, т.к. в отличие от С.К. Ажгиреевой с соавт. [Там же], проводивших анкетирование среди студентов 1—6 курсов, мы включали в исследование студентов 4—6 курсов, которые, проходя обучение на клинических кафедрах, были более осведомлены о вреде курения, чем первокурсники. Среднее количество предпринимаемых попыток отказаться от курения было 2,0,6, и самый длительные период абстиненции составил в среднем 6,1,4 месяцев, что соответствует периоду времени от сессии до сессии.

Причины прекращения курения были следующими: 29,17% — «желание освободиться от этой привычки», 18,75% — «желание предупредить заболевания, связанные с курением», 15,22% — «наличие заболевания», 8,33% — «дорого для бюджета», 6,52% — «беременность/планирование семьи» и 4,17% — «курение — плохой пример для подрастающего поколения». Учитывая информированность студентов-медиков о вредном влиянии курения на организм человека и развитие заболеваний, основные причины отказа связаны с заболеваниями и намерением предупредить их. Более половины курильщиков — 65,85% — высказали желание в ближайшее время отказаться от курения, 17,07% не собираются бросать курить.

Интересным было выяснить преобладающий тип курительного поведения и оценить степень никотиновой зависимости среди студентов-медиков, т.к. это позволит не только понять причины курения, но и разработать индивидуальные программы для отказа от курения.

Наиболее часто выявлялся тип курительного поведения «Поддержка» — 85,42%. Этот тип курения связан с ситуациями волнения, эмоционального напряжения, дискомфорта. Прибегают к курению, чтобы сдержать гнев, преодолеть застенчивость, собраться с духом, разобраться в неприятной ситуации. Респонденты относятся к курению как к средству, снижающему эмоциональное напряжение. На втором месте по частоте встречаемости был тип «Расслабление» — 64,58%. При этом типе курят только в комфортных условиях. С помощью курения человек получает «дополнительное удовольствие» от отдыха. Бросают курить долго, много раз возвращаясь к курению. Полученные данные подтвердили проведенное ранее исследование [6], однако в отличие от общей выборки студентов г. Якутска в выборке студентов-медиков на третьем месте вместо типа курительного поведения «Рефлекс» возникает тип «Жажда» — 47,92%, который обусловлен физической привязанностью к табаку. Человек закуривает, когда снижается концентрация никотина в крови. Курит в любой ситуации, вопреки запретам. При данном типе необходимо использовать никотинзамещающие препараты для эффективного отказа от курения. Далее, в 18,75% преобладающий тип был «Игра с сигаретой». Здесь человек как бы «играет» в курение. Ему важны «курительные» аксессуары: зажигалки, пепельницы, сорт сигарет. Нередко он стремится выпускать дым на свой манер. В основном курят в ситуациях общения, «за компанию». Курят мало, обычно 2-3 сигареты в день. Это совпадает с ситуациями начала курения, когда студенты указывали, что курят за компанию, чтобы выглядеть взрослее, т.е. используют сигареты как атрибут состоятельности, общительности, свободы, моды. На пятом месте по частоте встречаемости был тип «Рефлекс». Курящие данного типа не только не осознают причин своего курения, но часто не замечают сам факт курения. Курят автоматически: человек может не знать, сколько выкуривает в день, курит много, 35 и более сигарет в сутки. Курят чаще за работой, чем в часы отдыха; чем интенсивнее работа, тем чаще в руке сигарета. Для отказа от курения лицам, у которых выявлен в качестве преобладающего именно этот тип курительного поведения, сигарету можно заменить чем-нибудь другим, что позволит стимулировать оральную функцию, удовлетворяя сосательный рефлекс. Реже всего выявлялся тип «Стимуляция», когда курящий верит, что сигарета обладает стимулирующим действием: взбадривает, снимает усталость. При этом типе отмечается высокая степень психологической зависимости от никотина. С физиологической точки зрения никотин, входящий в состав сигаретного дыма, возбуждая никотиновые рецепторы в головном мозге, вызывает эйфорию, действуя на рецепторы сердечно-сосудистой системы, — вызывает тахикардию и повышение давления, что для некоторых людей обладает стимулирующим действием. При этом типе весьма эффективными будут фармакологические препараты, физические упражнения, направленные на стимуляцию циркуляции крови без никотина.

