Лебединский М.С.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

 

Валерий Анатольевич Ковалевский (28.05.1958—02.10.2020)

 

В память об ученом, учителе, коллеге —
Ковалевском Валерии Анатольевиче

Груздева О.В., Логинова И.О., Арамачева Л.В.
(Красноярск, Россия)

 

 

Груздева Ольга Васильевна

Груздева Ольга Васильевна

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психо-логии и педагогики детства; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Aстафьева», ул. Ады Лебедевой, д. 89, Красноярск, 660049, Россия.
Тел.: 8 (391) 263-95-71.

E-mail: gruzdeva@kspu.ru

Логинова Ирина Олеговна

Логинова Ирина Олеговна

доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии с курсом последипломного образования; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Партизана Железняка, д. 1, Красноярск, 660022, Россия. Тел.: 8 (391) 220-13-95.

E-mail: loginova70_70@mail.ru

Арамачева Людмила Викторовна

Арамачева Людмила Викторовна

кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и педаго-гики детства; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Aстафьева», ул. Ады Лебедевой, д. 89, Красноярск, 660049, Россия. Тел.: 8 (391) 263-95-71.

E-mail: ludvik_76@mail.ru

 

Аннотация. В статье памяти ученого Валерия Анатольевича Ковалевского приводятся основные биографические данные, сведения о научных интересах, достижениях в научной, общественной и управленческой деятельности, наградах и званиях. Информация об ученом дополнена перечнем избранных трудов (со ссылками), направлениями научных исследований и воспоминаниями коллег, учеников, близких, а также фотографиями из их личных архивов.

Ключевые слова: Ковалевский В.А.; профессор; ректор; медицинская психология; психология; научная школа; профилактика наркомании; психосоматика; соматически больные дети; семья; социальная медицина; феноменология детства.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

09.10.2020

22.10.2020

29.10.2020

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

2 октября ушел из жизни Валерий Анатольевич Ковалевский (1958—2020) — доктор медицинских наук, профессор, общественный деятель, ректор Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (2015—2020).

Валерий Анатольевич Ковалевский родился 28 мая 1958 года в поселке Акташ Алтайского края. В 1981 году окончил лечебно-профилактический факультет Омского государственного медицинского института и был распределен в целевую аспирантуру по нормальной физиологии в Красноярский государственный медицинский институт. В 1986 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по проблеме взаимосвязей эмоционального состояния беременных и развития их потомства.

Более чем тридцатилетняя деятельность В.А. Ковалевского в системе высшего образования связана с двумя старейшими вузами Красноярского края: Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева и Красноярским государственным медицинским университетом им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого.

В педагогическом — В.А. Ковалевский прошел путь от старшего преподавателя кафедры психологии до ректора университета. На протяжении ряда лет возглавлял основанную им кафедру психологии детства.

В медицинском — с 1997 года, с момента открытия кафедры медицинской психологии и психотерапии с курсом педагогики, В.А. Ковалевский стал ею заведовать. В 1998 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук по специальности «Медицинская психология»: «Особенности личности ребенка при нарушении здоровья», а в 1999 году ему было присвоено ученое звание профессора. В 2000 году под руководством профессора В.А. Ковалевского стала работать аспирантура по специальности 19.00.04 — Медицинская психология, а с 2010 года начат набор на специальность «Клиническая психология» по очной форме обучения.

Валерий Анатольевич стоял у истоков создания и развития в Красноярском крае медицинской психологии как нового научного направления и службы психологической помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Под его руководством развивается научная школа «Феноменология детства. Обеспечение психологического и психического здоровья детей».

В.А. Ковалевский. Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал» (Красноярск, КрасГМУ, 23-24 ноября 2012 г.)

 

В.А. Ковалевский — автор многочисленных научных работ, научный руководитель докторских и кандидатских, магистерских диссертаций, признанный эксперт в области развития личности ребенка.

Профессиональная, административная деятельность и научные интересы требовали от Валерия Анатольевича активной жизненной позиции и за пределами вузов. Валерий Анатольевич был членом Президиума Всероссийской ассоциации психотерапевтов и медицинских психологов, членом координационного совета при администрации Красноярского края по проблемам наркомании, членом экспертного совета управления здравоохранения администрации Красноярского края по психиатрии, психотерапии и медицинской психологии, председателем общественного совета по защите прав ребенка при администрации Красноярского края, членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края, членом Общественного совета при Красноярском филиале Госнаркоконтроля РФ, членом Совета по науке и высшему образованию при Губернаторе Красноярского края.

