Лебединский М.С.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Смысловые аспекты подросткового суицида

Храмцова О.В. (Хабаровск, Россия)

 

 

Храмцова Ольга Викторовна

Храмцова Ольга Викторовна

медицинский психолог отделения АСПЭ Краевого центра судебно-психиатрических экспертиз; Краевое государственное бюджетное учреж-дение здравоохранения «Краевая клиническая психиатрическая больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края, ул. Серышева, 33, Хабаровск, 680038, Россия. Тел.: 8 (421) 256-29-73.

E-mail: olga-kholicheva2008@yandex.ru

 

Аннотация. Целью данной работы стало решение проблемы выяв-ления суицидальных рисков в подростковом возрасте через исследование смыслового наполнения подростками 15-16 лет понятий «дружба», «любовь», «совесть», «жизнь». Материалы и методы: в исследовании приняли участие 28 десятиклассников средней школы г. Хабаровска в возрасте 15-16 лет. Ответы респондентов были подвергнуты контент-анализу по методике Б.А. Еремеева. Результаты: в ходе исследования было выявлено, что смысловое наполнение понятия «дружба» для подростков — это отношения между людьми, основанные на понимании, интересе, взаимопомощи и доверии. Смысловое наполнение понятия «любовь» у старшеклассников — это чувство, связанное с человеком, прежде всего, это также и привязан-ность. Понятие «совесть» для подростков — это чувство, «помогающее правильно…», когда «плохое что-то совершает…». Смысловое наполнение понятия «жизнь» связано у десятиклассников с понятием «дружба». Выводы: для старшеклассников ценность жизни определяется через дружбу. В данном смысловом наполнении понятия «жизнь» в подрост-ковом возрасте намечаются факторы риска подросткового суицида, а также профилактический потенциал для предотвращения суицидальных попыток среди подростков.

Ключевые слова: суицид; подростковый возраст; ценностно-смысловая сфера личности; смысл жизни; этапы морально-нравственного развития; смысловое наполнение понятий: дружба, любовь, совесть, жизнь.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

19.06.2020

09.10.2020

03.12.2020

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Проблема детского и подросткового суицида стала актуальной для страны в целом и для судебной психологии в частности в последнее десятилетие и остается не менее актуальной сегодня. В СМИ, научных журналах, на конференциях обсуждается данная проблема, говорится о причинах, предпосылках и проявлениях подросткового суицида, мерах предотвращения самоубийств среди детей и подростков [3; 5; 6; 7; 18; 23; 29].

Тем не менее число законченных суицидов среди данной популяции растет. По данным на 2017—2018 гг., каждый двенадцатый подросток в России в возрасте от 13 до 17 лет пытается совершить попытку самоубийства. Л.Б. Шнейдер, Н. В Сургучева пишут о том, что суицидальные тенденции обнаруживаются почти у каждого третьего подростка в возрасте от 14 до 16 лет [33]. Ф.С. Сафуанов отмечает, что в последние годы в Российской Федерации возрастает количество самоубийств несовершеннолетних, в том числе совершенных под воздействием средств массовой информации [23]. В феврале 2018 года «Центр интернет-технологий» провел исследование «Хештеги групп смерти» в социальных проектах. Печальная статистика исследования показала, что предпринимаемые попытки социальных проектов уменьшить число подобных хештегов не дала результатов, и число игроков возросло. С начала 2017 года найдены около 41 601 возможных участников «групп смерти» [22].

Суицид в своей основе — сложное психологическое явление, что подчеркивают как зарубежные [11; 21; 31; 34], так и отечественные [1; 11; 13; 14; 18; 30] исследователи. Предупреждение возникновения и распространения суицидального поведения подростка возможно лишь при тщательном всестороннем изучении этого явления во всем его многообразии и полноте [6; 20; 35].

Возрастной аспект исследований в этой области является одним из важных, так как суицидальное поведение в каждой из возрастных групп обусловлено различными причинами. В настоящее время известно, что на формирование и проявление суицидального поведения в подростковом возрасте оказывают влияние многочислен-ные биопсихосоциальные факторы [3; 26; 32]. Одним из таких факторов являются особенности межличностного общения подростков. К.В. Сыроквашина, Е.Г. Дозорцева описывают у подростка своеобразную ситуацию «расщепления» оценки своей личности родителями и группой сверстников: «Имея позитивную оценку в глазах родителей, демонстрируя социально одобряемое поведение, как правило, обладая позитивным статусом с точки зрения школьной успеваемости и академических достижений. При этом для подростка чрезвычайно значимым становится взаимодействие с группой сверстников, разделение их увлечений и интересов, участие в специфических для данной возрастной группы формах активности, таких как переписка в социальных сетях с введением специфической (в том числе обсценной) лексики и форм выражения. Это формирует конфликт идентичности у подростка, как правило, в его мироощущении мир сверстников и мир родителей противоположны по духу и содержа-нию» [26]. Мир сверстников достаточно авторитарно диктует подростку взгляды на окружающий мир, людей, на проблему смысла жизни и возможность оборвать жизнь, потерявшую смысл, через самоубийство [32]. Межличностные отношения в контексте формирования суицидального поведения у подростков приобретают двойное значение. С одной стороны, конфликтные взаимоотношения, ссоры с друзьями, возлюбленными выступают в качестве непосредственных причин самоубийства. С другой стороны, ситуации, когда подростки оказываются прямыми или опосредованными свидетелями суицида, либо знакомы с суицидентами, предрасполагают к суицидальному поведению подростков [26].

В экспертной практике амбулаторного отделения судебно-психиатрических экспертиз Краевого центра судебно-психиатрических экспертиз г. Хабаровска на фоне многочисленных единоличных суицидов подростков появляются случаи группового ухода подростков из жизни по двое и более человек. Убивают себя друзья, одновре-менно или поочередно; возлюбленные. Также появились случаи совместной подготовки друзей к суициду одного из них. Друзья активно советуют способы самоубийства, «правильную» подготовку к суициду своему товарищу, подбирают место для совер-шения суицида, провожают друга, решившегося на суицид, к месту самоубийства, присутствуют при совершении самоубийства, при этом не пытаются отговорить своего друга от суицида, не пытаются принять меры по предотвращению суицида (из примеров судебных психолого-психиатрических экспертиз, проводимых в г. Хабаровске).

Такие примеры обесценивания собственной жизни, а также жизни близких людей: друзей и возлюбленных — наталкивают на мысль о связи суицидального поведения с особенностями ценностно-смысловой сферы подросткового возраста. Именно в данном возрасте формируются нравственные ценности, жизненные перс-пективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить и понять себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами, формируются личностные смыслы жизни, отношение к собственной жизни как к определенной ценности [8; 9; 15; 16].

Философия трактует смысл жизни как психологический способ переживания жизни в процессе ее осуществления [25].

Смысл жизни — это не только время, ориентированное на будущее, не только жизненные планы и цели, но и психологическая «кривая» постоянного ее осущест-вления. Поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем ее смысла, а, наоборот, усиливаем его, убеждаемся в нем, переживаем его. Способность человека переживать ценность жизни, удовлетворяться ею и составляет ее смысл.

С одной стороны, смысл жизни выражает притязания личности, ее стремления, потребности, с другой — является подтверждением ее реальных достижений, реальной способности выражать себя в формах жизни. Поэтому смысл жизни — это не только будущее, не только перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка достигнутого своими силами по существенным для личности критериям [24].

Цель исследования: исследовать смысловое наполнение подростками 15-16 лет понятий дружба, любовь, совесть и жизнь для выявления рисков суицидального поведения, характерных для данного возраста.

Материалы и методы

В исследовании приняло участие 28 подростков в возрасте 15-16 (10 класс средней школы г. Хабаровска). Подросткам предлагалось продолжить фразы: «дружба — это…», «любовь — это…», «совесть — это…», «жизнь — это…». Ответы респондентов были подвергнуты контент-анализу по методике Еремеева [12; 27]. При помощи контент-анализа было исследовано смысловое наполнение таких экзистенциальных понятий для подросткового возраста, как дружба, любовь, совесть, жизнь.

Результаты исследования и их обсуждение

 

Таблица 1

Корреляционная матрица представлений подростков в возрасте 15-16 лет
о понятии «дружба»

 

Для старшеклассников понятие «дружба» связывает по смыслу такие слова, как «отношение» — «между» — «люди» (на это указывает статистически значимая связь на 99%-ном уровне между категориями «отношение» и «между»), «основанное» — «отношение», «понимание» — «отношение» — «интерес», «взаимный» — «помощь» — «доверие» (статистически значимая связь на 95%-ном уровне между категориями «отношение» и «основанное»; связь на 95%-ном уровне между категориями «понимание» и «взаимный»; «люди» и «между»; статистическая связь на 95%-ном уровне между категориями «взаимный» и «помощь»; «помощь» и «доверие», «помощь» и «основанное», между категориями «друзья» и «взаимный»; «интерес» и «понимание»). Понятие «дружба» для подростков — это отношения между людьми, основанные на понимании, интересе, взаимопомощи и доверии. В толковом словаре С.И. Ожегова значение слова «дружба» представлено: дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов [17]. Смысловое наполнение понятия «дружба» у подростков практически идентично определению из словаря С.И. Ожегова. Оно даже более подробно и развернуто, чем в толковом словаре. Вероятнее всего, это обусловлено содержанием ведущей деятельности данного возрастного периода — интимно-личностного общения [9]. Для подросткового возраста понятие «дружба» наиболее актуально и востребовано.

 

Таблица 2

Корреляционная матрица представлений подростков в возрасте 15-16 лет
о понятии «любовь»

 

Подростки наполняют понятие «любовь» следующим смыслами: «отношения» — «взаимные», «чувство» — «которое», «чувство» — «когда» — «человек» — «ты», «кем» — «то» — «когда» — «человек», «кем» — «то» — «ты» — «когда» (на это указывает статистически значимая связь на 99%-ном уровне между категориями «ты», «человек», «когда», на 95%-ном уровне — между категориями «отношения» и «взаимные», а также на 95%-ном уровне между «чувство», «которое» и на 95%-ном уровне между «чувство», «когда», «человек»). Любовь для старшеклассников — прежде всего взаимоотношения и чувство одновременно, при этом чувство неопределенное, возникающее, «когда человек кем-то… чем-то… кого-то». Вероятнее всего, для подростков интересно данное понятие, оно влечет их. Для подростков любовь — это чувство, связанное с человеком, прежде всего. Любовь для старшеклассников — это также и привязанность. В толковом словаре С.И. Ожегова значение слова «любовь» представлено: любовь — 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения; 3) постоянная сильная склонность, увлеченность чем-нибудь [17]. Можно предположить, что наполнение понятия «любовь» для старшеклассников, так же как и понятия «дружба», связано с ведущим типом деятельности пубертата — интимно-личностным общением [9], но данное понятие еще менее осмысленно, чем более близкое для данного возрастного периода понятие «дружба».

 

Таблица 3

Корреляционная матрица представлений подростков в возрасте 15-16 лет
о понятии «совесть»

 

Понятие «совесть» у 15-16-летних подростков наполнено следующими смыслами: «помогающий правильно», «плохое» — «что-то» — «совершает» (на это указывает статистически значимая связь на 99%-ном уровне между категориями «помогающий» и «правильно», а также на 95%-ном уровне между «плохое», «что-то» и «совершает»). В качестве наиболее «отталкиваемых» категорий в представлении подростков о понятии «совесть» — это «чувство». Вероятнее всего, для десятиклассников «совесть — это чувство, помогающее правильно…», когда «плохое что-то совершает…». В толковом словаре С.И. Ожегова значение слова «совесть» представлено: «совесть» — чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом [17]. По теории Л. Кольберга нравственное развитие подростков находится на 4,5 ступени «подросткового кризиса» при переходе от конвекционального к постконвекциональному уровню. На этом уровне, по мнению Л. Кольберга, совесть «рассматривается как произвольная и относительная, точно так же, как идеи "долга" или "морально правильного". Точка зрения, которую индивид принимает на этом уровне, — точка зрения внешнего обществу наблюдателя, который принимает индивидуальные решения без обязательств или договора с обществом. Обязательства можно извлекать или выбирать, но не существует принципов для подобного выбора». 4,5 ступень одновременно является высшим этапом конвекциональной морали, при этом данная ступень несет опасность «чреватые ниспадением в аморальность». Этот период для подростков характеризуется критикой, низвержением; авторитетов, традиций и ценностей. В качестве руководства к действию взамен конвекциональных норм могут выступить чисто субъективные, абстрактные псевдонормы [2; 36]. Можно предположить, исходя из полученных данных, что понятие «совесть» только начинает оформляться в сознании подростка как некое нравственное чувство, но еще очень неточно, на уровне незаконченных фраз и высказываний.

