Лебединский М.С.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Рецензия
на монографию Бориса Сергеевича Братуся
«Аномалии личности»*

Соловьева С.Л. (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Соловьева Светлана Леонидовна

Соловьева Светлана Леонидовна

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015, Россия. Тел.: 8 (812) 543-39-90.

E-mail: S-Solovieva@ya.ru

 

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

05.10.2020

22.10.2020

29.10.2020

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

_______________________

* Братусь Б.С. Аномалии личности. Психологический подход. – М.: Никея, 2019. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – 912 с.

 

 

Обложка книги «Аномалии личности»

Проблематика личностных расстройств представ-ляется сегодня актуальной как никогда в связи с совершенствованием и усложнением форм и методов диагностики патологии личности, со все более глубоким проникновением в постоянно усложняющуюся психическую реальность, недостаточную дифференцированность при этом границ нормы и патологии, а также в связи с неуклонным ростом самых разнообразных форм личностной патологии, которая является ключевой как для клинической психологии, так и для психологической науки в целом. Интерес к личностной патологии в течение многих десятилетий не угасает в медицине, социологии, педа-гогике, политологии, философии, литературе и многих других отраслях знания и видах искусства.

Второе издание монографии Бориса Сергеевича Братуся, посвященное феноменологии как нормального, так и аномального развития личности, — именно тот фундаментальный труд, который отражает самый широкий контекст, преломляющийся во всем своем многообразии в человеческой природе. Как пишет сам автор, «эта книга об общих проблемах психологии личности, о том, что такое психическое и личностное здоровье, о том, как возможно уклонение от нормы, появление аномалий личности, о том, наконец, какие перспективы, пути предупреждения и коррекции этих аномалий может предложить психологическая наука». Монография имеет подзаголовок «Психологический подход»; между тем феномен личности рассматривается автором как с общефилософских, так и с гуманитарных позиций, с опорой на яркие художественные образы литературных произведений, на теологи-ческие представления с закрепленным в них опытом многих поколений людей, которые ставили и решали общечеловеческие проблемы; неизбежно затрагиваются ключевые и особенно актуальные сегодня этические проблемы; психологические явления находят в том числе и свое биологическое обоснование, закрепленное в медицинских понятиях и концепциях. Таким образом, категория личности представ-ляется в новом, переработанном, расширенном и дополненном формате, приобретая принципиально иное качество презентации.

Личность рассматривается Борисом Сергеевичем в самом общем виде как «способ организации, инструмент, орудие присвоения человеческой сущности». Применяя современный, близкий ему «поуровневый» подход, автор предлагает говорить о разных измерениях, уровнях психического аппарата. Один из них Б.С. Братусь называет «собственно личностным или личностно-смысловым, «ответственным» за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и к себе», второй уровень — «уровнем реализации, индивидуально-исполнительским или индивидуально-психоло-гическим уровнем», третий — «психофизиологическим уровнем», выполняющим роль «биологической, нейрофизиологической базы, которая обусловливает как саму возможность функционирования процессов психического отражения, так и существенные особенности строения и динамики, режимов этого функционирования». Такой, более широкий по сравнению с традиционным, подход к пониманию личности соответствует в медицине и в медицинской психологии новой современной парадигме персонологии, интерпретирующей психическую реальность на всех уровнях, совпадающих с уровнями организации и функционирования человека.

В более широком контексте автором раскрывается и философско-психологическое исследование проблемы нормы, опирающееся на представления, разрабатываемые в ходе исторического развития психологии как самостоятельной научной дисциплины. В представленной книге рассматриваются наиболее часто используемые на практике понятия психической нормы: статистически-адаптационный подход в психологии и психиатрии, подход с позиций культурного релятивизма, популярные в последнее время экзистенциальный и феноменологический подходы. В монографии наряду с наиболее очевидными негативными критериями нормы представлены и описательные критерии психического здоровья, которые могут рассматриваться в качестве позитивных критериев нормативного развития здоровой личности. Анализируются достоинства и недостатки каждого подхода, возможности их применения на практике.