См. в нашем журнале
Гребенникова В.В., Ковалевский В.А. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий: архиепископ и врач

Валерий Анатольевич был главным редак-тором Вестника Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, членом редакционного совета журнала «Меди-цинская психология в России», первый номер которого в 2009 году открывался его статьей «Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий: архи-епископ и врач» в соавторстве с В.В. Гребен-никовой.

С 2015 года Валерий Анатольевич — ректор Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Под его руководством университет укрепил позиции ведущего педагогического вуза и подтвердил признание в современном вузовском сообществе.

По инициативе Валерия Анатольевича появилась новая форма взаимодействия вуза и образовательной организации — Научно-образовательный комплекс, научно-внедренческая площадка.

Вклад В.А. Ковалевского в научную и просветительскую деятельность отмечен многочисленными наградами и званиями — Отличник народного просвещения, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации и др.

Награждение В.А. Ковалевского за заслуги в создании факультета клинической психологии (КрасГМУ, 2012 г.).

 

Сочетание высокого профессионализма, организаторских способностей, педаго-гического таланта и глубочайшей интеллигентности всегда вызывали неизменное уважение студентов, сотрудников университета, представителей высших учебных заведений и профессиональных сообществ.

Основные направления исследований, научные интересы

• 

развитие личности больного ребенка [1; 2; 3; 4; 12; 14; 18];

• 

перинатальная психология (психология беременной женщины) [7; 12; 20];

• 

реабилитация в наркологии [16; 17; 19];

• 

медико-психолого-педагогическая реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [4; 8; 14];

• 

профилактика наркозависимости подростков [16; 17; 19];

• 

работа с семьями наркозависимых [16; 17; 19];

• 

психология деятельности [1; 5; 13; 16; 17];

• 

психология семьи и семейного воспитания [6; 7; 12; 21];

• 

ребенок и родитель в замещающей семье [8; 15; 21];

• 

психологическое сопровождение личности в кризисные периоды [7; 18; 20; 23];

• 

медико-психолого-социальное сопровождение детей с ОВЗ [1; 5; 18; 20; 23];

• 

психология преподавания в высшей школе [9; 10; 11; 22].

С содержанием научных трудов профессора Ковалевского В.А. по названным направлениям можно ознакомиться, обратившись к представленным ниже источникам.

 

 

Избранные труды профессора Ковалевского В.А.

 

Общее количество научных работ по проблемам возрастной и медицинской психологии более 180, в том числе пять монографий, восемь пособий, учебник по социальной медицине 1.

 

В память о Валерии Анатольевиче его коллеги, ученики

Груздева Ольга Васильевна, кандидат психологи-ческих наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева, аспирант В.А. Ковалевского: «Валерий Анатольевич для меня не просто коллега. Это судьбоносный человек. В 1991 году он был первым деканом факультета педагогики и психологии детства и делал набор студентов очного отделения. Я и еще около 50 человек стали этими студентами. Запомнился он нам как строгий, но авторитетный преподаватель общей психологии. До сих пор хранятся лекционные тетради и звучат его крылатые выражения — «Личность — это человек, состоявшийся в трех ипостасях: на работе (успешная карьера), в семье и имеющий хобби!». Цитируем в этом его часто на уже своих занятиях и многие из нас по этой модели выстраивают свою жизнь. Валерий Анатольевич, после завершения мною обучения на специалитете, предложил остаться на кафедре психологии детства и расти в науке. Так, под его руководством, была успешно защищена диссертация в 2003 г. мною и коллегой Еленой Владиславовной Котовой. Мы были первыми его аспирантами. Все организационные процессы и сопровождение нас в процессе работы над кандидатской диссертацией было выстроено Валерием Анатольевичем. Он ввел нас в круг настоящих, высоких ученых, закрепил в научном сообществе. Таким образом, Валерий Анатольевич стал и является моим учителем и в профессии, и в науке, и в жизни. Нам очень ответственно и необходимо продолжать его стиль работы, направления исследований, быть достойными продолжателями его идей. Вечная ему память!»

