Эйдемиллер Э.Г.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Эмоциональное выгорание педагогов в условиях экстренного дистанционного обучения школьников

Парфёнова О.А., Кретова М.В., Ройлян Т.С.
(Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Парфёнова Ольга Александровна

Парфёнова Ольга Александровна

студент дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки «Психология», факультет психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, 199034, Россия.
Тел.: 8 (812) 324–25–74.

E-mail: harumi@list.ru

Кретова Мария Владимировна

Кретова Мария Владимировна

студент магистратуры по направлению «Психология образования», факультет психологии; федеральное государственное бюджетное образо-вательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, 199034, Россия. Тел.: 8 (812) 324–25–74.

E-mail: kretova.maria-kretova@yandex.ru

Ройлян Тара Сергеевна

Ройлян Тара Сергеевна

студент магистратуры по направлению «Психическое здоровье», факультет психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, 199034, Россия. Тел.: 8 (812) 324–25–74.

E-mail: tsroilyan@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается специфика проявлений эмоционального выгорания учителей в период пандемии с мая по июнь 2020 года. Изучались структурно-динамические показатели психического состояния педагогов из общеобразовательных школ и специализированных учреждений для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. У всех педагогов выявлено повышение уровня организационного стресса. В психоэмоциональном состоянии сотрудников общеобразовательных учреж-дений одним из ведущих проявлений становится компонент профес-сионального выгорания, развивающегося в связи с «эмоциональным истощением» и «переживанием психотравмирующих обстоятельств». У специалистов специализированных школ обнаруживается тенденция ослабления проявлений синдрома эмоционального выгорания за счет общественной значимости и пользы своего труда.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание; психоэмоциональное напряжение; эмоциональное истощение; экстренное дистанционное обучение; специализированные школы для детей с ОВЗ.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

14.12.2020

29.12.2020

10.01.2021

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Актуальность и обоснование исследования

COVID-19 изменил мир, а вместе с ним и образовательную среду в нашей стране, переписав учебный план на 2020 год. Об актуальности представленной проблемы свидетельствует объективный факт — более 1 млн 200 тыс. [17] педагогических работников России приняли участие в уникальном социальном «эксперименте» по переходу к дистанционной форме обучения, который трудно сопоставить с каким-либо историческим опытом. Сочетание растущих требований к личности учителя с дестабилизирующими элементами организации дистанционной деятельности в период пандемии COVID-19, в том числе плохо структурированной информацией [20], отсутствием планирования труда [19], недостатком оборудования и технической подготовки и самой специфической депривацией, вызванной самоизоляцией. Данные причины стали потенциировать увеличение проявлений состояния психоэмоционального напряжения [11; 12], в том числе изменения в интенсивности профессионального выгорания у сотрудников образовательных учреждений [15].

О восприятии ситуации в сфере образования педагогами можно говорить на примере опроса Alberta Teachers Association, проведенного в июне 2020 года:

76,8 % учителей и школьных администраторов не чувствуют такой эмоцио-нальной связи со своими учениками, как до пандемии — не получают обычных психических вознаграждений от преподавания;

70 % учителей и школьных администраторов к концу дня чувствовали себя истощенными [18].

Растущие требования к личности учителя в сочетании с дестабилизирующими элементами организации дистанционной деятельности в период пандемии — всё, с чем столкнулись учителя в марте — июне 2020 года, — выступают как основная причина возникновения их психоэмоционального напряжения [3; 5], в том числе изменения в проявлении параметров профессионального выгорания сотрудников образовательных учреждений [9; 10]. Это определило актуальность выбранной темы.

Материалы и методы

Целью нашего исследования стало изучение структурно-динамических показателей профессионального выгорания педагогов, имеющих различный педагогический стаж, на примере специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и общеобразовательных школ в условиях дистанционного образования.

При определении содержания психодиагностики учитывалось, что психоэмоцио-нальное напряжение в условиях дистанционного школьного образования оказало влияние на динамические характеристики синдрома профессионального выгорания у педагогов на период мая — июня 2020 года [4; 6; 7].

В частности, предполагалось, что ценностно-смысловые ориентиры профессио-нальной деятельности, противодействующие выгоранию, у педагогов изменились в условиях перехода к дистанционному обучению, в напряженной психоэмоциональной ситуации мая — июня 2020 г., в сравнении с данными февраля — марта 2015 г. В эти временные периоды существуют различия в степени выраженности симптоматики профессионального выгорания между преподавателями специальных (коррекционных) школ [13] в условиях дистанционного обучения в мае — июне 2020 г. в сравнении с данными очного формата в сентябре — декабре 2009 г. [14].

При этом, говоря о дистанционной форме работы образовательных учреждений, мы опирались на работу Ч. Ходжес и др. [25], в которой при изучении опыта электронного обучения в колледжах и университетах рассматривается возможность субъектов образовательного процесса справляться с внезапным и быстрым переходом к дистанционному формату [27; 29]. Понимание текущих обстоятельств требует проведения различий между онлайн-обучением и дистанционным обучением в целом [21; 28]. В нашем исследовании использовали предложенный американскими коллегами термин «экстренное дистанционное обучение», который акцентирует внимание на неопределенность ситуации, которая влияла на состояние учителей [24].

Методы исследования. В исследовании применялся психодиагностический метод и нарративный подход. Использовались следующие методики:

1)

«Профессиональное выгорание» (Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова) для учителей и преподавателей высшей школы [2];

2)

«Синдром выгорания» (А. А. Рукавишников) [16];

3)

«Диагностика эмоционального выгорания личности» (В. В. Бойко) [1];

4)

Вопросник для оценки уровня удовлетворенности профессией и работой в школе;

5)

Вопросник для определения ценностно-смысловых ориентаций педагогов;

6)

Методика «незаконченные предложения» для исследования стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности педагога.

Исследование проводилось в период с 14 мая по 17 июня 2020 г. В связи с ограничением на применение личного взаимодействия с педагогами в условиях пандемии все методики с инструкциями по их заполнению были собраны онлайн через сервис «Google Формы». Приглашения на участие в исследовании направлялись вместе с сопроводительным письмом на электронные почты директоров учебных заведений и непосредственно электронные адреса самих педагогов. Было отправлено 3599 писем-приглашений, получено 306 ответов, в том числе от 300 сотрудников общеобразова-тельных учреждений.

Выборка обследуемых педагогов. В исследовании приняли участие 300 педагогов общеобразовательных школ. Группы респондентов распределились следующим образом:

78 сотрудников, осуществляющих работу в специализированных школах с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в возрасте от 22 до 72 лет (средний возраст — 42,14+/- 0,692; SD = 13,177);

222 сотрудника массовых школ в возрасте от 21 до 75 лет (средний возраст — 43,64+/- 0,692; SD = 11,52).

Региональное распределение респондентов определяется активностью учителей. В исследовании приняли участие в г. Санкт-Петербурге 117 сотрудников общеобразо-вательных школ и 78 сотрудников специальных школ, а также 105 человек из других населённых пунктов РФ, в т. ч. Москвы, Самары, Нижнего Новгорода, Омска, Красноярска и т. д. (всего 44 населенных пункта различных по населению и уровню ограничений в период пандемии COVID-19 в мае — июне 2020 г). Сотрудники специализированных школ проявили активность только в г. Санкт-Петербурге.

Полученные данные интерпретировались с применением математико-статисти-ческого анализа с помощью программы SPSS. Использовано три вида анализа — первичные описательные статистики, факторный анализ (методом главных компонент) с применением Варимакс-вращения с нормализацией Кайзера и многофакторный дисперсионный анализ ANOVA.

Результаты исследования

По данным на май — июнь 2020 года (рис. 1 и 2) уровень индекса психического выгорания (опросник «Синдром выгорания» А. А. Рукавишникова) фиксируется в диапазоне от средних значений до крайне высоких. Респондентов с низкими значениями и крайне низкими значения по данному параметру в ходе исследования не выявлено. При этом применение опросника «Профессиональное выгорание» Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой отразило другой диапазон: низкая степень выгорания была зафиксирована в г. Санкт-Петербурге у 41,03 % сотрудников общеобразовательных школ и у 43,59 % специалистов специальных (коррекционных) школ; данные, которые были получены по другим населенным пунктам РФ, фиксируют низкую степень выгорания у 29,52 % респондентов.