Автором представлена собственная развернутая фундаментальная концепция психического и личностного здоровья, показаны механизмы формирования психологических и психических отклонений, таких как акцентуации характера, неврозы, пограничные состояния, различные виды зависимости, в частности, алкогольная зависимость, а также патопсихологические и психические эквиваленты черепно-мозговых травм. Психическое здоровье рассматривается, в соответствии с разрабатываемой концепцией, как «образование, имеющее сложное, поуровневое строение».

В соответствии с авторским подходом, «высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека». Следующий уровень психического здоровья, по Б.С. Братусю, — «уровень индивидуально-психологического здоровья», оценка которого, по мнению автора, «зависит от способностей человека найти адекватные способы реализации смысловых устремлений, выстроить систему и иерархию конкретных целей, добиться успешного результата деятельности и т.п.». Уровень психофизиологического здоровья определяется «особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности»; он «призван обеспечить широту, устойчивость и постоянство условий протекания психических процессов». Выделяется также «нулевой, или предличностный уровень», который представляет собой в интерпретации автора «собственно прагматические смыслы, определяемые лишь самой предметной логикой достижения цели в данных конкретных условиях». Такие смыслы, по выражению Б.С. Братуся, «привязаны к технической ситуации, выполняя служебную регулятивную роль в ее осознании».

Широкий контекст презентации психических явлений позволяет автору по-новому подойти к интерпретации болезни. Касаясь проблематики психической патологии, он отмечает, в частности, что многоуровневое психическое здоровье «может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других». В этой связи Б.С. Братусь считает необходимым отметить, что «при оценке личности, полагании ее нормальной или аномальной, отклоняющейся, наконец, при ее воспитании, психокоррекции и психотерапии следует иметь в виду не только и даже не столько особенности ее отдельных проявлений, их сочетания, корреляции и т.п., но и то, как общие смысловые устремления, общие мотивы и способы их достижения соотносятся с нравственными плоскостями человеческого бытия». «Невротичным человека делают не сами по себе проблемы (которые есть у многих, если не у всех), а частое отсутствие, слабость, непроясненность наддеятельностных уровней смыслового сознания, позволяющих отразить, увидеть себя в истинном свете».

Очевидно, что в качестве ключевой для авторской позиции при интерпретации аномалий личности выступает понятие смысла. В представленном, новом издании монографии автором дополнена и расширена общепсихологическая модель ценностно-смысловой сферы личности и ее изменений, в частности, при разных формах психической патологии. Как отмечает Борис Сергеевич, в психологии накопилось сегодня множество фактов, доказывающих «особую значимость уровня смысловой регуляции поведения для судьбы деятельности, ее продуктивности и конкретного хода». При этом смысл выполняет свою роль в организации  функционирования разнообразных психических явлений не сам по себе; смысл, пишет Б.С. Братусь, «всегда иерархичен, встроен в общую смысловую вертикаль личности», «постоянно соотнесен, созвучен с неким общим замыслом». Ссылаясь на классические работы Виктора Франкла, Б.С. Братусь обосновывает положение о том, что «вне этой постоянной работы личности, единственно способной (призванной) создавать и удерживать смысловое целое, не сводящееся к частям, отдельным действиям и поступкам, — человек не может стать свободным и нравственным существом».

Вслед за Виктором Франклом формулируется понятие «сверхсмысла», или, в интерпретации автора монографии, «наддеятельностного смысла», без которого, отмечает Братусь, «невозможно и продуктивное развитие нижележащих, собственно деятельностных, повседневных индивидуально-психологических смыслов». Смысл не является статичным, заданным на длительный период времени образованием; становление смысловой сферы личности характеризуется своеобразной динамикой: «происходит в определенном культурно-историческом времени, выстраивание смысловых отношений с которым и составляет, отмечает автор, едва ли не основную задачу работы личности». Наряду с определением личностного смысла, в монографии приводится и определение личностных ценностей как «в той или иной форме осознанных и принятых человеком общих смыслов его жизни», которые могут быть как позитивными, так и негативными, «быть как бы «отрицательными ценностями», определять восприятие чего-либо как недостойного, плохого».