Логинова Ирина Олеговна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии с курсом последипломного образования КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ: «Я работала с Валерием Анатольевичем в педуниверситете, затем в медицинском… И что больше всего поражало в нем как в Человеке и Профессионале — это организация собственной жизни — четкий, выверенный до минут тайм-менеджмент. Он успевал все… иногда казалось, в его сутках не 24 часа, а как минимум в два раза больше. Его трудолюбие, обязательность, надежность удивляли и вдохновляли одновременно. Даже будучи ректором педагогического университета, он находил время и вдохновенно читал лекции и проводил занятия со студентами медицинского университета. «Я так отдыхаю, — говорил Валерий Анатольевич, показывая своим примером, как смена видов деятельности может быть отдыхом. Он любил жизнь, он спешил все успеть, у него было много планов и идей… воплощение их его соратниками, коллегами и учениками — самая лучшая память о нем… Светлая память…».

Волкова Олеся Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии с курсом последипломного образования КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, ученица В.А. Ковалевского: «Я думаю, что все ученики Валерия Анатольевича Ковалевского (выпускники кафедры, которую он много лет возглавлял, последователи его научной школы, защитившие кандидат-ские диссертации под его научным руководством, все выпускники Красноярского государственного педагогичес-кого университета в тот период, когда он был ректором) единодушны в признании того факта, что Валерий Анатольевич учил нас не словом, а учил собой, своей многогранной Личностью. Уникальное сочетание демокра-тичности и строгости, духа свободы и высочайшей ответственности, душевности и соблюдения личностных границ давало нам — ученикам нашего Учителя — возможность опираться на то, что в науке Психологии именуется психологической устойчивостью, а для нас выражалось в стабильности, ясности, прозрачности той обстановки, которую он создавал для нашего личностного и профессионального роста… К сожалению, мы не успели вернуть сторицей Валерию Анатольевичу все, чем ему обязаны. Слишком рано и неожиданно мы все его потеряли… Но то, что мы не утратим никогда — это то, что он прорастил в нас: любовь к жизни, к своим семьям, к профессии, благодарность этому миру за каждую возможность расти и развиваться, умение быть принимающими, понимающими, дружить десятками лет… И всегда вспоминать нашего Декана самыми светлыми словами благодарности. Лично я была, есть и буду оставаться в высшей степени признательной Валерию Анатольевичу за возможность быть его ученицей в качестве студентки, аспиранта, а в последствие — коллегой. Без встречи с этим замечательным, чутким, интеллигентным, поддержи-вающим, гуманным Человеком моя жизнь и профессиональное становление не были бы такими успешными, как они есть… Светлая память….».

Миллер Ольга Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии КГПУ им. В.П. Астафьева. Работала с Валерием Анатольевичем с начала его препо-давательской деятельности. «Кафедра психологии. Начало пути. Валерий Анатольевич Ковалевский на кафедре педагогики и психологии тогда еще в Красноярском государственном педагогическом институте начал работать в 1986 году в качестве старшего преподавателя. Доброжелательный, мягкий, неравнодушный человек, он в то же время показал себя человеком деловым и целе-устремленным. Поэтому неудивительно, что уже через два года он стал доцентом кафедры психологии, в организации и становлении которой он принял активное участие. Психологическая наука в то время только начинала возрождаться в стране, стала востребованной в школах, и вместе с другими членами кафедры Валерий Анатольевич оказывал психологическую поддержку учителям, разрабатывал программу психологического сопровождения учащихся школ нашего города. Именно тогда он определился с главной темой своей научной деятельности — развитием детей с соматическими заболеваниями. Активная научная, педагогическая и организационная деятельность, в конце концов, привела к тому, что Ковалевский «перерос» кафедру психологии: способствуя появлению в нашем вузе нового — дошкольного факультета, он стал его деканом, а впоследствии — ректором университета. Однако теплые отношения всегда сохранялись между Валерием Анатольевичем и членами кафедры психологии».

Дубовик Евгения Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии КГПУ им. В.П. Астафьева, аспирант В.А. Ковалевского: «Знакомство с Валерием Анатольевичем состоялось в первом семестре первого курса на лекциях по дисциплине «Общая психо-логия». Особенность лекций его заключалась в структурной компоновке и академического стиля преподавания: каждая лекция начиналась с плана, каждый фрагмент находился на своем месте, не было случайных кусков, которые бы отвлекали внимание от предмета.

Валерий Анатольевич был моим научным руководи-телем курсовой, дипломной работы и кандидатской диссер-тации. Я до сих пор благодарна ему за то, каким он был руководителем. Он никогда не критиковал. Он исследование направлял в нужное русло: «Я бы, на Вашем месте, сделал так…»! Руководство Валерия Анатольевича было довольно демократичным, что предоставило мне полную свободу действий при написании той или иной научной работы. Во время защиты дипломной работы, кандидатской диссертации давал сильную поддержку: взглядом, кивком головы, жестом.

Ковалевский В.А. был профессионалом во всем: преподавал ли он дисциплину, организовывал ли работу кафедры.

15 лет я проработала на кафедре психологии детства, где Валерий Анатольевич был заведующим кафедрой. Данный период для меня был самым счастливым. Валерий Анатольевич создал команду, где научил нас работать успешно и эффективно. Можно отметить много его личностных качеств и способностей как руководителя, но для меня ценными оказались следующие: порядочность, дисциплинированность, организатор-ские способности, умение ценить время, требовательность к себе и к другим, доброта, внимание, гибкость, чувство юмора.

Годы работы на кафедре психологии детства стали хорошей школой для дальнейшего моего карьерного роста — работы в должности заведующего кафедрой.

Он умел работать, умел отдыхать, умел общаться, умел слушать, умел руководить. Спасибо за всё, Вам, Валерий Анатольевич! Вечная память».

Арамачева Людмила Викторовна, кандидат психоло-гических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева, аспирант В.А. Ковалевс-кого: «Валерий Анатольевич Ковалевский был для меня сначала преподавателем психологии, когда я была студенткой университета, потом научным наставником во время работы на базе исследовательской площадки кафедры, в детском саду № 194 г. Красноярска, и — научным руководителем во время обучения в аспирантуре Красноярского государственного педагогического универси-тета им. В.П. Астафьева. В 2011 году под его руководством я успешно защитила кандидатскую диссертацию. Отдаю должное ему как научному руководителю — грамотному, заинтересованному, корректному, понимающему, мудрому.

На кафедре психологии детства я проработала с Валерием Анатольевичем 15 лет. Хотелось бы сказать о нем как о заведующем кафедрой. Валерию Анатольевичу удалось сформировать в нашем подразделении особую творческую атмосферу, как для преподавателей, так и для студентов, аспирантов — готовность к научному поиску и исследовательской работе. Всегда восхищало его умение чувствовать людей. Когда я пришла на кафедру, познакомилась с коллегами, включилась в работу — удивлялась: «Какой слаженный у нас коллектив! Как мы все похожи: своим отношением к работе, к людям, к жизни в целом. Как легко и продуктивно нам удается работать в команде!».

Через какое-то время поняла, что это именно благодаря Валерию Анатольевичу у нас такая уникальная кафедра. Он очень тщательно и скрупулезно создавал коллектив кафедры, подбирал сотрудников. Валерий Анатольевич всегда старался во всем помогать нам, и в профессиональной и в личной жизни.

С основания кафедры прошло достаточно времени, к сожалению, пути многих из нас разошлись, не все сотрудники бывшей кафедры психологии детства работают сейчас в университете и проживают в Красноярске. Но мы до сих пор очень дружны, стараемся, по возможности, поддерживать связь, общение, помогать друг другу, если возникают жизненные трудности, как учил нас своим личным примером наш руководитель.

Я бесконечно благодарна Валерию Анатольевичу за переданные бесценные знания и опыт. Валерий Анатольевич навсегда останется для меня образцом руководителя, профессионала, наставника, Человеком с большой буквы! Добрая память…»

Василькова (Дусказиева) Жанна Геннадьевна, канди-дат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии с курсом ПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, аспирант В.А. Ковалевского: «Поймала себя на мысли, что знаю Ковалевского Валерия Анатольевича уже целых 20 лет… Это время пролетело незаметно… Как у научного руководителя, а затем и заведующего кафедрой, я училась у Валерия Анатольевича не только исследовательской и преподавательской деятельности, но и тем навыкам, которые очень пригодились в жизни — эффективно планировать свое время; оптимально распределять ресурсы, когда работаешь одновременно в нескольких местах; держать нужную дистанцию с людьми и уважать чужие границы и выбор других людей; саморегуляции в тех ситуациях, когда нужно методично и долго идти к своей цели. Он запомнился мне Человеком, способным общаться на равных со всеми людьми, независимо от их возраста, материального и социального статуса… Для меня именно это качество остается в нем самым ценным»!

