Ганнушкин П.Б.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Вклад Петра Борисовича Ганнушкина в становление психологии здоровья в России*

Никифоров Г.С.,  Дудченко З.Ф.  (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Никифоров Герман Сергеевич

Никифоров Герман Сергеевич

доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой психологического обеспече-ния профессиональной деятельности; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», Университетская наб., д. 7–9, Санкт-Петербург, 199034, Россия. Тел: +7 (812) 328–20–00.

E-mail: professional.psychology@spbu.ru

Дудченко Зоя Фадеевна

Дудченко Зоя Фадеевна
(1959—2019)

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического обес-печения профессиональной деятельности; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», Университетская наб., д. 7–9, Санкт-Петербург, 199034, Россия. Тел: +7 (812) 328–20–00.

 

Аннотация. П.Б. Ганнушкин — ученик С.С. Корсакова и В.П. Серб-ского, крупнейший ученый клиницист, основатель русской малой психиатрии. П.Б. Ганнушкин в совершенстве владел методами клинической диагнос-тики, обладал исключительным обаянием, его авторитет среди больных был безграничен. Аналитический ум, эрудиция, наблюдательность позволили ему сформироваться тонким диагностом и вдумчивым клиницистом. Следует отметить такие человеческие качества П.Б. Ганнушкина, как удивительная простота, мягкость, душевность, скромность, уважение к людям. В вопросах психологии здоровья П.Б. Ганнушкин придерживался многофакторной теории детерминации психического неблагополучия.

Ключевые слова: П.Б. Ганнушкин; пограничные расстройства психики; симптомокомплексы основных расстройств психики; психическое здоровье; границы психического здоровья.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

09.01.2020

20.02.2020

15.03.2020

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

_______________________

* Глава из книги Г.С. Никифоров, З.Ф. Дудченко «Психология здоровья в России: у истоков». СПб.: Скифия, 2019 (http://skifiabook.ru/store/psihologiya-medicina/item_682.html).
Публикуется с разрешения авторов и издательства.

 

 

П.Б. Ганнушкин

Петр Борисович Ганнушкин (1875—1933)

 

Ганнушкин Петр Борисович — ученик С.С. Корсакова и В.П. Сербского, крупнейший ученый-клиницист, основатель русской малой психиатрии. История целенаправленной жизни Ганнушкина — одна из ярких страниц психиатрии.

Ганнушкин в совершенстве владел методами клинической диагностики, обладал исключительным обаянием, его авторитет среди больных был безграничен.

Аналитический ум, эрудиция, наблюдательность позволили ему сформироваться тонким диагностом и вдумчивым клиницистом. Следует отметить такие человеческие качества Ганнушкина, как удивительная простота, мягкость, душевность, скромность, уважение к людям.

П. Б. Ганнушкин как ученый

Ганнушкин в 1893 году поступил на медицинский факультет Московского университета, на 3-ем курсе стал интересоваться психиатрией и посещать клинику Корсакова. В 1898 году окончил университет, работал в клинике для душевнобольных, с 1902 года занял место ассистента В.П. Сербского на кафедре психиатрии Московского университета. В этот период он пишет ряд научных работ, которые завершаются докторской диссертацией [1]. Диссертация, написанная в симптомато-логическом направлении, явилась последней данью его учителям: С.С. Корсакову, В.П. Сербскому и С.А. Суханову. Влияние старой французской психиатрической школы ослабевает, прогрессивные клиницисты того времени стараются привнести в психиатрическую практику современные идеи немецкой школы психиатров, а именно нозологический подход в изучении психических болезней. Отмечалась непримиримая борьба старой симптоматологической школы с новым революционным учением Э. Крепелина [11]. В 1904 году Ганнушкин посещает психиатрическую клинику профессора Г. Циэна в Берлине, три раза проходит курсы усовершенствования по психиатрии в клинике профессора Э. Крепелина в Мюнхене (в 1905, 1908 и 1911 годах).

После защиты докторской диссертации Ганнушкин разрабатывает курс «Учение о патологических характерах», закладывая фундамент для своей монографии в области малой психиатрии «Клиника психопатий».

