Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 № 4(15)
2012 № 3(14)
2012 № 2(13)
2012 № 1(12)
2011 № 6(11)
2011 № 5(10)
2011 № 4(9)
2011 № 3(8)
2011 № 2(7)
2011 № 1(6)
2010 № 4(5)
2010 № 3(4)
2010 № 2(3)
2010 № 1(2)
2009 № 1(1)

Богатый выбор методов и возможностей семейной психотерапии

Рецензия на книгу
«Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы.
Учебное пособие для врачей и психологов»/ под ред. Э.Г. Эйдемиллера.
— Изд. 2-е, испр. и доп. — Спб.: Речь. — 2010. — 425 с.

Попов Ю.В. (Санкт-Петербург)

 

 

Попов Юрий Васильевич

–  заместитель директора по научной работе Санкт-Петербургского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, имеет высшую категорию по специальности «психиатрия». Руководитель отделения психиатрии подросткового возраста СПБПНИ им. В.М. Бехтерева.

E-mail: podrostky@mail.ru

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Рецензируемое издание подготовлено коллективом кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова», возглавляемой одним из создателей семейной психотерапии в СССР, Эдмондом Георгиевичем Эйдемиллером. Э.Г. Эйдемиллер — ученый, врач, педагог и ведущий отечественный специалист в области психотерапии взялся за изучение взаимоотношений в семьях подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами, вдохновляемый известным создателем школы подростковой психиатрии в СССР Андреем Евгеньевичем Личко.

Данное пособие предназначено для врачей и психологов, а также всех интересующихся семейной психологией и семейной психотерапией. Также оно может быть полезным широкому кругу читателей, интересующихся диагностикой и разрешением семейных проблем.

Первое издание практикума по системной семейной психотерапии вышло в 2002 году и было широко востребовано специалистами. Накопленный авторами теоретический и практический опыт позволил дополнить второе издание практикума новыми теоретическими положениями, методами и моделями диагностики и коррекции семейной системы. В практикумом включены работы современных отечественных специалистов, оказывающих помощь семьям больных с различной нозологией в условиях России. В предисловии ко второму изданию подробно изложены теоретические концепты, объединяющие авторский коллектив, и позволяющие целостно воспринимать представленный материал.

Структура практикума включает в себя три главы, последовательно раскрывающие вопросы семейной диагностики, семейной психотерапии и подготовки семейного психотерапевта. Структура изложения каждого занятия предполагает обозначение цели занятия и средств ее достижения, оптимально и доступно дается описание теоретических положений того или иного диагностического или лечебного метода и модели. Для продуктивного освоения материала предлагаются ситуационные задачи, список вопросов в конце каждого занятия, ответы на которые позволяют наиболее полно ассимилировать изученный материал. Репродуктивный вариант обучения представлен множеством иллюстраций случаев семейной диагностики и психотерапии, стенограммами сеансов и комментариями к ним. Этот способ изложения материала по механизмам моделирования позволяет специалисту приобрести необходимые практические умения, а при их воспроизведении и повторении и навыки.

Первая глава практикума, посвященная семейному диагнозу и методам семейной диагностики, наряду с теорией включает в себя современные диагностические методики, широко используемые авторами пособия в своей работе на отечественной выборке. Указаны сильные и слабые стороны того или иного метода, приведены иллюстрации использования диагностических процедур, указаны ошибки предшествующего использования методики. Так полученный авторами практический опыт работы с опросником «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-III) позволил выбрать оптимальный вариант перевода данного опросника и представить его в пособии, проиллюстрировав работу с ним детальными комментариями.

Вторая глава «Психология семьи и методы (модели) современной семейной психотерапии» дает подробное теоретическое представление о системном подходе, лежащем в основе системной семейной психотерапии. Раскрываются функции симптома в семейном функционировании, иллюстрируется вопросы в семейной психотерапии и реконструирующие техники. Представлены основные современные направления семейной психотерапии: нарративное и системное. Подробно даны описания и стенограммы сеансов аналитико-системной семейной психотерапии Э.Г. Эйдемиллера, Н.В. Александровой, раскрыты вопросы семейного консультирования с использованием метода И.М. Никольской «Серийные рисунки и рассказы», изложена теория и практика перинатальной семейной психотерапии, представлен гештальт-подход в семейной психотерапии. Показаны модели семейной психотерапии при ряде нозологий: психосоматических расстройствах у детей и подростков, шизофрении, героиновой наркомании, ВИЧ-СПИДе. Изложение ярко иллюстрировано примерами, рисунками пациентов, стенограммами и исчерпывающими комментариями к ним.

Третья глава посвящена вопросам подготовки и обучению специалистов семейной психотерапии. Изложена программа и структура циклов усовершенствования специалистов по семейной психотерапии, основанные на опыте преподавания данной дисциплины на кафедре детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова». Представлена теория и практика супервизии в семейной психотерапии.

Практикум содержит список рекомендуемой литературы. В конце даны варианты правильных ответов на вопросы к темам и заданиям, позволяющие обеспечить самоконтроль в освоение материала.

Есть уверенность, что рецензируемое учебное пособие станет настольной книгой психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 615.851(049.32)

Попов Ю.В. Богатый выбор методов и возможностей семейной психотерапии. Рецензия на книгу «Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы. Учебное пособие для врачей и психологов» / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Спб.: Речь. — 2010. — 425 с. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения