Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Синдром профессионального выгорания медицинских сотрудников родильного дома. Технология диагностики и коррекции

Заманаева Ю.В., Михайлов А.В. (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Заманаева Юлия Владимировна

Заманаева Юлия Владимировна

кандидат психологических наук, психолог; Родильный дом № 17, ул. Леснозаводская, д. 4, корп. 1, Санкт-Петербург, 192174, Россия. Тел.: 8 (812) 777-48-77.

E-mail: jzamanaeva@mail.ru

Михайлов Антон Валерьевич

Михайлов Антон Валерьевич

доктор медицинских наук, главный научный сотрудник; Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и репродукто-логии имени Д. О. Отта, Менделеевская линия, 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия. Тел.: 8 (812) 328-98-43;

профессор кафедры акушерства, гинекологии и репродуктологии; Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский универси-тет имени акад. И. П. Павлова, ул. Льва Толстого, 6-8, Санкт-Петербург, 197022. Тел.: 8 (812) 338-66-00;

профессор кафедры акушерства и гинекологии им. С. Н. Давыдова; Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова, ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015, Россия. Тел.: 8 (812) 303-50-00;

главный врач; Родильный дом № 17, ул. Леснозаводская, д. 4, корп. 1, Санкт-Петербург, 192174, Россия. Тел.: 8 (812) 777-48-77.

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессионального выгора-ния врачей и среднего медицинского персонала родильного дома. Описана технология проведения исследования профессионального выгорания и основные пути решения проблемы.

Ключевые слова: родильный дом, профессиональное выгорание, рабочие ситуации

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Тема профессионального выгорания медицинских работников в последние годы наконец-то активно исследуется в отечественной и зарубежной психологии, причем исследования касаются и врачей, и среднего медицинского персонала. Основные подробно описанные симптомы выгорания — эмоциональное истощение, деперсона-лизация, снижение профессиональных достижений. Актуальными остаются вопросы о том, какие объективные факторы влияют на развитие синдрома профессионального выгорания, насколько велика роль личностных особенностей, есть ли потенциально более рискованные по развитию данного синдрома медицинские специальности, как предотвратить его развитие и как с ними справляться. Обратим внимание на некоторые исследовательские подходы, направленные на поиск ответов:

• 

исследования, в которых принимают участие врачи и средний медицинский персонал определенных специальностей, работающие в разных учреждениях — таким образом делается попытка прояснить специфику выгорания для конкретной специальности [1; 2; 3];

• 

исследования, касающиеся студентов-медиков и начинающих врачей, направ-ленные на выявление причин и возможностей избежать появления выгорания в самом начале профессионального пути [4; 5; 6];

• 

исследования по группам врачебных специальностей (терапевтического, хирургического, диагностического и организационно-методического профиля) и месту их работы (город/село) изучается профильная специфика и влияние рабочих условий, режима работы, специфики эмоционального и физического напряжения [7];

• 

исследования в рамках одного медицинского учреждения, например, областная клиника, перинатальный центр, включающие врачей разных специальностей — в таких исследованиях возможно прояснение роли отношений внутри коллектива, командной работы, мотивации труда в конкретном учреждении [8];

• 

исследования, посвященные последствиям развития синдрома — частоте врачебных ошибок, ухода из профессии, ухудшения состояния здоровья медиков [9].

Наша статья ориентирована на интересы клинических психологов, работающих в родильных домах, перинатальных центрах, женских консультациях. Поэтому авторы приняли решение избежать подробного изложения схемы исследования, выборки, процедуры и прочего, ограничившись описанием технологии проведения диагностики выгорания у врачей и среднего медицинского персонала, и теми способами, которыми мы пытаемся данную проблему решить. Полагаем, что результаты, полученные в конкретном учреждении, возможно экстраполировать на другие подобные учреждения.

В исследовании профессионального выгорания врачей и среднего медицинского персонала в нашем родильном доме № 17 Санкт-Петербурга приняло участие 84 человека (37 врачей и 47 сотрудников среднего медицинского персонала).

Клинический психолог, работающий в медицинском учреждении, сталкивается с целым рядом условий, влияющих на проведение исследования по профессиональному выгоранию.

1.   В учреждении работают врачи и средний медицинский персонал разных специальностей. И соответственно, функциональные обязанности, режим работы, физическая и эмоциональная нагрузка у них совершенно разные.

2.   В каждом коллективе есть определенный характер отношений, и психолог также является частью коллектива.

3.   Отношение к психологу и доверие ему будет влиять на готовность принять участие в исследовании и в дальнейшей работе.

4.   Крайне важно отношение администрации медицинского учреждения к проблеме профессионального выгорания, и готовность ее решать.

Процедура исследования выглядит следующим образом.

1. Составление перечня рабочих ситуаций для каждой специальности.