 

Таблица 4

Корреляционная матрица представлений подростков в возрасте 15—16 лет
о понятии «жизнь»

 

Смысловое наполнение понятия «жизнь» — это друзья, «мои» — «друзья» — «близкие» — «личность» (на это указывает статистически значимая связь на 99%-ном уровне между категориями «друзья» и «близкий» и между категориями «друзья» и «мои»). Также понятие «жизнь» наполнено понятиями «друзья» — «личность» (статис-тически значимая связь на 95%-ном уровне между данными категориями), «личность» — «близкий» (статистически значимая связь на 99%-ном уровне); «это» — «жизнь», «это» — «свои» (статистически значимая связь между данными категориями на 99%-ном уровне), «хорошая» — «череда» (статистическая связь на 99%-ном уровне), «череда» — «которая» (статистическая связь на 95%-ном уровне), «череда — люди», «хорошая — люди» (статистически значимая связь между данными категориями на 99%-ном уровне), «то, что» — «я», «то, что» — «люди» (статистически значимая связь между данными категориями на 99%-ном уровне). Для подростков 15-16 лет, по данным исследования, жизнь — это «мои близкие друзья-личности», «это своя жизнь» и «хорошая череда людей». Вероятнее всего, в сознании подростков понятие «жизнь» наполняется понятием «дружба». Друзья определяют жизнь подростка, делают ее яркой и насыщенной, без друзей подросток не видит жизни. В толковом словаре С.И. Ожегова значение слова «жизнь» представлено: жизнь — 1) совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи; 2) физиологическое существование человека, животного, всего живого [17]. Если в толковом словаре жизнь — это существование, т.е. действие, движение, бытие, то для старшеклассника, скорее всего, исходя из ведущего типа деятельности — интимно-личностного общения — жизнь сосредоточена на друзьях, хорошей череде людей, т.е. для подростка жизнь — это не динамическая характеристика, хотя некоторая динамика в смысловом наполнении понятия «жизнь» для подростка все-таки присутствует через категорию «череда», а характеристика жизни — через окружение подростка, прежде всего, друзьями.

Выводы

Рассматривая проблему подросткового суицида через призму смыслового напол-нения экзистенциальных понятий «дружба», «любовь», «совесть», «жизнь», можно выдвинуть гипотезу, что понятия «жизнь» и «дружба» в пубертате взаимосвязаны. Для старшеклассников ценность жизни определяется через дружбу, наличие друзей, качественное наполнение понятия дружбы как отношений между людьми, основанных на понимании, интересе, взаимопомощи и доверии [26]. В данном смысловом наполнении понятия «жизнь» намечаются вероятные факторы риска подросткового суицида — это отсутствие друзей, проблема одиночества, непонятости, изолированности; а также неудовлетворенность во взаимоотношениях с друзьями, потеря доверия друзей или к друзьям; буллинг со стороны сверстников и потеря социального престижа в их глазах [6; 14; 19; 22; 26; 28; 32], подражательные формы поведения: «если мой друг ушел из жизни, то и я должен уйти», это реакция группирования со сверстниками: «давай уйдем вместе» или «я не прочь помочь тебе в твоем уходе» (по данным судебно-психологической практики в качестве медицинского психолога АСПЭ г. Хаба-ровска).

