Сухарева Г.Е.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Психическое здоровье дошкольников и школьников:
эффект семейных факторов

Куфтяк Е.В. (Москва, Россия),
Задорова Ю.А. (Кострома, Россия)

 

 

Куфтяк Елена Владимировна

Куфтяк Елена Владимировна

доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», проспект Вернадского, д. 84, Москва, 119571, Россия.
Тел.: (499) 956-96-45.

E-mail: elena.kuftyak@inbox.ru

Задорова Юлия Александровна

Задорова Юлия Александровна

cоискатель, кафедра общей и социальной психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет», пос. Новый, 1, Кострома, 156012, Россия. Тел.: 8 (4942) 49-21-52.

E-mail: julia.zadorova@yandex.ru

 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение влияния семейных факторов на уровень эмоциональных проблем и отклонений в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Изучение семейных факторов и индивиду-ально-психологических особенностей близких взрослых проводилось с помощью опросника для изучения взаимодействия родителей с детьми, методики диагностики межличностных отношений Лири. Оценка привя-занности ребенка к матери проводилась с использованием методики «Опросник оценки типов привязанности к матери». Психическое здоровье детей оценивалось с помощью скринингового опросника «Сильные стороны и трудности» (ССТ), опросника Pediatric Quality of Life Inventory и методики «Шкала оценки своей компетентности». В нем приняли участие 123 дошкольника, 177 младших школьников и 50 взрослых. Результаты показывают, что показатели психологического здоровья ребенка связаны с характером взаимодействия матери и бабушки. Выявлено патологизи-рующее влияние авторитарности, подозрительности и доминирования матери на психологическое здоровье детей. Взаимоотношения ребенка с прародителями несут ресурсность для здоровья. Обнаружено, что надежные отношения с родителем влияют на развитие навыков просоциального поведения, снижение тревожности и эмоциональных симптомов. Дистанцированность и холодность в отношениях с матерью располагает к эмоциональным проблемам, гиперактивности и проблемам в поведении. Установлено, что гармоничность взаимодействия с матерью и совместная деятельность с ней вносит вклад в изменение поведенческих проблем у младших школьников, а эмоциональные аспекты привязанности — в интернальные проблемы. Делается вывод о влиянии на психическое здоровье ребенка специфики взаимодействия взрослых с ребенком, эмоциональной связи ребенка с матерью и индивидуально-психологичес-ких особенностей близких взрослых (матери, бабушки).

Ключевые слова: психическое здоровье; семейные факторы; взаимодействие со взрослыми; прародители; привязанность; качество жизни; благополучие.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

03.11.2019

19.11.2019

24.11.2019

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-01101 А «Привязанность в детском возрасте и связь с проблемами психического здоровья»).

 

Введение

В настоящее время психическое здоровье у детей и подростков имеет тенденцию к ухудшению, что снижает возможности социальной адаптации и препятствует оптимальному развитию [6]. Специалисты в области охраны психического здоровья детей отмечают важность характеристик ближайшего семейного окружения для сохранения здоровья у детей [5; 13; 16; 21]. В качестве основных факторов, способных влиять на состояние психического здоровья детей, признаны следующие характеристики: эмоциональный климат в семье, детско-родительские отношения, социокультурный статус родителей, наличие в семье трех и более детей, социально-экономический статус семьи, материальное состояние, жилищные условия [2; 10; 15]. Отсутствие гармоничных отношений «родитель—ребенок» выступает фактором риска в отношении психического здоровья детей.

Роль обоих родителей важна в сохранении психического здоровья их детей [16]. Неблагоприятная, напряженная семейная обстановка (конфликты, физическое насилие и др.) имеет больший вклад в индивидуальные показатели детей, чем в благоприятно созданных условиях [13].

По мнению психологов, дети из многодетных семей находятся в «группе риска» по психическому здоровью, особенно в отношении хронических патологий и поражения различных систем [7; 21]. Данные ряда исследований указывают, что младшие школьники из многодетных семей отличаются более низкими показателями интеллектуальных способностей, школьной успеваемости и самооценки по сравнению с детьми из семей с одним ребенком [4; 7]. Тенденция к снижению познавательных способностей чаще отмечается у третьего и последующих сиблингов [11]. Социальный возраст старших детей в семье снижается вследствие большого числа младших братьев и сестер, вне зависимости от материального и образовательного статуса родителей. Дети из многодетных семей в группе риска оказываются чаще всего вследствие переживания тревоги и фрустрации потребности во внимании со стороны близких взрослых [4].

