|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
_______________________ * Братусь Б.С. Аномалии личности. Психологический подход. – М.: Никея, 2019. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – 912 с. ↑
Проблематика личностных расстройств представ-ляется сегодня актуальной как никогда в связи с совершенствованием и усложнением форм и методов диагностики патологии личности, со все более глубоким проникновением в постоянно усложняющуюся психическую реальность, недостаточную дифференцированность при этом границ нормы и патологии, а также в связи с неуклонным ростом самых разнообразных форм личностной патологии, которая является ключевой как для клинической психологии, так и для психологической науки в целом. Интерес к личностной патологии в течение многих десятилетий не угасает в медицине, социологии, педа-гогике, политологии, философии, литературе и многих других отраслях знания и видах искусства. Второе издание монографии Бориса Сергеевича Братуся, посвященное феноменологии как нормального, так и аномального развития личности, — именно тот фундаментальный труд, который отражает самый широкий контекст, преломляющийся во всем своем многообразии в человеческой природе. Как пишет сам автор, «эта книга об общих проблемах психологии личности, о том, что такое психическое и личностное здоровье, о том, как возможно уклонение от нормы, появление аномалий личности, о том, наконец, какие перспективы, пути предупреждения и коррекции этих аномалий может предложить психологическая наука». Монография имеет подзаголовок «Психологический подход»; между тем феномен личности рассматривается автором как с общефилософских, так и с гуманитарных позиций, с опорой на яркие художественные образы литературных произведений, на теологи-ческие представления с закрепленным в них опытом многих поколений людей, которые ставили и решали общечеловеческие проблемы; неизбежно затрагиваются ключевые и особенно актуальные сегодня этические проблемы; психологические явления находят в том числе и свое биологическое обоснование, закрепленное в медицинских понятиях и концепциях. Таким образом, категория личности представ-ляется в новом, переработанном, расширенном и дополненном формате, приобретая принципиально иное качество презентации. Личность рассматривается Борисом Сергеевичем в самом общем виде как «способ организации, инструмент, орудие присвоения человеческой сущности». Применяя современный, близкий ему «поуровневый» подход, автор предлагает говорить о разных измерениях, уровнях психического аппарата. Один из них Б.С. Братусь называет «собственно личностным или личностно-смысловым, «ответственным» за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и к себе», второй уровень — «уровнем реализации, индивидуально-исполнительским или индивидуально-психоло-гическим уровнем», третий — «психофизиологическим уровнем», выполняющим роль «биологической, нейрофизиологической базы, которая обусловливает как саму возможность функционирования процессов психического отражения, так и существенные особенности строения и динамики, режимов этого функционирования». Такой, более широкий по сравнению с традиционным, подход к пониманию личности соответствует в медицине и в медицинской психологии новой современной парадигме персонологии, интерпретирующей психическую реальность на всех уровнях, совпадающих с уровнями организации и функционирования человека. В более широком контексте автором раскрывается и философско-психологическое исследование проблемы нормы, опирающееся на представления, разрабатываемые в ходе исторического развития психологии как самостоятельной научной дисциплины. В представленной книге рассматриваются наиболее часто используемые на практике понятия психической нормы: статистически-адаптационный подход в психологии и психиатрии, подход с позиций культурного релятивизма, популярные в последнее время экзистенциальный и феноменологический подходы. В монографии наряду с наиболее очевидными негативными критериями нормы представлены и описательные критерии психического здоровья, которые могут рассматриваться в качестве позитивных критериев нормативного развития здоровой личности. Анализируются достоинства и недостатки каждого подхода, возможности их применения на практике. Автором представлена собственная развернутая фундаментальная концепция психического и личностного здоровья, показаны механизмы формирования психологических и психических отклонений, таких как акцентуации характера, неврозы, пограничные состояния, различные виды зависимости, в частности, алкогольная зависимость, а также патопсихологические и психические эквиваленты черепно-мозговых травм. Психическое здоровье рассматривается, в соответствии с разрабатываемой концепцией, как «образование, имеющее сложное, поуровневое строение». В соответствии с авторским подходом, «высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека». Следующий уровень психического здоровья, по Б.