В 1907 году Ганнушкин оставил клинику, продолжив свою врачебную практику в Алексеевской психиатрической больнице. Это явилось переломным моментом в плодотворной клинической деятельности Ганнушкина, к этому времени он сформировался как зрелый и оригинальный врач-психиатр. А.О. Эдельштейн [13] в воспоминаниях пишет, что результатом нового самостоятельного клинического творчества явились работы: «Психастенический характер», «Психика истеричных», «Постановка вопроса о границах душевного здоровья», «Постановка вопроса о шизофренической конституции», в которых Ганнушкин на много лет предвосхищает концепции Э. Кречмера. В своих работах Ганнушкин показал, что патологические характеры имеют близкое отношение к выраженным нервно-психическим заболеваниям. Каждому из патологических характеров соответствует определенное заболевание. В реальной жизни мы попадаем не только в сферу психологии, но и в сферу патопсихологии. Важно следить за проявлениями человеческой психики не только душевнобольного человека, но и душевноздорового. Ганнушкин был создателем малой психиатрии, высказав свои идеи задолго до всеобщего интереса к пограничным формам. Он считал, что малая психиатрия — область более тонкая и сложная, требующая большего опыта, навыка, знания, чем психиатрия большая. К сожалению, в свое время он не опубликовал ни одной работы в зарубежных журналах.

Ганнушкин завоевал себе огромную славу в качестве лектора, всегда относился строго к преподаванию, тщательно готовился к лекциям. В своих выступлениях отстаивал самостоятельность психиатрии, постоянную связь ее с жизнью. Его лекции могли увлечь как студента, так и врача-специалиста. Опрос больного был огромным искусством, в течение нескольких минут он мог обнажить сущность психопатического отклонения.

Его ученики особо отмечают, что амбулаторный прием психиатра Ганнушкина создавал вокруг себя атмосферу жизнерадостности и любви к человеческой психике [12]. Это была настоящая школа психиатрии. Ганнушкин в совершенстве овладел подходом (специфичным для корсаковской школы) к изучению индивидуальности психического больного [10]. При разборе клинического случая Ганнушкин демонст-рировал, что хорошо собранный анамнез в достаточной степени может говорить о диагнозе. Он подходил к каждому больному с особым вниманием, понимая практику его

Обложка книги «Клиника психопатии»

жизни, тесно связанную с окружающей средой, с социальной жизнью. Тщательно изучал индивидуаль-ную психику больного и аккуратно регистрировал нужный клинический материал. По мнению Ганнуш-кина, главным методом клинического изучения является умение беседовать с душевнобольным, умение получить то, что нужно для понимания его жизни, индивиду-альных особенностей и его социальных связей. Больные видели в нем мягкого и заботливого врача.

Ганнушкин не оставил большого количества изданных научных трудов. Скромность, требователь-ность к себе, как к ученому обусловили его небольшое, но содержательное литературное наследие. Каждая его научная работа, даже небольшая по объему, является по существу проблемной, содержит оригинальные концепции. Монография по психопатиям, выпущенная уже после смерти Ганнушкина в 1933 году, не потеряла своего интереса и глубокого принципиального значения.

П. Б. Ганнушкин о границах душевного здоровья

Согласно Ганнушкину, личность в процессе своего развития проходит целый ряд этапов, прежде чем к определенному возрасту начинают себя проявлять и закрепляются ее индивидуальные особенности, в том числе и психопатические. Наиболее ответственны за становление личности ее ранние возрастные периоды развития, периоды наибольшей пластичности нервной системы, податливости психики влиянию окружающей социальной среды, условиям жизни. В его понимании развитие человеческой личности не бывает предопределено раз и навсегда качествами, данными от рождения. Он нисколько не склонен был преуменьшать значение патологической наследственной отягощенности в развитии психических заболеваний. Он указывает, что сам факт передачи в некоторых семьях психических особенностей по наследству не подлежит никакому сомнению. Но при этом не следует пытаться сводить только к этому все сложные факторы, которые участвуют в развитии личности, оформлении ее конституциональных особенностей. Они складываются в результате действия целого ряда причин как наследственно обусловленных, так и нажитых. Соответственно, и в формировании психопатической, дисгармоничной личности принимают участие как врожденные биологические особенности индивидуума, так и окружающая социальная среда.

В целом можно сказать, что в основе клинических установок Ганнушкина лежит жизненный принцип изучения, принцип развития, динамики, которыми пронизано все его учение о психопатиях. Он придавал громадное значение при оценке болезней той роли, которую в проявлении ее симптоматики и течения играет индивидуальность больного. При этом придерживался мнения, что психические заболевания редко развиваются у людей с вполне уравновешенной психикой.