Социокультурные факторы в семье неблагоприятно влияют на психическое здоровье детей, возникают вследствие высокого темпа жизни, недостатка времени, эмоционального выгорания [21]. Внутриличностные проблемы, высокая загруженность, хронический стресс у взрослых отражается негативными последствиями на психическом развитии детей [13]. Сочетание неблагоприятных условий делает возможным проявление жестокости в семейных отношениях. Жестокое отношение к детям пред-располагает к возникновению разнообразных отклонений в психическом здоровье [Там же].

На общую атмосферу психического состояния семьи и ее членов оказывают влияние социально-экономические факторы: неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями, чрезмерная занятость родителей, ранний выход матери на работу [3; 19; 20]. Область изучений материального дохода семьи и здоровья подчеркивает прямую связь низкого дохода с необходимой внешней поддержкой, что выступает фактором риска развития нарушений психического здоровья в детском возрасте [18]. Неблагоприятное социальное положение оказывается связанным с низким уровнем развития навыков и умений, низкой академической успеваемостью у детей [1]. Согласно существующим данным, неблагополучной по показателям психического здоровья оказывается группа сирот, воспитывающихся в доме ребенка или потерявших родителей в раннем возрасте [21].

В связи с этим целью нашей работы было изучение характера влияния семейных факторов на уровень эмоциональных проблем и отклонений в поведении детей и подростков.

В нашем исследовании семейные факторы были условно разделены на три категории:

1)

структурные особенности семьи (полная/неполная семья, наличие сиблингов, наличие прародителей);

2)

психологические особенности семьи (взаимодействие родителей с ребенком, эмоциональная связь ребенка с матерью);

3)

индивидуально-психологические особенности матери и бабушки.

Материал и методы исследования

Для изучения семейных факторов и индивидуально-психологических особенностей близких взрослых применялись следующие методики: «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми» И.М. Марковской [8], «Методика диагностики межличностных отношений Лири» в адаптаци Л.Н. Собчик [12].

Оценка разных сфер привязанности ребенка к матери проводилась с исполь-зованием методики «Опросник оценки типов привязанности к матери» [9].

Оценка психического здоровья детей была проведена при помощи скрининго-вого опросника «Сильные стороны и трудности» (ССТ) [17]. Субъективное качество жизни детей изучалось с использованием опросника Pediatric Quality of Life Inventory (PedsQLтм 4.0). Дифференцированная самооценка у детей изучалась с применением методики «Шкала оценки своей компетентности» С. Хартер в адаптации Н.С. Черны-шевой [14].

Обработка результатов исследования осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS 19.0.

В первой серии исследования приняли участие 75 человек (представители трех поколений семьи: 25 бабушек (Mвозр. = 56,7 года), 25 матерей (Mвозр. = 32,4 года) и 25 дошкольников (Mвозр. = 6,2 года). Во второй серии приняли участие 97 дошкольников (55% девочек) 6-7 лет (Mвозр. = 6,6). В третьей — 177 детей (52,5% девочек) младших школьников в возрасте от 10 до 12 лет (Mвозр. = 10,4).

Были обнаружены общие и частные эффекты влияния семейных факторов на психическое здоровье детей. Остановимся на наиболее значимых результатах настоящего исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Получены результаты, свидетельствующие о наличии взаимосвязи между показателями психологического здоровья ребенка, характером взаимодействия с ним взрослых и личностными особенностями матерей и бабушек. Наиболее явно прослеживается сопряженность параметров психологического здоровья ребенка с личностными особенностями матери и преобладающими в их отношениях стратегиями взаимодействия (табл. 1).

 

Таблица 1

Взаимосвязь между параметрами психологического здоровья ребенка и характером взаимодействия с ним матери

Примечания: * — p<0,05; ** — p<0,01 (критерий Спирмена).

 

Необходимо обратить внимание на ряд наиболее интересных результатов. Нами была выявлена отрицательная взаимосвязь самопринятия ребенка с авторитарностью (r = -0,52**) и доминированием матери (r = -0,41*), что может свидетельствовать о негативном влиянии данных характеристик личности матери на самооценку ребенка и его уверенность в себе. Подозрительность матери сопряжена с познавательной компетентностью (r = -0,57**) и самопринятием ребенка (r = 0,42*). Положительная взаимосвязь подозрительности матери с самопринятием ребенка отражает его готовность «быть не таким как все», а отрицательная взаимосвязь с познавательной компетентностью — трудности в усвоении знаний, пониженную познавательную активность. Выявленные взаимосвязи компетентности во взаимодействии ребенка со сверстниками  с эгоистичностью  (r = 0,45*) и доминированием  (r = 0,47*) матери, по-видимому, играют компенсаторную роль в ситуации жестких внутрисемейных границ (в диаде мать — ребенок), отсутствия эмоционально близких отношений с матерью, ее авторитарностью.

