Лебединский М.С.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Метафорическое консультирование кандидатов в приемные родители

Аршанский М.В., Арпентьева М.Р. (Калуга, Россия)

 

 

Аршанский Михаил Вельевич

Аршанский Михаил Вельевич

врач психотерапевт, кандидат медицинских наук, заместитель директора по общим вопросам; государственное казенное учреждение Калужской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие», ул. Достоевского, д. 44, Калуга, 248000, Россия. Тел.: 8 (4942) 57-11-00.

E-mail: velevich1@rambler.ru

Арпентьева Мариям Равильевна

Арпентьева Мариям Равильевна

доктор психологический наук, доцент, член-корреспондент Российской академии естествознания, профессор кафедры психологии развития и образования; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный универ-ситет имени К.Э. Циолковского», ул. Степана Разина, 26, Калуга, 248023, Россия. Тел.: 8 (4842) 57-80-38;

психолог; государственное казенное учреждение Калужской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие», ул. Достоевского, д. 44, Калуга, 248000, Россия.
Тел.: 8 (4942) 57-11-00.

E-mail: mariam_rav@mail.ru

 

Аннотация. В работе с кандидатами в приемные родители часто приходится сталкиваться с внутренними проблемами, которые могут помешать воспитывать приемного ребенка. Как правило, слушателей необходимо мотивировать на психокоррекционную, психотерапевтическую работу, что часто вызывает усиление механизмов защиты и сопротивления. В этом случае эффективным, по нашим наблюдениям, является применение метафорических карт. В настоящем разделе приводятся несколько упражнений, которые могут использоваться при работе с разными наборами метафорических карт и логически связаны друг с другом в единой авторской технологии.

Ключевые слова: психотерапевтическая школа; метафора; воздей-ствие на клиента; психологическая защита; сопротивление; метафорические карты.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

15.11.2019

25.05.2020

23.11.2020

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Большинство самых разных консультативных моделей и психотерапевтических школ широко применяют работу с метафорами (естественными и искусственными, вербальными и невербальными и т.д.) в качестве средства целительного воздействия на клиента. При этом метафора обычно выполняет функцию медиатора в осмыслении и разрешении заявленной психологической проблемы ([2; 3; 4; 5; 6; 7] и др.).

Метафора в психологическом консультировании — способ метафорического описания, выражения проблемы, опыта, личности самого клиента для их дальнейшей терапевтической проработки. Метафорическое консультирование — использование терапевтической истории, составленной с помощью специальных приемов и средств (например, использование метафорических ассоциативных карт). Терапевтическая история может быть составлена как консультантом, так и клиентом, может стать результатом совместного творчества. Важно лишь, чтобы при этом она обладала важным качеством: содержала советы или поучительные сообщения о способах решения специфической проблемы клиента. Метафорическое консультирование использует ряд механизмов:

снижает влияние привычной предметной определенности мира, его причинно-следственной взаимосвязи;

снимает привычные внешние ограничения, которые могли влиять на восприятие и мышление клиента;

расширяет восприятие клиентом своих затруднений, так как демонстрирует клиенту относительность страдания и снижает значимость привычных паттернов долженствования;

снимает запрет на выражение клиентом агрессивных, негативных чувств, блокированных ранее чувством вины, тревожностью и т.п.;

диагностирует. Часто клиент сам использует метафору, образ или какое-либо метафорическое сравнение, чтобы выразить беспокоящее его переживание, ситуацию, проблему и т.п., и консультанту в этом случае необходимо уточнить и понять значение этого образа;

выступает как средство изменения идей и убеждений клиента и способ воздействия на его поведение.

Особенно важны эти моменты в практике возрастно-психологического консуль-тирования.

В решении стоящей перед клиентом внутриличностной (интрапсихической) или межличностной (интерпсихической) задачи обычно просто невозможно недооценить способность метафоры уменьшить болезненность работы с психологическими защитами и барьерами, сопротивлением и конфликтом, возникающими у человека в процессе работы с межличностными и внутриличностными проблемами. Помимо имеющихся у клиента проблем, связанных с его повседневной жизнью, барьеры и защиты возникают в ходе психотерапевтической работы и сопутствуют практически любой эффективной и продуктивной психологической интервенции как конфронтации привычных, обыденных для клиента и психотерапевтических, необыденных для него способов понимания себя и мира [1; 11; 15].

В то же время метафорическая коммуникация имеет ряд опасностей, которые связаны, в первую очередь, с прямым пониманием возникающих образов. Отсюда стоит оговорить несколько правил применения метафоры и метафорических карт в работе с клиентом.

Во-первых, клиент должен быть «разогрет», «продвинут», подготовлен к психологической работе. Не всегда метафорические карты имеет смысл доставать на первой встрече. Часто у людей возникают ассоциации с гаданием, картами Таро и пр., что в дальнейшем может помешать работе.

Во-вторых, необходимо помнить, что у метафоры есть много слоев смысла, и единого видения его быть не может. То, что человек видит в метафоре, зависит от его образования, интеллекта, жизненного опыта, эмоционального состояния и других факторов.

В-третьих, при работе с метафорой, и метафорическими картами в том числе, нельзя давать «диагностические заключения». Консультант не является истиной в последней инстанции. Поэтому каждое предположение остается лишь возможной истиной и подлежит обсуждению. В противном случае можно скатиться в парапсихо-логию. Отсюда — «говорят» не карты, «говорит» видение клиента относительно того, что он на них увидел.

В-четвертых, обсуждение метафоры не заканчивается никогда. Существует правило: клиент должен уйти чуть-чуть «голодным». Иначе говоря, и после сеанса он еще должен думать над ситуацией, анализировать сделанные выводы, менять их, подбирая более комфортные для себя формулировки, перепрограммируя себя на изменения, которые улучшат его видение жизни.

Работу с метафорическими картами можно представить в виде цикла, условно разделенного на несколько этапов:

Первый этап — анализ запроса клиента, анализ его анамнеза, построение терапевтической гипотезы.

Второй этап — выбор техники, которая будет способствовать более эффективному использованию метафорических карт в работе с клиентом. Можно высказать мнение, что не всегда стоит следовать тем процедурам, которые предложены в инструкции к набору карт. Если специалист сам обладает метафорическим мышлением, он может выстроить работу с клиентом с применением любого набора.

Третий этап — проведение процедуры, которая обязательно должна привести к кульминации, осознанию клиентом имеющихся проблем, причин, их вызвавших, и далее вариантов их разрешения.

И четвертый этап — должен сформироваться план выхода из ситуации, который должен быть метафоричным, достаточно общим, чтобы человек мог сам, проявляя привычные в иных ситуациях для него формы поведения, добиваться успеха.

А поскольку цикл — понятие замкнутое, имеющее начало, продолжение и окончание, то надо понимать, что, не отработав полностью одну тему, за другую браться не следует.

В работе с кандидатами в приемные родители часто приходится сталкиваться с внутренними проблемами, которые могут помешать воспитывать приемного ребенка. Как правило, слушателей необходимо мотивировать на психокоррекционную, психотерапевтическую работу, что часто вызывает усиление механизмов защиты и сопротивления. В этом случае эффективным, по нашим наблюдениям, является применение метафорических карт.

В приведенной далее технологии описано несколько упражнений, которые логично связаны друг с другом. При этом перечислено несколько наборов метафорических карт. На практике часто применяется одна колода, которая дает максимальный эффект. Например, «Уроки души», «Кнуты и пряники» и пр.

Техника применения метафорических карт в работе с кандидатами в приемные родители

Сеанс 1

Шаг 1.

Клиенту в конце консультативной беседы, в ходе которой оценивается его состояние и выстраивается предварительная гипотеза о возникновении его проблемы, дается задание: дома перед очередным сеансом выбрать 10 наиболее значимых событий его жизни и выписать их в хронологи-ческом порядке.

Сеанс 2

Шаг 2.

На следующем сеансе, после первых вопросов, цель которых заключа-ется в оценке текущего эмоционального состояния клиента, его настроя на работу, ему дается задание: рассказывая о событиях, которые он обозначил как наиболее важные, вслепую вытягивать карты («Уроки души», «Кнуты и пряники» и т.п.).

Шаг 3.

Упомянув событие, клиент обозначает свои эмоции, которые оно у него вызвало или он испытывал в тот момент, когда все происходило. Вытянув карту, клиент определяет эмоцию к тому, что он видит на картинке.

Шаг 4.

Клиенту необходимо объяснить, что каждая карта соответствует опре-деленному возрастному периоду: 1-я — до рождения, 2-я — 0—2 года, 3-я — 2—5 лет, далее каждая карта соответствует 5 годам.

Шаг 5.

Рассмотреть получившийся расклад с позиций соответствия карт возраст-ным периодам, ориентируясь на уже полученную информацию.

Возможно «добавлять» одну карту к возрастному периоду клиента. Например, если возраст человека 36 лет, то заканчивать работу следует картой, имеющей отношение к 40—45 летнему возрасту. В результате получаем анализ жизненного сценария. Стоит обратить внимание на то, из каких возрастных периодов клиент выбирает события, какие «игнорирует».

Имеет смысл сфотографировать расклад и запротоколировать сеанс в виде таблицы:

 

Сеанс 3

Шаг 6.1.

С использованием карт «Линия жизни» или другого набора прорабаты-вается ситуация, в которой находится клиент: 1-я карта — ситуация, в которой находится клиент; 2-я карта — что привело к возникновению ситуации; 3-я карта — внутренние ресурсы клиента, которые он использует для разрешения (ослабления) болезненных проявлений; 4-я карта — внешние ресурсы, поступки, которые помогут разрешить ситуацию; 5-я карта — вариант разрешения проблемы.

 

Шаг 6.2.

На очередном сеансе можно обсудить геносоциограмму клиента.

 

Рассказывая о себе и своих родственниках, клиент вслепую достает карты («Архетипы и тени», «Юнг и другие Боги» и пр.). Следует обращать его внимание на взаимоотношения между людьми, их эмоциональные связи. Более 3-4 поколений выкладывать не рекомендуется. В конце сеанса отрефлексируются эмоции, которые вызвала геносоциограмма, после чего делается фотография.

Клиент получает задание проанализировать фото и найти некоторые законо-мерности в полученной картинке.

Сеанс 4

Шаг 7.

Обсуждаются результаты проведенного анализа. При необходимости проводится «лечение теней» (если использовалась колода «Архетипы и тени»).

В конце занятия можно использовать колоду «Сценарий рода», «Мудрость шута» или другую ресурсную колоду.

Сеанс 5

Обсуждается вся информация, полученная в ходе предыдущих встреч. На основе данного обсуждения можно принять решения по поводу заявленной ранее проблемы (например, мотивация приема ребенка в семью, конфликт в семье и пр.) или обозначения новых целей и задач работы.

Приведенный порядок действий достаточно схематичен и может меняться в зависимости от конкретной ситуации. Приведем несколько примеров.

Пример № 1

Сеанс 1

 

Сеанс 2

Обсужден жизненный сценарий, установки, которые влияют на его развертывание, антисценарий. Инсайт.

Сеанс 3

Обсуждены ресурсы, необходимые для достижения цели. Работа закончена. В семью был принят на воспитание ребенок.

Пример № 2

Сеанс 1

 

Сеанс 2

Получившийся сценарий назвала «Жизнь нежеланного ребенка».

Вытащила карту из колоды «Сценарий рода».

Вспомнила о связи с женатым мужчиной, которую прервала, как только узнала о наличии семьи. У мужа — второй брак. В первом двое взрослых детей.

Пациентка страдает онкологическим заболеванием 3-4 ст.

Основная эмоция — вина.

Задание: «Чувства к мужу».

Сеанс 3

Перечислила только «позитивные» эмоции к мужу.

Обсудив предыдущий расклад, высказала логическую цепочку: «Я жду от людей чего-то — мои ожидания не оправдываются — я на них обижаюсь». Предложено заменить слово «людей» на «ребенок». Обида усилилась (заплакала). «Я считаю, что будет ребенок, только если я его рожу сама».

Обсуждение темы соотношения свободы и ответственности.

Без задания.

Сеанс 4

Обсужден опыт, полученный на занятиях. Основную мысль сформулировала следующим образом: «Когда тебя не просят — не лезь».

Рассказала, что основной порыв взять приемного ребенка исходил от свекрови («Без ребенка не семья»), сама она осознает свою неготовность к этому шагу.

Осознает, что ею очень много манипулируют близкие, что муж часто уклоняется от решения вопросов и принятия ответственности.

В беседе с кандидатом принято решение воздержаться от принятия ребенка в семью.

Рекомендовано:

1.

При необходимости обратиться с мужем для консультации.

2.

Возможно принятие ребенка в семью только после повторной психологической диагностики всех членов семьи.

3.

На данный момент семья не обладает достаточными ресурсами для воспитания приемного ребенка.

И в первом, и во втором случае сеансы проводились с интервалом в 7—10 дней. Приведенного количества встреч хватило, чтобы либо, как в первом случае, помочь кандидату разрешить свою внутреннюю проблему, либо, как во втором случае, принять правильное решение и отказаться от создания приемной семьи.

В ходе подготовки кандидатов в приемные родители часто возникают ситуации, когда имеющиеся интрапсихические проблемы могут помешать человеку воспитывать ребенка, что, несомненно, делает актуальным оказание психокоррекционной, психо-терапевтической помощи слушателям. Однако не стоит забывать, что слушатели приходят на занятия Школы приемного родителя, в первую очередь, за образователь-ными знаниями, не подозревая об имеющихся проблемах. В то же время пока они не «завершат свои гештальты», сложно говорить об их успешности в выполнении родительских функций. Для проведения такой работы необходима мотивация, работа с защитой и сопротивлением, которую можно эффективно осуществить с помощью метафорических карт.

