Зейгарник Б.В.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Определение доминирующей модели взаимоотношений
«врач — пациент» по Роберту Витчу

Книсарина М.М., Бекешова Г.У., Ертукешова Г.М.,
Дуйсенова А.А., Жумалиева Г.С. (Актобе, Казахстан)

 

 

Книсарина Малика Максатовна

Книсарина Малика Максатовна

доктор философии PhD, старший преподаватель кафедры общественно-гуманитарных дисциплин; некоммерческое акционерное общество «Западно-Казахстанский медицинский университет им. Марата Оспанова», ул. Маресьева 68, Актобе, 030010, Республика Казахстан.
Тел.: 8 (7132) 56-34-25.

E-mail: uku_malika@mail.ru

Бекешова Гульмира Утегалиевна

Бекешова Гульмира Утегалиевна

магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры общест-венно-гуманитарных дисциплин; некоммерческое акционерное общество «Западно-Казахстанский медицинский университет им. Марата Оспанова», ул. Маресьева 68, Актобе, 030010, Республика Казахстан.
Тел.: 8 (7132) 56-34-25.

E-mail: b.u.gulmira@mail.ru

Ертукешова Гулия Муратбековна

Ертукешова Гулия Муратбековна

магистр педагогики и психологии, преподаватель кафедры общест-венно-гуманитарных дисциплин; некоммерческое акционерное общество «Западно-Казахстанский медицинский университет им. Марата Оспанова», ул. Маресьева 68, Актобе, 030010, Республика Казахстан.
Тел.: 8 (7132) 56-34-25.

E-mail: gulekdeva@mail.ru

Дуйсенова Айнаш Алдабергеновна

Дуйсенова Айнаш Алдабергеновна

магистр педагогических наук, преподаватель кафедры общественно-гуманитарных дисциплин; некоммерческое акционерное общество «Западно-Казахстанский медицинский университет им. Марата Оспанова», ул. Маресьева 68, Актобе, 030010, Республика Казахстан.
Тел.: 8 (7132) 56-34-25.

E-mail: duisenova_aa@mail.ru

Жумалиева Гульмира Саиновна

Жумалиева Гульмира Саиновна

магистр педагогических наук, преподаватель кафедры общественно-гуманитарных дисциплин; некоммерческое акционерное общество «Западно-Казахстанский медицинский университет им. Марата Оспанова», ул. Маресьева 68, Актобе, 030010, Республика Казахстан.
Тел.: 8 (7132) 56-34-25.

E-mail: gulmirasaiynkyzy@mail.ru

 

Аннотация.

Актуальность данного исследования обусловлена существующими морально-этическими проблемами взаимоотношений врача и пациента в современной медицинской практике. Целью данного исследования является определение доминирующей роли модели взаимоотношений врача и пациента для того, чтобы разработать меры улучшения межличностных взаимоотношений и общения медицинских работников в профессиональной практической деятельности. Правильно построенные взаимоотношения и общение врача с пациентами — значимый фактор эффективности лечения и выздоровления.

Изучение характера взаимоотношений в системе «врач—пациент» в городской больнице и поликлинике города Актобе позволило не только выявить доминирующую роль модели взаимоотношений врача и пациента по Р. Витчу, но и определить уровень биоэтической грамотности меди-цинских работников. Научно-теоретическая подготовленность будущих специалистов медицинского профиля формируется специальными психо-логическими и биоэтическими знаниями уже на уровне профессиональной подготовки в бакалавриате.

Инженерная модель взаимоотношений как результат определения доминирующей модели взаимоотношений врача и пациента является показателем ухудшения духовной нравственности врачей, что противоречит биоэтическим принципам медицины. Низкий уровень осведомленности врачей о биоэтических знаниях требует пересмотра содержания и логики построения курсов повышения квалификации и программ переподготовки медицинских работников.

