Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 № 3(14)
2012 № 2(13)
2012 № 1(12)
2011 № 6(11)
2011 № 5(10)
2011 № 4(9)
2011 № 3(8)
2011 № 2(7)
2011 № 1(6)
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

«Кризисный пациент: клиника, диагностика, лечение»
(XVI Клинические Павловские чтения, Санкт-Петербург, 2012)

Винокур В.А. (Санкт-Петербург)

 

 

Винокур Владимир Александрович

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, Президент Санкт-Петербургского Балинтовского общества, член консультативного совета Международной Балинтовской Федерации.

E-mail: vavinokur@mail.ru

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Темой Клинических Павловских чтений, ставших уже традиционными и проводившимися в Санкт-Петербурге в 16-й раз, явились различные аспекты диагностики и ведения кризисных пациентов.

Анализируя проблему кризисных состояний человека, можно описать ее краткой цитатой А. Адлера: «… Весь мир подвешен на тонкой нити и эта нить – наша человеческая психика». Сегодня это предмет очень живых дискуссий среди психологов, психиатров, других специалистов по психическому здоровью, что такое кризис – ситуация? определенное переживание? состояние человека? клинический диагноз? Это предполагает необходимость тщательной диагностической оценки его состояния и необходимость рассмотреть жизненные события и актуальную ситуацию человека, исходя из возможности прогнозирования кризисных состояний у разных людей и оценки того, находится ли в кризисе данный человек в настоящее время и каков характер этого состояния, что будет определять его антикризисную терапию.

Кризис понимается психологами как переживание утраты субъективного смысла жизни, важнейших ориентиров и ценностей, восстановление которых невозможно без личностной реконструкции. Переживание кризиса – это определенная рациональная схема принятия его как неизбежные (не обязательно – негативные) жизненные изменения, необратимые и не контролируемые прежними поведенческими стилями. Поэтому человеку требуется новая система деятельности, позволяющая справиться с новыми жизненными обстоятельствами и вернуть утраченный смысл существования. Эффективность преодоления кризисной ситуации зависит не только от ее особенностей или личностных характеристик, но и от того, каковы критерии ее успешного преодоления и, соответственно, какова модель практического совладания с фрустрацией у данного человека: снижение тревоги и чувство психического комфорта, достижение социально значимой и одобряемой цели или сохранение физического здоровья. Поэтому преодоление кризиса, успешное с точки зрения социального положения человека (например, достижение престижного статуса в социуме) может оказаться неуспешным с точки зрения адаптации в соматической сфере и сохранения здоровья.

Кризисные ситуации могут быть возрастными, экзистенциальными (кризисы развития), ситуационными (кризисы обстоятельств) и другими, влекущими изменение субъективной картины мира и разрушение иллюзий по поводу нее. Кризис – это появление ситуации или проблемы в жизни, решения которой невозможно избежать и в то же время ее невозможно решить привычными для человека способами.

Кризисные состояния в настоящее время привлекают активное внимание психиатров в связи с высокой актуальностью проблемы суицидального поведения, в частности, периодическими волнами детско-подростковых суицидов, отмечавшихся в России в последние годы. Психиатры рассматривают личностный кризис как состояние не просто выраженной, но нередко достигающей экстремальной степени дезинтеграции (на интрапсихическом уровне) и дезадаптации (на социально-психологическом уровне), возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни человека, что приводит к его девиантному поведению, психическим и психосоматическим расстройствам. Диагностика кризисных состояний предполагает составление многоосевого диагноза, включающего социальные, патопсихологические и физиологические характеристики, а также сочетание клинической и психодиагностической оценок состояния человека в кризисе. Среди наиболее частых диагнозов по МКБ-10 в этих случаях можно отметить легкие депрессивные эпизоды и пролонгированные депрессивные расстройства, невротические, в частности, конверсионные и соматоформные расстройства, реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации, расстройства зрелой личности и поведения, включая сюда прежде всего их параноидные и диссоциальные варианты. В социальной оси кризисных состояний можно отметить снижение трудоспособности и различных вариантов социальной активности, а также снижение качества жизни на фоне кризисной ситуации. Такой подход к диагностике кризисных состояний позволяет не только точнее устанавливать характер расстройств у данного пациента, но и точнее определять мишени для терапии, проводить ее более успешно. Это позволяет также более качественно прогнозировать развитие кризисных состояний при наличии факторов риска и, соответственно, их предупреждать, формируя социальный антикризисный акцент в оказании такой помощи. Многолетний опыт организации такой работы в Санкт-Петербурге, ориентированной прежде всего на антикризисную превенцию, опирается во многом на вовлечение в нее врачей различных специальностей и других специалистов по психическому здоровью, дестигматизацию психиатрической и психотерапевтической помощи, повышение информированности широких слоев населения в вопросах кризисных состояний, в частности, через СМИ, определение групп повышенного риска, подготовку специалистов по оказанию антикризисной помощи и профилактике кризисных состояний.

 

 

Ссылка для цитирования

Винокур В.А. «Кризисный пациент: клиника, диагностика, лечение» (XVI Клинические Павловские чтения, Санкт-Петербург, 2012) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 4 (15). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения