Применение методики Детской апперцепции тест (САТ, форма S) для
исследования детей с онкологическими заболеваниями
Георгиева И.К. (София, Болгария)
|
Георгиева Ивайла Кирилова
клинический психолог; Клиника детской клинической гематологии и онкологии,
«Университетская многопрофильная больница активного лечения имени
царицы Иоанны» Института специализации и усовершенствования врачей,
ЕАД Министерства здравоохранения, ул. Бяло Море, 8, София 1527, Болгария.
Тел.: 02 9432170.
E-mail: ivailageorgieva@mail.bg
|
Аннотация.
Введение: наряду с широким спектром психологических тестов в
клинической диагностике и работе проективные методики тоже могут быть
надежным, точным инструментом для исследований. Цель: исследование
ставит перед собой целью выявление подавленных эмоций
и глубинных конфликтов у детей с
онкогематологическими заболеваниями, которые проходят курс
комплексного лечения — химио- и лучевую терапию. Пациенты и
методы: объектом нашего исследования были 22 ребенка с онкологическими
заболеваниями в возрасте от 3 до 11 лет, разделенные на две возрастные
группы: в возрасте от 3 до 6 (10 детей) и от 7 до 11 лет (12 детей),
которые прошли химиотерапию и проводили лучевую терапию в период
2014—2017 г. Настоящее пилотное для Болгарии исследование с помощью
метода «Детской апперцепции тест» (САТ, форма S) предоставляет
дополнительный источник данных для лучшего понимания детских представлений,
фантазий, эмоций и конфликтов при комплексном лечении злокачественного
заболевания. Результаты: методика САТ находит все более широкое
применение ввиду предлагаемых ею возможностей, связанных с инициированием
дискуссии, адаптацией и изменением отдельных индивидов, пар, родителей
и детей как функционирующих элементов семейной парадигмы в состоянии
социальной изоляции по причине наличия угрожающего жизни заболевания.
Заключение: Включение проективной методологии в качестве одной
из основ для психотерапевтической работы с семьей на каждом этапе
лечения и независимо от прогноза онкологического заболевания ребенка
является обоснованным. Таким образом будет реализован более глубокий и
индивидуальный подход при создании всеобъемлющей и завершенной картины
личности ребенка, болеющего раком, расширяющий возможности оказания
психологической поддержки контингенту пациентов и родителей,
находящемуся в состоянии исключительной эмоциональной уязвимости.
Ключевые слова:
проективные методы; дети; онкологические заболевания; Children's
Apperception Test; Детской апперцепции тест (САТ, форма S).
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
Проективные методы в психологии представляют собой
тесты для исследования личности, а их подход заключается в вызове у исследуемого
лица ответа на неопределенные стимулы, раскрывающие мир скрытых эмоций
и внутренних конфликтов. Термин «проективные»
впервые был предложен Лоуренсом Франком (Laurence Franck) в 1939 году,
и с его помощью он выделил группу ассоциативных тестов Карла Густава
Юнга, Роршаха и ТАТ. Проективные тесты отличаются от нормативно
ориентированных тестов, при которых анализ ответов осуществляется
исходя из универсальных стандартов, а результат имеет смысл только при
сравнении с результатами референтной группы. При применении проективных
методов исследуемое лицо может ответить как хочет; нет правильного или
ошибочного ответа, однако исследуемый субъект обладает полной свободой
реагирования — проецирования своего актуального состояния.
Несмотря на свое относительное многообразие, проективные методы
(projective tests) могут быть обособлены следующим образом:
1. |
Конститутивные тесты, при которых исследуемым лицам
предлагается какой-либо материал, не имеющий определенной формы, и
они сами должны наделить его определенным субъективным смыслом.
|
2. |
Конструктивные тесты, при которых от исследуемых лиц
требуется создание и интерпретация некого целого из данных им оформленных
деталей.
|
3. |
Интерпретационные тесты, заключающиеся в трактовке
показанных определенным способом действительных или воображаемых
событий/эпизодов.
|
4. |
Катартические тесты, чья задача в отношении исследуемых лиц
заключается в занятиях художественной деятельностью — в создании
рисунков, фигур.