Ключевые слова: психическое здоровье; модели взаимоотношений; профессиональная компетентность врача; коммуникативные навыки; биоэтические положения; принципы биоэтики.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

04.03.2020

25.03.2020

28.03.2020

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

На сегодня проблема сохранения и укрепления здоровья человека является первоочередной задачей всех стран, поскольку мир в процессе глобализации переживает экономический и духовный кризис, влияющий на человеческую психику и здоровье в целом. Так, первый Президент РК Н.А. Назарбаев в стратегии развития страны «Казахстан–2030» определил «здоровье, образование и благополучие граждан» одним из долгосрочных приоритетов государственной политики. А важнейшим компонентом социальной политики страны является стимулирование здорового образа жизни как основного инструмента сохранения здоровья нации.

Все страны мира в системе образования ставят задачу воспитания и обучения конкурентоспособной личности, самодостаточной и компетентной, успешной в своей жизнедеятельности. Одним из основных факторов социальной успешности человека является психологическое здоровье. Обязательным компонентом общего здоровья всегда было психическое здоровье (mental health). Казахстанские ученые Намазбаева Ж.И., Лавриненко Н.С., Садыкова А.Б. определяют данное понятие как гармоничное соотношение между эмоциональной и интеллектуальной, физической и психической стороной жизни личности [11]. Психологическое здоровье во многом определяется психологической культурой самой личности.

Так, к признакам психического здоровья можно отнести: отсутствие выраженных психических расстройств; определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникшие в исключи-тельных обстоятельствах; состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом [12].

В Республике Казахстан проводится достаточно масштабная и плодотворная работа по изучению психологического здоровья благодаря научным исследованиям НИИ психологии Казахского национального педагогического университета имени Абая (трехкомпонентная модель развития личности, определение характера взаимосвязи различных аспектов психологического здоровья, СПТ и т.п.).

Так, по мнению отечественных ученых, причинами нарушений здоровья обучающихся являются социально-экономические, экологические и физиологические условия [3; 11]. Современное понимание здоровья человека претерпевает кардиналь-ное изменение, связанное, прежде всего, с тенденциями, происходящими в мире, — технологизацией общества, гуманитаризацией, гуманизацией, глобализацией и др. Так, одним из последних открытий явилось появление термина «единое здоровье» (one health), имеющего большие моральные последствия для программ здравоохра-нения и политики здравоохранения [22]. Эта идея «единого здоровья» утверждает, что здоровье человека часто сильно зависит от здоровья животных и окружающей среды [23]. One health также утверждает, что междисциплинарное сотрудничество имеет решающее значение для определенных важных достижений в области благосостояния людей. Центральными дисциплинами, составляющими «триаду единого здоровья», являются медицина человека, ветеринария и экология [21]. Феномен «единое здоровье» согласуется с заявлением Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека ЮНЕСКО о том, что «люди являются неотъемлемой частью биосферы и играют важную роль в защите друг друга и других форм жизни, в частности животных» [24]. Необходимость уделять пристальное внимание научным, медицинским и политическим вопросам, ориентированным на здоровье человека, приводит к тому, что биоэтика должна все чаще решать сложные вопросы нечеловеческой этики. Но пока приоритетом остается человеческое здоровье, поскольку за укрепление и сохранение здоровья животных, за поддержание экологии Земли активным субъектом и ответственным является человек. И получается, что психологическая неграмотность, низкая психологическая культура современного общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» — риска не стать человеком [7].

В целостном педагогическом процессе (ЦПП) любого образовательного учреждения ставится цель подготовить не только профессионально компетентного специалиста, но и здоровую во всех смыслах личность. Для ЦПП Западного Казахстанского медицинского университета имени Марата Оспанова вышеуказанная образовательная цель является еще и сутью будущей профессинальной деятельности студентов. Поскольку медицинский работник должен не только укреплять, сохранять здоровье людей, но и быть самому здоровым, быть примером здорового человека, ведущего здоровый образ жизни.

В практике преподавания психолого-педагогических дисциплин в ЗКМУ имени Марата Оспанова целостная работа по укреплению психологического здоровья ведется достаточно давно. Специфика дисциплин «Психология», «Биоэтика», «Медицинская психология», «Психология здоровой личности» и др. позволяют эффективно на личностном уровне донести до студентов суть концептуальных идей по сохранению психологического здоровья. Так, новейшая наука — биоэтика — стала сейчас «неотъемлемой частью жизни каждого медицинского работника, ученого или биолога» [1].

