Либих С.С.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Коммуникативная компетентность клинических ординаторов в рамках врачебной консультации

Попов В.В., Новикова И.А. (Архангельск, Россия)

 

 

Попов Владимир Викторович

Попов Владимир Викторович

доктор медицинских наук, заведующий кафедрой семейной медицины и внутренних болезней; федеральное государственное бюджетное образо-вательное учреждение высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, проспект Троицкий, 51, Архангельск, Россия.
Тел.: 8 (8182) 65-51-94.

E-mail: fmi2008@mail.ru

Новикова Ирина Альбертовна

Новикова Ирина Альбертовна

доктор медицинских наук, профессор кафедры семейной медицины и внутренних болезней; федеральное государственное бюджетное образо-вательное учреждение высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, проспект Троицкий, 51, Архангельск, Россия.
Тел.: 8 (8182) 65-51-94.

E-mail: ianovikova@mail.ru

 

Аннотация

Введение. Коммуникативная компетентность врача — профессио-нально значимое качество. Владение коммуникативными навыками позволяет врачу более эффективно решать лечебно-диагностические и организационные задачи. В настоящее время ведется модернизация процесса подготовки будущего врача к профессиональной деятельности.

Материалы и методы исследования. С целью выявления особен-ностей коммуникативной компетентности клинических ординаторов в рамках врачебной консультации было проведено обследование 32 клинических ординаторов 2-го года обучения. Использовались методики: анкетирование, тест коммуникативной компетентности Л. Михельсона, анкета коммуникативного минимума В.М. Снеткова.

Результаты. У большинства (более 2/3) клинических ординаторов по результатам теста в ситуации общения проявлялся компетентный, партнерский стиль общения. В то же время у 1/4 обследуемых врачей встречался агрессивный способ общения в ситуациях реагирования на несправедливую и справедливую критику, необходимости ответить отказом на чужую просьбу, обратиться к собеседнику с просьбой, задевающего и провоцирующего поведения со стороны собеседника, что может быть вероятной причиной возникновения конфликтных ситуаций в будущем. Большинство клинических ординаторов (81,75%) уверенно владели коммуникативным минимумом, в то же время неудовлетворительные аспекты общения встречаются почти у каждого пятого респондента (18,75%).

Выводы. Проведенное исследование подчеркивает необходимость повышения коммуникативной компетентности у клинических ординаторов путем использования симулированного обучения, пациент-центрирован-ного подхода, речевых шаблонов при консультации, учета разных контингентов больных.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность; клинические ординаторы; общение врача и пациента; врачебная консультация.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

05.09.2019

07.10.2019

02.11.2019

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Проблема взаимоотношений врача и пациента в рамках врачебной консультации приобретает в настоящее время особую актуальность. Достаточно остро стоит вопрос межличностных отношений между врачом и пациентом. Доказательство этому — многочисленные жалобы пациентов в различные инстанции, которые в большинстве случаев не связаны с правильностью подобранного лечения, качеством проведения лечебных и диагностических процедур, а говорят о невнимательном отношении врача к пациенту [9]. Трудности в общении с врачом являются причиной 71% обращений пациентов в суд. В 29% случаев пациенты-истцы указывают на пренебрежение их мнением, в 13% — на то, что врач не принял во внимание планы больного или его семьи [17].

Под эффективным врачебным общением можно понимать такое общение врача с больными разного возраста, их родителями и родственниками, которое способствует адекватной реализации врачом своих функций в лечебно-профилактическом процессе (инструментальной, психологической, социально-психологической, регулятивной, когнитивно-информационной, социально-перцептивной и психотерапевтической) [8]. Особенно важно эффективно построить беседу при сборе сведений о жизни пациента и его болезни. Зачастую именно эта информация определяет лечебно-диагностическую тактику врача [4].

Современные взаимоотношения врача и больного отличаются опосредован-ностью. В обследовании и лечении пациента принимает участие большое количество узких специалистов, техники, диагностические кабинеты и лаборатории. Все это, к сожалению, иногда заслоняет пациента от врача. В результате врач уделяет общению с пациентом небольшое количество времени, которое часто тратится неэффективно из-за неразвитых коммуникативных навыков и умений [16].

Целью совместной деятельности врача и пациента является выздоровление больного или улучшение состояния его здоровья, и для ее достижения необходимо, чтобы врач и пациент имели общие взгляды на лечение [1].

Коммуникативная компетентность врача — профессиональнозначимое качество. Профессия врача предполагает выраженное интенсивное и продолжительное общение с больными, их родственниками, медицинским персоналом. Профессиональная успешность врача во многом зависит от умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми. Коммуникативная компетентность обеспечивает взаимо-понимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач. Часто для больного более важны психологические качества врача, чем профессио-нальные знания, умения, навыки [6].

Владение коммуникативными навыками позволяет врачу в процессе оказания медицинской помощи пациентам более эффективно решать лечебно-диагностические и организационные задачи. К сожалению, на сегодняшний день подготовка врачей не всегда соответствует современным представлениям о взаимоотношениях врача и пациента [3].

В настоящее время ведется модернизация процесса подготовки будущего врача к профессиональной деятельности. В паспорте экзаменационной станции «Сбор жалоб и анамнеза на первичном приеме врача-терапевта участкового» четко прописано, что данная станция предназначена для «оценки степени развитости пациент-ориентированного общения…» и направлена на диагностику уровня сформированности коммуникативной компетенции [2].

Исследования, касающиеся коммуникативной компетентности клинических ординаторов, немногочисленны [5; 15]. Так, в исследовании Ж.Е. Турчина и соавт. [15] у 49% клинических ординаторов 2-го года преобладает высокий уровень коммуникативных способностей, вероятно, обучающиеся сознательно выбирают свою будущую профессию, постоянно совершенствуя свои коммуникативные навыки, показывая высокий результат.

Несмотря на наличие публикаций, вопросы, касающиеся коммуникативной компетентности клинических ординаторов в рамках врачебной консультации, еще недостаточно изучены.

Целью настоящей работы являлось выявление особенностей коммуникативной компетентности клинических ординаторов в рамках врачебной консультации.

Материал и методы исследования

Было проведено обследование 32 клинических ординаторов 2-го года обучения на этапе подготовки к первичной аккредитации. Из них 24 — лица женского пола; 8 — мужского. Средний возраст — 26,00,53 года.

Использовались методики: анкетирование, тест коммуникативной компетентности Л. Михельсона, анкета коммуникативного минимума В.М. Снеткова.

Тест Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха) использовался для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений [7]. В тесте предполагается эталонный вариант поведения, соответствующий компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. По методике определяются три способа общения: уверенный, зависимый или агрессивный.

Анкета коммуникативного минимума В.М. Снеткова предназначена для диагностики (аттестации) общего уровня и отдельных аспектов коммуникативной компетентности [11]. Анкета состоит из 14 утверждений, которые характеризуют 7 основных шкал процесса коммуникации: 1) подготовительная фаза; 2) контактная фаза; 3) эмоции в разговоре; 4) фаза понимания; 5) фаза убеждения; 6) фаза завершения; 7) управление разговором. Распределение оценок находится в диапазоне 14—98 баллов.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ SPSS-22. Применялись критерии: U-критерий Манна—Уитни, F-критерий Фишера.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов встречаемости коммуникативных умений у клинических ординаторов по тесту Л. Михельсона (табл. 1) показал, что более 2/3 ординаторов (75,0%) умели оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от собеседника. Они проявляли так называемый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, партнерскому стилю. В то же время каждый десятый (12,50%) использовал агрессивный способ общения, то есть не умел принимать знаки внимания от собеседника. Достоверно чаще отмечался компетентный способ общения при оценке умения оказывать и принимать комплименты от собеседника в сравнении с зависимым (p<0,001) и агрессивным типами (p<0,001).