|
5. |
Рефрактивные тесты включают изучение исследователем
непроизвольных изменений или нарушений, совершенных контингентом
испытуемых при использовании средств коммуникации, таких как речь,
почерк и иное [4; 6; 7].
|
Тематической апперцепции тест (Thematic Apperception
Test, ТАТ) — это проективная методика, которая была создана
Кристианой Морган (Christiana Morgan) и Генри Мюрреем
(H.A. Murray) в 1935 году и использована в их попытках выявления
базовых психологических потребностей людей, а также объяснения
относительно того, каким образом они оказывают влияние на мысли,
фантазии и поведение. Методика представляет собой набор,
состоящий из 31 картины, специально подобранной авторами
ввиду способности этих картин провоцировать фантазии и интерпретации [2].
В 1949 году Леопольд Беллак и Соня Соррел Бeллак
сконструировали специальную версию ТAT — Children's
Apperception Test (САТ) в качестве метода для психологической
диагностики детей в возрасте от 3 до 10 лет. Л. Беллак
является не просто учеником Г. Мюррея, но и продолжателем его дела. Так
же как и ТАТ, детская форма теста САТ
заключается в наборе из 10 рисунков (черно-белых), которые
провоцируют у ребенка фантазии и вызывают у него самого желание
рассказывать истории. При создании оригинального CAT
были использованы фигуры животных вместо человеческих фигур,
изображающихся в ТАТ, поскольку авторы Леопольд Беллак
(Leopold Bellak) и Соня Соррел Беллак (Sonya Sorel Bellak)
полагают, что дети в возрасте от трех до десяти лет легче идентифицируют
себя с рисунками животных. Интерпретация CAT требует
наличия общего клинического опыта и теоретических знаний в области
психодинамики. Методика предназначена для использования в клинических,
образовательных и исследовательских условиях, так как предоставляет
исследователям дополнительный источник данных, который основан на
восприятии и воображении ребенка и способствует лучшему пониманию
текущих потребностей, мотивов, эмоций и конфликтов в области как
сознательного, так и бессознательного. Применение теста считается
удачным при проведении клинической оценки детей и обычно включается в
исследование наряду с другими методами. Еще Карл Густав Юнг определил
символический язык изобразительного искусства как «самый адекватный
способ выражения личного и коллективного бессознательного, лучший,
более точный и более гибкий, нежели вербальное выражение» [4].
В настоящее время американский психолог и автор книг по данной теме
Дэниел Гоулман [3] в поддержку концепции Юнга описал несколько
основополагающих характеристик проективных методик, расширяющих их
применение не только в качестве инструментария для диагностики и
консультирования, но и в качестве средства для развития эмоциональных
навыков у детей. В своей книге Гоулман определяет такие навыки, как
«возможность идентифицирования, именования и выражения,
оценки интенсивности и управления чувствами, задержки вознаграждения,
контроля импульсов, снижения стресса, осознания разницы между чувствами
и действиями». При анализе проективных методов
обычно используется следующее:
анализ содержания, формальный анализ, гештальт-функция, представление
о собственном теле и личности и анализ выборов [1; 2]. В изученной
научной литературе мы не нашли результатов исследований в области
детской онкологии с этим проективным методом.
Цель исследования
Пилотное для Болгарии исследование ставит перед собой целью
выявление подавленных эмоций и глубинных конфликтов у детей с
онкогематологическими заболеваниями, которые проходят курс комплексного
лечения — химиотерапию и лучевую терапию, путем применения
методики «Детской апперцепции тест» (САТ, форма
S). Выбор этой методологии также сделан потому, что из-за наличия
тяжелого афтозного стоматита, мукозита в качестве побочных эффектов
терапии пациенты в период активного лечения имеют затруднения со
словесным выражением, налицо индивидуальное или отсутствующее школьное
обучение на момент проведения исследования, ограниченные социальные
контакты и нарушения восприятия.