Преподавание биоэтики как учебной дисциплины в университете началось в 2010 году для обучающихся всех специальностей с 1 по 4 курсы. Считается, что благодаря знаниям в области биоэтики будущий специалист более успешно сможет решить сложные и щепетильные проблемы, связанные с областью этики в практическом здравоохранении.

Роберт Витч
(Robert M. Veatch)

Например, этические вопросы смерти рассматривает американский биоэтик Роберт Витч в своей статье «Место заботы в этической теории», считая, что концепция ухода и связанная с ней этическая теория ухода становятся все более важными в биомедицинской этике. Рассматривая ряд вопросов о концептуализации медицинской помощи и ее месте в этической теории, он поднимает совершенно новый вопрос в моральной теории — оценку нормативной целесообразности взаимоотношений [26]. Так, в университете был создан биоэтический комитет, направленный на решение ряда морально-этических вопросов медицинских и биологических исследований ученых, преподавателей, практикующих врачей и обучающихся всех уровней (бакалавриат, магистратура, докторантура PhD, резидентура).

Психологическое сопровождение медицинской практической деятельности основывается на теоретических знаниях специалистов в области психологии, медицинской этики и биоэтики, психологии общения, деонтологии и т.п. Для нас исследовательский интерес представляет биоэтика как комплексная область знаний, позволяющая решать проблемы морального, этического, юридического характера, связанные с научно-техническим развитием биологии и медицины.

По мнению ученых, мы живем в беспрецедентную эпоху биомедицинской революции. Медицина переделывает людей, и возникают сложные споры по различным медико-социальным проблемам (аборты, искусственные органы, схемы мозга, евгеника, эвтаназия и генная терапия). В то же время медицинские достижения создают сложные этические проблемы как для пациентов, так и для специалистов [28]. Основы биоэтики охватывают «принципалистский» подход и определяют принципы, которые, как считается, делают поведение нравственно правильным или неправиль-ным. Он демонстрирует альтернативные этические подходы к принятию решений в области здравоохранения, представляя этику Гиппократа как один из многих альтернативных этических подходов к принятию решений в области здравоохранения [27].

По нашему мнению, современный студент для достижения успешности во всех указанных сферах должен обладать высоким уровнем управленческих умений, которые, в свою очередь, позволят ему сохранить психологическое здоровье. Поскольку учебная загруженность, эмоциональная напряженность, высокая степень ответственности, возложенные на студентов, приводят к конфликтным эмоциональным состояниям, ухудшающим физическое и психологическое здоровье личности [8].

Актуальность данного исследования обусловлена существующими морально-этическими проблемами взаимоотношений врача и пациента в современной медицинской практике. Целью является определение доминирующей роли модели взаимоотношений врача и пациента с целью коррекции их общения в медицинской практике.

Для решения поставленной цели нами были решены следующие задачи:

рассмотреть модели взаимоотношения по Роберту Витчу;

определить доминирующую модель взаимоотношения врача и пациента в городских больницах и поликлиниках города Актобе (больнице скорой меди-цинской помощи (БСМП) и клинике семейной медицины (КСМ) ЗКГМУ им. М. Оспанова);

выявить уровень знаний по биоэтическим аспектам взаимоотношений врача и пациента у медицинских работников БСМП и КСМ ЗКГМУ им М. Оспанова.

В соответствии с поставленными целью и задачами была сформулирована рабочая гипотеза: если врач будет владеть достаточными знаниями о моделях взаимоотношения в системе «врач—пациент» по Р. Витчу, то возможно эффективное взаимодействие врача и пациента, поскольку медицинский работник применит оптимальную модель в общении с пациентами.

В процессе исследования применялись следующие методы: наблюдение, интервью, анализ научной литературы, разработанный и составленный опросник анкеты на основе материалов Куклиной Н.М. [10].

Ход исследования

Психологическое здоровье человека интегрирует аспекты внутреннего мира и способы внешних проявлений личности в единое целое [4]. Для нас понятия психологического и психического здоровья являются идентичными по своему семантическому содержанию. Были проанализированы научная литература и словари с целью уточнения понятия «психическое здоровье» (таблица 1).