Улыбина Екатерина Владимировна, старший препода-ватель кафедры психологии и педагогики детства, аспирант В.А. Ковалевского: «Самые тёплые воспоминания о Валерии Анатольевиче связаны со студенчеством. Мы все учились понемногу… но, вопреки классику, на лекциях по общей психологии «чему-нибудь» и «как-нибудь» учиться не получалось: по прошествии уже больше десяти лет я и мои однокурсники помним весь материал в деталях и почти дословно, многие бережно хранят «заветные» конспекты. Уважаемый специалист, известный ученый, исследователь, заведующий кафедрой, а для нас тогда — любимый преподаватель. И вспоминается порой множество ситуаций с занятий: вот ластик летит над столом и ударяется в стену — иллюстрация проявления непроизвольного внимания, «мишени» на доске — наглядное отражение структуры личности… Больше всего мы, зеленые молодые студенты, «уважали» эффект Б.В. Зейгарник: Валерий Анатольевич иногда напоминал о нем и со словами, что продуктивнее и точнее запоминаются прерванные события, отпускал нас немного раньше звонка на перерыв, а мы, радостные и благодарные основательнице патопсихологии и нашему великодушному профессору, бежали в столовую. Будучи первокурсниками, только начинающими свой студенческий путь, мы познакомились с такой великолепной подачей материала, стилем изложения, точностью и конкретностью содержания, а также уважением и требовательностью к студентам, что на протяжение всего студенчества гордились тем, что общую психологию у нас вел «сам Ковалевский». Высокую планку задал Валерий Анатольевич тогда своим коллегам. Да и мне, спустя годы, находясь уже в роли преподавателя, хочется «не подвести»: в профессиональной деятельности прибли-зиться к этой удивительной деликатности, образованности, культуре и мудрости».

В.А. Ковалевский с международными партнерами из Беларуси и Польши (октябрь, 2018)

 

Ректор Высшей медицинской Школы в Белостоке профессор Лех Хычевски, Канцлер Высшей медицинской Школы в Белостоке Миколай Томулевич, Ректор Государственной высшей профессиональной школыв г. Сувалки Марта Вишневска и коллеги из Вроцлава, Щецина и Сувалок: «Нам было трудно принять известие о смерти нашего прекрасного друга профессора Валерия Анатольевича Ковалевского. Тем сильнее мы сопереживаем вашей утрате. Мы глубоко скорбим о смерти Валерия Анатольевича. Для нас он всегда был примером заботы, чуткости, внимания и покорял добротой и человеколюбием. Высшая медицинская Школа в Белостоке и Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева сотрудничают уже около 10 лет, и в развитии наших взаимоотношений за последние 5 лет великая заслуга Валерия Анатольевича. Мы гордимся, что нам довелось знать его, быть у вас в университете и принимать его и сотрудников вуза в Польше. С глубоким и искренним сопереживанием….»

Доцент А.И. Шпаков и кафедра спортивной медицины и лечебной физической культуры ГрГУ им. Янки Купалы, Беларусь: «Приносим свои искренние соболезнования родным и близким людям прекрасного Человека — профессора Валерия Анатольевича Ковалевского. Его профессионализм, компетентность и преданность делу снискали подлинное уважение всех, кто работал с ним. Глубоко скорбим о смерти Валерия Анатольевича. Для нас он всегда был прекрасным примером деятельного человека и покорял добротой и человеколюбием. Гродненский государственный университет имени Янки Купалы сопереживает вместе с вами».

Фото из личных архивов коллег по кафедре психологии детства КГПУ
имени В.П. Астафьева

Первый состав кафедры психологии детства КГПУ, август 2004

Кафедра психологии детства КГПУ, ноябрь 2006

На юбилее В.А. Ковалевского, май 2008

После защиты кандидатской диссертации Арамачевой Л.В.,
с научными руководителями Ковалевским В.А. и Залевским Г.В., Томск, 13 мая 2011

Осенний кросс с участием заведующего кафедрой и его аспирантов, сентябрь 2015

 

_______________________

1  Смотрите https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=345248

 

Литература

1.   Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка: учебное пособие. – Красноярск, 1997. – 124 с.

2.   Ковалевский В.А. Внутренняя картина болезни у часто болеющих старших дошкольников // Педиатрия. – 1998. – № 1. – С. 102–103.

3.   Ковалевский В.А. Психологический портрет больного ребенка // Журнал практического психолога. – 1999. – № 2. – С. 54–57.

4.   Ковалевский В.А. Личность больного ребенка: проблемы реабилитации // Образование детей, больных сколиозом: теория и практика. – Красноярск. – 2004. – С. 45–52.