Методы и объект исследования
В рамках данного пилотного исследования для психологической диагностики
детей были использованы рисунки №2, №6,
№9 и №10. Объектом нашего
исследования были 22 ребенка с онкологическими заболеваниями в возрасте
от 3 до 11 лет, разделенные на две возрастные группы в возрасте от 3 до
6 (10 детей) и от 7 до 11 лет (12 детей), которые прошли химио- и
проводили лучевую терапию в период 2014—2017 гг. Распределение
группы пациентов по представленности различного вида заболеваний показано
в диаграмме 1. В отношении стадии заболеваний: 5 детей были на первом
этапе болезни, 10 — на втором и 7 детей были на третьем этапе
болезни. Прогноз основного заболевания у пациентов всех групп был
благоприятным. Во время проведения исследования пациенты лечились в
Клинике детской клинической гематологии и онкологии и прошли курс
лучевого лечения в «Клинике лучевого лечения, метаболической
брахитерапии1 и
медицинской онкологии при УМБАЛ имени Царицы Иоанны — ИСУЛ ЕАД».
По отношению характеристик родителей: все испытуемые дети из полных
семей, возраст родителей — от 22 до 30 лет, образование родителей
— среднее и высшее.
Распределение пациентов по виду злокачественного заболевания
представлено на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Распределение пациентов по виду заболевания.
Распределение пациентов по гендерному признаку, возрастному
признаку, виду и стадии заболевания представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение пациентов по гендерному признаку, возрастному
признаку, виду и стадии заболевания
Результаты исследования и их обсуждение
Выбор проективных методик, в число которых входит Тематической
апперцепции тест САТ, в качестве инструмента для психологического
исследования детей и подростков предполагает дополнительное объяснение
понятия «проекция» в его психологическом смысле.
Слово «проекция» произошло от латинского
projection и буквально означает «бросок вперед». В
психоаналитической терминологии понятие «проекция» впервые
было использовано Зигмундом Фрейдом. Впоследствии встречается и в
разработках других исследователей, претерпев ряд изменений в содержательном
аспекте [9]. Настоящее исследование с помощью проективной методики
САТ (дополнительная версия S) как части инструментария для
клинической психодиагностики 22 детей, страдающих онкогематологическими
заболеваниями, дает основание для подтверждения двух ключевых утверждений,
характеризующих личность ребенка: во-первых, личность
находится в системе отношений с другими людьми (с их мыслями, чувствами,
желаниями); во-вторых, дети проецируют свои потребности,
интересы, желания и стремления не только на родителей, членов семьи,
родственников и других людей, но и на объекты окружающей среды. В
данном аспекте методика Л. Беллака уместна для применения при
исследовании лиц, чье сопротивление слишком велико [6; 9; 10], а среда
— больничная обстановка — оценивается всеми исследованными
нами пациентами как исключительно фрустрационная. Например, девочка в
возрасте восьми лет, которая имеет диагноз медуллобластома, III
клинический этап, говорила: «Когда я прихожу в больницу на
процедуру, я очень боюсь!» В ходе исследования за счет САТ
(форма S) была обеспечена дополнительная возможность оценки и
управления в виде игры с пациентами. В целях данного исследования
CAT был использован не только как метод для клинической
диагностики, индивидуального и семейного консультирования, но и как
средство для оценки личности, степени зрелости и психического здоровья
группы онкобольных детей. Проведенный анализ детских рассказов на
рисунках №2, №6,
№9 и №10, на которых
изображены животные в знакомых и близких детям ситуациях, выявил
объективно значимые аспекты личности пациентов.
