Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Развитие перинатальной психологии и ее влияние на оказание перинатальной помощи

Оброскина Е.В., Добряков И.В., Мостовая В.А.
(Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Аброскина Евгения Витальевна

Аброскина Евгения Витальевна

перинатальный психолог, специалист по русскому жестовому языку, г. Санкт-Петербург, Россия;

студент, программа «Клиническая перинатальная психология, психопа-тология, психотерапия»; Институт практической психологии «Иматон», 10-я линия Васильевского острова, д. 59, Санкт-Петербург, 199178, Россия. Тел.: 8 (812) 320–05–21.

Добряков Игорь Валериевич

Добряков Игорь Валериевич

психотерапевт и психиатр, врач высшей категории, психолог, кандидат медицинских наук, доцент, старший научный сотрудник научно-организационного отделения; Национальный медицинский исследова-тельский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева, ул. Бехтерева, 3, Санкт-Петербург, 192019, Россия.
Тел.: 8 (812) 670-02-20;

официальный супервизор Российской Психотерапевтической Ассоциа-ции; сопредседатель секции перинатальной психологии Российского Психологического Общества, член Совета по медицинской психологии и Экспертной группы по клинической психологии при Комитете по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга.

E-mail: dobriakov2008@yandex.ru

Мостовая Вероника Алексеевна

Мостовая Вероника Алексеевна

лингвист, г. Санкт-Петербург, Россия.

 

Аннотация. В статье освещается история развития в России перинатальной психологии, подчеркивается интерес к ней медицинских работников разных специальностей, важность формирования перинаталь-ного комплаенса. Приводятся примеры внедрения новых форм оказания перинатальной помощи в процессе родовспоможения и в послеродовом периоде в соответствии с теоретическими положениями перинатальной психологии.

Ключевые слова: перинатальная психология, история развития, слабослышащие женщины, партнерские роды, открытая реанимация

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Перинатальная психология — сравнительно новая ветвь медицинской психологии. В связи с этим, пытаясь отразить ее суть, разные авторы давали ей разные определения, как правило, не противоречащие друг другу, а скорее дополняющие. Так, например, ее считают «подотраслью» психологии развития, отмечая при этом, что еще Л. С. Выготский обращал внимание на то, новорожденного непременно нужно рассматривать в его взаимодействии с матерью [1]. Наиболее полным, учитывающим этимологию дефиниции, представляется такое: перинатальная психология (греч.: peri- — вокруг; лат.: natus — рождение) область клинической (медицинской) психологии, решающая комплексные задачи охраны здоровья материнства и раннего детства, изучающая возникновение, динамику и особенности психологического и психического развития системы мать — дитя, закономерности ранних этапов онтогенеза человека от зачатия до первых лет жизни после рождения в его взаимодействия с матерью и окружающей средой [2].

Это определение не допускает сведения перинатальной психологии к психологии беременной женщины, а включает аспекты психологии семейных отношений, психологии репродуктивной сферы, психологии развития человека, его психики на ранних этапах онтогенеза, а также изучение влияния перинатального опыта на психику взрослого человека, с целью оказания психологической помощи при возникновении проблем, связанных с этим [3]. Определение ориентирует специалистов на рассмотрение формирования диады мать — дитя и ее развития.

Психологическое развитие диады включает как изменения личности женщины, ставшей частью диады, так и характер отношений в диаде, во многом определяющие особенности гестационной доминанты. Под психическим формированием и развитием диады понимается изменение психических функций матери в процессе беременности, родов, в постнатальном периоде и развитие психических функций у плода, а затем у новорожденного вплоть до появления у него самосознания, приводящего к сепарации, знаменующей прекращение диадных отношений. Таким образом, объектом исследования перинатальной психологии является диада мать — дитя, ее элементы и интроекты, а предметом — развитие диады, динамика влияний ее элементов друг на друга, происходящие психические изменения.

В нашей стране отмечается повышенный интерес к вопросам перинатальной психологии и ее развитию с середины прошлого века. Причем интерес мульти-дисциплинарный: специальными исследованиями и практическими разработками в этой области занимались и занимаются физиологи, врачи, психологи. Среди особых энтузиастов, начавших разрабатывать эту тему, следует назвать акушеров-гинекологов — В. В. Абрамченко, Г. И. Брехмана, П. А. Жаркина, Г. Б. Мальгину, Е. Ю. Печникову, В.Н. Прохорова; физиологов — А. С. Батуева, А. Г. Смирнова, психиатров и психо-терапевтов — А.И. Захарова, Б. Е. Микиртумова, Л. И. Спивака, психологов — Е.И. Захарову, Н. П. Коваленко, М. Е. Лансбург, Р. Ж. Мухамедрахимова, Г.Г. Филип-пову и многих других.

В 1995 году профессор Александр Сергеевич Батуев — ученик А. А. Ухтомского, директор Физиологического научно-исследовательского института имени имени Ухтомского, заведующий кафедрой высшей нервной деятельности биолого-почвенного факультета СПбГУ, академик РАО, — организовал и возглавил при СПбГУ центр «Психофизиология матери и ребенка». Целью его было проведение разносторонних комплексных исследований беременных женщин, младенцев, диадных отношений. Батуев возглавил научный совет центра, быть членами которого пригласил не только физиологов (профессоров В. А. Дорошенко, Г. А. Куликова и др.), но и доцента психологического факультета СПбГУ, к.м.н. И. В. Добрякова.

Александр Сергеевич приветствовал решение создать российскую ассоциацию перинатальной психологии и медицины (АППМ) с целью преодоления разобщенности разных специалистов, объединения их усилий в развитии перинатальной психологии. Учредительная конференция состоялась в марте 1997 года в Санкт-Петербурге. Президентом Ассоциации был избран акушер-гинеколог Г. И. Брехман  (Иваново), вице-президентом — психолог Н. П. Коваленко, научным секретарем — психотерапевт И. В. Добряков. Ассоциация ежегодно проводила конференции, выпуская сборники работ по перинатальной психологии и медицине. В 2001 Межрегиональная Ассоциация Перинатальной Психологии и Медицины в связи с увеличением количества ее членов, представляющих многие регионы нашей страны, была переименована в Российскую Ассоциацию Перинатальной Психологии и Медицины (РАППМ). После отъезда профессора Г. И. Брехмана из страны президентом РАППМ стала психолог Н.П. Кова-ленко (Санкт-Петербург), а вице-президентом — психолог Г Г. Филиппова. С момента создания АППМ в России регулярно проводились конференции, собирающие врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, невропатологов, психиатров, психотерапевтов и психологов, других специалистов, имеющих отношение к перинатальным проблемам. Вначале эти конференции собирали преимущественно психологов, но с каждым годом все больше врачей принимало участие в их работе. Ассоциация вносила свой вклад в улучшение взаимодействия в области перинатальной психологии психологов и врачей.

В образовательных учреждениях стали проводиться платные курсы темати-ческого усовершенствования в области перинатальной психологии. 17 февраля 2001 года на Методическом Совете терапевтического факультета Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Минис-терства здравоохранения Российской Федерации была заслушана и утверждена программа тематического усовершенствования «Перинатальная психология, психо-патология и психотерапия», разработанная И. В. Добряковым. Таким образом, было положено начало подготовки соответствующих специалистов в государственном учреждении.

Чтобы чаще, чем один раз в год, проводить встречи различных специалистов, занимающихся вопросами перинатальной психологии, в 2000 году при Санкт-Петербургском психологическом обществе была создана секция перинатальной психологии. На заседаниях секции выступали и выступают врачи, психологи и специалисты смежных областей, занимающиеся не только сугубо практической деятельностью, но и научно-исследовательской работой. Часто двум разным специалистам (например, врачу-акушеру и психологу) предлагается подготовить доклады на одну тему. Например, тему «Партнерские роды» освещает акушер-гинеколог, а затем психолог. После выступлений возникают интересные плодотворные дискуссии. Таким образом, работа секции способствует улучшению взаимопонимания, укрепляет сотрудничество психологов и врачей.

Президент Российского психологического общества академик Андрей Влади-мирович Брушлинский интересовался вопросами психического развития на ранних этапах онтогенеза. Им была выдвинута интересная гипотеза о возможности пренатального возникновения психики у человека. Он полагал, что под влиянием первых внешних воздействий уже у плода возникают простейшие психические явления, опосредствованные специфическими наследственными задатками [4]. В феврале 2002 года в Москве на Всероссийской конференции по инициативе президента Российского психологического общества академика А. В. Брушлинского, высоко оценившего идею создания и работу секции «Перинатальная психология, психопатология и психотерапия» в Санкт-Петербурге, было принято решение организовать в рамках Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» секцию «Перинатальная психология». Андрей Владими-рович считал принципиальным, чтобы секцию возглавили врач и психолог. По его мнению, это должно способствовать укреплению связей и сотрудничеству медиков и психологов в области перинатальной психологии. Сопредседателями секции стали психолог Г. Г. Филиппова (Москва), врач и психолог И. В. Добряков (Санкт-Петербург).

Секции успешно работают в Москве и в Санкт-Петербурге. Участие в работе заседаний секции бесплатное. Их охотно посещают студенты. На весенних заседаниях секции уже традиционно проводятся предзащиты дипломных работ по перинатальной тематике. Подобную предзащиту в течение года проходят и соискатели ученой степени кандидата психологических наук. Нередко с этой целью приезжают коллеги из разных городов (Архангельска, Минска, Новосибирска, Харькова, Челябинска и др.). В последнее время наметилась тенденция вступления в секцию «Перинатальная психология, психопатология и психотерапия» Санкт-Петербургского психологического общества новых членов, проживающих в других городах России. Многие заседания секций перинатальной психологии проводились и проводятся в рамках совместных конференций с обществами акушеров-гинекологов, неврологов Санкт-Петербурга. Участие в их работе для членов секции бесплатное. В мае 2007 года большой интерес вызвало выступление на заседании секции перинатальной психологии Санкт-Петербургского психологического общества создателя и президента Американской Ассоциации перинатальных психологов Томаса Верни (Thomas Verny). Все это говорит о ее возросшем престиже. Члены секции получают информацию о семинарах, конференциях, конгрессах, имеющих отношение к перинатальной психологии и психотерапии, о новинках литературы, им оказывается поддержка при публикации своих работ. Благодаря энергии и энтузиазму Г. Г. Филипповой с 2003 года начал выходить журнал «Перинатальная психология и психология родительства». В 2011 году он стал электронным и получил название «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы».

Внедрение на государственном уровне в практику разработок перинатальной психологии ознаменовано изданием приказа Минздравсоцразвития России от 1 июня 2007 года N  389 «О мерах совершенствования организации медико-социальной помощи в женских консультациях». В приложении 1 к приказу говорилось об организации в женских консультациях кабинета медико-социальной помощи, в котором граждане могли бы получать и социально-психологическую и медико-социальную помощь. В марте 2008 года был поставлен вопрос об организации кабинета психотерапии в каждой женской консультации, и Министерство здраво-охранения и социального развития Российской Федерации объявило тендер на разработку методических рекомендаций.

15 января 2009 года Минздравсоцразвития России утвердил методические рекомендации «Организация работы психотерапевтического кабинета женской консультации» (06/370/855), разработанные И. В. Добряковым, Е. В. Макушкиным и Е.М. Костериной [5]. В этом же году на методическом совете педиатрического факультета государственного образовательного учреждения дополнительного профес-сионального образования «Санкт-Петербургская медицинская академия последиплом-ного образования Минздравсоцразвития России была утверждена учебная программа тематического усовершенствования «Перинатальная психотерапия. Психология и психотерапия семьи». Она была рассчитана на очное обучение в течение 216 часов клинических ординаторов, обучающихся по специальности «педиатрия», «акушерство-гинекология», психотерапевтов, психиатров, педиатров, семейных врачей, меди-цинских психологов, психологов детских учреждений, акушеров-гинекологов. Целью программы было знакомство специалистов с теорией и приобретение ими первичных умений по основным разделам перинатальной психологии и психотерапии, а также первичных знаний и умений по основным направлениям психологии и психотерапии семьи. В программе были четко сформулированы основные задачи перинатальной психологии, что в свою очередь определило векторы ее развития:

1.

Вытеснение из практики научно необоснованных, нередко вредных способов оказания помощи женщинам в период беременности и родов профессио-нальными. Решению задачи способствовало увеличение количества психологов, прошедших качественное тематическое усовершенствование как в области перинатальной психологии, так и в области акушерства и неонатологии. Важным моментом является доступность и их помощи населению.

2.

Увеличение изданий научной и научно-популярной литературы по медицинским и психологическим вопросам, касающимся перинатального периода.

3.

Разработка и внедрение в процесс обучения студентов психологических факультетов университетов курса перинатальной психологии.

4.

Подготовка квалифицированных психологов в области перинатальной психо-логии путем разработки программ циклов тематического усовершенствования психологов в этой области.

5.

Введение в программы тематического усовершенствования акушеров-гинеко-логов, репродуктологов, неонатологов занятия по основам перинатальной психологии.

Однако в стране продолжали остро стоять вопросы о подготовке медицинских психологов со знанием перинатальных проблем и умеющих с ними работать. Решению их способствовали негосударственными организация, проводившие кратковременные и долговременные курсы тематического усовершенствования психологов и акушеров-гинекологов в области перинатальной психологии. Подобные курсы были и остаются востребованными. Особо следует отметить деятельность в этом направлении в Москве Г. Г. Филипповой, основавшей частное учреждение дополнительного профессио-нального образования «Институт перинатальной и репродуктивной психологии»; М.Е. Ланцбург, создавшей Центр перинатальной психологии и психологии роди-тельства Марины Ланцбург. А в Санкт-Петербурге Н. П. Коваленко основала Центр психологии проф. Н. П. Коваленко. В Петербурге также в институте практической психологии ИМАТОН была разработана 600-часовая программа переподготовки психологов, желающих получить специальность медицинского (клинического) перинатального психолога.

Об интересе к перинатальной психологии говорит большое количество как научной, так и учебной литературы. Перинатальной психологии и вопросам, связанным с ней тематикой, посвящены монографии психологов [2; 4; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14], а также акушеров-гинекологов [15; 16], психиатров [17], педиатра [18], коллективная монография, написанная физиологами, социологами [19]… Нередко разные специалисты становятся соавторами. Так психиатр П.И. Сидоров сотрудничал с неонатологом Н. Н. Володиным [20], c педиатром Г. Н. Чумаковой и психологом Е.Г. Щукиной [Там же]; акушер-гинеколог В. В. Абрамченко сотрудничал с психологом Н.П. Коваленко [21]; психиатры Е. В. Макушкин и И. В. Добряков с психологом Е.М. Костериной [6]; генетик В. Г. Вахарловский с психиатром И. В. Добряковым [22], психологи Е. И. Захарова и Г. Г. Филиппова с акушером-гинекологом Е. Ю. Печниковой [23].

Особо следует отметить, что во многие учебники и руководства по различным разделам медицины все чаще включаются главы, посвященные перинатальной психологии. В качестве примера можно привести руководство по семейной психотерапии и учебник «Психология семьи [24; 25], учебник «Психология здоровья» [26], учебник по детской психиатрии [27], руководство по неонатологии [28].

Развитие перинатальной психологии благотворно сказалась на практической медицине. В настоящее время можно констатировать, что предубежденное отношение врачей к деятельности перинатальных психологов уходит в прошлое. Разногласия преодолеваются, происходит формирование перинатального комплаенса, что способ-ствует переменам в оказании перинатальной помощи населению, внедрению современных перинатальных технологий.

В качестве примера можно привести получившее распространение проведение партнерских родов, первые попытки развития специальной перинатальной психологии, активное внедрение открытой неонатологической реанимации.

Партнерские роды и «метод «кенгуру». Обоснование целесообразности их внедрения объясняют важнейшие положения перинатальной психологии. Женщина во время родов находится в стрессовой ситуации и присутствие мужа рядом на продолжительной первой стадии (раскрытие шейки), а также при первых контактах с новорожденным, при правильной подготовке мужчины, оказывает и на женщину, и на ребенка благотворное действие. Новорожденный в процессе родов получает психическую травму, связанную с отделением от матери (сепарацией): с прохождением родовых путей, резким изменением условий существования и с переживанием тревоги. Снижению тревоги может способствовать присутствие в этом мире чего-то знакомого. Этим может быть голос матери, ее тепло, запах, телесный контакт с ней, что и достигается при использовании «метода кенгуру» [29]. Короткий период после родов новорожденный обладает способностью устанавливать зрительный контакт. Очень важно осуществить его и матери, и отцу [30].

Первые положительные впечатления после родов по механизмам импринтинга [17] остаются на всю жизнь, благотворно влияют и на родителей, и на малыша, способствуют благотворному развитию их отношений, нивелируют в дальнейшем возникновение проявлений комплекса Эдипа и комплекса Лая [31].

Акушерская тактика в процессе ведения партнерских родов по сравнению с родами без поддержки мужа значительно менее «агрессивна»: в два раза реже требовалась стимуляция родовой деятельности, при родоразрешении реже отмечались разрывы мягких тканей и более чем в 2 раза реже требовалось кесарево сечение. Опрос супружеских пар через 6—12 месяцев после правильно подготовленных партнерских родов показал, что 83 % опрошенных женщин не сомневаются в правильности решения рожать вместе с мужем, удовлетворены его поддержкой в родах. Негативно оценивающих этот опыт не было [32].

Заинтересованность государства в развитии перинатальной психологии в частности подтверждает опубликованное в июле 2011 года методическое письмо Минздравсоцразвития России № 15-4/10/2-6796 «Об организации работы службы родовспоможения в условиях внедрения современных перинатальных технологий».

Специальная перинатальная психология, изучающая особенности перинаталь-ной проблематики у женщин, имеющих какую-либо стигматизацию, — наиболее неразработанный раздел перинатальной клинической медицинской психологии. Одной из первых работ в этом направлении можно считать исследования Е. В. Аброскиной, посвященные особенностям течения беременности, родов, послеродового периода у слабослышащих женщин, а также коммуникациям с ними медицинских работников. Актуальность исследований и практической реализации перинатальной помощи этим женщинам обусловлено тем, что единственное понятное и доступное им средство коммуникации — русский жестовый язык (РЖЯ), а перинатальных специалистов, владеющих им, практически нет. В связи с этим во время беременности, в процессе родов, в постнатальном периоде слабослышащие сталкиваются с массой проблем. Как правило, медицинские работники общаются со слабослышащими кратко, торопят, отказываются повторять, писать вопросы и ответы, нередко общаются в маске, скрывающей их артикуляцию. Подобная ситуация может приводить к стрессовым расстройствам, не позволяет своевременно выявить осложнения в течении беременности, родов, негативно влияет на здоровье женщины и ребенка.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.09.2007 N 608 (ред. от 18.11.2017) «О порядке предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета» люди с нарушением слуха имеют право и возможность на важные мероприятия и ситуации в жизни пригласить переводчика русского жестового языка. К сожалению, беременные женщины с нарушением слуха, как правило, лишены этого. Даже если такой переводчик найден, он не является специалистом перинатальной сферы и не может оказать качественную помощь и поддержку, кроме того испытывает большие трудности в процессе перевода медицинских распоряжений, рекомендаций. Улучшению ситуации может способ-ствовать проведение исследований особенностей формирования психологического компонента гестационной доминанты у слабослышащих женщин, ознакомление с результатами этих исследований перинатальных психологов. С учетом сделанных выводов важно разработать формы общения со слабослышащими женщинами, подготовить специалистов, умеющих их применять, владеющих основами русского жестового языка.