 

Таблица 1

Результаты встречаемости коммуникативных умений у клинических ординаторов по тесту Л. Михельсона (абс. ч., %)

Примечание: различия достоверны по F-критерию Фишера при
* — p<0,05; ** — p<0,01; *** — p<0,001;
а — в сравнении зависимым способом общения;
б — компетентным способом;
в — агрессивным способом.

 

Более 2/3 обследуемых (68,75%) при реагировании на справедливую критику проявляли зависимый способ общения, то есть чаще приспосабливались к ситуации в ущерб себе. Почти каждый пятый ординатор (18,75%) агрессивно реагировал на справедливую критику, что может быть вероятной предпосылкой к формированию конфликтной ситуации при взаимодействии врача и пациента. Только каждый восьмой обследуемый (12,5%) демонстрировал компетентный способ общения в данной ситуации. В ситуации реагирования на справедливую критику чаще встречался зависимый тип общения в сравнении с компетентным (p<0,01) и агрессивным типами (p<0,001).

Более 1/2 клинических ординаторов (53,13%) выбирали компетентный способ реагирования на несправедливую критику. Каждый четвертый респондент (28,12%) агрессивно реагировал в этой ситуации. Зависимый способ при реагировании на несправедливую критику проявляли 1/4 клинических ординаторов (25,0%), то есть они приспосабливались к ситуации в ущерб себе. Компетентный способ реагирования на несправедливую критику встречался достоверно чаще в сравнении с зависимым (p<0,05) и агрессивным типами (p<0,05).

Компетентный способ реагирования на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника отмечался у 1/2 респондентов (50,0%). Зависимый способ реагирования был у 1/3 (31,25%) клинических ординаторов, а у почти каждого пятого (18,75%) — агрессивный способ. В ситуации реагирования на задевающее поведение со стороны собеседника чаще встречался компетентный тип общения в сравнении с зависимым (p<0,05) и агрессивным типами (p<0,001).

Умение обратиться к собеседнику с просьбой адекватно сформировано у почти 2/3 респондентов (65,62%). В то же время каждый восьмой врач (12,5%) проявлял при этом агрессию, а у каждого пятого (21,88%) имелись сложности в обращении к собеседнику. Компетентный тип умения обратиться к собеседнику с просьбой достоверно чаще встречался в сравнении с зависимым (p<0,05) и агрессивным типами (p<0,001).

У большинства врачей (81,25%) адекватно сформировано умение ответить отказом на чужую просьбу и сказать «нет». В то же время почти каждый пятый респондент (18,75%) агрессивно реагировал на чужую просьбу. Зависимого типа реакции в данном случае не наблюдалось. Умение ответить отказом на чужую просьбу достоверно чаще было компетентным в сравнении с агрессивным типом (p<0,001).

Умение самому оказать сочувствие, поддержку сформировано у 93,75% врачей, что существенно, так как эмпатия является профессионально важным качеством врача. Можно отметить, что 6,25% респондентов проявляли эмпатию чрезмерно сильно, что, вероятно, может быть причиной формирования у них в перспективе профессио-нального выгорания. Агрессивного типа реакции не наблюдалось. Компетентный тип умения самому оказать сочувствие встречался чаще в сравнении с зависимым типом (p<0,001). У более 1/3 клинических ординаторов (37,50%) адекватно сформировано умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны собеседника. Более чем у половины респондентов (56,25%) был выявлен зависимый способ общения в данной ситуации. Компетентный тип умения самому принимать сочувствие и поддержку со стороны собеседника чаще наблюдался в сравнении с зависимым (p<0,05) и агрессивным типами (p<0,01).