При смысловой неоформленности, открытости понятия «совести» в подростковом возрасте смысловое наполнение понятия «дружба», основанное на взаимопомощи, взаимопонимании, интересе и доверии превалирует над морально-нравственными переживаниями и сомнениями. Понятие «совесть» в данном возрасте еще очень пластично и ситуационно, она служит идеалам дружбы, любви [2; 36] и может ради своих идеалов допустить аморальные с точки зрения общественных норм поступки. «Если друг решил умереть и доверился мне, то я должен его понять и помочь ему в осуществлении задуманного, тем более что тема суицида интересна и мне» — примерно так рассуждают подростки, помогающие своим друзьям реализовать суицид (по данным судебно-психологической практики).

Кроме суицидальных рисков, содержащихся в сближении смыслового наполнения понятий «жизнь» и «дружба», — здесь есть и большой профилактический потенциал. Данный потенциал в том, что при выявлении у старшеклассников суицидальных мыслей и намерений посредниками в профилактической работе могут стать именно друзья подростка, так как к словам и мнению взрослых подростки более скептичны и недоверчивы, чем к мнению своих друзей-сверстников; также вовлечение потенциального суицидента в общие дела по увлечениям и интересам с друзьями, возможно, отвлечет, переключит его внимание от саморазрушительных депрессивных мыслей [5; 19; 32; 35].

 

Литература

1.   Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. – М.: Академия МВД СССР, 1980. – 164 с.

2.   Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20, № 3. – С. 5–17.

3.   Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 672 с.

4.   Бовина И.Б. Профилактика суицида в подростковой и молодежной среде: размышляя над опытом западных моделей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2013. – Т. 5, № 2. – С. 214–227. – URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/ 61355.shtml (дата обращения: 29.07.2016)

5.   Веселкова Е.А., Века Л.М. Психологические аспекты подросткового суицида: методическое пособие. – Барнаул, 2006. – 73 с.

6.   Вихристюк О.В. Влияние средств массовой информации на суицидальное поведение подростков и молодежи (обзор зарубежных источников // Современная зарубежная психология. – 2013. – Т. 2, № 1. – C. 100–108.

7.   Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие. – М.: Академический проект; Трикста, 2006. – 256с.

8.   Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Союз, 1997.

9.   Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, про-ституции, самоубийства и других «отклонений». – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. – 520 с.

10.  Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / пер. с фр. с сокр.; под. ред. В.А. Базарова. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.

11.  Еремеев Б.А. Текст как предмет психологического исследования в контексте семиотической парадигмы // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2013. – Т. 13, № 3. – С. 103–106.

12.  Ефремов В.С. Основы суицидологии. – СПб.: Диалект, 2004. – 480 с.

13.  Зиновьев С.В. Суицид: Попытка системного анализа. – СПб.: СОТИС, 2002. – 135 с.

14.  Кон И.С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования лич-ности): учебное пособие для вузов. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.

15.  Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.

16.  Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под ред. Л.И. Скворцова. – 28-е изд. перераб. – М.: Мир и образование, 2014. – 1376 с.

17.  Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учебное пособие. – М.: Флинта; Моск. психол.-соц. институт, 2008. – 336 с.

18.  Положий Б.С., Панченко Е.А. Суициды у детей и подростков в России: современная ситуация и пути ее нормализации // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: http:// mprj.ru (дата обращения: 23.07.2016).

19.  Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы) / Г.С. Банников, Т.С. Павлова, К.А. Кошкин [и др.] // Суицидология. – 2015. – Т. 6, № 4 (21). – С. 21–32.

20.  Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д.Й. Самоубийство подростков. – М.: Медицина, 2000. – 168 с.

21.  Рейнгольд Дж.C. Мать, тревога и смерть. Комплекс трагической смерти… / под ред. В.М. Астапова; пер. В.М. Астапова, И. Метлицкой. – М.: Моск. психол.-соц. университет, 2017. – 352 с.

22.  Савельева И.Е. Суицид-2018: статистика, причины, знаки опасности // Психологи на b17.ru [сайт]. – 2018. – 5 сентября. – URL: http://www.b.17/blog/ suicid18 (дата обращения 30.10.2019).