Исследование Жапаровой А.Н. и Унаровой С.Н. [Там же] выявило нервно-психическое напряжение и дезадаптивные формы поведения как у курящих, так и среди некурящих студентов, поэтому программы по отказу от курения у студентов должны быть направлены на повышение адаптивных механизмов психики и снятие нервно-психического напряжения. Некурящим студентам с низкой стрессоустойчивостью и дезадаптацией также следует оказывать превентивную психологическую помощь, показывать альтернативные сигарете методы борьбы со стрессом, снятия нервного напряжения, чтобы не допустить начала курения или других видов аддиктивного поведения в будущем.

Степень никотиновой зависимости, оцененная по сумме баллов теста Фагерстрема, соответствовала умеренной зависимости.

На вопрос «Бросили бы вы курить, если это было легко?» студенты давали однозначные положительные ответы (69,76%), пограничный ответ, отражающий неуверенное желание прекратить курить, выявили среди 25,58% респондентов. Среди ответов на вопрос «Как сильно вы хотите бросить курить?» отсутствие желания отказаться от курения изъявили 2,33% опрошенных. Всего одна треть студентов указали на сильное и очень сильное желание бросить курить — 29,54%. Полученный результат может отражать тенденцию приверженности к курению в целом по группе молодых людей, которые недавно начали курить и не хотят отказываться от этой привычки, разница со студентами-медиками может быть в том, что, осознавая вред курения, будущие врачи в 69,76% думают о прекращении курения, если бы это было легко. Однако это лишь теория, которая требует проверки последующими исследованиями.

Далее в таблице 1 приводим результаты корреляционного анализа основных анамнестических данных, характеризующих прекращение курения и типов курительного поведения у молодых практически здоровых лиц.

 

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа анамнестических данных и
типов курительного поведения у молодых практически здоровых людей

 

Длительность предыдущих периодов абстиненции у молодых практически здоровых лиц имела отрицательную статистически значимую (р=0,0001) корреляционную связь средней силы с типом курения «Рефлекс». То есть более успешные длительные попытки бросить курить предпринимают лица, которые не курят автоматически, не осознавая этого. Далее выявлена положительная статистически значимая (р=0,0417) корреляционная связь слабой силы с количеством сигарет, выкуриваемых на момент анкетирования. По нашим данным, прекращают курить на более длительный срок лица, которые являются более интенсивными курильщиками, возможно, это связано с осознанием вреда курения для организма.

Степень никотиновой зависимости, оцененная по сумме баллов теста Фагерстрема, имела положительные статистически значимые корреляционные связи средней силы с типами «Жажда», «Стимуляция», «Рефлекс», «Расслабление». Закономерно пристрастие к курению выразилось в физической зависимости от сигареты, в получении от нее стимулирующего и дополнительного расслабляющего эффекта, а также в неосознанном и неконтролируемом акте курения. Становится очевидным, на что должны быть направлены мероприятия по прекращению курения среди молодых людей — студентов-медиков.

Мотивация бросить курить имела статистически значимые сильные корреляционные связи с ответами на вопросы, входящими в состав данного теста, что мы приводим для подтверждения искренности ответов респондентов. Наиболее интересны отрицательные статистически значимые средней силы корреляционные связи с типами курения «Расслабление» и «Игра с сигаретой». Таким образом, в большей степени мотивированы бросить курить лица, которые не пытаются с помощью акта курения общаться, не курят «за компанию», которым не важны курительные аксессуары (34,62% студентов на вопрос «Что вы курите?» ответили просто: «Сигареты», без уточнения, т.е. сорт сигарет и зачастую их марка не имеют для лиц с невыраженным типом «Игра с сигаретой» особого значения). При невыраженном типе «Расслабление» не возникает дополнительного удовольствия от курения, поэтому лица с малым количеством баллов по данным типам курительного поведения мотивированы прекратить курить, и их попытки будут иметь успех.

Таким образом, тестирование молодых людей для выяснения типа курительного поведения, определение степени никотиновой зависимости и мотивации бросить курить могут актуализировать перед врачом и студентом пути к эффективному прекращению курения. Тем более что анкета Д. Хорна в переводе А. Леонова доступна на интернет-площадках для самостоятельного анкетирования курящих, что может помочь осознать курящему, почему он курит и что следует предпринять для успешного отказа от курения.

В анкетах кроме общепризнанных валидизированных опросников, результаты по которым были приведены выше, мы использовали анализ смысловых единиц в заданиях с открытым завершением проективных по своему характеру предложений. Респондентам надо было записать свой вариант ответа на два предложения:

1. Укажите причины, которые вынудят вас отказаться от курения? (n = 46).

2. Укажите причины, в результате которых вы прибегаете к акту курения? (n = 47).