Сопряженность психологического здоровья ребенка с личностными особенностями бабушки и преобладающими в их отношениях стратегиями взаимодействия выражена в меньшей степени, что наблюдается, возможно, в связи с отдаленностью проживания бабушек (табл. 2).

 

Таблица 2

Взаимосвязь между параметрами психологического здоровья ребенка и характером взаимодействия с ним бабушки

Примечания: * — p<0,05 (критерий Спирмена).

 

Вместе с тем прослеживается взаимосвязь требовательности бабушек во взаимодействии с ребенком с его познавательной компетентностью (r = 0,41*), что отражает ресурсность взаимодействия ребенка с прародителями для поддержания его психологического здоровья.

На следующем этапе нашего эмпирического исследования было определено регрессионное влияние с целью выявления того, какие показатели привязанности ребенка к матери наиболее предсказательны в отношении уровня психологического здоровья дошкольников.

Первоначально обратимся к рассмотрению регрессионного влияния изучаемых показателей в группе детей с надежным типом привязанности к матери. Так, нами было выявлено, что эмоциональная близость дошкольников с матерью и совместная с ней деятельность оказывают совокупное влияние на тревожность ребенка (R = 0,54; R2 = 0,29 при p = 0,023; F = 11,803). Так, эмоциональная близость оказывает отрицательное влияние на тревожность дошкольника (β = -0,420 при р = 0,000), а совместная деятельность оказывает положительное влияние на показатель тревож-ности (β = 0,263 при р = 0,023). Наши данные показали, что эмоциональная близость с матерью оказывает влияние на просоциальные навыки ребенка (R = 0,31; R2 = 0,09 при p = 0,015; F = 6,215), которое носит положительный характер (β = 0,309 при р = 0,015).

Регрессионный анализ показал, что эмоциональная близость с матерью и потребность в ее присутствии оказывают совокупное влияние на проявление гиперактивности у ребенка, причем эмоциональная близость оказывает отрицательное влияние (β = -0,346 при р = 0,004), а потребность в присутствии матери — положительное (β = 0,280 при р = 0,020).

Далее в группе детей с ненадежным типом привязанности было выявлено регрессионное влияние привязанности к матери на показатели психологического здоровья дошкольников. Установлено, что эмоциональная близость с матерью оказывает влияние на тревожность ненадежно привязанных детей (R = 0,88; R2 = 0,77 при p = 0,000; F = 116,277). Эмоциональная близость с матерью детей с ненадежным типом привязанности оказывает отрицательное влияние на тревожность дошкольников (β = -0,880 при р = 0,000).

Выявлено, что такие показатели привязанности ребенка к матери, как «эмоциональная чуткость матери» и «восприятие матери как источника помощи и поддержки» оказывают совокупное влияние на показатель психологического здоровья детей с ненадежным типом привязанности (R = 0,67; R2 = 0,45 при p = 0,000; F = 13,4).

Проявление эмоциональных симптомов у дошкольников зависит от эмоцио-нальной чуткости матери (β = -0,539, при р = 0,000), а также от восприятия близкого взрослого как надежного источника помощи и поддержки (β= -0,296 при р = 0,033). Установлено, что проявление гиперактивности у старших дошкольников с ненадежным типом привязанности зависит от эмоциональной чуткости матери, причем данное влияние носит отрицательный характер (β = -0,713).

Далее нами с помощью множественного регрессионного анализа была проведена оценка вклада привязанности в изменение показателей психического здоровья младших школьников (табл. 3). Использовался шаговый метод (Stepwise), что позволило выявить независимые переменные, оказывающие наибольшее влияние на критерий.

 

Таблица 3

Прогностическая значимость привязанности к матери и психосоциальных показателей в отношении проблем психического здоровья

 

Рост просоциального поведения прогнозируется совместной деятельностью с матерью и социальным благополучием. Мужской пол выступает фактором снижения просоциальной направленности в поведении.