 

Таблица 1

Определения понятия «психическое здоровье»

 

До сих пор искусство общения врача и пациента по-прежнему сохраняет свою значимость наравне с другими важными составляющими профессиональной компетент-ности врача.

Основные модели общения врача и пациента: информационная (бесстрастный врач, полностью независимый пациент); интерпретационная (убеждающий врач); совещательная (доверие и взаимное согласие); патерналистская (врач-опекун) позволяют в той или иной степени разнообразить их взаимодействие. Общепринято считать, что интерпретационная модель — для малообразованных людей, а совеща-тельная модель — для образованных людей. Патерналистская модель не актуальна сейчас, поскольку в большинстве своем нарушает права пациента. Конечно, все ситуативно обусловлено, шаблона правильного общения с пациентом не существует, хотя деонтология диктует свои правила профессиональной этики медицинских работников.

Коммуникативным навыкам, как показывает реальная действительность, не уделяется пристальное внимание со стороны как работодателей, так и самих медицинских работников. Порой врачи пренебрегают личным контактом, беседой с пациентом, отдавая предпочтение обмену информацией посредством лабораторно-инструментальной диагностики, схем лечения, протоколов и директив.

Поскольку успех в лечении достигается при сочетании доверительных человеческих отношений и научных достижений медицины, то однозначно необходимо развивать у будущих врачей профессиональную компетентность, акцентируя внимание на коммуникативной составляющей.

В современной медицинской практике в нашей стране наиболее часто используются активно-пассивная и покровительственная модели взаимоотношений врача и пациента. Однако эти модели противоречат принципам биоэтики и должны применяться лишь в случае необходимости неотложных вмешательств (срочная операция или бессознательное состояние больного).

Существует понятие локальной или частичной несоизмеримости, обеспечива-ющей основу для понимания значения современной философии науки для медицины. Именно Роберт Витч изучал несоизмеримость в своем исследовании, поскольку теоретическая и ценностная зависимость в любой науке может зависеть от мировоззрения тех, кто строит научные теории. Например, клиницисты при использовании результатов научных исследований неизбежно будут интерпретировать исследования с точки зрения собственного мировоззрения. Несомненно, это может быть и по отношению к пациентам. Значит, ценности врача и пациента должны играть роль при принятии любого решения о выборе лечения [29]. Благодаря Р. Витчу была разработана контрактная теория медицинской этики, согласно которой пациент трактуется как равноправный партнер врачей при принятии наиболее важных решений, касающихся своего здоровья. Является разработчиком важных биоэтических теорий: либеральной антипатерналистской этической теории медицинского ухода за умирающими; теоретического обоснования дефиниции смерти на основании факта гибели коры головного мозга; эталитарной теории справедливости, настаивающей на праве каждого человека иметь доступ к определенному минимуму медицинских услуг [17].

Таким образом, особенности общения врача и пациента являются значимым фактором эффективности лечения. Недостатки общения врача и пациента могут свести на нет результативность медикаментозного лечения и даже ухудшить состояние больного, и, напротив, эффективное общение врача и пациента существенно повышает вероятность выздоровления. Очень важно на этом этапе взаимодействия врача и пациента научить последних развивать в себе «способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств» [15].

Р. Витч выделяет четыре модели взаимоотношения «врач—пациент», харак-терных для современной культуры: инженерную, патерналистскую, коллегиальную и контрактную. С точки зрения Витча, эти модели неравноценны по своему моральному значению и представляют собой иерархию от наименее морально обоснованной инженерной модели к наиболее обоснованной — контрактной.

Результаты исследования

Доминирующая модель взаимоотношений врача и пациента по Р. Витчу определялась методом опроса среди пациентов городской больницы скорой медицинской помощи (БСМП) — 72 человека — и клиники семейной медицины при Западно-Казахстанском медицинском университете (КСМ ЗКГМУ им. М. Оспанова) — 48 человек. Анкетирование было составлено исследователями на основе учебного пособия Куклиной Н.М. Наблюдение за взаимоотношениями врачей и пациентов во время приема и консультаций тоже позволили сделать соответствующие выводы.