В родильном доме работают врачи следующих специальностей: акушеры-гинекологи, неонатологи, неонатологи-реаниматологи, анестезиологи-реаниматологи. Средний медицинский персонал: акушерки родильного отделения, акушерки отноше-ния патологии беременности (дородового), акушерки акушерского физиологического отделения (послеродового); медицинские сестры-анестезиологи; детские медицинские сестры акушерского физиологического отделения, детские медицинские сестры отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных (ОРИТН). У каждой из этих специальностей есть своя специфика — свой перечень рабочих профессио-нальных ситуаций.

Для каждой специальности клинический психолог совместно с врачами, акушерками и медсестрами составляли списки рабочих ситуаций и те критерии, по которым их надо будет оценивать. Это, по нашему опыту, во-первых, влияет на отношение медиков к исследованию: оно занимает существенное время, и тем не менее все опросники были заполнены полностью и в срок; во-вторых, позволяет выявить те реальные рабочие ситуации, которые вносят наибольший вклад в выгорание.

В Приложении 1 мы приводим примеры основных рабочих ситуаций врачей родильного дома, но их необходимо дополнять в соответствии со спецификой своего учреждения.

2. Составление перечня тех характеристик отношения к рабочим ситуациям, которые медикам нужно будет оценить.

Шкалы, по которым оценивается каждая рабочая ситуация:

• 

степень напряжения в каждой ситуации (от 1 до 10 баллов) — предлагается отметить балл;

• 

время совладания с напряжением (минуты, часы, дни, недели) — предлагается выбрать один вариант;

• 

способы совладания с напряжением («обсуждаю с коллегами», «обсуждаю с близкими», «курю», «употребляю алкоголь», «использую ненормативную лексику, черный юмор», «принимаю успокоительные препараты», «другое/свой вариант»). Этот список можно дополнить и другими вариантами: «занимаюсь спортом», «молюсь», «использую техники саморегуляции».

В итоге в нашем исследовании появилась анкета «Психологическая харак-теристика рабочих ситуаций», разработанная совместно психологом, врачами и медсестрами родильного дома для каждой специальности. При таком совместном подходе к составлению анкеты отношение к проведению самой диагностики у медицинского персонала максимально позитивное.

3. Подбор методик для диагностики профессионального выгорания и факторов, которые могут на него влиять.

Мы использовали методику «Профессиональное выгорание» Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой [9]. Шкалы: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Профессиональная успешность (редукция профессиональных достижений)». Также необходима методика, позволяющая определить удовлетворенность разными аспектами своей профессиональной деятельности: оплатой труда, климатом в коллективе, режимом труда и отдыха. Например, это может быть опросник «Отношение к работе» К. Маслач. Диагностируемые параметры: рабочая нагрузка, контроль, вознаграждение, рабочий коллектив, справедливость, ценности.

Исследование будет более корректным и достоверным, если будет проводиться анонимно.

4. Статистическая обработка и анализ результатов исследования.

Характер полученной информации после анализа результатов.

1.   Уровень профессионального выгорания по показателям эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личностных достижений, отдельно для врачебного и среднего медицинского персонала.

2.   Степень удовлетворенности различными аспектами профессиональной деятельности (климатом в коллективе, рабочей нагрузкой и т. п.) отдельно для врачебного и среднего медицинского персонала.

3.   Зависимость всех вышеназванных параметров от стажа, что позволит обратить внимание на особенности адаптации и переживаний молодых специалистов.

4.   Перечень наиболее эмоционально затратных рабочих ситуаций для каждой специальности: какие ситуации переживаются как наиболее напряженные, требующие большого времени для совладания; предпочитаемые способы совладания с последующим анализом степени конструктивности и причин их использования.

5.   Связи между разными симптомами эмоционального выгорания, напряжением в рабочих ситуациях и параметрами отношения к работе по всей выборке.

Полученные результаты важно донести до всех врачей и среднего медицинского персонала, как и предлагаемые способы решения выявленных проблем. На общей врачебной конференции или на собрании для каждой специальности — так, как это будет организационно проще для всех. Сама по себе проделанная работа и такое изложение результатов дает медикам ощущение, что их психологическое состояние значимо и важно.

5. Анализ полученных результатов дает возможность сформулировать основные причины и возможности коррекции сложившейся ситуации. Некоторые проблемы могут быть скорректированы на организационно-административном уровне (главным врачом, заместителями главного врача, заведующими отделениями), для решения других проблем можно предложить работу со стороны клинического психолога.

6. Возможные формы работы психолога.

1.   Тематические семинары по наиболее напряженным рабочим ситуа-циям, с небольшой лекционной частью и практической частью в виде разбора конкретных клинических случаев и примеров из практики. Это повышает в целом психологическую грамотность медиков, расширяет подчас стереотипный взгляд на природу переживаний пациенток.

Эффективнее проводить занятия для небольших групп тех, для кого данная тема является наиболее актуальной в профессиональной деятельности, с примерами в преломлении к конкретной медицинской специальности: например, врач акушер-гинеколог, акушерка родильного отделения, или детская медицинская сестра и т. п.

Возможные темы:

• 

Поведение пациенток с разными психологическими типами беременности.

• 

Развитие отношений в диаде «мать — дитя» в период беременности и после родов.

• 

Психологические особенности течения одноплодной и многоплодной беремен-ности.

• 

Антенатальная гибель плода: взаимодействие пациентки и медперсонала.

• 

Недоношенный ребенок: переживания мамы, общение родителей с медпер-соналом.

• 

Вынашивание и рождение ребенка с особенностями развития: взаимодействие пациентки и медперсонала.

• 

Взаимодействие с пациентками в послеродовом периоде для акушерок / для детских медицинских сестер.

2.   Занятия, посвященные в целом теме стрессов и жизненных кризисов. Такие занятия повышают психологическую грамотность медицинского персонала, дают общую информацию и улучшают понимание происходящего в жизни.

• 

Профессиональное выгорание: как распознать первые проявления, в чем причина, что делать.

• 

Стресс: психологические механизмы реакции. Копинг-стратегии — типы. (Возможно проведение самодиагностики по кратким тестам на копинг-стратегии для улучшения понимания своих индивидуальных особенностей).

• 

Возрастные кризисы.

• 

Семейные кризисы.

• 

Техники саморегуляции психологического состояния. Серия практических занятий.

3.   Возможность обратиться за индивидуальной экстренной психологи-ческой помощью в случае переживаний по поводу рабочей ситуации (конфликт с пациенткой, тяжелый клинический случай). Это крайне важно для молодых врачей, акушерок, медсестер, так как поможет улучшить их психологическую адаптацию, снизить интенсивность синдрома «горения», характерного для начинающих специ-алистов.

Врачи, акушерки, медсестры, работающие в родильных домах, несут огромную ответственность за жизнь и здоровье и женщины, и ее ребенка. Поэтому нам кажется крайне важным постоянное внимание к психологическому состоянию медиков в каждом учреждении и проведение специальной работы по профилактике професси-онального выгорания.

 

Список источников

1.  Багрий М.А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специальностей: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2009.

2.  Полятинская Г.И. Профилактика эмоционального выгорания среднего медицинского персонала (Анализ синдрома профессионального выгорания среднего медицинского персонала) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.informio.ru/ publications/id7684

3.  Новгородова У.Р. Социологическое исследование синдрома профессиональ-ного выгорания у врачей акушерского отделения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2016. – Т. 24, № 3. – С. 147–151. doi: 016/0869-866Х-2016-24-3-147-151

4.  Савельева Л.А., Кашапов М.М., Савельева М.И. Когнитивные основы синдрома эмоционального выгорания у обучающихся по программам ординатуры // Перспективы науки и образования. – 2021. № 2 (50). – С. 353–364. doi: 10.32744/ pse.2021.2.24

5.  Королёва Л.Ю., Ацакзай Х.Н. Современное состояние проблемы эмоциональ-ного выгорания у студентов медицинского вуза // Естественные и гуманитарные науки в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции (13–15 мая 2020 г., г. Орёл). – Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2020. – С. 256–260.

6.  Эмоциональное выгорание врачей / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, А.В. Ялтон-ская [и др.] // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. – 2017. – № 4. – С. 19–25.

7.  Профессиональное выгорание врачей различных специальностей / О.С. Кобя-кова, И.В. Деев, Е.С. Куликов [и др.] // Здравоохранение Российской Федерации. – 2017. – Т. 61, № 6. – 322–329. doi: 10.18821/0044-197Х-2017-61-6-322-329

8.  Авилов О.В., Попова М.Ю., Танцурова К.С. Особенности мотивации труда и выраженности эмоционального «выгорания» у врачей Областного перинатального центра и Областной клинической больницы № 3 города Челябинска // Проблемы науки. – 2017. – № 11 (24). – С. 92–97.

9.  Эмоциональное выгорание врачей и медицинские ошибки. Есть ли связь? / О.С. Кобякова, И.А. Деев, Е.С. Куликов [и др.] // Социальные аспекты здоровья населения. – 2016. – № 1 (47). doi: 10.21045/2071-5021-2016-47-1-5

10.  Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 299 с.

 

References

1.  Bagrii M.A. Osobennosti razvitiya professional'nogo stressa u vrachei raznykh spetsial'nostei. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Features of the development of professional stress in doctors of different specialties. Cand. psychol. sci. diss.]. Moscow, 2009.