Ответы были обработаны с помощью методики Б.А. Еремеева, которая имеет психолингвистические основания. В статистической процедуре учитывались лишь слова, которые встретились в текстах не менее четырех-шести раз, т.е. не были случайными. Данные подвергались корреляционному анализу.

В качестве единицы наблюдения принималось свойство или качество, выделенное в описаниях респондентов. Слово учитывалось независимо от того, каков смысл его использования субъектом описания и каково его прочтение исследователем: важно, что оно фигурирует в текстах описаний. Совместное появление (или непоявление) слов в пределах одного текста — это признак наличия связи между ними: взаимного «притяжения» или «отталкивания». За основу формирования отдельной категории берется наиболее отталкиваемое от всех слово, несущее наиболее специфическую информацию; именно относительно него и группируется состав категории. Таким образом, взаимные связи слов определяют не только качественное своеобразие категорий, но и их сравнительную дифференцированность или обособленность в структуре содержания описаний [15].

Этот анализ позволяет выяснить значимые факторы курения и прекращения курения в различных группах, зная которые можно также выстраивать определенный алгоритм взаимодействия со студентами, в том числе на уровне руководства университета, и с пациентами.

При анализе категориального состава ответов студентов на вопрос «Укажите причины, которые вынудят вас отказаться от курения?» выявлены статистически значимые положительные сильные связи между категориями: «проблемы» — «со» — «здоровье» — «со». А также статистически значимые положительные средней силы связи: «проблемы» — «беременность», «беременность» — «со», «цена» — «сигареты» (см. рисунок 1). В качестве наиболее «отталкиваемых» естественных категорий определились: «болезнь», «рак», «родители» (см. рисунок 1). Все это характеризует причины и механизмы, через которые можно воздействовать на молодых практически здоровых лиц, чтобы вынудить их бросить курить. Студенты-медики осознают, что при наступлении беременности, возникновении проблем с беременностью и со здоровьем необходимо прекратить курить. Категория «беременность» и «проблемы с беременностью» встречалась в ответах респондентов чаще других, возможно, потому что среди опрошенных студентов 56,25% были лицами женского пола. Также значимой для молодежи является цена на сигареты, т.е. будут актуальны государственные меры по увеличению стоимости табачных изделий. Независимые предикторы, которые имеют самостоятельное значение для молодых, — это любая болезнь, рак как отдельная категория и родители, влияние которых на молодых людей остается пока значимым.

 

Рисунок 1. Корреляционная плеяда ответов на вопрос «Укажите причины,
которые вынудят вас отказаться от курения?»

 

При анализе категориального состава ответов студентов на вопрос «Укажите причины, в результате которых вы прибегаете к акту курения?» выявлена статистически значимая положительная сильная связь между категориями: «проблема» — «нервное». То есть студенты прибегают к курению, когда возникают проблемы, которые заставляют их нервничать. В качестве наиболее «отталкиваемых» естественных категорий определились: «нервное», «хочется» (см. рисунок 2). В то же время любые ситуации, сопровождающиеся повышенным эмоциональным фоном, создающие нервное напряжение, также заставляют студента брать сигарету. Эти ситуации у студентов чаще связаны с учебой: отработки, сессия, получение зачетов воспринимаются ими как стресс. У большинства бывших курильщиков возврат к курению происходит именно во время сессии. С другой стороны, вторая наиболее отталкиваемая категория — «хочется» — имеет место у тех, для кого курение стало физической зависимостью.

 

Рисунок 2. Корреляционная плеяда ответов на вопрос «Укажите причины,
в результате которых вы прибегаете к акту курения?»

 

Таким образом, эффективными мероприятиями помощи в отказе от курения среди студентов будут: просветительские беседы, информационные акции, освещающие вредное воздействие курения на организм человека, повышение цен на табачную продукцию, пример и контроль со стороны родителей, а также помощь в преодолении стрессовых ситуаций, занятие спортом как средство для снятия нервного напряжения и тренировки настойчивости, силы воли, характера, а для тех, у кого имеется физическая зависимость, — никотинзамещающая терапия.

Выводы

Выявлена умеренная степень никотиновой зависимости среди студентов-медиков. Также выявлена высокая степень заинтересованности в отказе от курения — 78,26% в прошлом предпринимали безуспешные попытки бросить курить.

Частые рецидивы указывают на необходимость разработки индивидуальных программ отказа от курения (учитывающих особенности курительного поведения в данной группе).

Увеличение за год интенсивности курения мы объясняем постоянным присутствием свойственных студенческой среде факторов, провоцирующих нервное напряжение. В связи с этим преобладающими типами курительного поведения определены «поддержка», «расслабление» и «жажда».