Таким образом, результаты анкетирования пациентов показали, что инженерной модели взаимоотношения врача и пациента из всех 110 опрошенных придерживаются 57 человек, что составляет 51,8%; 30 респондентов выбрали патерналистскую модель взаимоотношений врача и пациента, что составляет 27,7%; 23 человека отметили коллегиальную модель взаимоотношений — 20,5%; а контрактную модель не выбрал никто — 0% (рисунок 1).

Рисунок 1. Диаграмма определения доминирующей модели взаимоотношений
врача и пациента по Р. Витчу.

 

В настоящее время доминирующей моделью взаимоотношений врача и пациента является инженерная модель взаимоотношений. Это говорит нам о том, что врачи относятся к пациентам как к безличному механизму, низводят личность больного человека до статуса неодушевленного предмета, что противоречит принципу уважения автономии пациента, не учитывают мнение пациента, противоречат принципу уважения прав и достоинства личности.

Был определен уровень осведомленности самих врачей о биоэтике, об основных биоэтических принципах и правилах, о моделях взаимоотношений врача и пациента. Методом открытых вопросов интервью определялся уровень биоэтических знаний у врачей. Из 27 опрошенных врачей БСМП и КСМ имени Марата Оспанова только 9% (2 человека) обладают знаниями по биоэтике, а 91%, т. е. 25 врачей, не знают или не слышали о биоэтических правилах и принципах (рисунок 2).

Рисунок 2. Диаграмма осведомленности врачей о биоэтике БСМП и
КСМ ЗКМУ им. М. Оспанова.

 

В процессе исследования нами помимо опроса пациентов и врачей проводилась целенаправленная работа по информированию всех участников медицинского взаимо-действия основными биоэтическими положениями. Распространялись буклетики на тему «Основные модели взаимоотношения врача и пациента», «Основные правила и принципы биоэтики» (рисунок 3).

Рисунок 3. Информирование врачей об основных положениях биоэтики.

 

Выводы

Безусловно, взаимоотношения врача и пациента многогранны и сложны, они представляют собой комплекс психологических и морально-этических проблем, требующих компетентностного подхода к его решению со стороны врача.

Уровень психического здоровья человека в каждый момент его жизни определя-ется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Ухудшение психического здоровья связано с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, социальным отчуждением, рисками психического и физического насилия и т.д. [6].

В свою очередь психическое здоровье человека составляет его профессиональ-ное здоровье, под которым понимается свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях деятельности [14]. Значимо, что профессиональное здоровье (соматическое и психическое) тесно связано с адапти-рованностью человека [16].

Из анализа научных источников следует, что психологические словари определяют психическое здоровье как «состояние душевного благополучия, являющееся следствием отсутствия болезненных психических проявлений и адекватного приспособления к актуальным условиям жизни» [13].

Также была определена взаимосвязь особенностей самой профессиональной подготовки будущих студентов со спецификой профессионального общения врача. Большое значение мы придаем развитию коммуникативных навыков, так, например, активно внедряются в учебный процесс коммуникативные техники и приемы эффективного общения. На практических занятиях в ролевой форме отрабатываются навыки активного слушания, установления контакта, управления интервью и др. Например, со студентами специальности «Фармация» 3-го курса были продемон-стрированы приемы активного слушания и установления контакта в виде инсценирова-ния реальной ситуации общения врача и пациента. Подобные коммуникативные техники повышают уровень профессиональной компетентности в общении и взаимо-действии врача с пациентами. Трушкина С.В. считает, что владение практическими навыками в области профессионального общения способно сыграть существенную положительную роль в формировании терапевтического комплаенса, повышении эффективности медицинской помощи в целом, а также предотвращении развития явлений эмоционального выгорания и профессиональной деформации у медицинских работников [18]. Настоятельно было рекомендовано как обучающимся, так и практикующим врачам ознакомиться с книгой Р. Витча «Отношения "пациент—врач": пациент как партнер, часть 2», описывающей постмодернистскую медицину, в которой многие спорные решения — например, об уходе за пациентом, прекращении поддерживающего жизнь лечения — предполагают активное включение врача и пациента не только в этически сложных случаях, но и в повседневной помощи [25].