 

Рис. 1. Сравнительный анализ индекса психического выгорания у учителей различных типов школ с учетом их места нахождениях в РФ.

 

 

Рис. 2. Сравнительный анализ интегрального показателя эмоционального выгорания у учителей различных типов школ с учетом их места нахождениях в РФ.

 

Близость полученных значений опросника Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой с данными методики В. В. Бойко (рис. 3), при анализе общего уровня эмоционального выгорания в рамках данного исследования применение результатов опросника А. А. Рукавишникова ограничено. Эти факты требуют дополнительных исследований.

 

Рис. 3. Уровень эмоционального выгорания в период дистанционного обучения (на основе результатов применения методики В. В. Бойко).

 

Факторный анализ параметров психоэмоционального состояния сотрудников общеобразовательных учреждений отразил, что одним из ведущих в изучаемом состоянии является компонент состояния эмоционального выгорания, развивающегося в связи с «эмоциональным истощением» и «переживанием психотравмирующих обстоятельств». С меньшими факторными нагрузками (весами) его дополняют ещё два фактора — «значимость отдельных мотивов деятельности для педагогов» и «удовлет-ворённость профессиональной деятельностью». В контексте актуальной ситуации «экстренного дистанционного обучения» у педагогов, испытывающих снижение морального удовлетворения от профессиональной деятельности, доминирующим признаком профессионального выгорания являются эмоциональные проблемы, которые сочетаются с чувством общей усталости, психоэмоционального истощения и субъектив-ными переживаниями психотравматизации.

Из 300 исследований у 26,7 % учителей выявлен сложившийся симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» (по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко) и у 15,7 % обследуемых он оценивается как складывающийся.

При изучении же представлений о трудных ситуациях в период с мая по июнь 2020 года профессиональной деятельности у педагогов различных типов образовательных учреждений (общеобразовательных и специальных) выявлены различия в параметрах профессионального выгорания в зависимости от субъективной оценки процесса дистанционного обучения: педагоги общеобразовательных школ, оценивающие ситуацию дистанционного обучения как трудную, имеют большее количество выраженных связей параметра «Переживание психотравмирующих обстоятельств» с субфакторами профессионального выгорания всех трех опросников (А. А. Рукавишников, В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова) в сравнении с данными учителей специализированных школ. Однако связи отдельных субфакторов оказались у них слабее.

В рамках сравнительного анализа данных уровня выгорания педагогов в дистанционной работе в мае — июне в 2020 г. в сравнении с данными очного формата сентября — декабря 2009 г. на примере специализированных (коррекционных) школ в возрасте от 35 до 60 лет зафиксировано изменение как общего уровня выгорания, так и отдельных структурно-динамических параметров:

по уровню интегрального показателя выгорания (опросник «Профессиональное выгорание» Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой) отмечено увеличение доли сотрудников образовательных учреждений с низкой степенью выгорания с 10,8% до 48,8 % и снижение доли со средней степенью и крайне высокой степенью профессионального выгорания;

по опроснику «Синдром выгорания» А. А. Рукавишникова: фиксируется сущест-венный рост средних значений — с 21,6 % в 2010 до 53,5 % в 2020 г. со снижением доли высоких и крайне высоких значений;

статистически значимые различия среди структурно-динамических показателей профессионального выгорания фиксируются только в опроснике «Эмоциональное выгорание» Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой в значении параметра «эмоциональное истощение» — в полученных результатах доля низких значений уровня данной субшкалы существенно увеличилась, т. е. учителя фактически чувствовали себя более энергичными.

 

 

 

Таким образом, в период «экстренного дистанционного обучения» у специалистов специализированных школ выявлена тенденция ослабления проявлений синдрома эмоционального выгорания.