Открытая неонатологическая реанимация — модель семейно-ориентированного выхаживания пациента отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных. Эта новая модель предполагает привлечения матери (реже иных родственников) к уходу за новорожденным [33]. Такая практика минимизирует общение пациента с медицинским персоналом и способствует постнатальному сохранению диадных отношений матери и ребенка. В перинатальной психологии это считается одним из важнейших условий оптимальной адаптации младенца к условиям, в которые он попадает в послеродовом периоде. Растет эффективность терапии, снижается смертность новорожденных [Там же]. Ранняя и продолжительная сепарация детей от матери в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных может негативно сказывается и на матерях, и на младенцах, а именно на их когнитивном и психическом развитии [34].

Матерям, имеющим нездорового ребенка, очень важно получать информацию о состоянии здоровья младенца. Находясь в стационаре, они получают такую возможность. Более того, мать «знакомится» со своим ребенком, узнает о его особенностях. Большую помощь в этом ей оказывает медицинская сестра, служащая как бы связующим звеном между матерью и ребенком [35]. Кроме того, медсестры обучают основным приемам ухода за малышом, в связи с чем мать чувствует себя увереннее в общении с ним. Это снижает ее тревогу, а значит и его.

Можно выразить уверенность, что перинатальная психология в России будет развиваться, количество перинатальных психологов, их авторитет будет расти, будет становиться все совершеннее их взаимодействие с различными специалистами, имеющими отношение к перинатальным проблемам. Это безусловно будет способ-ствовать укреплению перинатального комплаенса и улучшению оказания помощи населению.

 

Список источников

1.  Сидоров П.И., Чумакова Г.Н., Щукина Е.Г. Перинатальная психология. – СПб.: СпецЛит, 2015. – 143 с.

2.  Добряков И.В. Перинатальная психология. – СПб.: Питер, 2010. – 272 с. (Серия «Мастера психологии»).

3.  Филиппова Г.Г. Теоретические и прикладные проблемы перинатальной психологии и перинатальной психотерапии в качестве модальности // Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. – № 2. – C. 5–42.

4.  Брушлинский А.В. Психология субъекта / отв. ред. проф. В.В. Знаков. – М.: ИП РАН; СПб.: Алтейя, 2003. – 272 с.

5.  Добряков И.В., Макушкин Е.В., Костерина Е.М. Организация работы психо-терапевтического кабинета в женской консультации: методические рекомендации 06/370/855. – М.: МЗСР РФ, 2009. – 28 с.

6.  Добряков И.В. Как родить здорового ребенка. – СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 128 с.

7.  Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. – СПб.: Союз, 1998. – 144 с.

8.  Коваленко В.С. Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка. – СПб.: Фоллиант, 2004. – 416 с.

9.  Коваленко Н.П. Перинатальная психология. – М.: Ювента, 2000. – 197 с.

10.  Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология: медико-социальные проблемы. – СПб.: Петрополис, 2010. – 316 с.

11.  Могилевская Е.В., Васильева О.С. Перинатальная психология. Психология материнства и родительства. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2011. – 273 с.

12.  Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001. – 288 с.

13.  Плешкова Н.Л., Савенышева С.С. Психология раннего вмешательства и пренатальная психология. Методические указания. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург-ского университета, 2010. – 51 с.

14.  Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.

15.  Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. – СПб.: СОТИС, 2001. – 311 с.

16.  Жаркин Н.А. Перинатальная психология и акушерство: учебное пособие. – Волгоград: Волгоградская медицинская академия, 2001. – 70 с.

17.  Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста: практическое руководство. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.

18.  Кельмансон И.А. Перинатология и перинатальная психология: учебное пособие. – СПб.: СпецЛит, 2015. – 345 с.

19.  Биосоциальная природа материнства и раннего детства / А.С. Батуев, О.Н. Безрукова, А.Г. Кощавцев [и др.]; под ред. А.С. Батуева. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. – 372 с.

20.  Перинатальная психология и психиатрия: в 2 т. / под ред. Н.Н. Володина, П.И. Сидорова. – М.: Академия, 2009. – Т. I, 304 c.; Т. II, 253 с.

21.  Абрамченко В.В., Коваленко Н.П. Перинатальная психология: Теория, методология, опыт. – Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. – 349 с.

22.  Добряков И.В., Вахарловский В.Г. Перинатальная психология и психиатрия // Детская психиатрия: учебник / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 7. – С. 175–216.

23.  Захарова Е.И., Печникова Е.Ю., Филиппова Г.Г. Новая книга о беременности и не только… – М.: Дрофа, 2002. – 256 с.

24.  Добряков И.В. Перинатальная семейная психотерапия // Семейная систем-ная психотерапия / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002. – С. 265–285.

25.  Психология семьи: учебник / Н.В. Гребенникова, Е.В. Гурова, Е.И. Захарова [и др.]; под ред. Е.Г. Сурковой. – М.: Академия, 2014. – 240 с.

26.  Добряков И.В. Перинатальная психология, психопатология и психотерапия // Психология здоровья: учебник / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – Гл. 17. – С. 410–429.

27.  Добряков И.В. Перинатальная психотерапия // Детская психиатрия: учебник / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 21. – С. 795–806.

28.  Добряков И.В. Перинатальная психология для акушеров и неонатологов // Руководство по перинатологии: в 2 т. / под ред. Д.О. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Информ-Навигатор, 2019. – Т. 2. – Гл. 55. – С. 929–936.

29.  Метод кенгуру: практическое руководство / Департамент репродуктивного здоровья и исследований; Всемирная Организация Здравоохранения. – Женева, 2003. – 52 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.slingokonsultant.ru/articles/ doctors/KMC_rus.pdf

30.  Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / пер. с нем. – М.: Республика, 1998. – 393 с.

31.  Dobriakov I., Malashonkova E. Stages of the family life cycle and Laius complex // Neuropsychiatrie de l’enfance et de l’adolescence. – 2012. – Vol. 60, no. 5S. – P. S191.

32.  WHO (ВОЗ) рекомендации 2018. Забота в процессе родов для позитивного опыта деторождения: практические рекомендации / пер. с англ. Г.И. Брехмана [Электронный ресурс]. – URL: http://www.brekhman.iri-as.org›stat/who-recom-r.pdf

33.  Карпова А.Л., Мостовой А.В., Томсон М. «Открытая реанимация» в неонато-логической практике: опыт Калужского перинатального центра // Status Praesens. Педиатрия и неонатология. – 2018. – № 3. – С. 25–30.

34.  Feldman R. Infant–mother and infant–father synchrony: The coregulation of positive arousal // Infant Mental Health Journal. – 2003. – Vol. 24, no. 1. – P. 1–23. doi: 10.1002/imhj.10041

35.  You S.Y., Kim A.R. South Korean nurses' lived experiences supporting maternal postpartum bonding in the neonatal intensive care unit // Int J Qual Stud Health Well-being. – 2020. – Vol. 15, no. 1. – P. 1831221. doi: 10.1080/17482631.2020.1831221

 

References

1.  Sidorov P.I., Chumakova G.N., Shchukina E.G. Perinatal'naya psikhologiya [Perinatal psychology]. St. Petersburg, SpetsLit Publ., 2015. 143 p.

2.  Dobryakov I.V. Perinatal'naya psikhologiya [Perinatal psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2010. 272 p.

3.  Filippova G.G. Theoretical and applied problems of perinatal psychology and perinatal psychotherapy as a modality. Perinatal'naya psikhologiya i psikhologiya roditel'stva – Perinatal psychology and parenting psychology, 2007, no. 2, pp. 5–42. (In Russ.).

4.  Brushlinskii A.V. Psikhologiya sub"ekta [Psychology of the subject]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ.; St. Petersburg, Alteiya Publ., 2003. 272 p.

5.  Dobryakov I.V., Makushkin E.V., Kosterina E.M. Organizatsiya raboty psikho-terapevticheskogo kabineta v zhenskoi konsul'tatsii. Metodicheskie rekomendatsii 06/370/855 [Organization of the work of a psychotherapy room in a antenatal clinic. Methodological recommendations 06/370/855]. Moscow, Ministry of Health of the Russian Federation Publ., 2009. 28 p.

6.  Dobryakov I.V. Kak rodit' zdorovogo rebenka [How to give birth to a healthy baby]. St. Petersburg, Neva Publ.; Moscow, OLMA-PRESS Obrazovanie Publ., 2003. 128 p.

7.  Zakharov A.I. Rebenok do rozhdeniya i psikhoterapiya posledstvii psikhicheskikh travm [Child before birth and psychotherapy of the consequences of mental trauma]. St. Petersburg, Soyuz Publ., 1998. 144 p.