В последующем изложении, в главе «Место психологии в изучении душевных болезней», автором рассматривается и анализируется длительная и подчас противоречивая история развития представлений о психических заболеваниях: о психозах — объектах исследования «большой психиатрии», о реактивных состояниях, невротических развитиях, неврозах, относящихся к сфере интересов «малой», пограничной психиатрии, а также о характерологических расстройствах и психо-патиях, также относящихся к «малой» психиатрии. Рассматриваются взаимоотношения психиатрии и психологии, психиатров и психологов, клинического и психологического подходов в диагностике и интерпретации разных форм психической патологии, а также история формирования «Московской» и «Ленинградской» школ патопсихологии и медицинской психологии, конкретные персоналии, конкретный вклад в науку и практику человекознания.

На основании сформулированных в начальных разделах монографии теоретико-методологических положений Б.С. Братусем определены, обоснованы и конкрети-зированы методы профилактики, коррекции, психотерапии и реабилитации различных аномалий личности. Показаны возможности и перспективы как психологической коррекции различных аномалий, так и актуализации, активизации личностного развития и роста, которые на сегодняшний день может предложить психологическая наука в самых разных областях современного гуманитарного знания.

Таким образом, в рамках представленного в монографии авторского подхода предпринято переосмысление фундаментальных категорий нормы и патологии, здоровья и болезни, продуктивного и аномального развития личности, выявляемой «смысловыми представлениями» в понимании А.Н. Леонтьева. Б.С. Братусь обосно-вывает понятие уровней психического и личностного здоровья, последовательных циклов развития деятельности человека, дает свою собственную, оригинальную характеристику смысловой сферы личности. В качестве «координат» личности автор предлагает деятельностное бытие, культуру как систему значений и смысловые образования личности.

Теоретико-методологические положения, изложенные в монографии, находят свое практическое приложение в четвертой главе книги: с позиций разрабатываемого подхода автор представляет конкретные механизмы аномального развития личности при эпилепсии, патохарактерологическом развитии, невротическом развитии, при различных формах алкогольной зависимости, опираясь на действие описанного в теории деятельности А.Н. Леонтьева механизма «сдвига мотива на цель», который может выражаться в сужении, заострении, замыкании мотивационных устремлений на отдельных фрагментах целостной системы. В качестве иллюстраций используются конкретные клинические случаи. Рассмотренный в этой главе метод анализа клинических данных и историй болезни представляет собой, по существу, разработанный авторский «инструмент выявления типичных сценариев, ведущих к тем или иным вариантам развития личности».

Последующие разделы книги, в которых проблема аномалий развития личности рассматривается на конкретно-прикладном уровне, носят преимущественно практико-ориентированный характер. Пятая глава монографии посвящена изложению и анализу общепсихологических предпосылок, на которые опирается изучение собственно алко-гольной зависимости. Автор обосновывает психологические и патопсихологические параметры основных этапов становления алкогольной зависимости, ключевым фактором формирования которой, в соответствии с его представлениями, являются иллюзорные компенсации человеком «разладов своей жизни». Шестая глава посвящена опыту изучения целостного процесса аномального развития личности. Материалом для этой части книги послужила диагностическая, исследовательская и коррекционная работа, которая велась Б.С. Братусем в течение десятилетий с больными эпилепсией, шизофренией, маниакально-депрессивным психозом, хроническим алкоголизмом, неврозами, психопатиями, сосудистыми заболеваниями и последствиями черепно-мозговых травм.

Таким образом, монография Бориса Сергеевича Братуся «Аномалии личности» может служить фундаментом практических разработок в самых различных областях знания о человеке: применение общепсихологического и общенаучного (философ-ского) анализа в представленной книге дает возможность обосновать и разработать решение ключевых практических проблем современной психологии и, в определенной степени, медицины. Рост числа и вариантов личностных нарушений среди разных слоев населения определяет активный интерес к работе Б.С. Братуся у клиницистов. Новая версия монографии «Аномалии личности», в которой представлена авторская концепция, основанная на традициях ведущей школы отечественной психологии, ассоциирующейся с именами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, уже получила в этой связи признание психологов, социологов, психиатров, философов в качестве важного события научной жизни.

 

Ссылка для цитирования

Соловьева С.Л. Рецензия на монографию Бориса Сергеевича Братуся «Аномалии личности» // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 5(64) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2020 РіРѕРґ

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