2.  Polyatinskaya G.I. Profilaktika emotsional'nogo vygoraniya srednego meditsin-skogo personala (Analiz sindroma professional'nogo vygoraniya srednego meditsinskogo personala) [Prevention of emotional burnout of nursing staff (Analysis of the syndrome of professional burnout of nursing staff)]. Available at: https://www.informio.ru/ publications/id7684

3.  Novgorodova U.R. The sociological survey of syndrome of professional burnout in physicians of obstetrics department. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny – The Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine, 2016, vol. 24, no. 3, pp. 147–151. (In Russ.). doi: 016/0869-866X-2016-24-3-147-151

4.  Savel'eva L.A., Kashapov M.M., Savel'eva M.I. Cognitive basic of emotional burn-out syndrome in students on ordinature programs. Perspektivy nauki i obrazovaniya – Perspectives of Science and Education, 2021, no. 2, pp. 353–364. (In Russ.). doi: 10.32744/pse.2021.2.24

5.  Koroleva L.Yu., Atsakzai Kh.N. The current state of the problem of emotional burnout in medical university students. Estestvennye i gumanitarnye nauki v sovre-mennom mire. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (13–15 maya 2020 g., g. Orel) [Natural Sciences and Humanities in the modern world. Proceedings  of  the  conference].  Orel:  OGU  imeni  I. S.  Turgeneva  Publ., 2020, pp. 256–260. (In Russ.).

6.  Sirota N.A., Yaltonsky V.M., Yaltonskaya A.V., Moskovchenko D.V. Emotional burnout among doctors. Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie – Infectious Diseases: News, Opinions, Training, 2017, no. 4, pp. 19–25. (In Russ.).

7.  Kobyakova O.S., Deev I.V., Kulikov E.S., Khomyakov K.V., Tyufilin D.S., Zagromova T.A., Balaganskaya M.A. The professional burnout of physicians of various specialties. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii – Health Care of the Russian Federation, Russian Journal, 2017, vol. 61, no. 6, pp. 322–329. (In Russ.). doi: 10.18821/0044-197X-2017-61-6-322-329

8.  Avilov O.V., Popova M.Yu., Tantsurova K.S. Features of labor motivation and the severity of emotional burnout among doctors of the Regional Perinatal Center and the Regional Clinical Hospital No. 3 of the city of Chelyabinsk. Problemy nauki, 2017, no. 11 (24), pp. 92–97. (In Russ.).

9.  Kobyakova O.S., Deev I.A., Kulikov E.S., Pimenov I.D., Khomyakov K.V. Burnout in doctors and medical errors. Is there a connection? Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya, 2016, no. 1 (47). (In Russ.). doi: 10.21045/2071-5021-2016-47-1-5

10.  Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom vygoraniya. Diagnostika i profilaktika [Burnout syndrome. Diagnostics and prevention]. 3rd edition. Moscow, Yurait Publ., 2019. 299 p.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень рабочих ситуаций для врачей разных специальностей

Акушеры-гинекологи

Анестезиологи-реаниматологи

Неонатологи

Неонатологи-реаниматологи

 

Для цитирования

УДК 159.9

Заманаева Ю.В., Михайлов А.В. Синдром профессионального выгорания медицинских сотрудников родильного дома. Технология диагностики и коррекции // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2023. – T. 15, № 2. – C. 6. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Syndrome of professional burnout of medical staff of a maternity hospital. Diagnostics and correction technology

Zamanaeva Y.V.1
E-mail: jzamanaeva@mail.ru

Mikhailov A.V.1, 2, 3, 4

1 St. Petersburg Maternity Hospital No. 17
Lesnozavodskaya str., 4, building 1, St. Petersburg, 192174, Russia
Phone: +7 (812) 777-48-77

2 The Research Institute of Obstetrics, Gynecology and Reproductology named after D. O. Ott
Mendeleevskaya line, 3, St. Petersburg, 199034, Russia
Phone: +7 (812) 328-98-43

3 Pavlov First Saint Petersburg State Medical University
L'va Tolstogo str. 6-8, Saint Petersburg, 197022, Russia
Phone: +7 (812) 338-66-00

4 Mechnikov North-West State Medical University
41 Kirochnaya str., Saint-Petersburg, 191015, Russia
Phone: +7 (812) 303-50-00

Abstract. The article is devoted to the problem of professional burnout of doctors and nursing staff of the maternity hospital. The technology of conducting a study of professional burnout and the main ways to solve the problem are described.

Key words: maternity hospital, professional burnout, work situations

For citation

Zamanaeva Y.V., Mikhailov A.V. Syndrome of professional burnout of medical staff of a maternity hospital. Diagnostics and correction technology. Med. psihol. Ross., 2023, vol. 15, no. 2, p. 6. (In Russ.). Available at: http://mprj.ru

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2023 год

2022 год

2021 год

2020 год

2019 год

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год