Гармоничность совместной деятельности с матерью вносит наибольший вклад в субъективное благополучие (3,5% разнообразия) детей и школьное благополучие, уменьшение проблем со сверстниками (2,2% разнообразия) и физическое благополучие. Гармоничность взаимодействия с матерью и получаемое от него удовольствие являются важным фактором изменений в психическом здоровье детей. Этот результат соответст-вует закономерностям развития социального поведения.

Взаимодействие с матерью в социальном контексте способствует снижению проблем в поведении (3,2%). Надежная стратегия поведения, когда присутствие матери помогает справиться с чем-то плохим и неприятным, выступает фактором защиты. Помощь мамы выступает надежным буфером от нарушений социальных норм или правил, что снижает риск трудностей в поведении.

Восприятие матери как источника помощи и поддержки предрасполагает к росту социального благополучия. Восприятие матери как источника помощи и поддержки тесно связано с базовым доверием.

Выводы

На основе полученных данных можно сделать следующие общие выводы.

Во-первых, установленные взаимосвязи между параметрами психологического здоровья ребенка и характером взаимодействия матери и бабушки, с одной стороны, свидетельствуют о патологизирующем влиянии авторитарности, подозрительности и доминирования матери, с другой выявляют и компенсаторные пути поддержания психологического здоровья ребенка через взаимодействие со сверстниками. Ресурс-ными являются взаимоотношения ребенка с прародителями.

Во-вторых, при изучении связи привязанности ребенка с показателями психического здоровья установлено, что надежный тип привязанности располагает к проявлению навыков просоциального поведения, снижению тревожности и эмоцио-нальных симптомов. Дистанцированность и холодность в отношениях с матерью располагает к эмоциональным проблемам, гиперактивности и проблемам в поведении.

В-третьих, установлено, что гармоничность взаимодействия с матерью и совместная деятельность с ней вносит вклад в изменение поведенческих проблем у младших школьников, а эмоциональные аспекты привязанности — в интернальные проблемы.

Таким образом, все изученные стороны психического здоровья детей зависят от специфики взаимодействия взрослых с ребенком, эмоциональной связи ребенка с матерью и индивидуально-психологических особенностей ближайших взрослых (матери, бабушки). Полученные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов в профилактической и коррекционной работе по сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников.

 

Литература

1.   Альбицкий В.Ю., Волгина С.Я., Курманаева Е.А. Состояние здоровья детей из бедных семей // Актуальные проблемы социальной педиатрии: избранные очерки. – М.: Союз педиатров России, 2012. – C. 265–281.

2.   Жиркова А.М. Психологическое здоровье детей // Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 36. – С. 43–45.

3.   Землянова Е.В. Потери потенциальных рождений в России из-за проблем, связанных со здоровьем // Социальные аспекты здоровья населения: [электронный научный журнал]. – 2016. – № 2 (48). – URL: http://vestnik.mednet.ru/content/ view/742/30/lang.ru/ (дата обращения: 24.10.2019).

4.   Канаева Л.А. Академические достижения детей из многодетных семей // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8 (ч. 5). – С. 1217–1221.

5.   Куфтяк Е.В. Привязанность ребенка к матери и отношения привязанности близких взрослых // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2015. – № 1(86). – С. 78–83.

6.   Куфтяк Е.В. Психологическое здоровье и защитные механизмы (психологи-ческие защиты и совладание) в детском возрасте // Психологические исследования. – 2016. – Т. 9, № 49. – С. 4 [Электронный ресурс]. – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 24.10.2019).

7.   Лазуренко С.Б., Мазурова Н.В., Намазова-Баранова Л.С. Многодетная семья: медико-психолого-педагогический аспект изучения // Российский педиатрический журнал. – 2012. – № 2. – С. 51–57.

8.   Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.

9.   Пупырева Е.В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2007.

10.   Роль отца и матери в сохранении и укреплении здоровья ребенка, воспи-тывающегося в многодетной семье / М.А. Ермашова, С.И. Рожковская, Г.Ю. Алексина [и др.] // Смоленский медицинский альманах. – 2016. – № 3. – С. 66–71.

11.   Силина Е.А. Личностные особенности детей из многодетных и однодетных семей // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8 (ч. 5). – С. 1243–1246.

12.   Собчик Л.Н. Индивидуально-типологический опросник: практическое руко-водство к традиционному и компьютерному вариантам теста. – M.: Боргес, 2010. – 59 с.