С. Братусю, — «уровень индивидуально-психологического здоровья», оценка которого, по мнению автора, «зависит от способностей человека найти адекватные способы реализации смысловых устремлений, выстроить систему и иерархию конкретных целей, добиться успешного результата деятельности и т.п.». Уровень психофизиологического здоровья определяется «особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности»; он «призван обеспечить широту, устойчивость и постоянство условий протекания психических процессов». Выделяется также «нулевой, или предличностный уровень», который представляет собой в интерпретации автора «собственно прагматические смыслы, определяемые лишь самой предметной логикой достижения цели в данных конкретных условиях». Такие смыслы, по выражению Б.С. Братуся, «привязаны к технической ситуации, выполняя служебную регулятивную роль в ее осознании». Широкий контекст презентации психических явлений позволяет автору по-новому подойти к интерпретации болезни. Касаясь проблематики психической патологии, он отмечает, в частности, что многоуровневое психическое здоровье «может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других». В этой связи Б.С. Братусь считает необходимым отметить, что «при оценке личности, полагании ее нормальной или аномальной, отклоняющейся, наконец, при ее воспитании, психокоррекции и психотерапии следует иметь в виду не только и даже не столько особенности ее отдельных проявлений, их сочетания, корреляции и т.п., но и то, как общие смысловые устремления, общие мотивы и способы их достижения соотносятся с нравственными плоскостями человеческого бытия». «Невротичным человека делают не сами по себе проблемы (которые есть у многих, если не у всех), а частое отсутствие, слабость, непроясненность наддеятельностных уровней смыслового сознания, позволяющих отразить, увидеть себя в истинном свете». Очевидно, что в качестве ключевой для авторской позиции при интерпретации аномалий личности выступает понятие смысла. В представленном, новом издании монографии автором дополнена и расширена общепсихологическая модель ценностно-смысловой сферы личности и ее изменений, в частности, при разных формах психической патологии. Как отмечает Борис Сергеевич, в психологии накопилось сегодня множество фактов, доказывающих «особую значимость уровня смысловой регуляции поведения для судьбы деятельности, ее продуктивности и конкретного хода». При этом смысл выполняет свою роль в организации функционирования разнообразных психических явлений не сам по себе; смысл, пишет Б.С. Братусь, «всегда иерархичен, встроен в общую смысловую вертикаль личности», «постоянно соотнесен, созвучен с неким общим замыслом». Ссылаясь на классические работы Виктора Франкла, Б.С. Братусь обосновывает положение о том, что «вне этой постоянной работы личности, единственно способной (призванной) создавать и удерживать смысловое целое, не сводящееся к частям, отдельным действиям и поступкам, — человек не может стать свободным и нравственным существом». Вслед за Виктором Франклом формулируется понятие «сверхсмысла», или, в интерпретации автора монографии, «наддеятельностного смысла», без которого, отмечает Братусь, «невозможно и продуктивное развитие нижележащих, собственно деятельностных, повседневных индивидуально-психологических смыслов». Смысл не является статичным, заданным на длительный период времени образованием; становление смысловой сферы личности характеризуется своеобразной динамикой: «происходит в определенном культурно-историческом времени, выстраивание смысловых отношений с которым и составляет, отмечает автор, едва ли не основную задачу работы личности». Наряду с определением личностного смысла, в монографии приводится и определение личностных ценностей как «в той или иной форме осознанных и принятых человеком общих смыслов его жизни», которые могут быть как позитивными, так и негативными, «быть как бы «отрицательными ценностями», определять восприятие чего-либо как недостойного, плохого». В последующем изложении, в главе «Место психологии в изучении душевных болезней», автором рассматривается и анализируется длительная и подчас противоречивая история развития представлений о психических заболеваниях: о психозах — объектах исследования «большой психиатрии», о реактивных состояниях, невротических развитиях, неврозах, относящихся к сфере интересов «малой», пограничной психиатрии, а также о характерологических расстройствах и психо-патиях, также относящихся к «малой» психиатрии. Рассматриваются взаимоотношения психиатрии и психологии, психиатров и психологов, клинического и психологического подходов в диагностике и интерпретации разных форм психической патологии, а также история формирования «Московской» и «Ленинградской» школ патопсихологии и медицинской психологии, конкретные персоналии, конкретный вклад в науку и практику человекознания. На основании сформулированных в начальных разделах монографии теоретико-методологических положений Б.