Статистически значимые эффекты межгруппового взаимодействия по данным на май—июнь 2020 года зафиксировали связь удовлетворенности отдельными парамет-рами деятельности и показателями уровня профессионального выгорания в деятель-ности сотрудников образовательных учреждений:

между удовлетворенностью мотивом «Моральное удовлетворение от моей профессиональной работы» и развитием фаз «напряжение» и «истощение», а также интегральным значением профессионального выгорания;

между удовлетворенностью «признанием администрацией моих профессиональных заслуг» и развитием фазы «напряжение».

Данные факты отражают наличие связи между эмоциональным состоянием сотрудника и развитием профессионального выгорания, а также уровнем организаци-онного стресса, вызванного дестабилизирующими элементами дистанционной деятель-ности в период пандемии COVID-19.

Наличие изменений ценностно-смысловых ориентиров профессиональной деятельности противодействующих выгоранию педагогов в условиях перехода к дистанционному обучению в напряженной психоэмоциональной ситуации мая—июня 2020 года, в сравнении с данными февраля—марта 2015 года, было подтверждено анализом существенности изменения различия рангов элементов структуры: уровень выявленных различий для учителей общеобразовательных школ составил 27,3 %, для специализированных (коррекционных) — 22,5 %. Выявлено, что для педагогов как специализированных школ, так и общеобразовательных учреждений изменились основные мотивы деятельности:

если для учителя специализированных школ в 2015 году основной ценностно-смысловой ориентацией является «оказание помощи детям», то в ситуации мая — июня 2020 года им стала «общественная значимость и польза моего труда»;

если до ситуации дистанционного образования для педагогов общеобразова-тельных школ на первом месте был мотив «Эмоциональная отдача со стороны учеников», то сейчас им стал «Заметные положительные результаты труда».

Изменение иерархии смыслов профессиональной деятельности, выступающих в качестве факторов устойчивости к профессиональному выгоранию, а также связей между ценностно-смысловыми факторами [8] и факторами профессионального выгорания у педагогов как из специализированных, так и из массовых образовательных учреждений отражает смещение мотивов деятельности в условиях «экстренного дистанционного обучения».

Обсуждение результатов исследования

Эмпирические исследования (Р. О. Агавелян, Н. М. Назарова, А. Х. Пашина, А. С. Шафранова, Т. И. Янданова и др.) показывают, что педагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений в сравнении с коллегами из общеобразовательных школ отличаются более низкими показателями физического и психологического здоровья [26; 31]. В ходе же проведенного нами исследования достоверные различия в уровне профессионального выгорания между педагогами общеобразовательных и специальных учебных заведений в период «экстренного дистанционного обучения» не зафиксированы. Однако отмечаются различия в отдельных структурно-динамических параметрах по методике В. В. Бойко, например, «переживание психотравмирующих обстоятельств», «расширение сферы экономии эмоций» и «психосоматические и психовегетативные нарушения». Низкий уровень вариативности школьной специфики может быть обусловлен общими требованиями к профессиональным компетенциям учителя, которые распространяются на всех педагогов в равной мере при переходе к дистанционному формату работы.

До COVID-19 результаты проведенного ОЭСР (2020) международного исследования систем преподавания и обучения в более чем 60 странах показали, что более 90 % учителей пришли к преподаванию с целью помочь ученикам, а 88 % хотели бы внести свой вклад в улучшение общества [22], то есть были эмоционально вовлечены. В период же пандемии сформировались условия, в которых ослабли отношения между учениками и учителями [30]. Эмоциональное удовлетворение и обратная связь, которые учителя получали от студентов и учеников в качестве психических вознаграждений образовательного процесса, были существенно снижены [23]. Эмоциональные связи, критически важные для любого вида обучения, но трудно достижимые в условиях кризиса, вызванного резким переходом к дистанционному формату. Полученные в ходе нашего исследования данные также указывают на изменения иерархии смыслов профессиональной деятельности, выступающих в качестве факторов устойчивости к профессиональному выгоранию, а также связей между ценностно-смысловыми факторами и факторами профессионального выгорания как у специальных (коррекционных) педагогов, так и у их коллег из массовых образовательных учреждений, которые выражаются в изменении структуры мотивов деятельности в условиях «экстренного дистанционного обучения» от непосредственного взаимодействия с ребенком к социально значимым стимулам.