По результатам данного исследования можно сделать вывод, что повышать биоэтическую грамотность у медицинских работников следует начинать уже с первого курса их профессиональной подготовки в условиях вуза. Так, зарубежным ученым I. Bedzow в 2020 г. была опубликована статья «Письмо в редакцию. Необходимость обучения студентов-медиков высказыванию своих ценностей» в «Американском журнале биоэтики» [20], в которой подчеркивается важная роль не только осознания, но и умения выражать будущими медицинскими работниками своих жизненных ценностей в условиях жестких морально-этических проблем.

Таким образом, вопросы этики взаимоотношений и общения медицинских работников с пациентами имеют важное значение в психологическом сопровождении медицинской деятельности. Определение доминирующей модели взаимоотношения врача с пациентом по Р. Витчу показало низкий уровень заинтересованности личного участия врачей во взаимодействии с пациентами, а также отсутствие осведомленности врачей о биоэтике и т.п. Существует необходимость актуализации биоэтического знания в обществе, пересмотра содержания и системы обучения врачей, информи-рования пациентов об основных биоэтических положениях, поскольку все это в целом влияет на качество их психического здоровья.

 

Литература

1.   Асимова Т.А., Сагадиев А.С. Биоэтика: учебник. – Алматы: АҚНҰ. – 2017. – 240 с.

2.   Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педа-гога). – Екатеринбург, 2000. – С. 247.

3.   Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.

4.   Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. – М.: Академия. – 2001. – 352 с.

5.   Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. – СПб.: С.-Петерб. гос. универ-ситет. – 1999. – С. 179.

6.   Дружилов С.А. Психическое здоровье и экология личности // Успехи современ-ного естествознания. – 2012. – № 12. – С. 12–15.

7.   Дубровина И.В. О воспитании психологической культуры школьников // Вестник практической психологии образования. – 2006. – № 3(8). – С. 43–47.

8.   Книсарина M.М. Самоменеджмент как социальный фактор сохранения и укрепления психологического здоровья студентов // Актуальные вопросы экологии человека: социальные аспекты: сборник научных статей участников Международной научно-практической конференции (Уфа, 15-17 мая 2017 г.):  в 3 т. / отв. ред. Г.М. Хасанова. – Уфа: РИО ИЦИПТ. – 2017. – Том 1. – С. 262–266.

9.   Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС. – 1998. – 348 с.

10.   Куклина Н.М. Биомедицинская этика: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Алматы: Эверо. – 2012. – 380 с.

11.   Намазбаева Ж.И., Лавриненко Н.С., Садыкова А.Б. Технология формирования психологически здоровой личности: учебное пособие. – Алматы: Infiniline. – 2011. – 192 с.

12.   Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школь-ный возраст. – СПб.: Питер. – 2006. – 240 с.

13.   Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер. – 2006. – 607 с.

14.   Психология профессионального здоровья / Г.С. Никифоров, А.Г. Маклаков, В.И. Шостак [и др.]; под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь. – 2006. – 480 с.

15.   Психосоматические заболевания. Полный справочник / под ред. Ю.Ю. Елисе-ева. – М.: Эксмо, 2003. – С. 189.

16.   Разумов А.Н., Пономаренко В.А., Пискунов В.А. Здоровье здорового человека (основы восстановительной медицины) / под ред. В.С. Шинкаренко. – М.: Медицина. – 1996. – 413 с.

17.   Тищенко П. Витч // Электронная библиотека ИФ РАН. Институт Философии Российской Академии Наук. – 2018 [Электронный ресурс]. – URL: https://iphlib.ru/ library/collection/newphilenc/document/HASH6747a4d87baf3ce8cfee67 (дата обращения:
29.02.2020).

18.   Трушкина С.В. Коммуникативные техники повышения комплаентности паци-ентов в практике врача // Медицинская психология в России. – 2018. – T. 10, № 5. – C. 6. doi: 10.24411/2219-8245-2018-15060 (дата обращения: 29.02.2020).

19.   Холмогорова А.Б. Клиническая психология: в 4 т. – 2-е изд., испр. – М.: Academia, 2013. – Т. 1: Общая патопсихология. – 464 с.

