Сикорский И.А.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Анализ изобразительного творчества в арт-терапии детей и подростков при психической патологии

Строгова С.Е., Кузнецова С.О. (Москва, Россия)

 

 

Строгова Светлана Евгеньевна

Строгова Светлана Евгеньевна

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отдела медицинской психологии; федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья», Каширское шоссе, 34, Москва, 115522, Россия. Тел.: 8 (495) 109-03-93.

E-mail: pol-ncpz@ncpz.ru

Кузнецова Светлана Олеговна

Кузнецова Светлана Олеговна

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отдела медицинской психологии; федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья», Каширское шоссе, 34, Москва, 115522, Россия. Тел.: 8 (495) 109-03-93.

E-mail: pol-ncpz@ncpz.ru

 

Аннотация. В данной статье представлены результаты исследо-вания изобразительного творчества детей и подростков, имеющих психическую патологию, в процессе реабилитации методами арт-терапии. Использованы методы тестирования, опроса, субъективного шкалирования. После проведения курса арт-терапевтических занятий у подростков с психическими расстройствами возрастают показатели дружелюбия, альтруизма, уменьшаются показатели алекситимии. Подростки лучше начинают ориентироваться в своих чувствах и состояниях, понимать других. Совокупность разных параметров оценки изобразительной деятельности детей и подростков, имеющих психическую патологию, в групповой арт-терапии позволяет выделить наиболее эффективные методы психотерапии.

Ключевые слова: изобразительное творчество; арт-терапия; психическая патология; детский возраст; подростковый возраст.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

07.06.2021

02.07.2021

16.07.2021

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Разработка методов реабилитации пациентов с психическими расстройствами, которые опирались бы на их возможности и индивидуальные особенности, является на сегодняшний день одной из актуальных задач, стоящих перед медицинской психологией и психиатрией. За последние десятилетия в медицинской психологии представлено большое количество исследований, направленных на изучение творческого самовыражения у психически больных разных возрастов [2; 5; 6; 8; 10; 11; 23]. В современных отечественных и зарубежных, клинических и психологических исследованиях отмечается, что большим психотерапевтическим потенциалом обладает именно арт-терапия как «совокупность методов психологического либо психофизи-ческого воздействия с помощью изобразительной деятельности пациентов с разной психической и соматической патологией с целью их лечения, профилактики и реабилитации» [5]. Как известно, сам термин «арт-терапия» впервые стал использоваться в 40-х годах XX века для обозначения разных по форме и теоретическому обоснованию вариантов лечебно-реабилитационной практики.

Использование методов арт-терапии с целью занятости, реабилитации и лечения больных в психиатрических клиниках активно распространяется уже с середины ХХ века. При этом психиатры достаточно давно обратили внимание на арт-терапию как на метод лечения психических расстройств и наблюдали позитивное влияние занятий изобразительным творчеством на состояние больных [9]. В ряде работ было показано, что занятия арт-терапией развивают воображение и эмоциональную сферу пациентов с психическими расстройствами, способствуют самопознанию, саморазвитию и самотерапии [8; 11; 23]. Свободное самовыражение, которое составляет основу арт-терапевтических занятий, необходимо, чтобы устранить нарушения психоэмоцио-нальной сферы, составляющие основу клинической картины многих психических заболеваний [15; 18; 20]. В исследовании Суриковой М. А. и Шешенина В. С., проведенного на базе НЦПЗ (Москва), в условиях геронтопсихиатрического отделения, было выявлено, что у большинства пациентов пожилого возраста во время арт-терапии спонтанно происходило не только осознание собственно психологического содержания своей художественной продукции, но и завершение некоторых эмоционально значимых ситуаций из прошлого опыта [23]. Однако следует отметить, что большинство работ сделано на материале больных шизофренией, что, несомненно, задает вектор дальнейших направлений исследований по данной теме.

Интерес к арт-терапии и эффективность ее применения в современной практике способствовали увеличению и дифференциации видов и форм арт-терапевтической работы. Так, эко-арт-терапия является одним из вариантов современного направления, в котором показана возможность использования искусства как средства изменения отношения людей к природе и реализации саногенного потенциала их взаимодействия с природной средой [9]. Кроме этого, применение арт-терапии зависит от этапа лечебного процесса. В зависимости от этого можно выделить такие направления практического применения арт-терапии, как: 1) использование арт-терапии на начальных этапах лечения, осуществляемое в условиях психиатрической больницы или дневного стационара; 2) применение арт-терапии на последующих этапах лечебно-реабилитационного процесса, имеющее в качестве основных задач дальнейшую стабилизацию психического состояния пациентов, профилактику новых обострений, преодоление негативных последствий болезни, социальную адаптацию.

В современной психодиагностике разработано много вариантов оценки рисуночных методик; при этом исследователей чаще интересует проективный аспект или возможность использования рисунков в психокоррекционной и реабилитационной деятельности [3; 12; 17; 19; 20]. Для клинической практики интересным аспектом может стать анализ самого рисунка, а также раскрытие и использование ресурсных потенциалов пациентов с психической патологией в условиях стационара [1; 6].

Важно отметить, что данные официальной статистики свидетельствуют о значительной распространенности в последние годы различных психических расстройств в детско-подростковой популяции, а также о росте числа лиц, обращающихся за профессиональной консультацией к клиническим психологам и психиатрам [21]. При психической патологии у детей и подростков отмечаются личностные изменения, нарушения привычных жизненных стереотипов и выраженная социально-психологическая дезадаптация [22]. Несмотря на все возрастающее число лечебно-профилактических программ по оказанию помощи детям и подросткам с психическими расстройствами, до сих пор эффективность их лечения все еще остается неочевидной. Одна из ведущих ролей среди программ реабилитации детей и подростков в медицинской психологии принадлежит арт-терапии. Многие авторы замечают, что детский рисунок дает информацию о развитии высших психических функций ребенка по разным параметрам, в этом контексте указывается и роль развития движения. В отношении детей, больных шизофренией и аутизмом, накоплен отдельный опыт применения арт-терапии и собственно анализ рисунков больных — спонтанных, свободных или на заданную тему [1; 4; 7; 13; 16]. В психодиагностике и клинической практике отмечаются многочисленные попытки систематизации и оценки рисунков больных, выявление наиболее оптимальных параметров анализа [3; 12; 19; 20]. Несомненно, изобразительная деятельность играет особую роль в развитии и коррекции психических функций, активации творческих способностей ребенка и подростка, имеющих психические расстройства и отклонения в развитии [6; 9; 11; 13; 16]. Однако анализ полученных результатов в контексте данной темы остается в большей мере только качественным. К сожалению, нет возможности количественно соотнести полученные разными исследователями результаты.

Таким образом, несмотря на существование большого количества клинико-психологических, клинических и экспериментальных работ, посвященных проблеме применения методов арт-терапии в лечении детей и подростков с психическими расстройствами и аномалиями развития, данная проблема до сих пор сохраняет свою актуальность в практическом и теоретическом аспектах.

Цель нашего исследования состояла в анализе изобразительного творчества детей и подростков, находящихся на стационарном лечении и имеющих психическую патологию, в процессе реабилитации методами арт-терапии; в раскрытии и использовании ресурсных потенциалов детей и подростков; а также в изучении эффективности арт-терапевтических занятий. В соответствии с целью исследования нами были выдвинуты следующие задачи исследования:

1.

Обзор теоретических и эмпирических работ по проблеме применения арт-терапии при лечении детей и подростков с психической патологией.

2.

Разработка психодиагностического комплекса для изучения эффективности применения арт-терапии в лечении детей и подростков.

3.

Разработка программы арт-терапевтических занятий для подростков в рамках стационарного лечения.

4.

Выделение критериев для анализа рисунков как способа квалификации состояния больных.

5.

Сравнение коммуникативных и социальных навыков больных, прошедших арт-терапевтические занятия, и испытуемых контрольной группы.

6.

Выявление особенностей рисунка в группе больных в контексте темы занятия.

Материалы и методы исследования

В нашем исследовании приняли участие 80 испытуемых мужского и женского пола в возрасте от 10 до 15 лет (средний возраст — 12,3 года), находящихся на стационарном лечении в ФГБНУ НЦПЗ и имеющих шизотипические и аффективные расстройства, а также расстройства поведения. Все больные предварительно были обследованы врачами детского клинического отделения НЦПЗ. Диагноз, форма и степень того или иного психического заболевания выставлялись согласно критериям МКБ-10 [15]. Основными условиями включения испытуемых в данное исследование являлись: наличие сохранного интеллекта, малая прогредиентность заболевания, вхождение в ремиссию, отсутствие на момент исследования в клинической картине заболевания бредовых и галлюцинаторных расстройств и заболеваний ЦНС, рекомендация лечащего врача. Всех испытуемыех разделили на 2 группы, которые были уравнены по нозологическому составу, возрасту, гендерному составу, медикаментозному лечению. Экспериментальную группу составили 42 человека, контрольную — 38 испытуемых.

В данном исследовании применялись методы тестирования, опроса и субъектив-ного шкалирования. При разработке методического комплекса, использованного в данной работе, учитывались следующие принципы: 1) возможность фиксации как количественных, так и качественных характеристик; 2) валидность и надежность методик; 3) соответствие уровня сложности и времени, необходимого для проведения методик, физическим и интеллектуальным возможностям исследуемого контингента.

Для изучения эффективности применения арт-терапии в лечении детей и подростков был составлен следующий ряд методик: тест Лири, опросник на депрессию Бэка, тест Розенцвейга, опросник на алекситимию, методика оценки психологической атмосферы в коллективе А. Ф. Фидпера [14]. Данное исследование представляло собой формирующий эксперимент и проводилось в 3 этапа: 1 этап — диагностическое обследование испытуемых; 2 этап — проведение арт-терапевтических занятий (продолжительностью в 3 недели) параллельно с медикаментозным лечением для экспериментальной группы, контрольная группа принимала только медикаментозное лечение; 3 этап — повторное диагностическое обследование обеих групп подростков. Статистическая обработка результатов производились с помощью статистического пакета Statisticа for Windows версия 6.0. Для оценки значимости межгрупповых различий использовался критерий Манна — Уитни.

Для анализа изобразительного творчества испытуемых были выбраны такие параметры рисунка, как: 1) цвет (темный и преимущественно темный, нейтральный, преимущественно светлый и светлый), 2) содержание изображения (абстракция; конкретное, но слабо детализированное; детализированное), 3) размер изображения (маленькое, среднее, крупное), 4) легкость выбора изображения (сложно, легко), 5) арт-средство (простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, фло-мастеры).

Арт-терапевтические занятия проходили 2 раза в неделю на протяжении 3 недель в групповом формате по 5-6 человек. Длительность занятий составляла от 45 минут до 1 часа в зависимости от степени утомления участников и проработки темы. Арт-терапевтические занятия имели тематический формат, позволяющий снижать тревожность и уровень напряжения при социальном взаимодействии, а также развивать процессы восприятия, активизировать творческие способности, самовы-ражение, саморегуляцию и коммуникативные навыки. Занятия включали в себя такие темы, как: 1) «Я-образ», 2) «Мое настроение», 3) «Эмоции», 4) «Моя семья», 5) «Дружба», 6) «Мир, в котором хочется жить». Материалами работы были акварельные краски, гуашь, карандаши или фломастеры.

Результаты исследования

В результате проведенного исследования нами были получены следующие данные. На первом этапе (первичная диагностика) значимых отличий по шкалам методик в экспериментальной и контрольной группах не было выявлено (p > 0,05). При этом нужно отметить, что для обеих групп испытуемых характерны трудности в определении и описании собственных чувств, снижение способности к символизации, фокусирование в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях, трудности в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями, нарушения способности осознавать и вербализовать собственную эмоциональную продукцию, склонность к конфликтным проявлениям и трудности в интерперсональных контактах. Результаты, полученные с помощью методики оценки психологической атмосферы в коллективе А. Ф. Фидпера, показали, что на первом этапе у испытуемых преобладают такие шкалы, как «Холодность», «Скука», «Недоброжелательность», «Несогласие». Данные результаты подтверждаются клини-ческими описаниями подростков с психическими расстройствами и согласуются с рядом психологических исследований [4; 10; 13].

Повторное диагностическое исследование выявило, что в обеих группах статистически значимо уменьшились показатели по шкалам: «Депрессия» (U = 129; p = 0,005 для экспериментальной группы; U = 165; p = 0,04 для контрольной группы), «Агрессия» (U = 80, p = 0,008 для экспериментальной группы; U = 69,5; p = 0,021 для контрольной группы). При этом статистически значимых отличий по данным шкалам в повторном тестировании между экспериментальной и контрольной группами выявлено не было (p > 0,05). Данные результаты могут свидетельствовать о влиянии медика-ментозного лечения, которые получали обе группы больных, на эмоциональную и личностную сферы подростков. Кроме этого, было выявлено, что в экспериментальной группе подростков после проведения курса арт-терапевтических занятий статисти-чески значимо, по сравнению с контрольной группой (р < 0,05). возросла склонность к сотрудничеству, кооперации, появилась тяга к компромиссу в решении проблем и конфликтов. Подростки стремились быть в согласии с мнением окружающих, следовать правилам группы, проявлять теплоту, сострадание, заботу и дружелюбие в отноше-ниях, лучше начинали ориентироваться в своих чувствах и состояниях, понимать других. Так, по показателю алекситимии при повторном тестировании эксперимен-тальная группа значимо отличается от контрольной (U = 71; p = 0,003). В контрольной группе значимых различий в уровне алекситимии при первом и повторном тестировании выявлено не было. Таким образом, можно предположить, что именно арт-терапевтические занятия позволили снизить уровень данного показателя.

Следует отметить, что статистически значимых различий в эффективности арт-терапевтических занятий между группами испытуемых разной нозологии не обнаружено (p > 0,05). Таким образом, методы арт-терапии можно считать универ-сальными для работы с детьми и подростками любой нозологии. Арт-терапевтические занятия помогают больным выявить свои интересы, индивидуальные особенности и возможности, а также повышают мотивацию и целеобразование. Во время занятий дети и подростки получают опыт общения и социального взаимодействия в «безопасных» условиях, осваивают основные навыки коммуникации друг с другом. Данные результаты подтверждают эффективность арт-терапевтической групповой работы с детьми и подростками, имеющими различные психические расстройства.

Анализ параметров рисунка в группе больных в соответствии с темой занятия выявил следующие особенности, которые позволили определить «мишени» психотера-певтической работы. В таблице 1 представлены результаты качественного анализа параметра «цвет» в зависимости от темы занятия.

 

Таблица 1

Распределение параметра «цвет» в тематических рисунках испытуемых экспериментальной группы

 

Как видно из таблицы 1, есть различия по цвету рисунка, который выбирается для той или иной темы занятия. Преобладающим является использование темных цветов во всех темах, кроме темы «Эмоции». В таблице 2 представлены результаты качественного анализа параметра «содержание изображения» в зависимости от темы занятия.

 

Таблица 2

Распределение параметра «содержание изображения» в тематических рисунках испытуемых экспериментальной группы

 

Согласно результатам, представленным в таблице 2, большое количество испытуемых использует конкретные и слабо детализированные образы, что может быть связано с возрастными особенностями когнитивных функций, а также с психической патологией. При этом такие темы, как «Я-образ», «Моя семья» и «Мир, в котором хочется жить», являются наиболее детализированными. В качестве вектора работы с данными больными нам представляется возможным переход от абстракции к детализированным изображениям, что будет способствовать проработке данной темы. В таблице 3 представлены результаты качественного анализа параметра «размер» в зависимости от темы занятия.

 

Таблица 3

Распределение параметра «размер» в тематических рисунках испытуемых экспериментальной группы

 

Как видно из таблицы 3, у испытуемых отмечается тенденция к крупным рисункам (более половины листа) независимо от темы занятия. Анализ параметра «Легкость выбора изображения» показал, что для испытуемых было легче всего придумать изображение и быстрее приступить к выполнению задания по таким темам, как «Эмоции» и «Мир, в котором хочется жить». По таким темам, как «Я-образ», «Мое настроение» и «Дружба» легкость выбора изображения распределялась одинаково. Самыми сложными оказались задания по теме «Моя семья». Как видно из предыдущих таблиц, тема семьи для испытуемых очень значима и связана со сложными переживаниями.  Следует отметить, что единственный параметр рисунка, который сходно проявился во всех темах занятий, — это выбор арт-средства. В большинстве случаев (65 % — 74 %) испытуемые предпочитали рисовать акварельными красками. На втором месте по популярности использования был простой карандаш — от 8 % до 15 % испытуемых рисовали с помощью него. Данные результаты помогут психоте-рапевтам в выборе арт-средств при подготовке к занятиям с аналогичным контингентом больных. Полученные нами результаты согласуются с результатами психологических и клинических исследований в данной области. Однако провести сравнительный анализ между разными исследованиями невозможно. Количественное сравнение данных требует разработки единой системы анализа параметров рисунка, что является перспективным направлением в данной теме. Таким образом, рисунок дает пациентам возможность визуализировать свои переживания, способствуя стимуляции социальной активности и налаживанию коммуникации, формированию Я-внимания, осознанию и дифференциации своих чувств и телесных ощущений, а также снижению алекситимии.

Выводы

1.

Групповая работа с использованием арт-средств позволяет эффективно работать со сниженными коммуникативными навыками и аффективной симптоматикой при психической патологии у детей и подростков.

2.

Совокупность разных параметров оценки изобразительной деятельности детей и подростков, имеющих психическую патологию, в групповой арт-терапии дает возможность выделить наиболее эффективные мишени психотерапии. Количест-венная и качественная оценка психотерапевтической работы позволяет строить более эффективный процесс реабилитации.

3.

Эффективность занятий арт-терапией не зависит от нозологии и может быть использована для лечения и реабилитации детей и подростков с психической патологией в условиях стационара.

4.

Темы «Моя семья», «Я-образ», «Мир, в котором хочется жить» в группе детей и подростков с психической патологией являются наиболее проработанными и детализированными, но в то же время обладают негативной окраской. Рисунки в большинстве случаев имеют крупный размер и выполнены акварельными красками.

 

Литература

1. Болдырева С.И. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. – М.: Медицина, 1974. – 160 с.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Академический проект, 2012. – 487 с.

3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руковод-ство. – М.: Владос-Пресс, 2006. – 160 с.

4. Генгер М.А. Арттерапевтическая работа с детьми, больными шизофренией // Психическое здоровье детей и подростков. – 2007. – Т. 7, № 2. – С. 67–74.

5. Гуменюк Л.Н., Михайлова Е.А. Арт-терапия в системе комплексной психосоци-альной реабилитации больных шизофренией в условиях принудительного лечения // Таврический медико-биологический вестник. – 2010. – Т. 13, № 4 (52). – C. 37–40.

6. Коваль-Зайцев А.А., Зверева Н.В. Уровень выполнения рисунков и состояние моторики у детей, больных шизофренией // Культурно-историческая психология. – 2010. – Т. 6, № 3. – С. 39–45.

7. Константинова В.В. Использование изобразительной деятельности в психо-логической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2011. – Т. 9, № 1. – С. 16–32.

8. Копытин А.И. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт. – М.: Когито-Центр, 2012. – 286 с.

9. Копытин А.И. Концептуальные основы эко-арт-терапии // Медицинская психология в России. – 2019. – T. 11, № 1. – C. 4. doi: 10.24411/2219-8245-2019-11040

10. Кузнецова С.О., Строгова С.Е. Влияние арт-терапевтических занятий на социальные и коммуникативные навыки подростков с психической патологией // Психиатрическая наука в истории и перспективе: материалы Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Научного центра психического здоровья. – М., 2019. – С. 311–313.