Рис. 1. Тематической апперцепции тест САТ (дополнительная версия S)
Рис. 2. Тематической апперцепции тест САТ (дополнительная версия S):
рисунки № 2, № 6, № 9, № 10 2
Интерпретация рисунков № 2 и № 6 включала тестирование
уровня реальности, возможности оценки, контроля, регуляции движений,
защиты, конфликтов и автономности исследуемых нами пациентов. Информация
из детских рассказов, связанных с рисунком № 9, данная пациентами
из более младшей возрастной группы (от 3 до 6 лет), послужила в качестве
проекции детской истории страха и травмы вследствие соматического
заболевания, страха быть покалеченным, изуродованным, страха перед
больницами и медицинскими процедурами. Интерпретация рисунка
№ 10, дополняемая данными, представленными на рисунке
№ 6, расценивается нами как информативная в плане презентации
фантазий и фактических подробностей, связанных с отношением разных
членов семьи к болезни и с клеймом детского рака, а также с психическим
потенциалом каждого пациента, позволяющим ему справиться с новой для
него ситуацией. Процесс исследования и консультирования с помощью
проективной методики обеспечил возможность пациентам
спонтанно выражать сложный, противоречивый характер чувств и свое
психическое состояние в неповторимом единстве и целостности, какой по
сути является личность больного ребенка. В процессе выражения детских
историй посредством предложенных исследуемым детям картин было
элиминировано дополнительное затруднение в связи с описанием чувств и
психического состояния более бедным, однобоким и аналоговым языком,
который нам предлагает повседневная коммуникация [5; 6]. Процесс
самораскрытия пациентов, особенно в рамках возрастной группы от 7 до
11 лет, сопровождался более низким уровнем напряжения и ощущением
безопасности при рассказе о травматических переживаниях.
Образно-метафорический характер выражения (детский рассказ о
происходящем) дал возможность пациентам из всех возрастных групп
отреагировать социально приемлемым образом на такие чувства, как
злость, ярость, агрессия и гнев, поведенческое выражение которых
является ограниченным или даже не допускается в семье и в больничной
обстановке.
Результаты наших предыдущих исследований с различными скрининговыми
тестами и методологиями показывают, что в психологическом аспекте тема
диагноза злокачественного заболевания и возможной смерти в рамках
семейной парадигмы является темой-табу. В семейном сообществе
исследованных родительских пар не поощряется выражение негативных
эмоций, таких как ярость, гнев, злость, что часто проецируется в виде
высокого уровня тревожности, изоляции и отсутствия эффективной
коммуникации [1; 2].
Привычные ожидания в отношении поведения ребенка во время терапии
— «как герой», «чтобы не плакал» и
«вел себя как взрослый» — обычно оказываются
нереалистичными. Один семилетний пациент с диагнозом
«назофарингеальная карцинома», I клинический этап,
сказал: «Все старшие говорят мне быть храбрыми и не вести себя
как ребенок, но это так сложно!» Результаты анализа САТ
— рисунки №6, №9
и №10 —
показывают, что состояние эмоционального стресса и повышенной
тревожности у испытуемых детей в составе обеих возрастных групп
пациентов зачастую регистрируется не только во время лечения, но и
после завершения активной терапии. Реакции пациентов варьируются от
открытых и активных: плача, чрезмерной привязанности/зависимости от
родителей (детские истории по картине №2),
сопротивления лечению и агрессивного поведения — до пассивных,
таких как сонливость, нежелание общения, пониженная витальная активность
и отсутствие аппетита. Возможно также нетипичное поведение или поведение,
характерное для более раннего возрастного периода. Поведение,
ориентированное на защиту от травмирования, как, например, во время
рутинного медосмотра, взятия крови из вены и др., направлено на
контроль или снижение уровня тревожности. Такой тип поведения
впоследствии оказывает влияние и на формирующееся у детей отношение к
личной свободе, а также к вещам, которые позднее вызывают беспокойство
у испытуемой группы подростков. Обычные детские реакции на поведение и
переживания родителей, связанные с заботой о здоровье, включают
тревожность и агрессию, а время, проведенное в больнице рядом с
испытуемыми пациентами из числа всех возрастных групп, вне зависимости
от пола, предполагает вероятность повышенной агрессии [1]. В
подтверждение полученных результатов обширное исследование Р. Хосоя и
И. Нисимура (Husoya R., Nichimura I.), проведенное с 1203
педиатрическими пациентами, больными раком, показывает, что исследуемые
дети и подростки, которые являются более агрессивными в больничной
обстановке, при этом имеют склонность к лучшей послебольничной
адаптации в период поддерживающего лечения [8]. Преодоление тревожности
и проблем родителей, связанных с заботой о здоровье, представляет
собой процесс, находящийся под влиянием множества факторов. У детей
процесс более трудный, поскольку перемены, связанные с развитием,
постоянно оказывают влияние на их способности к оценке каждого фактора
стресса, а также к «раскрытию» потенциала родителей, которым
располагает семья, для того чтобы справиться с проблемой [7].