У каждого второго врача — клинического ординатора (53,13%) выявлен компетентный способ общения в ситуации умения вступить в контакт с другим человеком. Только у одного респондента нарушена контактность. У 43,75% врачей умение вступить в контакт с другим человеком сформировано по зависимому типу, то есть в ущерб себе. Зависимый и компетентный типы реакции достоверно чаще встречались в ситуации вступления в контакт с другим человеком в сравнении с агрессивным типом (p<0,01).

У почти 2/3 респондентов (65,62%) адекватно сформировано реагирование на попытку вступить в контакт, а у остальной 1/3 (34,38%) — по зависимому типу. Компетентный способ реагирования на попытку вступить в контакт был достоверно чаще зависимого типа (p<0,01).

Таким образом, у большинства клинических ординаторов в ситуации общения проявляется компетентный, партнерский стиль общения. В то же время стоит обратить внимание, что у 1/4 обследуемых имелся агрессивный способ общения в ситуациях реагирования на несправедливую и справедливую критику, необходимости ответить отказом на чужую просьбу, обратиться к собеседнику с просьбой, задевающего и провоцирующего поведения со стороны собеседника, что может быть причиной развития конфликтных ситуаций во время врачебной консультации.

Результаты исследования коммуникативных умений по тесту Л. Михельсона у клинических ординаторов представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Результаты исследования коммуникативных умений по тесту    Л. Михельсона у клинических ординаторов (баллы)

Примечание: различия достоверны по F-критерию Фишера при
* — p<0,05; ** — p<0,01; *** — p<0,001;
а — в сравнении зависимым способом общения;
б — компетентным способом;
в — агрессивным способом.

 

Анализ показал, что наиболее адекватно сформированы следующие коммуника-тивные навыки: умение самому оказать сочувствие и поддержку, умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от собеседника, умение ответить отказом на чужую просьбу, умение обратиться к собеседнику с просьбой. В то же время наименее развиты такие коммуникативные навыки, как реагирование на справедливую критику и реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника.

Агрессивный способ общения чаще встречался у респондентов при следующих коммуникативных ситуациях: реагирование на несправедливую критику и реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника.

Зависимый способ общения наиболее часто клинические ординаторы использовали в следующих коммуникативных ситуациях: реагирование на справедливую критику, реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника, умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны собеседника, умение вступить в контакт с другим человеком, контактность.

Анализ результатов обследования клинических ординаторов по анкете по изучению коммуникативного минимума В.М. Снеткова показал, что показатель коммуникативной компетентности был равен 72,12,23 балла, что указывало на уверенное владение коммуникативным минимумом. В процентном соотношении врачей с уверенным владением коммуникативным минимумом была большая часть (26 чел., 81,75%), но в то же время неудовлетворительные аспекты общения выявлялись почти у каждого пятого респондента (18,75%).

На рисунке 2 представлены результаты исследования выраженности фаз общения по методике В.М. Снеткова у клинических ординаторов. На рисунке видно, что у респондентов наиболее развита контактная фаза, что говорит об умении создать конструктивный, положительный настрой на предстоящий разговор и по невербальным проявлениям определить желание продолжать начатый разговор. Также высокая значимость есть у фазы управления разговором, что говорит об умении управлять ходом диалога и корректировать поведение собеседника в зависимости от ситуации.

 

Рисунок 2. Результаты исследования фаз общения по анкете коммуникативного минимума В.М. Снеткова у клинических ординаторов (баллы)

 

Стоит обратить внимание, что наименее развиты фаза завершения и подготови-тельная фаза, что указывает на то, что у ординаторов в процессе общения не планируется цель предстоящего разговора с человеком и при общении не подбираются факты, доводы и аргументы, соответствующие особенностям его личности и профессии, а также отсутствует обратная связь от собеседника в конце беседы.