11. Кузнецова С.О., Строгова С.Е., Ениколопов С.Н. Исследование эффектив-ности арт-терапевтических занятий при работе с подростками, страдающими психи-ческими расстройствами // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2021. – Т. 21, № 1. – С. 80–89.

12. Маховер К. Проективный рисунок человека. – М.: Смысл, 2000. – 160 с.

13. Медведева Е.А. Социокультурное становление личности ребенка с пробле-мами психического развития средствами искусства: монография. – М.: Перо, 2015. – Ч. 1. – 169 с.

14. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фид-леру) // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 190–191.

15. МКБ-10: Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследо-вательские диагностические критерии. – ВОЗ, Женева, 1994. – 208 с.

16. Основные подходы к организации тренинга социальных навыков для больных шизофренией: Методические рекомендации / О.Ю. Казьмина, С.Н. Ениколопов, О.Ю. Воронцова [и др.]. – М.: Сам Полиграфист, 2016. – 143 с.

17. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2006. – 672 с.

18. Психиатрия: Руководство для врачей: в 2 т. / под ред. А.С. Тиганова. – М.: Медицина, 2012. – Т. 1. – 808 с.; Т. 2. – 896 с.

19. Серебровская О.В. Применение рисуночных тестов в диагностике острых стрессовых расстройств у детей и подростков // Психологическая наука и образование. – 2006. – Т. 11, № 4. – C. 95–99.

20. Серов Н.В. Рисунок и цвет в арт-терапии // Ученые записки Санкт-Петер-бургского государственного института психологии и социальной работы. – 2014. – Т. 21, № 1. – С. 130–141.

21. Состояние и перспективы развития детской психиатрической службы в России / В.М. Волошин, Б.А. Казаковцев, Ю.С. Шевченко [и др.] // Социальная и клиническая психиатрия. – 2002. – № 2. – С. 5–9.

22. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004. – 896 с.

23. Сурикова М.А., Шешенин В.С. Опыт проведения арт-терапии с пациентами пожилого возраста // Школа В.М. Бехтерева: от истоков до современности: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 160-летию со дня рождения В.М. Бехтерева и 110-летию Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева [Электронное издание]. – СПб.: Альта Астра, 2017. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM). – ISBN 978-5-905498-68-8. – С. 424–425.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.922.762:615.851.82

Строгова С.Е., Кузнецова С.О. Анализ изобразительного творчества в арт-терапии детей и подростков при психической патологии // Медицинская психология в России. – 2021. – T. 13, № 4. – C. 5. doi: 10.24412/2219-8245-2021-4-5

 

Analysis of art in art-therapy for children and adolescents with mental pathology

Strogova S.E.1
E-mail: pol-ncpz@ncpz.ru

Kuznetsova S.O.1
E-mail: pol-ncpz@ncpz.ru

1 Mental Health Research Center
34, Kashirskoye shosse, Moscow, 115522, Russia
Phone: +7 (495) 109-03-93

Abstract. This article presents the results of a study of the visual creativity of children and adolescents with mental pathology in the process of rehabilitation by art therapy methods. There were used methods of testing, survey, subjective scaling. After a course of art therapy classes, teenagers with mental disorders increase the value of friendliness and altruism, and decrease the indices of alexithymia. Adolescents begin to orient themselves better in their feelings and mental states and understanding of others. The combination of different parameters for evaluating the visual activity of children and adolescents with mental pathology in group art therapy allows us to identify the most effective targets of psychotherapy.

Key words: art; art-therapy; mental pathology; children; adolescent.

For citation

Strogova S.E., Kuznetsova S.O. Analysis of art in art-therapy for children and adolescents with mental pathology. Med. psihol. Ross., 2021, vol. 13, no. 4, p. 5. doi: 10.24412/2219-8245-2021-4-5 [in Russian, abstract in English].

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2021 РіРѕРґ

2020 РіРѕРґ

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