8.  Kovalenko V.S. Rukovodstvo po podgotovke roditelei k rozhdeniyu i vospitaniyu zdorovogo rebenka [A guide to preparing parents for the birth and raising of a healthy child]. St. Petersburg, Folliant Publ., 2004. 416 p.

9.  Kovalenko N.P. Perinatal'naya psikhologiya [Perinatal psychology]. Moscow, Yuventa Publ., 2000. 197 p.

10.  Kovalenko-Madzhuga N.P. Perinatal'naya psikhologiya: mediko-sotsial'nye pro-blemy [Perinatal psychology: medical and social problems]. St. Petersburg, Petropolis Publ., 2010. 316 p.

11.  Mogilevskaya E.V., Vasil'eva O.S. Perinatal'naya psikhologiya. Psikhologiya materinstva i roditel'stva [Perinatal psychology. Psychology of motherhood and parenthood]. Rostov-on-Don, Southern Federal University Publ., 2011. 273 p.

12.  Mukhamedrakhimov R.Zh. Mat' i mladenets: psikhologicheskoe vzaimodeistvie [Mother and baby: psychological interaction]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Publishing House, 2001. 288 p.

13.  Pleshkova N.L., Savenysheva S.S. Psikhologiya rannego vmeshatel'stva i prenatal'naya psikhologiya [Early intervention psychology and prenatal psychology]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Publishing House, 2010. 51 p.

14.  Filippova G.G. Psikhologiya materinstva [Psychology of motherhood]. Moscow, Institut Psikhoterapii Publ., 2002. 240 p.

15.  Abramchenko V.V. Psikhosomaticheskoe akusherstvo [Psychosomatic obstetrics]. St. Petersburg, SOTIS Publ., 2001. 311 p.

16.  Zharkin N.A. Perinatal'naya psikhologiya i akusherstvo [Perinatal psychology and obstetrics]. Volgograd: Volgograd Medical Academy Publ., 2001. 70 p.

17.  Mikirtumov B.E., Koshchavtsev A.G., Grechanyi S.V. Klinicheskaya psikhiatriya rannego detskogo vozrasta [Clinical psychiatry of early childhood]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 256 p.

18.  Kel'manson I.A. Perinatologiya i perinatal'naya psikhologiya [Perinatology and perinatal psychology]. St. Petersburg, SpetsLit Publ., 2015. 345 p.

19.  Batuev A.S., Bezrukova O.N., Koshchavtsev A.G., Lyakso E.E., Smirnov A.G., Sokolova L.V. Biosotsial'naya priroda materinstva i rannego detstva [Biosocial nature of motherhood in early childhood]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Publishing House, 2007. 372 p.

20.  Volodin N.N., Sidorov P.I., eds. Perinatal'naya psikhologiya i psikhiatriya [Perinatal psychology and psychiatry] (in 2 volumes). Moscow, Akademiya Publ., 2009. Vol. I, 304 p.; Vol. II, 253 p.

21.  Abramchenko V.V., Kovalenko N.P. Perinatal'naya psikhologiya: Teoriya, metodologiya, opyt [Perinatal psychology: theory, methodology, experience]. Petrozavodsk: IntelTek Publ., 2004. 349 p.

22.  Dobryakov I.V., Vakharlovsky V.G. Perinatal'naya psikhologiya i psikhiatriya (Glava 7) [Perinatal psychology and psychiatry (Chapter 7]. In: Eidemiller E.G., ed. Detskaya psikhiatriya [Child psychiatry]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005, pp. 175–216.

23.  Zakharova E.I., Pechnikova E.Yu., Filippova G.G. Novaya kniga o beremennosti i ne tol'ko… [A new book about pregnancy and more…]. Moscow, Drofa Publ., 2002. 256 p.

24.  Dobryakov I.V. Perinatal'naya semeinaya psikhoterapiya [Perinatal family psychotherapy]. In: Eidemiller E.G., ed. Semeinaya sistemnaya psikhoterapiya [Family systemic psychotherapy]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002, pp. 265–285.

25.  Zakharova E.I., Gurova E.V., Grebennikova N.V., Surkova E.G., Fedotova N.I., Filippova G.G. Psikhologiya sem'i [Family psychology]. Moscow, Akademiya Publ., 2014. 240 p.

26.  Dobryakov I.V. Perinatal'naya psikhologiya, psikhopatologiya i psikhoterapiya (Glava 17) [Perinatal psychology, psychopathology and psychotherapy (Chapter 17)]. In: Nikiforov G.S., ed. Psikhologiya zdorov'ya [Health Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2003, pp. 410–429.

27.  Dobryakov I.V. Perinatal'naya psikhoterapiya (Glava 21) [Perinatal psycho-therapy (Chapter 21)]. In: Eidemiller E.G., ed. Detskaya psikhiatriya [Child psychiatry]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005, pp. 795–806.

