Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Взаимосвязь эмоционально-личностных особенностей студентов медицинского ВУЗа с коммуникативной компетентностью будущего врача

Василенко Т.Д., Смирнов Н.В., Дмитренко В.И.
(Курск, Россия)

 

 

Василенко Татьяна Дмитриевна

Василенко Татьяна Дмитриевна

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и клинической психологии; Курский государственный медицинский университет, ул. К. Маркса, 3, Курск, 305041, Россия.
Тел.: 8 (4712) 58-81-32.

E-mail: tvasilenko@yandex.ru

Смирнов Николай Валерьевич

Смирнов Николай Валерьевич

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии; Курский государственный медицинский университет, ул. К. Маркса, 3, Курск, 305041, Россия. Тел.: 8 (4712) 58-81-32.

E-mail: smirnov-nikv@yandex.ru

Дмитренко Валентина Ивановна

Дмитренко Валентина Ивановна

студентка 3 курса факультета клинической психологии; Курский государственный медицинский университет, ул. К. Маркса, 3, Курск, 305041, Россия. Тел.: 8 (4712) 58-81-32.

E-mail: dmitrenko.valentinka@yandex.ru

 

Аннотация. Коммуникативная компетентность — важная состав-ляющая профессиональной деятельности врача, формирование которой начинается во время обучения. Целью исследования является выявление взаимосвязи между эмоционально-личностными особенностями студентов медицинского ВУЗа с коммуникативной компетентностью будущего врача. В процессе работы были использованы следующие методики: методика исследования уровня профессиональной коммуникативной компетентности врача (ПККВ) Н. В. Яковлевой, методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В.  Бойко, методика диагностики коммуникативной толе-рантности В. В.  Бойко, методика диагностики коммуникативного контроля М.  Шнайдер. Статистический анализ данных позволил выявить положи-тельную корреляцию таких составляющих коммуникативной компетент-ности врача, как общие коммуникативные умения, общие коммуника-тивные идеалы, профессиональные коммуникативные умения, с эмпатией и коммуникативным контролем. Таким образом, в результате исследо-вания была выявлена взаимосвязь эмпатии и коммуникативного контроля с коммуникативной компетентностью будущего врача.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность врача, эмпатия, коммуникативный контроль

Благодарности: авторы статьи выражают благодарность Наталье Валентиновне Яковлевой за предоставленную методику «Профессиональ-ная коммуникативная компетентность врача (ПККВ)».

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Во время обучения в медицинском ВУЗе студенты не только получают знания, необходимые для оказания помощи пациентам, но и усваивают другие умения и навыки, необходимые врачу. С точки зрения компетентностного подхода обучение врача включает в себя формирование трех профессиональных составляющих: общей, инструментальной и надпрофессиональной. К общей группе компетентностей относятся развитие клинического мышления, наличие систематизированных знаний о развитии и функционировании организма человека, владение современными источниками медицинской информации. К группе инструментальной профессиональной составляющей относятся овладение медицинскими знаниями, навыками, направ-ленными на восстановление здоровья. Надпрофессиональные компетенции (их еще называют ключевыми) в процессе обучения формируются не путем усвоения готового знания, а являются следствием саморазвития индивида, обобщением личностного и деятельностного опыта. Примерами надпрофессиональных компетенций являются готовность к профессиональному саморазвитию, способность к саморегуляции, умение и навык корректировать свои действия, ценностная сфера, сформированная профессиональная идентичность, а также коммуникативная компетентность [1].

Термин «коммуникативная компетентность» имеет широкий спектр определений. Все исследования этой категории можно разделить на два основных подхода — ситуационный подход и диспозиционный. Ситуационный подход рассматривает коммуникативную компетентность как показатель, характерный для конкретной ситуации, акцентируя свое внимание на оценке участниками коммуникации говорящего с точки зрения эффективности и уместности его коммуникативного поведения. Такой угол зрения характерен больше для зарубежных авторов. Так, B. Spitzberg и W. Cupach рассматривают коммуникативную компетентность через призму уместности и эффективности коммуникации (подразумевая под «эффектив-ностью» достижение поставленных коммуникативных целей, а под «уместностью» — степень легитимности, приемлемости поведения говорящего в каждой конкретной ситуации). Оценивать процесс коммуникации, по мнению авторов, можно с точки зрения субъективной оценки коммуникативного акта его непосредственными участниками.

Дж. Виманн (Wiemann) описывал коммуникативную компетентность как использование социальных знаний и социального навыка в процессе общения [2]. Р.  Селман (Selman) при рассмотрении коммуникативной компетентности акцентировал внимание на процессе принятия социальных взглядов в процессе общения [3].

Для отечественной психологии более близким оказался диспозиционный подход рассмотрения коммуникативной компетентности. В диспозиционном подходе комму-никативная компетентность рассматривается как сложное интегративное относительно стабильное психологическое образование, включающее индивидуально-психологи-ческие качества субъекта, способствующие достижению его коммуникативных целей, а также коммуникативные знания, умения и навыки.

В отечественной психологии в рамках диспозиционного подхода коммуника-тивную компетентность рассматривали Л. А. Петровская, М. Н. Вятютнев, Ю. М. Жуков, Е. А. Климов, П. В. Растянников, О. М. Орлов, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалева и др. Так, Л. А. Петровская и М. Н. Вятютнев рассматривали коммуникативную компетентность как отдельную характеристику личности. Л. А. Петровская определяет коммуника-тивную компетентность как способность индивида устанавливать и поддерживать нужные отношения с другими людьми на основе совокупностей знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.

Ю. М. Жуков, Е. А. Климов разделяют позицию Л. А. Петровской с точки зрения определения коммуникативной компетентности как отдельной личностной характерис-тики, но также одновременно рассматривают это понятие как часть других видом компетенций. Жуков указывает на значимость коммуникативной компетентности во всех вариантах моделей профессиональной, социальной и личностной компетентности. Коммуникативная компетентность играет особую роль в формировании отношений с собой и миром, поэтому, с точки зрения Ю. Н. Емельянова, должна рассматриваться как идейно-нравственная категория. Емельянов рассматривает коммуникативную компе-тентность как самостоятельное образование, существующее в виде умений и навыков, которое предполагает как ситуативную адаптивность, так и свободное владение навыками вербального и невербального социального поведения [2].

Как было обозначено ранее, коммуникативная компетентность, являющаяся важным качеством медицинского работника, формируется как надпрофессиональная компетенция. В связи с этим актуальность приобретает рассмотрение коммуникативной компетентности врача как категории, отражающей особенности коммуникации врача в его профессиональной деятельности.

Одним из первых научных исследований коммуникативной компетентности врача является работа Л. А. Цветковой. В работе Л. А. Цветковой делается акцент на общественные отношения между врачом и пациентом, а не на межличностные, складывающиеся на эмоциональной основе. При этом врач является для пациента главным источником информации о ходе лечения [4].

В работах Н. В. Яковлевой, Ю. М. Жукова, В. И. Кашицкого коммуникативная компетентность врача рассматривается как интегративное качество личности, направленное на установление, поддержание и развитие эффективных контактов с пациентами и другими участниками лечебно-профилактического процесса. Уровень коммуникативной компетентности возрастает в ходе становления врача как профессионала [5]. В своих исследованиях Н. В. Яковлева выделяет четыре блока коммуникативной компетентности врача: общие коммуникативные ценности (КИ), общие коммуникативные умения (КУ), профессиональные коммуникативные ценности (ПИ), профессиональные коммуникативные умения (ПУ). Блок «коммуникативные идеалы» (КИ) характеризует уровень развития общих коммуникативных ценностей и определяет направленность на общение, выраженность коммуникативных ценностей в индивидуальной системе ценностей. Блок «коммуникативные умения» (КУ) харак-теризует успешность владения коммуникативными техниками и средствами. Блок «профессиональные коммуникативные идеалы» (ПИ) определяет степень включен-ности коммуникативных ценностей в индивидуальную профессиональную концепцию. Блок «профессиональные умения (ПУ) характеризует уровень развития профессио-нальных коммуникативных умении и навыков на основании самооценки. Он дает представление о «технической сущности» профессионального общения.

В работах Л. Н. Васильевой под коммуникативной компетентностью врача понимается «многоуровневое интегральное качество личности (совокупность когни-тивных, эмоциональных и поведенческих особенностей), опосредующее врачебную профессиональную деятельность, направленную на установление, поддержание и развитие эффективных контактов с пациентами и другими участниками лечебно-профилактического процесса» [6].

На процесс взаимодействия врача и пациента оказывают влияние переживания больного относительно своего здоровья, его обеспокоенность тем, как заболевание повлияет на профессиональную деятельность, социальные контакты и другие сферы его жизнедеятельности. В такие моменты врач должен уметь осторожно и деликатно сообщить о диагнозе, оказать поддержку, выразить сочувствие больному [7]. Важным аспектом выздоровления является установление комплаенса в диаде врач — пациент, что оказывает влияние на то, насколько значимы для больного будут рекомендации доктора и назначенное лечение [8]. Следует отметить, что во врачебной деятельности специалист взаимодействует не только напрямую со своими пациентами, но и с их родственниками. Огромное значение для лечения и реабилитации больного имеет его окружение, поэтому врачу необходимо установить контакт с родными и близкими пациента. Особо значимы навыки общения с семьей пациента для врачей, работающих с детьми. Для постановки верного диагноза, назначения необходимого и эффективного лечения, а также в процессе реабилитации врач одной специальности работает в команде с другими специалистами медицинского и немедицинского профиля. Навык общения необходим в бригадном подходе к оказанию помощи пациентам.

К специфичным коммуникативным навыкам профессии врача относят: уверенность при коммуникации, умение брать ответственность за свои слова, умение взаимодействовать в конфликтной ситуации, мотивировать медицинский персонал, навык уважительного отношения в коммуникации с коллегами, умение создавать положительное впечатление о своем профессионализме и о результативности процесса лечения, навык выстраивания эффективного и доверительного сотрудничества с пациентами, умение контролировать свои эмоциональные реакции на различные ситуации, умение слушать человека, умение строить беседу, умение правильно донести информацию до человека [9].

В профессиональной деятельности врача оказание поддержки пациенту и ориентация его на лечение и выздоровление невозможно без эмпатии. Впервые на феномен эмпатии в рамках взаимодействия с пациентами обратил внимание З. Фрейд. Он говорил о том, что необходимо учитывать психическое состояние пациента, ставить себя в это состояние и стараться понять его, сравнивая его «Я» со своим собственным. Х. Кохут представлял эмпатию как способ наблюдения и сбора данных и полагал, что эмпатия позволяет пережить опыт другого без способности объективно оценивать психическое состояние другого.

В отечественной психологии И. М. Юсупов подчеркивает, что эмпатия является необходимой составляющей в построении профессиограммы врача с учетом специфики профессии «человек — человек», определяя эмпатию как целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, целью которого является «проникновение» во внутренний мир другого человека [10]. Нам ближе всего позиция В. В. Бойко. Автор рассматривает эмпатию как форму рационально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия проявлений в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение [11]. Не вызывает сомнения то, что врачу необходимо быть эмоционально вовлеченным в проблемы пациентов, однако Г. С. Абрамова и Ю. А. Юдчиц подчеркивают, что врач сталкивается в своей деятельности с такими проявлениями жизни, как страдание, боль, смерть, что оказывает влияние на эмоциональную включенность врача в работу. О. И. Полянцева утверждает, что проявление высокого уровня эмпатии может приводить врача к психическому состоянию избыточности эмпатической вовлеченности в проблемы пациентов, к физическим и эмоциональным перегрузкам, эмоциональному истощению, профессиональному и эмоциональному выгоранию, снижению уровня профессиона-лизма [12]. Л. Н. Васильева в исследовании эмпатии как составляющей коммуни-кативной компетентности будущего врача подчеркивает, что эмпатия, открытость и принятие являются компонентами ценностного уровня коммуникативной компе-тентности.

Для развития эффективной коммуникации личности важным личностным качеством является коммуникативный контроль. В некоторых исследованиях комму-никативный контроль рассматривают как компонент общего самоконтроля личности. Так, по мнению Г. С. Никифорова самоконтроль взаимосвязан со всеми психическими явлениями, которые так или иначе связаны с процессами самоуправления и саморегулирования [13].

В зарубежных исследованиях термин «коммуникативный контроль» синонимичен понятию «межличностный контроль и регулирование в разговоре». Дж. Виманн характеризует данную категорию как ограничения, которые люди накладывают друг на друга в процессе межличностного общения. Другими словами, это контроль оппонента через то, как и что он говорит и делает.

И. А. Фурманов определяет коммуникативный контроль как вербальное или невербальное действие человека, которое содержит в себе информацию о распределении контроля между субъектами коммуникации [14]. М. Шнайдер определил коммуникативный контроль как форму самоконтроля при общении с людьми и дал основные характеристика личности в зависимости от уровня коммуникативного контроля [15]. Так, люди с высоким уровнем коммуникативного контроля всегда знают, где и как нужно себя вести, следят за своими словами и поступками, не импульсивны. Средний уровень коммуникативного контроля характеризует человека как непосредственного в общении, но способного соотносить свои слова и действия с действиями и поведением окружающих людей. Они также хорошо контролируют свое поведение в обществе. Люди с низким уровнем коммуникативного контроля импульсивны, часто не сдерживают себя, излишне открыты. Они не соотносят свое общение с требованиями ситуации.

Е. В. Валиуллина в исследовании коммуникативного контроля у студентов младших курсов медицинского ВУЗа (лечебного и педиатрического факультетов) делает вывод о том, что высокий уровень общительности личности не гарантирует наличие высокого уровня коммуникативного контроля [16].

Коммуникативная толерантность является частной разновидностью толерант-ности, и, как отмечают отечественные исследователи, данная категория является основой общения [17]. В. В. Бойко определяет коммуникативную толерантность как характеристику отношений личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприятных и неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию [18]. Л. А. Николаева подчеркивает важность коммуникативной толерантности как личностно значимого профессионального качества будущего специалиста «человек — человек», к котором также относится и профессия врача [19].

Интересным представляется исследование Н. Н. Ахметгалиной и В. В. Гагай, которое направлено на изучение взаимосвязи профессиональной идентификации студентов-медиков с различным уровнем коммуникативной толерантности. Было выявлено, что студенты с отрицательным статусом профессиональной идентичности зачастую имеют тенденцию к интолерантности, что негативно отражается и на уровне профессионального сознания, и на коммуникативном уровне. Положительный статус профессиональной идентичности встречается чаще у студентов с коммуникативной толерантностью. Авторы акцентируют внимание на том, что для профессионального становления будущего медицинского работника имеет важное значение обучение их толерантному общению с пациентами [20].

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день актуальным остается вопрос формирования коммуникативной компетентности врача. В медицинских ВУЗах студенты осваивают дисциплины, связанные с особенностью общения врача и пациента, однако чаще всего при изучении данных тем делается акцент на способах общения, конкретных правилах и выработки определенного алгоритма (что соответствует общим и профессиональным коммуникативным умениях по Н. В. Яковлевой). В стороне остаются вопросы эмоционально-личностных особенностей будущих врачей и их взаимосвязи с коммуникативной компетентностью будущего врача.

Таким образом, целью исследования является выявление взаимосвязи между эмоционально-личностными особенностями студентов медицинского ВУЗа с коммуника-тивной компетентностью будущего врача.

Материалы и методы

Исследование проводилось с участием студентов Курского государственного медицинского университета. Выборка составила 50 человек, из них 25 студентов обучаются на втором курсе специальности «лечебное дело» и 25 студентов пятого курса, обучающиеся на той же специальности. В исследовании приняли участие студенты мужского и женского пола. Все участники дали добровольное согласие на прохождение тестирования.

В процессе работы были использованы следующие методики: методика исследования уровня профессиональной коммуникативной компетентности врача (ПККВ) Н. В. Яковлевой, методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, методика диагностики коммуникативной толерантности В. В.  Бойко, методика диагностики коммуникативного контроля М.   Шнайдер. Обработка резуль-татов проводилась в программе Statistica 8.

Результаты исследования

Коммуникативная компетентность врача оценивалась с помощью методики исследования уровня профессиональной коммуникативной компетентности врача (ПККВ) Н. В. Яковлевой, включающей в себя 4 блока: общие коммуникативные умения (КУ), общие коммуникативные идеалы (КИ), профессиональные коммуникативные умения (ПУ) и профессиональные коммуникативные идеалы (ПИ). В результате тестирования испытуемых были получены следующие результаты (табл. 1).

Таблица 1.   Результаты, полученные по методике исследования коммуникативной компетентности врача (ПККВ) Н. В. Яковлевой

 

Уровень эмпатии замерялся с помощью методики «Диагностика уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко (табл. 2).

Таблица 2.   Уровень эмпатии у студентов второго и пятого курсов

 

Уровень коммуникативного контроля оценивался с помощью методики «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера (табл. 3).

Таблица 3.   Уровень коммуникативного контроля у студентов второго и пятого курсов

 

Исследование коммуникативной толерантности проводилось с помощью методики «Диагностика коммуникативной толерантности» В. В. Бойко. Результаты занесены в таблицу 4.

Таблица 4.   Уровень коммуникативной толерантности у студентов второго и пятого курсов

 

С помощью критерия Манна — Уитни были выявлены статистически значимые различия между вторым и пятым курсом по уровню коммуникативного контроля и переменной «Общие коммуникативные умения» (табл. 5).

Таблица 5.   Значимые различия у студентов второго и пятого курсов по переменным «Общие коммуникативные умения» (КУ) и «Коммуникативный контроль»

 

Для выявления взаимосвязи эмпатии, коммуникативной толерантности и комму-никативного контроля с коммуникативной компетентностью врача был использован корреляционный анализ Спирмена.

Методика исследования уровня профессиональной коммуникативной компетент-ности врача (ПККВ) Н. В. Яковлевой имеет четыре шкалы: «Общие коммуникативные умения», «Общие коммуникативные идеалы», «Профессиональные коммуникативные умения», «Профессиональные коммуникативные идеалы». В результате корреляци-онного анализа была выявлена статистически значимая положительная корреляция между шкалами «Общие коммуникативные идеалы», «Общие коммуникативные умения», «Профессиональные коммуникативные умения» и уровнем эмпатии (табл. 6).

Таблица 6.   Положительная корреляция между эмпатией и коммуникативными идеалами (КИ), коммуникативными умениями (КУ), профессиональными коммуникативными идеалами (ПУ)

 

Была выявлена статистически значимая положительная корреляция между шкалой «Общие коммуникативные умения» и коммуникативным контролем, а также между коммуникативным контролем и эмпатией (табл. 7). Коммуникативная толерантность не имеет статистически значимой корреляции ни с одной шкалой коммуникативной компетентности врача.

Таблица 7.   Положительная корреляция между коммуникативным контролем, общими коммуникативными умениями (КУ), эмпатией

 

Выявленная корреляция позволяет нам говорить о наличии взаимосвязи между шкалами «Общие коммуникативные умения», «Общие коммуникативные идеалы», «Профессиональные коммуникативные умения» и эмпатией, коммуникативным контролем, что схематично представлено на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Взаимосвязь между эмпатией, коммуникативным контролем и общими коммуникативными умениями (КУ), общими коммуникативными идеалами (КИ), профессиональными коммуникативными умениями (ПУ)

 

Обсуждение результатов

Кажется интересным, что и у студентов второго курса, и у студентов пятого курса преобладает заниженный уровень эмпатии. Однако эти результаты не противоречат исследованиям Л. Н. Васильевой [21]. Л. Н. Васильева в своей работе сопоставляет показатели уровня эмпатии группы студентов, замеренные с помощью методик «Диагностика уровня эмпатических способностей» В. В. Бойко и «Способность к эмпатии» И. М. Юсупова. Нормальный уровень эмпатии по методике Юсупова соответствует заниженному уровню по методике В. В. Бойко. Л. Н. Васильева предполагает, что для врача оптимальным является именно такой уровень эмпатии, так как слишком высокий показатель эмпатии затруднит выполнение других врачебных задач.

Выявленные значимые различия по переменным «Общие коммуникативные умения» и «Коммуникативный контроль» позволяют говорить о том, что уровень общих коммуникативных умений (КУ) у студентов второго курса выше, чем у студентов пятого курса. Уровень общих коммуникативных умений характеризует успешность владения коммуникативными техниками и средствами. В данном блоке коммуникативной компетентности испытуемые оценивают свое техническое коммуникативное мастер-ство, коммуникативную успешность. Данные различия можно объяснить тем, что студенты второго курса уже преодолели период адаптации к новому учебному заведению и теперь более уверены в своих силах и способностях. Студенты пятого курса начинают подготовку к будущей аккредитации, где помимо медицинских знаний проверяются и их коммуникативные навыки. Подготовка к прохождению коммуни-кативной станции аккредитации способствует повышению внимания к своим коммуникативным умениям, а волнение перед этим экзаменом — к сомнению в своих способностях.

Анализ показал, что уровень коммуникативного контроля выше у студентов второго курса, чем у студентов пятого курса. Можно предположить, что студенты второго курса еще не обладают большим объемом медицинских знаний, что способствует большему контролю над своей речью.

Взаимосвязь уровня эмпатии и блоками коммуникативной компетентности будущего врача (КИ, КУ, ПУ) позволяет выдвинуть предположение, что чем выше уровень эмпатии, тем лучше владение коммуникативными навыками и технологиями, как общими, так и необходимыми в процессе профессиональной деятельности. Кроме того, выраженность коммуникативных ценностей в индивидуальной системе человека также взаимосвязана с уровнем эмпатии. Для человека, способного поставить себя на место другого, важно умение грамотно общаться с другими людьми, особенно с будущими пациентами. Для будущего врача очень важно не только умение сопереживать своему пациенту, но и управлять своей речью в процессе взаимо-действия с ним. Взаимосвязь коммуникативного контроля и общих коммуникативных умений (КУ) позволяет говорить о значимости умения управлять своей речью, контролировать себя в процессе взаимодействия с другими людьми. Можно предположить, что коммуникативный контроль является составляющим звеном общих коммуникативных умений и навыков.

Выводы

В результате исследования была выявлена взаимосвязь коммуникативной компетентности врача с такими эмоционально-личностными особенностями студентов медицинского ВУЗа, как эмпатия и коммуникативный контроль. Было установлено, что эмпатия взаимосвязана с такими блоками коммуникативной компетентности врача, как общие коммуникативные идеалы, общие коммуникативные умения, профессиональные коммуникативные умения. Коммуникативный контроль взаимосвязан с общими коммуникативными умениями. Таким образом, можно говорить о важности работы с эмоционально-личностными особенностями студентов медицинского ВУЗа в процессе формирования коммуникативной компетентности врача. Данные исследования позволяют выделить уровень эмпатии и коммуникативного контроля как мишени воздействия для развития коммуникативной компетентности врача. Материал может быть полезен для разработки занятий, тренингов, направленных на развития коммуникативной компетентности врача у студентов медицинских ВУЗов.

 

Список источников

1.  Ледванова Т.Ю., Коломейчук А.В. Формирование коммуникативной компе-тентности врача // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2015. – Т. 15, № 2. – С. 115–121.

2.  Ткачев И.В. Подходы к определению понятия коммуникативной компе-тентности в психологии // Право. Экономика. Психология. – 2022. – № 2 (26). – С. 78–84.

3.  Недбаева С.В., Недбаев Д.Н., Ткаченко В.В. Коммуникативная компетент-ность: содержание и структура // Здоровье и образование в XXI веке. – 2017. – Т. 19, № 12. – С. 353–357. doi: 10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12

4.  Мадалиева С.Х., Асимов М.А., Ерназарова С.Т. Формирование и развитие коммуникативной компетентности врача // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 2. – С. 66–73.

5.  Яковлева Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Ярославль, 1994. – 25 с.

6.  Васильева Л.Н. О коммуникативной компетентности будущих врачей // Медицинская психология в России. – 2013. – T. 5, № 5. – C. 16. doi: 10.24411/2219-8245-2013-15160

7.  Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Общение врача: создание положительных взаимоотношений и взаимопонимания с пациентом. (Лекция 4). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. – № 4. – URL: http://mprj.ru

8.  Асриян О.Б. Комплаенс как результат коммуникативной компетентности врача // Тихоокеанский медицинский журнал. – 2016. – № 4. – C. 93–97. doi: 10.17238/PmJ 1608-1175.2016.4.93-97

9.  Симкова К.С., Харькова О.А. Коммуникативные навыки врачей: обзор литературы // Инновационная наука. – 2020. – № 11. – C. 178–180.

10.  Шнайдер М.И. Эмпатия как форма отражения другого человека // Гуманизация образования. – 2016. – № 2. – C. 60–65.

11.  Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Филинъ, 1996. – 470 c.

12.  Сипки Х.Р. Эмпатия как фактор достижения профессионализма в деятельности врача // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. –2019. – № 2. doi: 10.25588/CSPU.2019.64.27.018

13.  Никифоров Г.С. Психология самоконтроля: учеб. пособ. – СПб.: Скифия, 2020. – 232 с.

14.  Фурманов И.А. Стратегии коммуникативного контроля в межличностном взаимодействии // Белорусский психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 14–20.

15.  Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер) // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебн. пособ. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Институт психотерапии и клинической психологии, 2018. – С. 178.

16.  Валиуллина Е.В. Коммуникативные способности студентов младших курсов медицинского университета // Вестник Северо-Восточного федерального универси-тета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2021. – № 1. – C. 32–37.

17.  Плешакова Д.Р. Психологическая модель процесса развития коммуника-тивной толерантности студентов – будущих медицинских работников // Russian Journal of Education and Psychology. – 2015. – № 12. – С. 73–83.

18.  Русакова С.В. Общие подходы к структурной составляющей коммуника-тивной толерантности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 25-1. – С. 83–87.

19.  Русакова С.В. Сущностные характеристики коммуникативной толерантности: происхождение понятия // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2013. – Т. 19, № 1. – С. 10–13.

20.  Ахметгалина Н.Н., Гагай В.В. Особенности профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа с различным уровнем коммуникативной толерантности [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7, № 1. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/89PSMN119.pdf

21.  Васильева Л.Н. Исследование эмпатии как составляющей коммуникативной компетентности будущего врача // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2010. – № 1. – С. 165–169.

 

References

1.  Ledvanova T.Yu., Kolomeichuk A.V. Formation of the communicative competence of a doctor. Byulleten' meditsinskikh Internet-konferentsii – Bulletin of Medical Internet conferences, 2015, vol. 15, no. 2, pp. 115–121. (In Russ.).

2.  Tkachov I.V. Approaches to the definition of communication competency in psychology. Pravo. Ekonomika. Psikhologiya [Law. Economy. Psychology], 2022, no. 2, pp. 78–84. (In Russ.).

3.  Nedbaeva S.V., Nedbaev D.N., Tkachenko V.V. Communicative competence: content and structure. Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke – Healt and Education Millennium, 2017, vol. 19, no. 12, pp. 353–357. (In Russ.). doi: 10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12

4.  Madalieva S.Kh., Asimov M.A., Ernazarova S.T. Formation and development of communicative competence of the doctor. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki – Scientific Review. Pedagogical Sciences, 2016, no. 2, pp. 66–73. (In Russ.).

5.  Yakovleva N.V. Psikhologicheskaya kompetentnost' i ee formirovanie v protsesse obucheniya v vuze. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Psychological competence and its formation in the process of studying at a university. Cand. psychol. sci. diss.]. Yaroslavl', 1994. 25 p.

6.  Vasilieva L.N. About communicative competence of future doctors. Med. psihol. Ross., 2013, vol. 5, no. 5, p. 16. (In Russ.). doi: 10.24411/2219-8245-2013-15160

7.  Boluchevskaya V.V., Pavlyukova A.I. Doctor's communication: creating positive relationships and mutual understanding with the patient. (Lecture 4). Med. psihol. Ross., 2011, no. 4. (In Russ.). Available at: http://mprj.ru

8.  Asriyan O.B. Komplaens as result of communicative competence of the doctor. Pacific Medical Journal, 2016, no. 4, pp. 93–97. (In Russ.) doi: 10.17238/PmJ1608-1175.2016.4.93-97

9.  Simkova K.S., Khar'kova O.A. Communication skills of doctors: literature review. Innovatsionnaya nauka [Innovative Science], 2020, no. 11, pp. 178–180. (In Russ.).

10.  Schneider M.I. Empathy as a form of reflection of another person. Gumanizatsiya obrazovaniya – Humanization of Education, 2016, no. 2, pp. 60–65. (In Russ.).

11.  Boiko V.V. Energiya emotsii v obshchenii: vzglyad na sebya i drugikh [Energy of emotions in communication: a look at yourself and others]. Moscow, Filin" Publ., 1996. 470 p.

12.  Sipki Kh.R. Empathy as a factor in achieving professionalism in the activities of a doctor. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta – South Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019. no. 2. (In Russ.). doi: 10.25588/CSPU.2019.64.27.018

13.  Nikiforov G.S. Psikhologiya samokontrolya [Psychology of self-control]. St. Petersburg, Skifiya Publ., 2020. 232 p.

14.  Furmanov I.A. Strategies of communicative control in interpersonal interaction. Belorusskii psikhologicheskii zhurnal [Belarusian psychological journal], 2004, no. 1, pp. 14–20. (In Russ.).

15.  Diagnostics of communicative control (M. Schneider). In: Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups]. 2nd edition. Moscow, Institut Psikhoterapii i Klinicheskoi Psikhologii Publ., 2018, p. 178.

16.  Valiullina E.V. Communication skills of junior medical students. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Filosofiya – Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy, 2021, no. 1, pp. 32–37. (In Russ.).

17.  Pleshakova D.R. Psychological model of the process of development of communicative tolerance of students – future medical workers. Russian Journal of Education and Psychology, 2015, no. 12, pp. 73–83. (In Russ.).

18.  Rusakova S.V. General approaches to the structural component of communicative tolerance. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application], 2012, no. 25-1, pp. 83–87. (In Russ.).

19.  Rusakova S.V. Essential characteristics of communicative tolerance: the origin of the concept. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika – Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2013, vol. 19, no. 1, pp. 10–13. (In Russ.).

20.  Akhmetgalina N.N., Gagai V.V. Features of the professional identity of medical college students with different levels of communicative tolerance. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya – World of Science. Pedagogy and Psychology, 2019, vol. 7, no. 1. (In Russ.). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/89PSMN119.pdf

21.  Vasilieva L.N. Study of empathy as a component of the communicative competence of a future doctor. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika – Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenile studies. Sociokinetics, 2010, no. 1, pp. 165–169. (In Russ.).

 

Для цитирования

УДК 159.9

Василенко Т.Д., Смирнов Н.В., Дмитренко В.И. Взаимосвязь эмоционально-личностных особенностей студентов медицинского ВУЗа с коммуникативной компетентностью будущего врача // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2023. – T. 15, № 3. – С. 1. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

The relationship between the emotional and personal characteristics of medical university students and the communicative competence of a future doctor

Vasilenko T.D.1
E-mail: tvasilenko@yandex.ru

Smirnov N.V.1
E-mail: smirnov-nikv@yandex.ru

Dmitrenko V.I.1
E-mail: dmitrenko.valentinka@yandex.ru

1 Kursk State Medical University
3 Karl Marx str., Kursk, 305041, Russia
Phone: +7 (4712) 58-81-32

Abstract. Communicative competence is an important component of a doctor’s professional activity, the formation of which begins during training. The purpose of the study is to identify the relationship between the emotional and personal characteristics of medical school students and the communicative competence of the future doctor. In the process of work, the following methods were used: a method for studying the level of professional communicative competence of a doctor (PKKV) by N. V. Yakovleva, a method for diagnosing the level of empathic abilities by V. V. Boyko, a method for diagnosing communicative tolerance by V. V. Boyko, a method for diagnosing communicative control M. Schneider. Statistical analysis of the data revealed a positive correlation between such components of the doctor’s communicative competence as general communication skills, general communicative ideals, professional communication skills, with empathy and communicative control. Thus, the study revealed the relationship between empathy and communicative control and the communicative competence of the future doctor.

Keywords: doctor’s communicative competence, empathy, communicative control

For citation

Vasilenko T.D., Smirnov N.V., Dmitrenko V.I. The relationship between the emotional and personal characteristics of medical university students and the communicative competence of a future doctor. Med. psihol. Ross., 2023, vol. 15, no. 3, p. 1. (In Russ.). Available at: http://mprj.ru

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2023 год

2022 год

2021 год

2020 год

2019 год

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год