В трудах Ганнушкина отмечается глубокий интерес к проблеме границ психического здоровья и болезни. Во втором номере журнала «Современная психиатрия» в 1908 году он публикует статью «Постановка вопроса о границах душевного здоровья».

В статье Ганнушкин говорит о том, что существует необходимая связь между феноменами здоровья и болезни, подчеркивая, что в области патологии действуют те же законы и силы, что и в норме. Ганнушкин в своей статье пишет, что «приходится признать, что между здоровьем и болезнью нельзя провести никакой определенной грани, что между нормальными и патологическими явлениями возможны и на самом деле существуют в жизни самые разнообразные и самые многочисленные переходные ступени» [2, с. 49]. Если это очевидно для соматической сферы, то тем более это характерно для области душевных явлений, однако «…в области душевных явлений — найти и определить границу между здоровьем и болезнью гораздо более трудно, чем в сфере соматической» [Там же. С. 50].

Границы между душевным здоровьем и душевной болезнью оказываются необычайно широкими, крайне неустойчивыми и неопределенными. Широта толкования и описания пограничных состояний может приводить к тому, что одних и тех же лиц можно характеризовать как душевнобольных, так и душевноздоровых. Следует констатировать возможность переходных пограничных состояний на фоне ряда душевных болезней; при различных интоксикациях (алкоголизм, морфинизм); после травмы; при соматических заболеваниях (артриты); при инфекционных болезнях (туберкулез). Включать эти явления в группу пограничных состояний, по существу, неправильно. Основанием для выделения пограничных состояний является не симптоматика, а общая клиническая характеристика, т. е. необходимо точно определить, к какому клиническому типу и к какой форме пограничного состояния относится наблюдаемый симптомокомплекс.

По мнению Ганнушкина, границу между здоровьем и болезнью «занимают те, кто постоянно живет на этой границе, а не переходит из состояния здоровья в состояние болезни или наоборот лишь временно на короткий срок оставаясь на этой границе… это те, кто роковым образом с самого рождения привязан к этой границе, кто является аборигеном этой пограничной полосы» [Там же. С. 59]. К основным признакам индивидуумов, находящихся на границе между здоровьем и болезнью, можно отнести: 1) постоянство, врожденность психических особенностей; 2) психичес-кие особенности отражаются на всей душевной жизни; 3) наличие психических особенностей определяет нахождение между здоровьем и болезнью. Ганнушкин пишет, что эти индивидуумы резко отличаются от обыкновенных нормальных людей, однако, оказавшись в специальном заведении, резко отличаются от душевнобольных. Лица с пограничными состояниями зачастую не попадают в поле зрения врачей-психиатров. Описание таких лиц широко представлено в литературе либо в протоколах судебных заседаний. Принимая посильное участие в социальной жизни, они представляют «социальный феномен», который всегда нужно учитывать и надлежит изучать.

Обложка книги «Психиатрия, ее задачи, объем,
преподавание»

В книге «Психиатрия, ее задачи, объем, преподавание» [5], выпущенной в 1924 году, Ганнушкин обозначил ряд основополагающих вопросов по подготовке врачей-психиатров: врачебное образование — это не только знание по медицине, но и развитие медицинского мышления; для становления врача-психиатра важно овладеть главным методом — умением беседовать с душевнобольным, используя знания, опыт и интуицию, главными помощниками в этом деле являются вдумчивость, внимание, правди-вость; для понимания психики душевнобольного человека необходимо изучать его всесторонне, рассматривая с позиций антропологии с одной стороны, и с позиции индивидуальной психологии — с другой стороны; изучение характеров, темпера-ментов (нормальных или патологических) должно вестись при совместной работе психологов и психиатров; нет ни одной серьезной стороны общественной жизни, где можно обойтись без психиатра (психические эпидемии, самоубийства, войны, алкоголизм, экономическое неблагополучие).

П. Б. Ганнушкин как общественный деятель

В 1905 году Ганнушкин принял участие в работе Второго съезда отечественных психиатров в Киеве. В 1907 году он участвовал в работе Девятого съезда русских врачей в память Н.И. Пирогова и был избран одним из секретарей комиссии суда чести.