 

Литература

1.   Арпентьева М.Р. Взаимопонимание как феномен межличностных отношений. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2016. – 500 с.

2.   Вачков И.В. Возможности метафоры в сказкотерапевтической работе со взрослыми // Клиническая и специальная психология. – 2015a. – Т. 4, № 1. – C. 75–88 [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2015/n1/Vachkov.shtml (дата обращения: 02.11.2019).

3.   Вачков И.В. Метафора как средство психологической работы в тренинге с педагогами // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2015b. – № 5. – С. 68–74.

4.   Вачков И.В. Особенности метафоры как инструмента сказкотерапевта // Седьмой Международный сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и Сказка психологии»: материалы фестиваля. – М., 2015c. – С. 3–6.

5.   Вачков И.В. Потенциалы метафоры в сказкотерапии // Восьмой Международ-ный сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и Сказка психологии»: материалы фестиваля. – М., 2016. – С. 3–6.

6.   Вачков И.В. Возможности сказочной метафоры как средства развития взаимо-действия детей // Десятый Международный сказкотерапевтический фестиваль «Психо-логия сказки и Сказка психологии»: материалы фестиваля. – М., 2018. – С. 11–15.

7.   Вачков И.В., Сухорученков М.А. Особенности чувственных образов в процессе имаготерапии // Клиническая и специальная психология. – 2017. – Т. 6, № 4. – С. 125–147 [Электронный ресурс]. – URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2017/n4/Vach kov_Suhkoruchenkov.shtml (дата обращения: 02.11.2019).

8.   Кац Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты. Руководство для психолога. – М.: Генезис, 2018. – 168 с.

9.   Киршке В. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества. – Мoritz Egetmeyer – OH Verlag, 2010. – 240 с.

10.   Маданес К. Стратегическая семейная терапия. – М.: Класс, 1999. – 272 с.

11.   Метафоры и сказки в понимании человеком себя и мира: коллективная монография / под ред. М.Р. Арпентьевой, А.В. Головашкиной. – Канада, Торонто: Альтасфера, 2019. – 396 с.

12.   Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руковод-ство. – Одесса: Институт Проективных Карт, 2013. – 112 с.

13.   Морозовская Е. Мир проективных карт: обзор колод, упражнения, тренинги. – М.: Генезис, 2015. – 168 с.

14.   Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2006. –176 с.

15.   Сказкотерапия: грани и технологии: коллективная монография / под ред. М.Р. Арпентьевой, И.В. Вачкова, А.В. Головашкиной. – Канада, Торонто: Альтасфера, 2019. – 684 с.

16.   Тимошенко Г., Леоненко Е. Метафорическая психотерапия. – М.: Институт психотерапии, 2011. – 416 с.

17.   Ушакова Т.О. Роботы. Работа с детьми, подростками и родителями. Метафо-рические карты. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2018.

18.   Metaphorische Karten OH Verlag. – Available at: http://oh-cards-na.com

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:316.356.2

Аршанский М.В., Арпентьева М.Р. Метафорическое консультирование кандидатов в приемные родители // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 5(64) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

Metaphoric conseling in work with candidates for foster parents

Arshanskiy M.V.1
E-mail: velevich1@rambler.ru

Arpentieva M.R.2
E-mail: mariam_rav@mail.ru

1 Center for psychological, pedagogical, medical and social assistance "Assistance"
44 Dostoevsky str., Kaluga, 248000, Russia
Phone: +7 (4942) 57-11-00

2 Tsiolkovski Kaluga State University
26 Stepan Razin str., Kaluga, 248023, Russia
Phone: +7 (4842) 57-80-38

Abstract. When working with candidates for foster parents, one often has to deal with internal problems that may interfere with raising a foster child. As a rule, listeners need to be motivated for psychocorrectional, psychotherapeutic work, which often causes strengthening of defense and resistance mechanisms. In this case, according to our observations, the use of metaphorical maps is effective. This section provides several exercises that can be used when working with different sets of metaphorical maps and are logically connected to each other in a single authoring technology.

Key words: psychotherapeutic school; metaphor; impact on the client; psychological defense; resistance; metaphorical maps.

For citation

Arshanskiy M.V., Arpentieva M.R. Metaphoric conseling in work with candidates for foster parents. Med. psihol. Ross., 2020, vol. 12, no. 5 [in Russian, abstract in English].

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2020 РіРѕРґ

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