23.  Сафуанов Ф.С., Секераж Т.Н. Деятельность, направленная на побуждение детей к суицидальному поведению: возможности судебно-психологической экспер-тизы // Психология и право. – 2017. – Том 7, № 2. – С. 33–45. doi: 10.17759/psylaw.2017060203

24.  Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие. – Кемерово: Кем. гос. университет, 1999. – 92 с.

25.  Современный философский словарь / под ред. В.Е. Кемерова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Панпринт, 1998. – 1064 с.

26.  Суицидология: учебное пособие / И.Л. Шелехов, Т.В. Каштанова, А.Н. Корнетов [и др.]. – Томск: Сиб. гос. мед. университет, 2011. – 202 с.

27.  Сыроквашина К.В., Дозорцева Е.Г. Психологические факторы риска суици-дального поведения у подростков // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – Т. 24, № 3. – С. 8–24. doi:10.17759/cpp.2016240302

28.  Сысоева О.В. Психологические особенности ответственности врача в зави-симости от этапа профессионализации: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2006. – 21 с.

29.  Тарасевич О.Н. Тенденции суицидального поведения современной российской молодежи // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2007. – № 1. – С. 213–215.

30.  Тихоненко В.А., Сафуанов Ф.С. Введение в суицидологию // Медицинская и судебная психология. – 4-е изд. / под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. – М.: Генезис, 2016. – С. 266–283.

31.  Ушакова Е.С. Суицидальный риск: социологический анализ: автореф. дис. … канд. соц. наук. – СПб., 2010. – 23 с.

32.  Фрейд З. Избранное. – М.: Внешторгиздат, 1989. – 448 с.

33.  Шнейдер Л.Б., Сургучева Н.В. Эго-восприятие и танатос-центрация как источники суицида в подростковом возрасте // Клиническая и специальная психология. – 2019. – Т. 8, № 1. – С. 189–214.

34.  Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы / пер. с англ. – М.: Смысл, 2001. – 315 с.

35.  Эверелл Р.Д., Бостик К.Э., Паулсон Б.Л. Я устал быть собой: развитие темы юношеского суицида: дайджест // Психология обучения. – 2006. – № 3. – С. 26.

36.  Kohlberg L. Essays on Moral Development. Vol. 2: The psychology of moral development: The Nature and Validity of Moral Stages. – Harper & Row, 1984. – 729 p.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.972:616.89-008.441.44-053.7

Храмцова О.В.Смысловые аспекты подросткового суицида // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 5(64) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

Semantic aspects of adolescent suicide

Khramtsova O.V.1
E-mail: olga-kholicheva2008@yandex.ru

1 Regional Clinical Psychiatric Hospital
33 Serysheva str., Khabarovsk, 680038, Russia
Phone: +7 (421) 256-29-73

Abstract. The purpose of this work was to solve the problem of identifying suicidal risks in adolescence through the study of the semantic content of teenagers 15-16 years of the concepts of friendship, love, conscience, life. Materials and methods: the study involved 28 tenth-graders of secondary school in Khabarovsk at the age of 15-16 years. The responses of the respondents were subjected to content analysis using the method of B.A. Eremeev. Results: the study revealed that the semantic content of the concept of "friendship" for teenagers is the relationship between people based on understanding, interest, mutual assistance and trust. The semantic content of the concept of "love" in high school students is a feeling associated with a person, first of all, it is also an attachment. The concept of "conscience" for teenagers is a feeling "that helps correctly…", when "something bad does…". The semantic content of the concept of "life" is associated with the concept of "friendship" in tenth graders. Conclusions: for high school students, the value of life is determined through friendship. In this semantic content of the concept of "life", in adolescence, the risk factors of adolescent suicide are outlined, as well as the preventive potential for preventing suicidal attempts among adolescents.

Key words: suicide; teenage age; value-semantic sphere of personality; the meaning of life; the stages of moral development; semantic content of concepts: friendship, love, conscience, life.

For citation

Khramtsova O.V. Semantic aspects of adolescent suicide. Med. psihol. Ross., 2020, vol. 12, no. 5 [in Russian, abstract in English].

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2020 РіРѕРґ

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