С. Братусем определены, обоснованы и конкрети-зированы методы профилактики, коррекции, психотерапии и реабилитации различных аномалий личности. Показаны возможности и перспективы как психологической коррекции различных аномалий, так и актуализации, активизации личностного развития и роста, которые на сегодняшний день может предложить психологическая наука в самых разных областях современного гуманитарного знания. Таким образом, в рамках представленного в монографии авторского подхода предпринято переосмысление фундаментальных категорий нормы и патологии, здоровья и болезни, продуктивного и аномального развития личности, выявляемой «смысловыми представлениями» в понимании А.Н. Леонтьева. Б.С. Братусь обосно-вывает понятие уровней психического и личностного здоровья, последовательных циклов развития деятельности человека, дает свою собственную, оригинальную характеристику смысловой сферы личности. В качестве «координат» личности автор предлагает деятельностное бытие, культуру как систему значений и смысловые образования личности. Теоретико-методологические положения, изложенные в монографии, находят свое практическое приложение в четвертой главе книги: с позиций разрабатываемого подхода автор представляет конкретные механизмы аномального развития личности при эпилепсии, патохарактерологическом развитии, невротическом развитии, при различных формах алкогольной зависимости, опираясь на действие описанного в теории деятельности А.Н. Леонтьева механизма «сдвига мотива на цель», который может выражаться в сужении, заострении, замыкании мотивационных устремлений на отдельных фрагментах целостной системы. В качестве иллюстраций используются конкретные клинические случаи. Рассмотренный в этой главе метод анализа клинических данных и историй болезни представляет собой, по существу, разработанный авторский «инструмент выявления типичных сценариев, ведущих к тем или иным вариантам развития личности». Последующие разделы книги, в которых проблема аномалий развития личности рассматривается на конкретно-прикладном уровне, носят преимущественно практико-ориентированный характер. Пятая глава монографии посвящена изложению и анализу общепсихологических предпосылок, на которые опирается изучение собственно алко-гольной зависимости. Автор обосновывает психологические и патопсихологические параметры основных этапов становления алкогольной зависимости, ключевым фактором формирования которой, в соответствии с его представлениями, являются иллюзорные компенсации человеком «разладов своей жизни». Шестая глава посвящена опыту изучения целостного процесса аномального развития личности. Материалом для этой части книги послужила диагностическая, исследовательская и коррекционная работа, которая велась Б.С. Братусем в течение десятилетий с больными эпилепсией, шизофренией, маниакально-депрессивным психозом, хроническим алкоголизмом, неврозами, психопатиями, сосудистыми заболеваниями и последствиями черепно-мозговых травм. Таким образом, монография Бориса Сергеевича Братуся «Аномалии личности» может служить фундаментом практических разработок в самых различных областях знания о человеке: применение общепсихологического и общенаучного (философ-ского) анализа в представленной книге дает возможность обосновать и разработать решение ключевых практических проблем современной психологии и, в определенной степени, медицины. Рост числа и вариантов личностных нарушений среди разных слоев населения определяет активный интерес к работе Б.С. Братуся у клиницистов. Новая версия монографии «Аномалии личности», в которой представлена авторская концепция, основанная на традициях ведущей школы отечественной психологии, ассоциирующейся с именами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, уже получила в этой связи признание психологов, социологов, психиатров, философов в качестве важного события научной жизни.
Ссылка для цитирования Соловьева С.Л. Рецензия на монографию Бориса Сергеевича Братуся «Аномалии личности» // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 5(64) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
В начало страницы
|
|
|