В 1907 году Ганнушкин с соратниками основал журнал «Современная психиатрия», который отражал интересы общественной психиатрии [9]. Редакция помещалась и редакционные собрания обычно проходили в квартире Ганнушкина, который был не только ответственным редактором журнала, но и секретарем, корректором, выпускающим. Ганнушкин собирал материал, заказывал статьи, вел большую переписку, устанавливал необходимые связи для журнала, выступал от редакции на издательских съездах. Журнал всегда выходил в хорошем литературном оформлении и без досадных опечаток. Яркий оригинальный стиль мышления, огромная память, громадный запас опыта делали Ганнушкина незаменимым советчиком и консультантом в области психиатрии. Будучи во время Первой Мировой войны призванным в армию (назначен ординатором Петроградского морского госпиталя), Ганнушкин настоятельно рекомендовал продолжать выпуск журнала, уделив внимание вопросам военной психиатрии. Журнал стоял на страже интересов психически больных, работников психиатрических учреждений, боролся за автономию невропсихиатрической помощи, за коллегиальное управление психиатрическими больницами.

В 1909 году Ганнушкин участвовал в работе Третьего съезда отечественных психиатров в Петербурге и был избран членом Комиссии с полномочиями Совета Русского союза психиатров и невропатологов.

Как общественный деятель, Ганнушкин принимал активное участие в созыве Первого съезда Русского союза психиатров и невропатологов памяти С.С. Корсакова в 1911 году. Вместе с коллегами редактировал обширные труды съезда, работал в разнообразных комиссиях, являлся организатором и ответственным редактором печати органа союза «Справочный листок».

Необходимо отметить гражданскую позицию Ганнушкина. В 1911 году он поддержал своего учителя, В.П. Сербского, выступавшего против репрессий министра просвещения Л.А. Кассо, ограничивающих университетскую автономию, и отказался от звания приват-доцента Московского университета.

В 1914 году Ганнушкин становится во главе справочного бюро Союза русских психиатров, вокруг него собираются ведущие психиатры того времени, в дальнейшем он возглавляет Союз русских психиатров. В 1915 году Ганнушкин был награжден орденом Святого Станислава 2-ой степени. В 1917 году избирается профессором Московского университета и занимает кафедру своих учителей, С.С. Корсакова и В.П. Сербского. Под руководством Ганнушкина выпускаются сборники трудов, в которых четко определяется сформировавшееся научное направление клиники.

Ганнушкин становится крупнейшим клиницистом своего времени. Он является постоянным консультантом невропсихиатрической секции в народном комиссариате здравоохранения, участвует в работе психиатрической комиссии, заседаниях Ученого медицинского совета. Без участия П.Б. Ганнушкина не проходит ни одно заседание по серьезным вопросам психиатрии, он всегда с особым интересом следил за состоянием и развитием невропсихиатрической помощи.

Обложка книги «П.Б. Ганнушкин. Избранные труды»

Петр Борисович Ганнушкин целиком отдавал себя психиатрии, это была не профессиональная обязанность, а основная часть его жизни. Как учитель, он воспитал в лучших традициях русской психиатрии целую плеяду учеников, тем самым подняв корсаковскую школу на большую высоту. Первое поколение школы психиатров Ганнушкина составили: Д.А. Аменицкий, П.П. Бруханский, Н.Н. Введенский, Т.А. Гейер, В.А. Тромбах, М.О. Гуревич, П.М. Зиновьев, Л.А. Прозоров, Т.И. Юдин и др., которые оставили более 50 работ, посвященных памяти своего учителя. Психиатрическая клиническая больница № 4 в Москве носит имя П.Б. Ганнушкина.

В своих воспоминаниях Б.В. Зейгарник [8] писала об особом отношении и живом интересе Ганнушкина к психологии. В 1931 году его клиника стала базой психологической лаборатории при институте высшей нервной деятельности. Он поддерживал идею анализа изменений психической деятельности в процессе развития; выведения психологии из замкнутого круга сознания, доступного лишь самонаблюдению. Ганнушкин был убежденным сторонником единства психологии и психиатрии, необходимого для развития обеих наук как о человеке больном, так и здоровом.

 

Литература

1.  Ганнушкин П.Б. Острая паранойя (paranoia acuta). Клиническая сторона вопроса: дис. … доктора медицины. – М., 1904. – 248 с.

2.  Ганнушкин П.Б. Постановка вопроса о границах душевного здоровья // Совре-менная психиатрия. – 1908. – С. 49–61.

3.  Ганнушкин П.Б. Психика истеричных (к учению о патологических характерах) // Современная психиатрия. – 1909. – С. 1–9.

4.  Ганнушкин П.Б. Постановка вопроса о шизофренической конституции // Совре-менная психиатрия. – 1914. – С. 362–373.

5.  Ганнушкин П.Б. Психиатрия. Ее задачи, объем, преподавание. – М, 1924. – 52 с.

6.  Ганнушкин П.Б. Об эпилептоидном типе реакции // Вестник современной медицины. – 1927. – Т. 23. – С. 1472–1473.

7.  Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. – М., 1933. – 144 с.

8.  Зейгарник Б.В. П. Б. Ганнушкин и патопсихология // Проблемы бреда, погра-ничные состояния и вопросы организации психиатрической помощи: тезисы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения проф. П. Б. Ганнушкина (Москва, 29–30 июня 1975 г.) / под общ. ред. М.Ш. Вольфа. – М., 1975. – С. 98–100.

9.  Прозоров Л.А. П. Б. Ганнушкин и общественная психиатрия // Памяти Петра Борисовича Ганнушкина: Труды психиатрической клиники 1-го Московского меди-цинского института. – Москва; Ленинград: Биомедгиз, 1934. – Вып. 4. – С. 27–31.

10.  Розенштейн Л.М. П. Б. Ганнушкин как психиатр эпохи // Памяти Петра Борисовича Ганнушкина: Труды психиатрической клиники 1-го Московского меди-цинского института. – Москва; Ленинград: Биомедгиз, 1934. – Вып. 4. – С. 13–19.

11.  Серейский М.Я. Ганнушкин и Крепелин // Памяти Петра Борисовича Ган-нушкина: Труды психиатрической клиники 1-го Московского медицинского института. – Москва; Ленинград: Биомедгиз, 1934. – Вып. 4. – С. 20–21.

12.  Шульман Е.Д. Амбулаторный прием П. Б. Ганнушкина // Памяти Петра Борисовича Ганнушкина: Труды психиатрической клиники 1-го Московского меди-цинского института. – Москва; Ленинград: Биомедгиз, 1934. – Вып. 4. – С. 32–36.

13.  Эдельштейн А.О. Памяти учителя // Памяти Петра Борисовича Ганнушкина: Труды психиатрической клиники 1-го Московского медицинского института. – Москва; Ленинград: Биомедгиз, 1934. – Вып. 4. – С. 1–12.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9

Никифоров Г.С., Дудченко З.Ф. Вклад Петра Борисовича Ганнушкина в становление психологии здоровья в России // Медицинская психология в России. – 2020. – T. 12, № 1. – C. 1. doi: 10.24412/2219-8245-2020-1-1

 

The contribution of Peter Borisovich Gannushkin to the formation of
health psychology in Russia

Nikiforov G.S.1
E-mail: professional.psychology@spbu.ru

Dudchenko Z.F.1

1 Saint Petersburg State University
7/9 Universitetskaya Emb., St Petersburg 199034, Russia
Phone: +7 (812) 328–20–00

Abstract. P.B. Gannushkin is a student of S.S. Korsakov and V.P. Serbsky, a prominent clinician scientist, founder of Russian small psychiatry. P.B. Gannushkin perfectly mastered the methods of clinical diagnostics, had an exceptional charm, his authority among patients was unlimited. An analytical mind, erudition, observation allowed him to form a subtle diagnostician and a thoughtful clinician. It should be noted such human qualities of P.B. Gannushkin, as amazing simplicity, gentleness, sincerity, modesty, respect for people. In matters of health psychology, P.B. Gannushkin adhered to the multivariate theory of the determination of mental ill-being.

Key words: P.B. Gannushkin; borderline mental disorders; symptom complexes of major mental disorders; mental health; boundaries of mental health.

For citation

Nikiforov G.S., Dudchenko Z.F. The contribution of Peter Borisovich Gannushkin to the formation of health psychology in Russia. Med. psihol. Ross., 2020, vol. 12, no. 1, p. 1. doi: 10.24412/2219-8245-2020-1-1 [in Russian, abstract in English].

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