Преодоление связанной с диагнозом и лечением семейной проблематики с
помощью эмоциональной экспрессии используется в качестве мощного
регулятора эмоциональных реакций на заболевание, в то время как
стратегии, связанные с созданием поддерживающего и решающего конфликты
поведения, используются в целях принятия непосредственных мер,
направленных на преодоление трудной ситуации или на ее изменение [4].
Заключение
Данное исследование показывает,
что Тематической апперцепции тест (САТ) для детей
может занять важное место в психодиагностической и психотерапевтической
работе с психологически уязвимой группой детей, страдающих
онкогематологическими заболеваниями. Применение предложенной выше серии
рисунков из дополнительной версии S является лишь базовой единицей,
которая может быть расширена и дополнена в рамках будущих исследований,
относящихся к недостаточно изученным проблемным областям при анализе
влияния злокачественных заболеваний на детскую психику и семейные
взаимоотношения [5; 11]. Остается актуальной проблема дальнейшего
определения круга задач и включения проективной методологии в качестве
одной из основ для психотерапевтической работы с семьей на каждом этапе
лечения и независимо от прогноза онкологического заболевания ребенка.
Таким образом будет реализован более глубокий и всесторонний анализ
личностных особенностей ребенка, болеющего раком, и более широкий
спектр возможностей при оказании психологической поддержки контингенту
пациентов и родителей, находящихся в состоянии исключительной
эмоциональной уязвимости.
_______________________
1 Брахитерапия — тип лучевой терапии, в котором
источник ионизирующей энергии помещается внутри или вокруг самого
затронутого органа. ↑
2 © 1952, C.P.S., New York © 1957, 2004,
O.S. Organizzazioni Speciali — Firenze
↑
Литература
1. Антонов Г., Константинов Д., Георгиева И. Проективные
методики в контексте психологического исследования пациентов и выздоровевших,
страдающих неходжкинской лимфомой в детском возрасте // Педиатрия.
– 2004. – Т. XLIV, № 1. – С. 31–34.
2. Георгиева И., Антонов Г., Христозова И.
Психосоматические и психологи-ческие проблемы у родственников пациентов,
страдающих злокачественными опухолями // Психосоматическая медицина.
– 2005. – Т. XII, № 2. – С. 51–67.
3. Гоулман Д. Эмоциональная интеллигентность. –
София: Изток-Запад, 2011. – С. 60–64.
4. American Psychological Association. Committee on
Psychological Tests and Assessments. – Available at:
http://www.apa.org/psychnet (accessed 3 March 2019).
5. Bellak L., Bellak S. Children’s Apperception
Test-Supplement (C.A.T.-S.). NY: C.P.S. Co, 1952.
6. Camara W.J., Nathan J.S., Puente A.E. Psychological
test usage: implications in professional psychology // Professional
Psychology: Research and Practice. – 2000. – Vol. 31,
№ 2. – P. 141–154.
7. ERIC Clearinghouse on Assessment and Evaluation.
– Available at: http://www.e ricae.net (accessed 3 March 2019).
8. Husoya R., Nichimura I. Projective Art-Techniques
for children’s with acute leukemia // Acta Paediatrica Japonica.
– 2000. – Vol. 42, № 4. – P. 15–20.
9. Kamphaus R.W., Petoskey M.D., Rowe E.W. Current
trends in psychological testing of children // Professional Psychology:
Research and Practice. – 2000. – Vol. 31, № 2. –
P. 155–164.
10. McCoy D. The Ultimate Book of Personality Tests.
– Inglewood, CA: Champion Press, 2005.
11. Paul A.M. The Cult of Personality: How Personality
Tests Are Leading Us to Miseducate Our Children, Mismanage Our Companies,
and Misunderstand Ourselves. – Riverside, NJ: Simon & Schuster,
2004. – 320 p.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9.07: 616-006-053.2
Георгиева И.К. Применение методики Детской апперцепции тест
(САТ, форма S) для исследования детей с онкологическими заболеваниями //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019.
– T. 11, № 4(57) [Электронный ресурс]. –
URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|