У большинства клинических ординаторов (рисунок 3) сформированы фазы общения: контактная, понимания, подготовительная, убеждения, что указывает на хорошо развитые коммуникативные умения. В то же время у 2/3 врачей (68,75%) средний уровень сформированности фазы завершения общения. У 1/3 респондентов имеется средний уровень значимости по фазам: эмоции в разговоре, управление разговором и подготовительной. Каждый шестой клинический ординатор (15,63%) имел низкий уровень значимости фазы завершения, то есть стоит предположить, что врачи не всегда умеют после окончания диалога сказать о впечатлении от разговора и его результатах, дать обратную связь.

 

Рисунок 3. Частота встречаемости различных уровней сформированности фаз общения у клинических ординаторов по анкете коммуникативного минимума В.М. Снеткова (баллы)

Примечание: различия достоверны по F-критерию Фишера при
* — p<0,05; ** — p<0,01; *** — p<0,001;
а — в сравнении зависимым способом общения;
б — компетентным способом;
в — агрессивным способом.

 

Анализ результатов теста показывает, что высокий уровень фазы управления разговором встречался достоверно чаще, чем средний уровень (p<0,001). Высокий уровень достоверно преобладал в сравнении со средним уровнем в фазах подготовительной (p<0,001), контактной (p<0,001), понимания (p<0,001), убеждения (p<0,001), эмоций в разговоре (p<0,01). В фазу завершения преобладал средний уровень значимости в сравнении с высоким (p<0,001) и низким уровнями (p<0,001).

Полученные результаты говорят об имеющихся сложностях в коммуникативных умениях клинических ординаторов, что, несомненно, может сказываться на врачебной консультации, ее этапах и содержании.

В связи с этим закономерно стоит вопрос о том, как улучшить коммуникативную компетентность клинических ординаторов.

Анализ литературы позволил выделить основные направления в улучшении коммуникативной компетентности врачей.

В настоящее время основной моделью современной медицины является партнерская модель взаимоотношений врача и пациента. В ней врач, уважая автономию пациента, выступает как консультант, предлагающий, а не предписывающий варианты медицинского вмешательства и согласовывающий их с пациентом. Наиболее эффективна пациент-центрированная модель профессионального взаимодействия, которая подразумевает искреннее уважение, эмпатию и принятие точки зрения пациента. Важными навыками общения являются умение слушать, структурировать беседу с одновременным налаживанием благоприятного взаимоотношения, предпо-лагающим формирование доверия и взаимодействия у любого пациента. Владение техникой открытых вопросов не только позволяет пациенту чувствовать себя более выслушанным: врачу удается получить больше информации за более короткое время и при этом провести более эффективный диагностический мыслительный анализ [10].

Коммуникация повышает эффективность консультации и для пациента, и для врача. Эффективная коммуникация значительно повышает точность, результативность, умение поддержать; воздействие на здоровье пациентов; удовлетворенность и пациента, и врача; терапевтические взаимоотношения.

Врачебная консультация представляет собой хорошо структурированный процесс. Знание врачом составляющих этот процесс элементов увеличивает управляемость обмена информацией и снижает риск врачебных ошибок, связанных с дефектами коммуникации [12]. Она включает такие стадии: начало консультации; сбор информации; выстраивание отношений; физикальное исследование; объяснение и планирование; завершение консультации [13].

Согласно приказу Министерства РФ от 2 июня 2015 г. N 290н нормы времени на одно посещение пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, необходимого для выполнения в амбулаторных условиях трудовых действий по оказанию медицинской помощи (в том числе затраты времени на оформление медицинской документации): врача-терапевта участкового — 15 минут; врача общей практики (семейного врача) — 18 минут. Нормы времени на повторное посещение врача-специалиста одним пациентом в связи с заболеванием устанавливаются в размере 70—80% от норм времени, связанных с первичным посещением врача-специалиста одним пациентом в связи с заболеванием.

В настоящее время врачи испытывают недостаток времени для проведения консультации пациента, что приводит к ухудшению ее качества. В то же время стоит отметить, что, например, в Англии врачам общей практики дается 10 минут на прием пациента. Эффективная практика общения помогает врачу уложится в это время, не оставив без внимания проблемы пациента [9].

В связи с этим необходима система обучения, позволяющая сформировать у врачей эффективные навыки общения в ситуациях ограниченной во времени врачебной консультации (15—20 мин.).

К настоящему моменту проведено множество исследований, направленных на поиск наиболее эффективных методов обучения, позволяющих стабильно изменить поведение врачей на пользу пациентам. Среди форматов обучения наибольшие доказательства эффективности у практического обучения с привлечением симули-рованных пациентов по методу, называющемуся «анализ, ориентированный на запрос и опирающийся на задачи» (agenda-led outcome-based analysis). Этот метод предпо-лагает работу с конкретными клиническими сценариями в формате ролевой игры, с совершенно определенной фасилитацией учебного процесса [14].

Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать рекомендации по повышению коммуникативной компетентности клинических ординаторов:

обучение навыкам общения с пациентом с использованием симулированного обучения, которое проводит врач-клиницист;

пациент-центрированная модель профессионального взаимодействия;

тренировка навыков эффективного врачебного консультирования в условиях ограниченного лимита времени;

разработка и предложение речевых шаблонов или речевых клише для различных стадий врачебной консультации;

индивидуальный подбор речевых шаблонов с учетом индивидуально-личностных особенностей и специальности клинических ординаторов;

обучение подходу к общению на разных континентах больных.

Выводы:

1.

У большинства (более 2/3) клинических ординаторов в ситуации общения проявляется компетентный, партнерский стиль общения. В то же время у 1/4 обследуемых врачей встречается агрессивный способ общения в ситуациях реагирования на несправедливую и справедливую критику, необходимости ответить отказом на чужую просьбу, обратиться к собеседнику с просьбой, задевающего и провоцирующего поведения со стороны собеседника, что может быть вероятной причиной развития конфликтных ситуаций в будущем.

2.

Уверенно владеют коммуникативным минимумом большинство клинических ординаторов (81,75%), в то же время неудовлетворительные аспекты общения встречаются почти у каждого пятого респондента (18,75%).

3.

Проведенное исследование подчеркивает необходимость повышения коммуни-кативной компетентности у клинических ординаторов с использованием симули-рованного обучения, пациент-центрированного подхода, речевых шаблонов при консультации, учета разных континентов больных.

 

Литература

1.   Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Общение врача: создание положительных взаимоотношений и взаимопонимания с пациентом. (Лекция 4) // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. – № 4 [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru; (дата обращения: 28.08.2019).

2.   Воздвиженская А.В., Ольховик Н.Г., Лопатин З.В. Интеграция системы оценки коммуникативных умений и навыков в процесс подготовки будущего врача // Евразийское Научное Объединение. – 2018. – № 12-5 (46). – С. 334–335.

3.   Денисов И.Н., Резе А.Г., Волнухин А.В. Коммуникативные навыки врачей в амбулаторной практике // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2012. – № 5. – С. 18–21.

4.   Дуброва В.П. Размышления о врачебном искусстве, или Социально-психоло-гические факторы успешности деятельности врача // Медицина. – 1999. – № 3. – С. 8–29.

5.   Климова О.Н., Русина Н.А., Косенко С.М. Проявление качеств личности, значимых для профессионализации врача на разных этапах его становления // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – № 3(32) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru  (дата обращения: 28.08.2019).

6.   Клиническая психология / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2002. – 960 с.

7.   Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для шк. психологов. – М.: Владос, 2002. – 359 с.

8.   Манулик В.А., Михайлюк Ю.В. Проблема коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности врача (теоретический аспект) // Инновационные образовательные технологии. – 2013. – № 1(33). – С. 19–23.

9.   Навыки общения в медицине. Опыт и перспективы, необходимые России / А.А. Свистунов, Л.Б. Шубина, Д.М. Грибков [и др.] // V съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине «РОСОМЕД–2016»: тезисы [Электронный ресурс]. – URL: https://rosomed.ru/theses/341 (дата обращения: 28.08.2019).

10.   Паспорт экзаменационной станции (типовой). Сбор жалоб и анамнеза на первичном приеме врача / Г.В. Байматов, А.В. Белобородова, О.Ю. Бирюкова [и др.] [Электронный ресурс]. – URL: http://rostgmu.ru/wp-content/uploads/2019/02.pdf (дата обращения: 28.08.2019).

11.   Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с.

12.   Резе А. Коммуникативные навыки. Структура врачебной консультации // Врач. – 2016. – № 2. – С. 81–83.

13.   Сильверман Дж., Кёрц C., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами / пер. с англ. Дорман А.И. – М.: Гранат, 2018. – 304 с.

14.   Сонькина А.А. Навыки профессионального общения в работе врача // ОРГЗДРАВ:   Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ.  – 2015. – № 1(1). – С. 101–107.

15.   Формирование коммуникативной компетентности будущих врачей и обуча-ющихся института последипломного образования медицинского университета / Ж.Е. Турчина, Т.К. Турчина, О.В. Нор [и др.] // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5 [Электронный ресурс]. – URL: http://science-education.ru/ ru/article/view?id=25449 (дата обращения: 28.08.2019).

16.   Чусовлянова С.В. Специфика коммуникативной культуры как фактор эффективности профессионального развития // В мире научных открытий. – 2013. – № 11–6 (47). – С. 118–124.

17.   The doctor-patient relationship and malpractice. Lessons from plaintiff depositions / H.B. Beckman, K.M. Markakis, A.L.Suchman [et al.] // Arch Intern Med. – 1994. – Vol. 154, № 12. – P. 1365–1370.

 

Ссылка для цитирования

Попов В.В., Новикова И.А. Коммуникативная компетентность клинических ординаторов в рамках врачебной консультации // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019. – T. 11, № 6(59) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

Communicative competence of clinical ordinators within the framework of medical advice

Popov V.V.1
E-mail: fmi2008@mail.ru

Novikova I.A.1
E-mail: ianovikova@mail.ru

1 Northern State Medical University
Troitsky Avenue 51, Arkhangelsk, 163000, Russia
Phone: +7 (8182) 65-51-94

Abstract

Introduction. The communicative competence of a doctor is a professionally significant quality. The possession of communicative skills allows the doctor to more effectively solve medical, diagnostic and organizational tasks. Currently, the process of preparing the future doctor for professional activities is being modernized.

Materials and research methods. In order to identify the features of the communicative competence of clinical ordinators, as part of a medical consultation, 32 clinical residents of the 2nd year of study were examined. The following methods were used: questionnaire, test of communicative competence of L. Michelson, questionnaire of communicative minimum V.M. Snetkova.

Results. In most (more than 2/3) clinical ordinators, according to the test results, in a communication situation, a competent, partner style of communication was manifested. At the same time, 1/4 the examined doctors had an aggressive way of communication in situations of responding to unfair and fair criticism, the need to refuse someone else’s request, ask the interlocutor to offend and provoke behavior from the interlocutor, which could be a likely cause of conflict situations in the future. The majority of clinical ordinators (81.75%) confidently owned the communicative minimum, while at the same time unsatisfactory aspects of communication were found in almost every fifth respondent (18.75%).

Findings. The study emphasizes the need to improve communicative competence in clinical ordinators using simulated training, a patient-centered approach, speech templates for consultation, and taking into account different patients' continents.

Key words: communicative competence; clinical ordinators; doctor-patient communication; medical consultation.

For citation

Popov V.V., Novikova I.A. Communicative competence of clinical ordinators within the framework of medical advice. Med. psihol. Ross., 2019, vol. 11, no. 6 [in Russian, abstract in English].

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 год

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год