5.   Ковалевский В.А. Психология общения врача и пациента: методическое пособие для врачей, интернов и курсантов факультета повышения квалификации. – Красноярск: Крас. гос. мед. университет, 2009. – 35 с.

6.   Ковалевский В.А. Психология семьи и болезнь ребенка: учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального образования. – Красноярск: Сиб. гос. технол. университет, 2009. – 75 с.

7.   Ковалевский В.А. Характер ребенка и психологическое здоровье семьи // Сибирский характер как ценность: кол. монография / под общей ред. М.И. Шиловой. – Т. 3. – Красноярск, 2009. – С. 211–247.

8.   Ковалевский В.А. Обеспечение равных возможностей для детей, прожива-ющих в Красноярском крае и нуждающихся в особой заботе государства // Психолого-медико-педагогическое сопровождение особого ребенка: сборник статей. – Красноярск: Крас. гос. пед. университет им. В.П. Астафьева, 2014. – С. 13–27.

9.   Ковалевский В.А. Надпредметные компетенции студентов вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2016. – № 4. – С. 15–18.

10.  Ковалевский В.А. Новые приоритеты модернизации педагогического обра-зования: опыт их реализации в КГПУ им. В.П. Астафьева // Вестник Алтайского государственного педагогического университета – 2018. – № 2(35). – С. 48–56.

11.  Ковалевский В.А. Непрерывность инноваций в педагогическом университете как ресурс конкурентоспособности выпускников // Педагогика. – 2019. – № 2. – С. 96–104.

12.  Ковалевский В.А. Особенности взаимосвязей материнского отношения и мелкой моторики часто болеющих детей раннего возраста // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2019. – № 1. – С. 97–104.

13.  Ковалевский В.А., Бочарова Ю.Ю. Новая магистратура: ответ на вызовы профессиональной реальности // Сибирский вестник специального образования. – 2015. – № 2 (15). – С. 4.

14.  Ковалевский В.А., Груздева О.В. Соматически больной ребенок: специфика социально-личностного развития (результаты комплексного исследования) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2010. – № 3. – С. 115–122.

15.  Ковалевский В.А., Карлова О.А. Направления развития доступности качест-венного обучения и воспитания детей Красноярского края // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2014. – № 2(28). – С. 6–17.

16.  Ковалевский В.А., Кулаков И.И., Соловьева А.А. Стратегии коррекции соза-висимости: учебно-методическое пособие для курсантов ФУВа и студентов медвуза. – Красноярск, 2005. – 45 с.

17.  Ковалевский В.А., Савельева М.А. Возможности экспериментально-психо-логического исследования в наркологической клинике: методическое пособие. – Красноярск, 2008. – 32 с.

18.  Ковалевский В.А., Урываев В.А. Психология ребенка – пациента соматической клиники. Практикум: учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов. – Красноярск: Крас. гос. мед. академия; Ярославль: Яр. гос. мед. академия. – 2006. – 88 с.

19.  Основы социальной медицины. Учебник для студентов высших учебных заведений / Л.Г. Климацкая, В.А. Ковалевский, А.И. Шпаков [и др.]. –  Сувалки, 2020. – 276 с.

20.  Савченков Ю.И., Шилов С.Н., Ковалевский В.А. Антенатальные факторы постнатального онтогенеза (экспериментальное исследование): монография. – Красноярск: Литера-принт, 2015. – 312 с.

21.  Семейная политика в Красноярском крае в контексте приоритетных нацио-нальных и краевых проектов: материалы заседания Совета при Губернаторе Красноярского края по реализации приоритетных национальных и краевых проектов / научн. ред. В.А. Ковалевский, А.К. Лукина, Г.Л. Рукша. – Красноярск: адм. края. – 2008. – 64 с.

22.  Современные вызовы и эффективные технологии педагогического образо-вания / В.А. Ковалевский, И.Р. Лазаренко, И.В. Кожанов [и др.] // Аккредитация в образовании. – 2016. – № 8 (92). – С. 22–24.

23.  Урываев В.А., Ковалевский В.А. Введение в педиатрическую психологию. Практикум: учебное пособие для студентов педиатрических факультетов медицин-ских вузов. – Красноярск: Крас. гос. мед. академия; Ярославль: Яр. гос. мед. академия. – 2009. – 88 с.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9(092)

Груздева О.В., Логинова И.О., Арамачева Л.В. В память об ученом, учителе, коллеге — Ковалевском Валерии Анатольевиче // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 5(64) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2020 РіРѕРґ

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