 

Литература

1.  Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Сударыня, 1999. – 28 с.

2.  Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профи-лактика. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.

3.  Защиринская О.В., Ковалева В.А. Специфика восприятия подростками эмотивной передачи невербальной информации в процессе альтернативной коммуникации // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание. Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: в 2-х т. / под науч. ред. А.В. Шаболтас, С.Д. Гуриевой. – СПб.: ВМ, 2018. – С. 236–243.

4.  Защиринская О.В., Котова С.А. Особенности становления межличностной толе-рантности младших школьников // Актуальные вопросы изучения травматического стресса и психотравмы в социальной и образовательной среде. Сборник научных трудов. – СПб.: София, 2020. – С. 129–141.

5.  Защиринская О.В., Красновский В.Н. Психические состояния и их роль в учебно-воспитательном процессе // Здоровье и образование. Материалы XV региональной научно-практической конференции. – СПб.: Ленингр. обл. институт развит. образов., 2018. – С. 15–21.

6.  Защиринская О.В., Куус Я.В. Современные представления о психической травме // Актуальные вопросы изучения травматического стресса и психотравмы в социальной и образовательной среде. Сборник научных трудов. – СПб.: София, 2020. – С. 9–21.

7.  Защиринская О.В., Лаптева А.В. Эмоционально-потребностный компонент социального интеллекта детей с умственной отсталостью // Учебный эксперимент в образовании. – 2019. – № 2 (90). – С. 7–12.

8.  Защиринская О.В., Лободин В.Т. Формирование ценностных ориентаций как профилактики аддиктивного поведения подростков // Роль социальных институтов в профилактике вредных привычек. Материалы научно-практической конференции. – СПб.: Ленингр. обл. институт развит. образов., 2019. – С. 157–172.

9.  Защиринская О.В., Николаева Е.И., Скуратова К.А. Стратегии анализа текста детьми с нарушениями навыков чтения // Центральные механизмы речи. Сборник материалов IX Всероссийской (с международным участием) научной конференции, посвященной памяти проф. Н.Н. Трауготт / под общ. ред. А.Н. Шеповальникова. – СПб.: ВВМ, 2019. – С. 43.

10.  Защиринская О.В., Скуратова К.А., Шелепин Е.Ю. Специфика глазодвига-тельной активности детей при чтении текстов разных визуальных форматов // Сибирский психологический журнал. – 2019. – № 73. – С. 141–158.

11.  Защиринская О.В., Тамбовцева Ю.В. Особенности отношения к себе и другим у человека с психической травмой // Актуальные вопросы изучения травматического стресса и психотравмы в социальной и образовательной среде. Сборник научных трудов. – СПб.: София, 2020. – С. 22–31.

12.  Защиринская О.В., Турчанинов Е.Е. Особенности функционирования меха-низмов психологических защит у подростков с легкой умственной отсталостью из неполных семей // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание. Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: в 2-х т. / под науч. ред. А.В. Шаболтас, С.Д. Гуриевой. – СПб.: ВВМ, 2018. – С. 239–246.

13.  Защиринская О.В., Турчанинов Е.Е. Теоретический обзор научных работ по изучению психологических защит при нормальном и нарушенном интеллекте // Вестник психотерапии. – 2020. – № 73 (78). – С. 87–99.

14.  Защиринская О.В., Шелепин Е.Ю. Психология и нейротехнологии // Психо-логия XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования. Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: в 2-х т. – СПб.: Скифия-принт, 2017. – С. 267–273.

15.  Зуева В.С., Защиринская О.В. Восприятие дошкольниками рекламных образов сказочных персонажей // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2018. – Т. 6. – С. 53–57.

16.  Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: дис. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2001. – 183 с.

17.  Численность отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации по состоянию на январь-сентябрь 2019 года. Росстат [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/03-19-13.xlsx (дата обращения: 13.10.2020).

18.  Alberta teachers responding to coronavirus (COVID-19): pandemic research study initial report. – Alberta Teachers Association. – June, 2020. – 76 p. – Available at: https://clck.ru/TkAWb (accessed 5 November 2020).

19.  Elaborating screening scales for early diagnosis of developmental delay in fiveto six-year-old children in Russia / A.D. Nasledov, S.A. Miroshnikov, L.O. Tkacheva [et al.] // Psychology in Russia: State of the Art. – 2020. – Т. 13, № 3. – С. 18–33.

20.  Gurieva S.D., Zashchirinskaia O.V., Udavikhina U.A. Creation of coping-profiles of managers for obtaining methods of coping in socially significant situations during negotiations // Journal of Intellectual Disability – Diagnosis and Treatment. – 2019. – Vol. 7, № 3. – P. 179–187.

21.  Methods of cognitive impairment and assistance to children and adults in correctional pedagogy and psychotraumatology study / O. Zashchirinskaia, N. Brakamonte, U. Hagedorn [et al.] // Book of Abstracts XVI European Congress of Psychology (2-5 July, Moscow, Russia). – Moscow, 2019. – P. 177.

22.  Reimers F.M., Schleicher A. Schooling disrupted, schooling rethought: How the Covid-19 pandemic is changing education // OECD 2020. – 61 p. – Available at: https://globaled.gse.harvard.edu/files/geii/files/education_continuity_v3.pdf (accessed 12 September 2020).

23.  Schuck R.K., Lambert R. "Am I Doing Enough?" Special Educators’ Experiences with Emergency Remote Teaching in Spring 2020 // Education Sciences. – 2020. – Vol. 10, № 11. – P. 320.

24.  The coronavirus pandemic poses major challenges to U.S. students and their teachers and exacerbates existing education inequities. Here is what these mean for education policy // Economic Policy Institute. – September 10, 2020. – Available at: https://www.epi.org/press/the-coronavirus-pandemic-poses-major-challenges-challenges-to-u-s-students-and-their-teachers-and-exacerbates-existing-education-inequities-here-is-what-these-mean-for-education-policy/ (accessed 14 October 2020).

25.  The Difference Between Emergency Remote Teaching and Online Learning / Ch. Hodges, St. Moore, B. Lockee [et al.]. – 27 March 2020. – Available at: https://er. educause.edu/articles/2020/3/the-difference-between-emergency-remote-teaching-and-online-learning (accessed 10 September 2020).

26.  Zashchirinskaia O.V. Nonverbal patterns of preschooler's perception of visual images with the help of eye-tracker method usage // Current Psychology. – 2018. – Vol. 40, № 1. – P. 442–453.

27.  Zashchirinskaia O. Post-traumatic experience of road accident victims // Transportation Research Procedia. – 2018. – Vol. 36. – P. 826-832.

28.  Zashchirinskaia O. The method of oculography in the study of the understanding of texts of different visual complexity of students with mental disorders // Book of Abstracts XVI European Congress of Psychology (2-5 July, Moscow, Russia). – Moscow, 2019. – P. 178.

29.  Zashchirinskaia O., Brakamonte N. Methods of art-pedagogical influence on emotional intelligence of children in educational environment // Book of Abstracts XVI European Congress of Psychology (2-5 July, Moscow, Russia). – Moscow, 2019. – P. 181.

30.  Zashchirinskaia O., Kirilova V. Methods of studying cumulative psychotrauma: on the example of clinical and psychological study of the mental state of adults from Russia and Bulgaria // Book of Abstracts XVI European Congress of Psychology (2-5 July, Moscow, Russia). – Moscow, 2019. – P. 180.

31.  Zashchirinskaia O.V., Nikolaeva E.I. The perception of advertising images by children of 5 year old // International Journal of Psychophysiology. – 2018. – Vol. 131 (Supl.). – P. S151–S152.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.923:616.89-008.19: 373.1

Парфёнова О.А., Кретова М.В., Ройлян Т.С. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях экстренного дистанционного обучения школьников // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 6(65) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2020 РіРѕРґ

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