20.   Bedzow I. Letter to the Editor: The Necessity of Teaching Medical Students to Voice Their Values // The American Journal of Bioethics. – 2020. – Vol. 20, № 1. – P. W3–W4. DOI: 10.1080/15265161.2019.1689742

21.   Coghlan S., Coghlan B. One Health, Bioethics, and Nonhuman Ethics // The American Journal of Bioethics. – 2018. – Vol. 18, № 11. – P. 3–5. DOI: 10.1080/152651 61.2018.1524224

22.   Degeling C., Lederman Z., Rock M. Culling and the common good: Re-evaluating harms and benefits under the One Health paradigm // Public Health Ethics. – 2016. – Vol. 9, № 3. – P. 244–254.

23.   From "one medicine" to "one health" and systemic approaches to health and well-being / J. Zinsstag, E. Schelling, D. Waltner-Toews [et al.] // Preventive Veterinary Medicine. – 2011. – Vol. 101, № 3-4. – Р. 148–156.

24.   UNESCO. Universal declaration on bioethics and human rights. – 2005. – Available at: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=31058&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTI ON=201 (accessed 20 February 2020).

25.   Veatch R.M. The Patient-Physician Relation: The Patient as Partner, Part 2. – Bloomington: Indiana University Press. – 1991. – 306 p.

26.   Veatch R.M. The Place of Care in Ethical Theory // The Journal of Medicine and Philosophy. – 1998. – Vol. 23, № 2. – P. 210–224.

27.   Veatch R.M. The Basics of Bioethics. – 4th edit. – Routledge. – 2019. – 324 p.

28.   Veatch R.M., Haddad A.M., English D.C. Case Studies in Biomedical Ethics: Decision-making, Principles, and Cases. – 2nd edit. – Oxford University Press. – 2014. – 480 p.

29.   Veatch R.M., Stempsey W.E. Incommensurability: Its Implications for the Patient/Physician Relation Veatch // Journal of Medicine and Philosophy. – 1995. – Vol. 20, № 3. – P. 253–269.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:614.253.8

Определение доминирующей модели взаимоотношений «врач—пациент» по Роберту Витчу / М.М. Книсарина, Г.У. Бекешова, Г.М. Ертукешова [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 2(61) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

Determination of the doctor—patient relationship dominant model on
Robert Veatch's theory

Knisarina M.M.1
E-mail: uku_malika@mail.ru

Bekeshova G.U.1
E-mail: b.u.gulmira@mail.ru

Yertukeshova G.M.1
E-mail: gulekdeva@mail.ru

Dusenova A.A.1
E-mail: duisenova_aa@mail.ru

Zhumalieva G.S.1
E-mail: gulmirasaiynkyzy@mail.ru

1 West Kazakhstan Marat Ospanov Medical University
030019 Kazakhstan, Aktobe, Maresyev str., 68
Phone: 8 (7132) 56-34-25

Abstract

The relevance of this study is due to the existing moral and ethical problems of the relationship between the doctor and the patient in modern medical practice. The purpose of this study is to determine the dominant role of the doctor—patient relationship model in order to develop measures in improving the interpersonal relationships and communication in medical practice of the professionals. Built relationships and communication between the doctor and patients correctly is a significant factor in the effectiveness of treatment and recovery.

The study of the nature of the relationship in the doctor—patient system in the hospital and polyclinic of the Aktobe city allowed not only to reveal the dominant role of the doctor—patient relationship model according to Robert Veatch’s classification, but also it determined the level of bioethical literacy of medical workers. Scientific and theoretical preparedness of future medical specialists is formed by the special psychological and biotic knowledge already at the level of professional training in bachelor’s degree.

The relationship model in engineering, as a result of determining the dominant model of the relationship between doctor and patient is an indicator of the deterioration of the moral morality of doctors, which contradicts the bioethical principles of medicine. The low level of awareness of doctors about bioethical knowledge requires a review of the content and logic of constructing continuing education courses and retraining programs for medical workers.

Key words: mental health; relationship models; professional competence of the doctor; communication skills; bioethical provisions; bioethical principles.

For citation

Knisarina M.M., Bekeshova G.U., Yertukeshova G.M., Dusenova A.A., Zhumalieva G.S. Determination of the doctor-patient relationship dominant model on Robert Veatch's theory. Med. psihol. Ross., 2020, vol. 12, no. 2 [in Russian, abstract in English].

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2020 РіРѕРґ

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