Проведенное исследование подтвердило наличие нервно-психического напряжения и формирования дезадаптивных форм поведения в качестве основных причин курения среди студентов-медиков.

Таким образом, программы по отказу от курения среди студентов должны быть направлены на повышение адаптивных механизмов психики и снятие нервно-психического напряжения.

 

Литература

1.   Ажгиреева С.К., Аубекерова А.С., Филиппова Н.В. Отношение молодежи к курению на примере студентов медицинского ВУЗа // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2017. – Т. 6, № 1. – С. 321–323.

2.   Анализ различных видов помощи при отказе от курения / О.Н. Титова, О.А. Суховская, П.А. Пирумов [и др.] // Вестник СПбГУ. Сер. 11. – 2011. – № 1. – С. 49–55.

3.   Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ. Подход с использованием ЭВМ / пер. с англ. – М.: Мир, 1982 – 488 с.

4.   Бримкулов Н.Н., Винников Д.В., Чолурова Р.А. Комплексная оценка никотиновой зависимости с использованием опросников и измерением концентрации оксида углерода в выдыхаемом воздухе // Терапевтический архив. – 2004. – № 1. – С. 53–58.

5.   Горбунов Н.В., Полунина О.С., Сердюков А.Г. Социологическое исследование проблемы табакокурения среди студентов-медиков // Кубанский научный медицинский вестник. – 2012. – № 3 (132). – С. 41–44.

6.   Жапарова А.Н., Унарова С.Н. Исследование психологических особенностей курительного поведения студентов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: Электронный сборник статей по материалам XXV студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: СибАК. – 2014. – № 10 (25) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sibac.info/archive/guman/10(25).pdf (дата обращения 10.03.2019).

7.   Кендалл М.Дж., Стьюарт А. Статистические выводы и связи / пер. с англ. – М.: Наука, 1973. – 900 с.

8.   Левшин В.Ф. Помощь в отказе от курения – невыполненный долг медиков России // Курортные ведомости. – 2002. – № 1 (10). – С. 35.

9.   Левшин В.Ф., Слепченко Н.И. Курение среди врачей и их готовность к оказанию помощи пациентам в отказе от курения // РМЖ. – 2009. – № 14. – С. 917–920.

10.   Одерова И.С. Антикурительный компонент профилактических программ в г. Электросталь // Ситуация, связанная с курением табака в России. Пассивное курение. Лечение табачной зависимости: материалы конференции. – М., 2001. – С. 63–64.

11.   Пузырев Д. Год с антитабачным законом: как Россия отказывается от курения [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rbc.ru/business/17/10/2014/543 bd587cbb20f6ce4a09fed (дата обращения 10.03.2019).

12.   Смагин С.Ф. Аддиктивное поведение // Нева. – 2006. – № 1. – С. 153–165.

13.   Справочник по прикладной статистике: в 2-х т. / пер. с англ. / под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, Ю.Н. Тюрина. – М.: Финансы и статистики, 1989. – Т. 1. – 510 с.; 1990. – Т. 2. – 526 с.

14.   Судьба курильщиков в России. Пресс-выпуск № 2643. ВЦИОМ [Электрон-ный ресурс]. – URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=747 (дата обращения 10.03.2019).

15.   Сысоева О.В. Психологические особенности ответственности врача в зави-симости от этапа профессионализации: автореф. дис. …. канд. психол. наук. – Казань, 2006.

16.   Advances in pharmacotherapy for tobacco dependence / J. Foulds, M. Burke, Steinberg M. [et al.] // Expert Opin Emerg Drugs. – 2004. – Vol. 9, № 1. – P. 39–53. doi: 10.1517/eoed.9.1.39.32951

17.   Dale L.C. More choices lead to flexible strategies and greater success Tailoring smoking cessation to your patients' needs // J Respir Dis. – 1998. – № 8 (suppl). – P. 43–49.

18.   Hughes J.R. New treatments for smoking cessation // CA Cancer J Clin. – 2000. – Vol. 50, № 3. – P. 143–151. doi: 10.3322/canjclin.50.3.143.

19.   Ross W.S. How to Stop Smoking – Permanently. With the New Nicotine Gum. – Boston: Little, Brown and Company Inc; 1985.

20.   WHO. Prevalence of tobacco smoking. – Available at: http://www.who.int/gho/ tobacco/use/en/ (accessed 10 March 2019).

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:616.89-008.441.3-052.63

Корнеева Н.В., Сысоева О.В. Психология курительного поведения студентов-медиков // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019. – T. 11, № 4(57) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