28.  Dobryakov I.V. Perinatal'naya psikhologiya dlya akusherov i neonatologov (Glava 55) [Perinatal psychology for obstetricians and neonatologists (Chapter 55)]. In: Ivanov D.O., ed. Rukovodstvo po perinatologii (v 2 t.) [Guide to perinatology (in 2 volumes)]. 2nd edition. St. Petersburg, Inform-Navigator Publ., 2019. Vol. 2, pp. 929–936.

29.  Kangaroo mother care: a practical guide. World Health Organization, 2003. 48 p. Available at: https://www.who.int/publications/i/item/9241590351 (Russ. ed.: Metod kenguru: prakticheskoe rukovodstvo. Vsemirnaya Organizatsiya Zdravookhra-neniya. Zheneva, 2003. 52 p. Available at: http://www.slingokonsultant.ru/articles/ doctors/KMC_rus.pdf).

30.  Lorenz K. Die Rückseite des Spiegels: Versuch einer Naturgeschichte menschlichen Erkennens. Piper Verlag, 1973. (Russ. ed.: Lorents K. Oborotnaya storona zerkala. Moscow, Respublika Publ., 1998. 393 p.).

31.  Dobryakov I., Malashonkova E. Stages of the family life cycle and Laius complex. Neuropsychiatrie de l’enfance et de l’adolescence, 2012, vol. 60, no. 5S, p. S191.

32.  WHO recommendations: intrapartum care for a positive childbirth experience – Executive summary. World Health Organization, 4 February 2018. Available at: https://www.who.int/publications/i/item/WHO-RHR-18.12

33.  Karpova A.L., Mostovoi A.V., Tomson M. "Otkrytaya reanimatsiya" v neonato-logicheskoi praktike: opyt Kaluzhskogo perinatal'nogo tsentra [Open resuscitation in neonatological practice]. Status Praesens. Pediatriya i neonatologiya – Status Praesens. Pediatrics and Neonatology, 2018, no. 3, pp. 25–30.

34.  Feldman R. Infant–mother and infant–father synchrony: The coregulation of positive arousal. Infant Mental Health Journal, 2003, vol. 24, no. 1, pp. 1–23. doi: 10.1002/imhj.10041

35.  You S.Y., Kim A.R. South Korean nurses' lived experiences supporting maternal postpartum bonding in the neonatal intensive care unit. Int J Qual Stud Health Well-being, 2020, vol.15, no. 1, p. 1831221. doi: 10.1080/17482631.2020.1831221

 

Библиографический список

1.  Филиппова, Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез: учебное пособие / Г.Г. Филиппова. – Москва: Жизнь и мысль, 1999. – 192 с.

2.  Givrad, S. Promoting infant mental health in the neonatal intensive care unit (NICU): A review of nurturing factors and interventions for NICU infant-parent relationships / S. Givrad, G. Hartzell, M. Scala // Early Human Development. – 2021. – No. 154. – P. 105281. doi: 10.1016/j.earlhumdev.2020.105281

3.  von Klitzing, K. The role of the father in early family interactions / K. von Klitzing, H. Simoni, F. Amsler, D. Bürgin // Infant Mental Health Journal. – 1999. – Vol. 20, no. 3. – P. 222–237. doi: 10.1002/(SICI)1097-0355(199923)20:3<222::AID-IMHJ2>3.0.CO;2-B

 

Для цитирования

УДК 159.9

Аброскина Е.В., Добряков И.В., Мостовая В.А. Развитие перинатальной психологии и ее влияние на оказание перинатальной помощи // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2023. – T. 15, № 2. – С. 1. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Development of perinatal psychology and its impact on perinatal care

Abroskina Evgeniya Vitalievna1

Dobryakov Igor Valerievich2
E-mail: dobriakov2008@yandex.ru

Mostovaya Veronika Alekseevna2

1 Institute of Practical Psychology "Imaton"
10 liniya Vasil'yevskogo ostrova, 59, St. Petersburg, 199178, Russia
Phone: +7 (812) 320–05–21

2 V.M. Bekhterev National Medical Research Center of Psychiatry and Neurology
3 Bekhterev Street, St. Petersburg, 192019, Russia
Phone: +7 (812) 670-02-20

Abstract. The article highlights the history of the development of perinatal psychology in Russia, emphasizes the interest in it of medical workers of various specialties, the importance of the formation of perinatal compliance. Examples of the introduction of new forms of perinatal care during childbirth and in the postnatal period in accordance with the theoretical provisions of perinatal psychology are given.

Keywords: perinatal psychology, developmental history, hearing-impaired women, partner childbirth, open resuscitation

For citation

Abroskina E.V., Dobryakov I.V., Mostovaya V.A. Development of perinatal psychology and its impact on perinatal care. Med. psihol. Ross., 2023, vol. 15, no. 2, p. 1. (In Russ.). Available at: http://mprj.ru

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2023 год

2022 год

2021 год

2020 год

2019 год

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год