13.   Социальные и семейные факторы психического здоровья детей и подрост-ков / Е.Р. Слободская, О.А. Ахметова, В.Б. Кузнецова [и др.] // Психиатрия. – 2008. – № 1(31). – С. 16–23.

14.   Чернышева Н.С. Методика изучения дифференцированной самооценки у детей младшего школьного возраста // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 1997. – № 3. – С. 22–32.

15.   Cross-national associations between parent and peer communication and psychological complaints / C. Moreno, I. Sánchez-Queija, V. Muñoz Tinoco [et al.] // International Journal of Public Health. – 2009. – Vol. 54, № 2. – P. 235–242.

16.   Gariepy G., McKinnon B., Sentenac M. Validity and reliability of a brief symptom checklist to measure psychological health in school-aged children // Child Indicators Research. – 2016. – Vol. 9, № 2. – С. 471–484.

17.   Goodman R., Slobodskaya H.R., Knyazev G.G. Russian child mental health: a cross-sectional study of prevalence and risk factors // European child and adolescent psychiatry. – 2005. – Vol. 14, № 1. – P. 28–33.

18.   Individual socio-demographic factors and perceptions of the environment as determinants of inequalities in adolescent physical and psychological health: the Olympic Regeneration in East London (ORiEL) study / N.R. Smith, J.D. Lewis,  A. Fahy [et al.] // BMC Public Health. – 2015. – Vol. 15. – P. 150.

19.   Parker A.T., Ivy S.E. Communication development of children with visual impairment and deafblindness: A synthesis of intervention research // International Review of Research in Developmental Disabilities. – 2014. – Vol. 46. – P. 101–143.

20.   Peskin H., Jones C. Early-and Late-Adolescent Predictors of Psychological Health in Adulthood: Results from the Intergenerational Studies // Journal of Adult Development. – 2015. – Vol. 22, № 4. – P. 230–238.

21.   Social determinants of health and well-being among young people: Health Behaviour in School-Aged Children (HBSC) study: international report from the 2009/2010 survey / ed. by C. Currie, C. Zanotti, A. Morgan [et al.] – Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2012. – 271 p.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.922.7:316.356.2

Куфтяк Е.В., Задорова Ю.А. Психическое здоровье дошкольников и школьников: эффект семейных факторов // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019. – T. 11, № 6(59) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

Mental health of preschoolers and schoolchildren: the effect of family factors

Kuftyak E.V.1
E-mail: elena.kuftyak@inbox.ru

Zadorova Yu.A.2
E-mail: julia.zadorova@yandex.ru

1 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
84 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119571, Russia
Phone: +7 (499) 956-96-45

2 N. A. Nekrasov Kostroma State University
1 pos. Novyj, Kostroma, 156012, Russia
Phone: +7 (4942) 49-21-52

Abstract. The article presents the results of a study aimed at studying the influence of family factors on the level of emotional problems and deviations in the behavior of children of preschool and primary school age. The study of family factors and individual psychological characteristics of close adults was carried out with the help of questionnaires "Interaction of parents with children", "Leary's Interpersonal Behavior Circle". Assessment of the child's attachment to the mother was carried out using the methodology "Questionnaire for Assessing the Type of Attachment to the Mother". Children's mental health was assessed using the "Strength and Difficulties Questionnaire" (SDQ), the Pediatric Quality of Life Inventory questionnaire and the competency assessment Scale. It was attended by 123 preschoolers, 177 primary school students and 50 adults. The results show that indicators of psychological health of the child are associated with the nature of interaction between mother and grandmother. The pathologizing influence of authoritarianism, suspicion and dominance of the mother on the psychological health of children is revealed. The relationship of the child with the progenitors are resource for health. It was found that a reliable relationship with a parent affects the development of prosocial behavior skills, reducing anxiety and emotional symptoms. Distance and coldness in the relationship with the mother leads to emotional problems, hyperactivity and behavioral problems. It is established that the harmony of interaction with the mother and joint activity with her contributes to the change of behavioral problems in younger students, and the emotional aspects of attachment — internality of problems. The conclusion, is made about the impact on the mental health of the child of the specifics of adult interaction with the child, the emotional connection of the child with the mother and the individual psychological characteristics of close adults (mothers, grandmothers).

Key words: mental health; family factors; adult interaction; grandparents; attachment; quality of life; well-being.

For citation

Kuftyak E.V., Zadorova Yu.A. Mental health of preschoolers and schoolchildren: the effect of family factors. Med. psihol. Ross., 2019, vol. 11, no. 6 [in Russian, abstract in English].

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 год

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год